Тема урока: «Кого можно назвать человеком?»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Тема урока: «Кого можно назвать человеком?».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока:Ознакомить учеников с особенностями внутреннего духовного мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные:умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
  • Регулятивные:умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные:умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные):умение выделять особенности внутреннего духовного мира человека; формировать умение объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей.
Личностные (воспитательные): умение  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, мультимедиа.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Орг.момент

1

2

Актуализация знаний

7 - 9

3

Постановка проблемы урока

2

4

Введение нового знания

20

5

Первичное закрепление

10

6

Итог урока. Рефлексия

2

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Здравствуйте ребята. Сегодня урок истории проведу у вас я, Юлия Сергеевна. Сейчас я проверю вашу готовность к уроку. Я буду называть предметы, которые нам сегодня необходимы, вы глазами проверяете все ли у вас на месте: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.Если ли чего – то не хватает, с вами поделится сосед по парте (проверка детьми готовности).

Познавательные

- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- Представлять информацию в виде схемы.

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные

- Развиваем умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные

- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

- Выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать

предстоящую работу

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Актуализация знаний

Постановка проблемы урока

Демонстрация отрывка из мультфильма о Маугли. Из отрывка должно быть видно, что Маугли ходит на двух ногах, разговаривает.

-Что Маугли умеет делать то же, что и люди? (Ходить, разговаривать.)

- Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение?

- Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь, не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?

- Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?

- Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?

Рассказ учителем истории настоящего Маугли в учебнике на с. 8.

- Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных? (Ходил на четырёх конечностях, рычал, огрызался и т.д.)

Работа с иллюстрацией на с. 9.

- Где изображён Маугли из сказки, а где настоящий человек? (Из сказки – на левых рисунках.)

- По каким признакам вы догадались?

- Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Маугли в сказке – человек, а в жизни вёл себя как животное.)

- Какой возникает вопрос? Кого можно назвать человеком? (Почему человек, который вырос среди животных, не может стать настоящим человеком?)

-Что мы вообще знаем о человеке? (Человек – это млекопитающее, его тело состоит из головы, шеи, плеч, туловища, двух пар конечностей.)

- Чем человек отличается от животных?

- Связаны ли разные люди друг с другом? (Люди составляют одно общество)

– А знаете ли вы, откуда у человека появляются признаки, отличающие его от животных?

Открытие нового знания

Врождённые признаки человека.

-Вы правильно сказали, что человек – часть живой природы, млекопитающее. Но ведь уже с рождения человек не похож на животное.

- Давайте поиграем. Покажите, какими признаками человек уже с рождения отличается от животных. Если я назову признаки человека, то вы поднимаете руки. Если я назову признаки животных, то топаете ногами. Если я назову признаки и человека и животного, то нечего не показываете.

- У человека есть руки? (Да.) Покажите. (Дети поднимают руки.)

- У человека есть лапы? (Нет.) А у кого есть? (У животных. Топают)

- У человека есть хвост, лицо, ноги, морда, шерсть, рога, копыта? (Хвост – топают; Лицо – поднимают руки; ноги – поднимают руки; морда – топают ногами; шесть, рога, копыта – топают ногами.)

- Все эти признаки человека можно объединить в одну группу. Найдите на с. 9 учебника, как эти признаки называются (ориентируясь на выделенные слова, называют: «Врождённые признаки человека».)

- Так что же такое врождённые признаки человека? (То, что отличает человека от животного с рождения, то, что дано ему природой.)

Приобретённые в обществе признаки человека, внутренний духовный мир.

– Продолжим игру. Я буду называть человеческие качества, а вы будете поднимать руки только тогда, когда я назову что-то такое, чего не умеют животные.

- Человек умеет есть (Руки не поднимают, животные тоже это умеют.)

- Человек умеет говорить (Руки поднимаются, животные этого не умеют.)

- Человек умеет прыгать, думать, пить, читать. (Ученики реагируют.)

- Кто научил вас говорить, думать, читать? (Родители, другие люди.)

- Найдите на с. 10 учебника, как эти признаки называются. (Ориентируясь на выделенные слова, называют: «приобретённые признаки человека».)

- Так что же такое приобретённые признаки человека? (Признаки человека, сформированные благодаря жизни в обществе.)

- Как вы думаете, приобретённые признаки человека у всех людей одинаковые? (Могут быть разные.)

- Нам нравятся одинаковые книги, музыка, одежда и т.д.? (Нет.) Почему? (Всем нравится разное, потому что все люди разные, у каждого свои увлечения, интересы и т.д.)

- Найдите в тексте на с. 10, как называется круг наших интересов и увлечений. (Ориентируясь на выделенные слова,называют: «внутренний духовный мир».)

- Как вы понимаете эти слова? (Это собственные интересы, переживания, мысли.)

-У человека, выросшего в среде животных, может быть внутренний духовный мир? (Нет.)

- Посмотрите на рисунки на с. 10. Что общего на всех трёх рисунках? (На всех мамы (женщина, кошка, птица) занимаются со своими детьми.)

– Чему будет учить своих детей кошка и птица?(Кошка и птица будут учить тому, что необходимо в природе для выживания кошкам и птицам.)

– Чему будет учить своих детей человеческая мама?(Разговаривать, потом читать, писать, быть вежливым. Человека будут учить тому, что необходимо для жизни не просто в природе, но и в обществе.)

- Почему кошка (собака, волк, обезьяна) не смогут научить человека человеческим качествам? (Потому что они сами ими не владеют. Они живут в природе, а не в обществе людей.)

- Научить человека говорить, читать и писать, общаться с людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связано с особенностями развития человека, его мозга. Именно поэтому дети, которые долгое время находились среди животных, не общались с существами, себе подобными, не могут стать полноценными членами общества и более того – они очень рано умирают.

Первичное закрепление

- А теперь откроем рабочие тетради на странице 2 и выполните задание №1, что нам нужно сделать?

(Вставить в текст пропущенные слова.)

- Итак, кто может назвать пропущенные слова в первом предложении? (Внутренний.)

- Кто может назвать пропущенные слова во втором предложении? (Постоянно общаться с другими людьми, узнавать новое, создавать что то самому.)

- Переходим к следующему заданию под №2.

- Кто прочитает задание, что нам нужно сделать? (Анюта и Илюша нарисовали, чем каждый из них увлекается,интересуется.Подпиши, что составляет круг интересов Илюши и Анюты (то есть их внутренний мир).)

- Итак, кто может назвать, что составляет круг интересов Илюши? (Чтение книг, футбол, игра в солдатика.)

- Что составляет круг интересов Анюты? (Чтение книг, игра в мяч, игра в куклу.)

- Определите их общие интересы   увлечения.

Обведите эти рисунки. (Чтение книг.) 

Вывод: У каждого человека свой круг интересов.

- Переходим к следующему заданию под №3.

- Кто прочитает задание, что нам нужно сделать? (Вставить в текст пропущенные слова.)

- Итак, кто может назвать пропущенные слова в первом предложении? (Врожденными.)

- №2? (Приобретёнными.)

- №3? (Общества.)

- №4? (Человека; общества.)

Вывод: Врожденные признаки это те которые с рождением уже были у тебя, а приобретенные это те которые появляются на протяжении всей жизни.

Рефлексия.

Итог урока

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему человек, которые вырос среди животных, не может стать настоящим человеком?)

- Какие знания нам помогли решить эту проблему? (Знания истории.)

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (Кроме врождённых признаков, у человека есть и приобретённые, которые формируются в обществе людей, в ходе воспитания, обучения, работы, игр и т.д. Человек, который вырос среди животных, не может стать настоящим человеком, потому что обладает только врождёнными признаками, а этого недостаточно для самостоятельной жизни в обществе.)

- Откройте учебник на странице11. Сравните свой вывод с авторским.

- Оцените свою деятельность на уроке, какую оценку вы можете себе поставить?

Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.Дома еще раз прочитайте параграф 1, страница 8 – 11. Нарисуй или опиши словами, что ты считаешь настоящим богатством внутреннего мира человека, чему бы тебе хотелось научиться, чем обогатить свой духовный мир. Прими участие в выставке «Сокровища души».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кого можно назвать человеком

На уроке создается первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приобретенной) природе человека. Знакомятся с факторами, которые влияют на формирование личности ...

Кого можно назвать другом?

Цель:  1.  Подвести  учащихся к  пониманию  того,  что  существует  влияние друзей  друг  на  друга  и  необходимо  уметь  от...

Кого можно назвать человеком? 4 класс (тест) Школа "2100"

Кого можно назвать человеком?  4 класс (тест) Школа "2100"...

Урок окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100

Конспект урока окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100 с применением технологии проблемного диалога...

Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?

Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?Карточки к уроку + лист успеха...

Технологическая карта по литературному чтению.Тема "Кого можно назвать сильным человеком? Э. Шим «Не смей " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 28.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 3Время: 9:55-10:35Кабинет: 111Студент: Колдаева ИринаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист...