Тема урока: «Кого можно назвать человеком?»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
Тема урока: «Кого можно назвать человеком?».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока:Ознакомить учеников с особенностями внутреннего духовного мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные:умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
- Регулятивные:умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные:умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные (образовательные):умение выделять особенности внутреннего духовного мира человека; формировать умение объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей.
Личностные (воспитательные): умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, мультимедиа.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этап урока | Регламент |
1 | Орг.момент | 1 |
2 | Актуализация знаний | 7 - 9 |
3 | Постановка проблемы урока | 2 |
4 | Введение нового знания | 20 |
5 | Первичное закрепление | 10 |
6 | Итог урока. Рефлексия | 2 |
Этапы | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент | Здравствуйте ребята. Сегодня урок истории проведу у вас я, Юлия Сергеевна. Сейчас я проверю вашу готовность к уроку. Я буду называть предметы, которые нам сегодня необходимы, вы глазами проверяете все ли у вас на месте: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.Если ли чего – то не хватает, с вами поделится сосед по парте (проверка детьми готовности). | Познавательные - Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - Представлять информацию в виде схемы. - Выявлять сущность, особенности объектов. - На основе анализа объектов делать выводы. - Обобщать и классифицировать по признакам. - Находить ответы на вопросы в иллюстрации Коммуникативные - Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные - Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, - Выражать свои эмоции. - Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Прогнозировать предстоящую работу - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Актуализация знаний Постановка проблемы урока | Демонстрация отрывка из мультфильма о Маугли. Из отрывка должно быть видно, что Маугли ходит на двух ногах, разговаривает. -Что Маугли умеет делать то же, что и люди? (Ходить, разговаривать.) - Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение? - Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь, не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей? - Может ли он сам научиться ходить на двух ногах? - Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке? Рассказ учителем истории настоящего Маугли в учебнике на с. 8. - Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных? (Ходил на четырёх конечностях, рычал, огрызался и т.д.) Работа с иллюстрацией на с. 9. - Где изображён Маугли из сказки, а где настоящий человек? (Из сказки – на левых рисунках.) - По каким признакам вы догадались? - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Маугли в сказке – человек, а в жизни вёл себя как животное.) - Какой возникает вопрос? Кого можно назвать человеком? (Почему человек, который вырос среди животных, не может стать настоящим человеком?) -Что мы вообще знаем о человеке? (Человек – это млекопитающее, его тело состоит из головы, шеи, плеч, туловища, двух пар конечностей.) - Чем человек отличается от животных? - Связаны ли разные люди друг с другом? (Люди составляют одно общество) – А знаете ли вы, откуда у человека появляются признаки, отличающие его от животных? | |
Открытие нового знания | Врождённые признаки человека. -Вы правильно сказали, что человек – часть живой природы, млекопитающее. Но ведь уже с рождения человек не похож на животное. - Давайте поиграем. Покажите, какими признаками человек уже с рождения отличается от животных. Если я назову признаки человека, то вы поднимаете руки. Если я назову признаки животных, то топаете ногами. Если я назову признаки и человека и животного, то нечего не показываете. - У человека есть руки? (Да.) Покажите. (Дети поднимают руки.) - У человека есть лапы? (Нет.) А у кого есть? (У животных. Топают) - У человека есть хвост, лицо, ноги, морда, шерсть, рога, копыта? (Хвост – топают; Лицо – поднимают руки; ноги – поднимают руки; морда – топают ногами; шесть, рога, копыта – топают ногами.) - Все эти признаки человека можно объединить в одну группу. Найдите на с. 9 учебника, как эти признаки называются (ориентируясь на выделенные слова, называют: «Врождённые признаки человека».) - Так что же такое врождённые признаки человека? (То, что отличает человека от животного с рождения, то, что дано ему природой.) Приобретённые в обществе признаки человека, внутренний духовный мир. – Продолжим игру. Я буду называть человеческие качества, а вы будете поднимать руки только тогда, когда я назову что-то такое, чего не умеют животные. - Человек умеет есть (Руки не поднимают, животные тоже это умеют.) - Человек умеет говорить (Руки поднимаются, животные этого не умеют.) - Человек умеет прыгать, думать, пить, читать. (Ученики реагируют.) - Кто научил вас говорить, думать, читать? (Родители, другие люди.) - Найдите на с. 10 учебника, как эти признаки называются. (Ориентируясь на выделенные слова, называют: «приобретённые признаки человека».) - Так что же такое приобретённые признаки человека? (Признаки человека, сформированные благодаря жизни в обществе.) - Как вы думаете, приобретённые признаки человека у всех людей одинаковые? (Могут быть разные.) - Нам нравятся одинаковые книги, музыка, одежда и т.д.? (Нет.) Почему? (Всем нравится разное, потому что все люди разные, у каждого свои увлечения, интересы и т.д.) - Найдите в тексте на с. 10, как называется круг наших интересов и увлечений. (Ориентируясь на выделенные слова,называют: «внутренний духовный мир».) - Как вы понимаете эти слова? (Это собственные интересы, переживания, мысли.) -У человека, выросшего в среде животных, может быть внутренний духовный мир? (Нет.) - Посмотрите на рисунки на с. 10. Что общего на всех трёх рисунках? (На всех мамы (женщина, кошка, птица) занимаются со своими детьми.) – Чему будет учить своих детей кошка и птица?(Кошка и птица будут учить тому, что необходимо в природе для выживания кошкам и птицам.) – Чему будет учить своих детей человеческая мама?(Разговаривать, потом читать, писать, быть вежливым. Человека будут учить тому, что необходимо для жизни не просто в природе, но и в обществе.) - Почему кошка (собака, волк, обезьяна) не смогут научить человека человеческим качествам? (Потому что они сами ими не владеют. Они живут в природе, а не в обществе людей.) - Научить человека говорить, читать и писать, общаться с людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связано с особенностями развития человека, его мозга. Именно поэтому дети, которые долгое время находились среди животных, не общались с существами, себе подобными, не могут стать полноценными членами общества и более того – они очень рано умирают. | |
Первичное закрепление | - А теперь откроем рабочие тетради на странице 2 и выполните задание №1, что нам нужно сделать? (Вставить в текст пропущенные слова.) - Итак, кто может назвать пропущенные слова в первом предложении? (Внутренний.) - Кто может назвать пропущенные слова во втором предложении? (Постоянно общаться с другими людьми, узнавать новое, создавать что то самому.) - Переходим к следующему заданию под №2. - Кто прочитает задание, что нам нужно сделать? (Анюта и Илюша нарисовали, чем каждый из них увлекается,интересуется.Подпиши, что составляет круг интересов Илюши и Анюты (то есть их внутренний мир).) - Итак, кто может назвать, что составляет круг интересов Илюши? (Чтение книг, футбол, игра в солдатика.) - Что составляет круг интересов Анюты? (Чтение книг, игра в мяч, игра в куклу.) - Определите их общие интересы увлечения. Обведите эти рисунки. (Чтение книг.) Вывод: У каждого человека свой круг интересов. - Переходим к следующему заданию под №3. - Кто прочитает задание, что нам нужно сделать? (Вставить в текст пропущенные слова.) - Итак, кто может назвать пропущенные слова в первом предложении? (Врожденными.) - №2? (Приобретёнными.) - №3? (Общества.) - №4? (Человека; общества.) Вывод: Врожденные признаки это те которые с рождением уже были у тебя, а приобретенные это те которые появляются на протяжении всей жизни. | |
Рефлексия. Итог урока | - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему человек, которые вырос среди животных, не может стать настоящим человеком?) - Какие знания нам помогли решить эту проблему? (Знания истории.) - Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (Кроме врождённых признаков, у человека есть и приобретённые, которые формируются в обществе людей, в ходе воспитания, обучения, работы, игр и т.д. Человек, который вырос среди животных, не может стать настоящим человеком, потому что обладает только врождёнными признаками, а этого недостаточно для самостоятельной жизни в обществе.) - Откройте учебник на странице11. Сравните свой вывод с авторским. - Оцените свою деятельность на уроке, какую оценку вы можете себе поставить? | |
Домашнее задание | - Откройте дневники и запишите домашнее задание.Дома еще раз прочитайте параграф 1, страница 8 – 11. Нарисуй или опиши словами, что ты считаешь настоящим богатством внутреннего мира человека, чему бы тебе хотелось научиться, чем обогатить свой духовный мир. Прими участие в выставке «Сокровища души». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кого можно назвать человеком
На уроке создается первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приобретенной) природе человека. Знакомятся с факторами, которые влияют на формирование личности ...
Кого можно назвать другом?
Цель: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что существует влияние друзей друг на друга и необходимо уметь от...
Кого можно назвать человеком? 4 класс (тест) Школа "2100"
Кого можно назвать человеком? 4 класс (тест) Школа "2100"...
Урок окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100
Конспект урока окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100 с применением технологии проблемного диалога...
Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?
Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?Карточки к уроку + лист успеха...
Презентация по литературному чтению для 2 класса по теме "Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей!"
Презентация предназначена для обучающихся 2 класса УМК "Перспектива"...
Технологическая карта по литературному чтению.Тема "Кого можно назвать сильным человеком? Э. Шим «Не смей " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 28.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 3Время: 9:55-10:35Кабинет: 111Студент: Колдаева ИринаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист...