Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме» (с использованием мультимедийных технологий)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Крайнова Ирина Александровна

урок-экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир29.63 КБ
Office presentation icon в гости к зиме2.12 МБ
Binary Data интерактивные задания442.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме»

(с использованием мультимедийных технологий)

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Раздел «Жизнь города и села»

Тема «В гости к зиме»

Цель: расширить у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Обучающие: систематизировать и обогатить знания о природных связях.

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;  формирование чувства прекрасного и эстетические чувства.

Ресурсы :

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация, интерактивное задание, карточки с заданием.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

Этапы урока,

учебные задачи

Содержание урока

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный: подготовка учащихся к работе.

Здравствуйте. Тихо  садитесь.

Дети приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Психологический настрой.

    1 мин

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

- к какому времени года мы отправимся?

- Я вас приглашаю в гости к зиме. Как же будет называться наше путешествие?

Солнце землю греет слабо, 

По ночам трещит мороз,                                                
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

- Вспомните, какая бывает природа?

-Что относится к неживой и к живой природе?

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

Откроем рабочие тетради на ст. 84.

Просмотр видеосюжета

Ответы детей.

Работа в рабочих тетрадях ст. 84 у. 1

(Слайд 1)

(Слайд 2)

5 мин

  4  мин

Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

 Зимние месяцы.

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? Какой месяц будет 1? 2? 3?

- А кто знает, откуда произошли названия этих месяцев? Что они обозначают? И как их называли в старину?  Давайте послушаем ребят.

А) Декабрь – от латинского слова «десять», десятый месяц. По староримскому календарю год начинался с марта.

В старину декабрь называли «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах, а также «снежень» — снежный.

Пословица гласит: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Б) Название месяца январь (Януарис) произошло от имени двуликого бога Януса, переводится «вход», «дверь». По легенде он был богом небосвода. В начале дня Янус открывал ворота Солнцу, а в конце закрывал их.

В старину январь называли «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Солнце сияет ярче на ясном синем небе, оттого зовут январь - просинец. Стоит между декабрем и февралем, то есть делит зиму пополам, за то его называют сечень.

В народе говорили: Январь – году начало, а зиме середина.

В) Февраль (Фебруус) назван в честь Фебрууса, повелителя подземного мира. Он был богом очищения. Ритуалы по очищению души и искуплению грехов проводились 15 февраля.

Февраль - «лютый», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца, поэтому еще его зовут «крутень». Февраль стоит на рубеже – перед первым весенним месяцем мартом, между весной и зимой. Вот поэтому одно из народных названий февраля – «межа», то есть рубеж, граница.

Пословица гласит: Вьюги да метели под февраль прилетели.

Зимние явления природы. 


- Как вы думаете, когда наступает зима?
- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Откроем учебник на ст. 130. Прочитаем цепочкой текст.

- выполним задание в РТ СТ. 84  в парах.

- Проверим. .

-назовите зимние явления природы?

- А какими красивыми и разными могут быть снежинки! Звезда, ёж, пластинка, игла, крупа, столбик… Всё это снежинки различной формы. Чаще всего встречаются снежинки-звёздочки с шестью лучами. Но они могут иметь и три, и двенадцать лучей.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- выполним задание в РТ на ст. 85.

  Физкультпауза.

 Зимняя жизнь растений.

– На какие группы делятся все растения?

- Какие бывают деревья?

- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.

-задание в РТ СТ. 85

-помоги Сереже и Наде. Ст. 132 (устно)

- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. 
- Какую роль выполняет снег для этих растений?
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.  

 

Секреты животного мира.

– На какие группы делятся животные?

- Рассказ учителя о зимней жизни зверей:

 - Это интересно!

• Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

• Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

• Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

• Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

- Догадайтесь, чьи следы на снегу.

Интерактивное задание. Игра «Расселите животных по домикам»

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые  зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые  зимой ищут корм в природе.

Жизнь птиц зимой.

- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

- Назовите зимующих птиц.

Рассказ учителя о клестах.

- Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

- Чем питаются птицы зимой?

- И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

- Какую пользу приносят птицы?

- Что произойдёт, если не будет птиц?

Как зимуют рыбы.

- Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

Ответы детей

РТ СТ. 84 УПР. 2

предположения детей

Выступления детей

с сообщением

Ст. 130-131, читаем

  • оттепель
  • гололедица
  • снегопад
  • метель
  • изморозь

РТ ст. 84 упр. 3

работа в парах

упр. 3(1)

ст. 132

РТ ст. 85

РТ СТ. 85, учебник ст. 132

В парах

Ст  133

РТ. Ст.86

Работа у доски

 

(Слайд 3)

(Слайд 4-6)

 (Слайд 7-10)

(Слайд 11)

(Слайды 12-18)

 2 мин

4 мин

1 мин

5 мин

3 мин

1 мин

5 мин

3 мин

2 мин

1 мин

Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний.

Поляна «Народной мудрости».

- наше путешествие привело нас на поляну народной мудрости.  Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы? Собери пословицы.

-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

Работа у доски.

В зимний холод всякий молод.

Снегу надует – хлеба прибудет.

Мороз невелик, да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Береги нос в большой мороз.

4 мин

подведение итогов

-Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.

- Что запомнили на уроке?

- Чему научились?

- Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

- Что понравилось?

- Покажите свое настроение, которое было у вас на уроке.

Учитель ставит отметки за работу на уроке.

 Работа у доски

(Слайд 19)

3 мин

 Организационное завершение урока

Спасибо за урок. До свидания.

Домашнее задание

РТ. СТ. 87

1 мин111


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гости к зиме

Слайд 2

Природа Неживая Живая

Слайд 3

Зимние явления природы: оттепель гололедица снегопад метель изморозь

Слайд 7

Растения Деревья Кустарники Травы Лиственные Хвойные

Слайд 9

пшеница клюква земляника

Слайд 11

Животные Звери Птицы Рыбы Насекомые

Слайд 13

Зимующие птицы

Слайд 14

Зимующие птицы

Слайд 15

Зимующие птицы

Слайд 17

Плоды рябины Пшено, просо, овес, пшеница Семена подсолнечника Крылатки ясеня и клена Шишки, желуди, орехи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Жизнь растений осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"

На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года;  формировать бере...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...