Рабочая программа воспитателя дополнительного образования по опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ для детей 2-7 лет
рабочая программа
способствовать развитию у детей познавательной активности , любознательности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредствам экспериментальной деятельности, формировать у детей элементы экологического сознания ,способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka.docx | 113.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центра развития ребенка
детский сад № 4 « Золотой ключик»
Ростовская область город Константиновск
Рабочая программа
воспитателя
дополнительного образования
по опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ
для детей 2-7 лет
Разработчик программы :
Еремина Н.Е.
Пояснительная записка.
« Самое лучшее открытие то,
Которое ребенок сделал сам.»
Ральф У. Эмерсон.
«Мир , окружающий ребенка – это , прежде всего мир природы , с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой .Здесь , в природе , вечный источник детского разума.»
В.Сухомлинский
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями , но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений , любознательность , постоянное стремление наблюдать и экспериментировать , самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает обьект в ходе практической деятельности с ним , осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную , ориентировочно –исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного обьекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования , как ведущую деятельность дошкольного возраста : Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка . Василий Александрович считал, что природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Дети замечают всё: порхающую с цветка на цветок бабочку, птичку, сидящую высоко на дереве, кузнечика , подвижного жучка, крохотного паучка .Они открывают для себя что – то новое: стараются всё рассмотреть, потрогать руками, понюхать, даже попробовать на вкус. Ребенок впервые узнает, что сосулька зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, шелестит, что камень брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий. Во время экспериментов , дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов. Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента у детей развивается: мелкая моторика, воображение речь, мышление. Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. У детей формируются навыки общения, взаимопомощи, сопереживания, соучастия. Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребёнок имеет возможность удовлетворить свою любознательность. Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры , но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы . Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства . Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности –связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей , основ экологически грамотного , безопасного поведения в окружающей среде. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка , разработана рабочая программа кружка « Экознайка» для всех возрастных групп в соответствии с задачами программы « Детство». Ведущая идея кружка заключается в организации посильной , интересной и адекватной возрасту экспериментально- исследовательской деятельности для формирования естественно- научных представлений дошкольников.
Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной активности , любознательности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредствам экспериментальной деятельности, формировать у детей элементы экологического сознания ,способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи программы:
. 1. Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.
2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
3. Развивать умение делать выводы, умозаключения.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и
экспериментов.
5.Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую
любознательность.
6.Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным
экологическим правилам в деятельности и поведении.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала для всех возрастных групп.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Рабочая программа спланирована с использованием следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; физическое развитие речевое развитие художественно-эстетическое.
Содержание программы:
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого
ребенком:
- Вместе;
- на равных;
- как партнеров.
Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
- живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
- неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
- человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:
-с детьми первой младшей группы – 1 раз в неделю по 10 минут; -с детьми второй младшей группы – 1 раз в неделю по 10-15 минут; -с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут; -с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 20-25 минут. -с детьми подготовительной группы – 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу:
- работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
- постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов (если это необходимо);
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Диагностика усвоения рабочей программы по экспериментально-опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
1.Наглядные методы : – наблюдение; –опыты и эксперименты; -рассматривание книжных иллюстраций , репродукций; –проведение дидактических игр;
2.Словесные методы: - чтение литературных произведений ; -беседы с элементами диалога , обобщающие рассказы воспитателя.
3.Игровые методы: -проведение разнообразных игр ( малоподвижных , сюжетно-ролевых, дидактических , игр драматизаций и др.) -загадывание загадок; -проведение викторин , конкурсов , тематических вечеров.
4. Практические методы: - организация продуктивной деятельности детей; -оформление гербария растений , коллекции семян, плодов; - постановка сказок , отрывков литературнызх произведений; - изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы кружка было обращено особое внимание на следующие направления: -познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы , влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. -практическое направление – изучение растительного и животного мира , ландшафтов родного края , связанное с практическими делами ( акции природного характера , работа на огороде , подкормка птиц , посадка цветников и др.) Исследовательское направление -осуществляется в рамках продуктивной деятельности , экскурсий , наблюдений , опытов.
Программа разработана с учѐтом следующих принципов:
1. Принцип научности: -предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками;
2. Принцип целостности: -основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
3.. Принцип систематичности и последовательности: -предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: -обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.Принцип доступности: -предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
6.Принцип активного обучения: -обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.Принцип креативности: -предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности: -предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ожидаемые результаты:
1.Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций , творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3.Обогатить предметно – развивающую среду в группе. 4.Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
5.Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
6.Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п. 7.Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность
8.Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твѐрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии).
Методические рекомендации по организации центров детского экспериментирования.
Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и формируют у детей научное мировоззрение.
Оформление центра
Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании занятий, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.
На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.
В качестве оформления можно использовать портреты учёных, комнатные растения.
Лабораторное оборудование
Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.
Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудовании е в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус.
Так же необходимы комплекты для игр с водой и песком, с ветром.
Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой целесообразно иметь на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.
Материалы для работы
Центр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.
Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т.д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (примерно 5 штук на подгруппу детей), маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он должен быть в количестве из расчёта на одного ребёнка.
Для наблюдения за живыми объектами можно поместить аквариум с рыбками, большую стеклянную вазу для наблюдения за ростом корней у веток тополя, а так же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.
В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например: коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки. Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.
Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливаются различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.
Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований воспитателю нужно оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми 2-3лет.
( Первая младшая группа)
№ п/п. | Тема занятий: | Задачи : | Материал: | ||
Сентябрь. | |||||
1. | «Солнечные зайчики» ( Авторская разработка) | Показать детям как появляются «солнечные зайчики» на стене, мебели и т.д.; вызвать радость у детей, рассказать , что для игр с «зайчиками» необходимы: зеркальце и солнышко. | Зеркало. | ||
2. | «Поиграем с солнышком» ( Авторская разработка) | Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). | Предметы темных и светлых | ||
цветов. | |||||
3. | «Сыпем - лепим (игры с песком)» стр.34 | Познакомить со свойствами сухого и влажного песка. | Песок сухой и мокрый. | ||
4. | Поиграем с песком. стр.36 | Закрепить знания о свойствах песка (лепится, сыпется). | Песок сухой и мокрый , формочки для песка. | ||
Октябрь. | |||||
5. | « Вода льется из крана» стр.49. | Познакомить со свойствами воды. | Стаканчик. | ||
6. | «Узнаем, какая вода ». стр.53 | Познакомить со свойствами воды: прозрачная, без вкуса, без запаха, текучая. | Стаканы , вода . | ||
7. | «Разноцветная водица.» стр.52 | Закрепить свойство воды «прозрачная» и как воду можно окрасить в разные цвета | Стаканы , вода , краски. | ||
8. | «Водичка- водичка» стр.55 | Закрепить свойства воды (прозрачная, льётся, теплая , холодная) | Стаканы , вода . | ||
Ноябрь. | |||||
9. | Попробуем на вкус (игры с овощами и фруктами). ( Авторская разработка) | Познакомить с внешним видом овощей и фруктов, учить их различать по форме, цвету , величине и вкусу. | Фрукты и овощи. | ||
10. | Игры с веерами и султанчиками. ( Авторская разработка) | Познакомить со свойствами воздуха- движется. Движение воздуха- это ветер. | Веер , султанчики. | ||
11. | «Поиграем с ветерком». ( Авторская разработка) | Учить умению обнаруживать движение воздуха. | Ленточка , вертушки. | ||
12. | « Листопад – листопад» ( Авторская разработка) | Учить различать листочки по форме, цвету, величине. Слушать, как сухие листочки шуршат под ногами. | Осенние листья. | ||
Декабрь. | |||||
13. | «Снег, какой он?» ( Авторская разработка) | Познакомить со свойствами снега- холодный, белый, сыпется. | Снег, емкости для снега. | ||
14. | «Снеговик в гостях у детей.» ( Авторская разработка) | Формировать простейшие представления о свойстве снега- тает в тепле и превращается в воду. | Снег, емкости для снега. | ||
15. | «Лепим из снега» ( Авторская разработка) | Формировать представление о свойстве снега- лепится. | Снег, емкости для снега. | ||
16. | «Разные ножки топают по снежной дорожке.» ( Авторская разработка) | Научить получать чёткие следы на снегу. | Снег. | ||
Январь. | |||||
17. | « Превращение льда в воду.» ( Авторская разработка) | В тепле лёд тает и превращается в воду. Лёд- это твёрдая вода, которая замёрзла в холоде. | Емкости со льдом. | ||
18. | «Как воду превратить в лёд» ( Авторская разработка) | Познакомить со свойством воды: замерзает при низкой температуре и превращается в твёрдое вещество- лёд | Вода , емкости разной формы. | ||
19. | «Горячо- холодно» ( Авторская разработка) | Учить определять температуру веществ и предметов. | Стаканы с водой горячей и холодной. | ||
20. | «Тяжёлый- лёгкий». ( Авторская разработка) | Учить определять предметы по весу. | Предметы разные по величине и весу. | ||
Февраль. | |||||
21. | «Катится- не катится.» ( Авторская разработка) | Знакомить с формами, у которых есть уголки и у которых их нет (кубики, кирпичики, шары, мячи). | Кубики, кирпичики, шары, мячи. | ||
22. | «Поплывёт или утонет.» ( Авторская разработка) | Развитие наблюдательности, знаний о лёгких и тяжелых предметах. | Игрушки , предметы . | ||
23. | «Чудесный мешочек.» ( Авторская разработка) | Учить определять на ощупь твёрдый предмет и мягкий предмет, называть качество. | Чудесный мешочек. | ||
24. | « Витамины на окошке.» стр.74 | Посадить лук в воду, наблюдение как появляются корешки и перышки лука- вода нужна для роста растения. | Лук , емкости с водой. | ||
Март. | |||||
25. | « Маленький цветочек.» стр.77 | Познакомить с растениями и с тем , как они растут. | Комнатные цветы. | ||
26. | «Ветер по морю гуляет.» Стр. 66 | Знакомство со свойством воздуха. | Бумажный кораблик , емкость с водой. | ||
27.. | «Надувайся пузырь , да не лопайся.» стр. 65 | Научить пускать мыльные пузыри , познакомить со свойством мыльной воды. | Мыльные пузыри, стакан с водой , жидкое мыло. | ||
28. | «Угадай, что звучит». ( Авторская разработка) | Учить определять и различать шумовые звуки, развивать органы чувств. | Музыкальные инструменты. | ||
Апрель. | |||||
29. | «Солнечные зайчики.» ( Авторская разработка) | Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | Зеркало. | ||
30. | «Веточка берёзы.» ( Авторская разработка) | Наблюдение за появлением листочков на веточке, закрепить знание о том, что для роста растений нужна вода и свет. | Веточка березы , емкость с водой. | ||
31. | « Познакомьтесь , одуванчик.»стр.67 | Познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития : желтый , белый . | Одуванчик , иллюстрации . | ||
32. | « Знакомимся с одуванчиком.» стр.71 | Закрепить характерные особенности строения одуванчика. . | Одуванчик. | ||
Май. | |||||
33. | «Поиграем с солнышком.» ( Авторская разработка) | Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | Зеркало. | ||
34. | «Бумага, её качества и свойства.» ( Авторская разработка) | Познакомить со свойствами бумаги: рвётся, мнётся, режется ,в воде промокает. | Бумага писчая и цветная. | ||
35. | « Наблюдение за состоянием погоды» стр.86 | Показать разнообразие погодных условий. | Иллюстрации. | ||
36. | «Наблюдение за солнцем» стр.87 | Знакомство со свойством воздуха- движется. Движение воздуха – это ветер. |
Е.А.Мартынова , И.М.Сучкова «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет."
Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет. ( Вторая младшая группа)
№ п/п. | Тема занятий: | Задачи : | |||
Сентябрь. | |||||
1. | « Секреты песка» .стр.91 | Выделить свойства песка и глины : сыпучесть , рыхлость. | Песок , глина, емкости , лупа , ширма , сито. | ||
2. | « Глина ее качества и свойства» стр.93 | Научить узнавать вещи из глины , определять ее качества ( мягкость , пластичность , степень прочности) и свойства ( моется , бьется , размокает.) | Подставки для работы , емкости , глиняные предметы , кусочки глины , воды. | ||
3. | « Глиняные игрушки» стр.94 | Развивать изобразительные умения, к стремлению преобразованию предмета. | Глина , вода, салфетки , схемы изготовления игрушек. | ||
4. | « Родственники стекла» стр.95 | Развивать умения узнавать предметы , изготовленные из стекла , фаянса , фарфора , сравнивать их качественные характеристики и свойства. | Вода , краски , стеклянные стаканчики , фаянсовые бокалы , фарфоровые чашки , деревянные палочки. | ||
Октябрь. | |||||
5. | « Реактивный шарик» стр.103 | Помочь выявить свойство воздуха( упругость ), понять , как может использоваться сила воздуха. | Воздушные шары . | ||
6. | « Упрямый воздух» стр.104 | Показать , что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой –может двигать предметы. | Шприцы , пипетки , емкость. | ||
7. | « Где теплее?» стр.105 | Помочь выявить , что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх | Два термометра , чайник . | ||
8. | « Вертушка» | Учить отражать имеющиеся представления в преобразующейся деятельности , работать с бумагой и ножницами. | |||
Ноябрь. | |||||
9. | «В погоне за светом». стр.109 | .Помочь установить , как растение ищет свет. | Комнатные растения- бальзамин , колеус. | ||
10. | « На свету или в темноте.» стр.108. | Определить факторы внешней среды , необходимые для роста и развития растений. | Лук , земля. | ||
11. | « В тепле и в холоде. стр.109 | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | Цветы с клумбы с частью земли. | ||
12. | « Что внутри?» стр.111 | Помочь установить , почему стебель может проводить воду к листьям ; подтвердить , что строение стебля обусловлено его фунциями. | Стебли моркови , петрушки , вода , растение .Лупа , емкости . | ||
Декабрь. | |||||
13. | « Волшебница вода» стр.97 | Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов , обитающих в воде , их приспособленность к водной среде обитания. | Стаканчики , палочки , соломинки для коктейля , термос.Вода , молоко , песок , сахар , лед , акварельные краски. | ||
14. | «Где прячется водица?» стр.100 | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость , охлажденная металлическая крышка. | ||
15. | « Замерзание жидкости» стр.101 | Познакомить с различными жидкостями , помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Вода , соль , молоко , сок , растительное масло, емкости. | ||
16. | « Разноцветные сосульки» стр.102 | Помочь детям реализовать представления о свойствах воды ( прозрачность , растворимость , замерзание при низкой температуре.) | Вода , краски , формы для замораживания льда. | ||
Январь. | |||||
17. | «Наши помощники –органы чувств.» стр.120 | Познакомить с органами чувств и их назначением , воспитывать потребность в уходе за органами чувств. | Лимон , яблоко , сахар , вода. | ||
18. | « Носарий» стр.122. | Познакомить с функцией носа, его строением. | Рисунки изображающие разную форму носа. | ||
19. | « Умный нос». стр.124. | Научить определять предметы по запаху ; познакомить с особенностями работы носа | Цветы , продукты с характерным запахом. | ||
20. | « Язычок помощник» стр.124 | Познакомить со строением и значением языка , выполнять упражнения в определении вкуса продуктов. | Набор разных продуктов питания. | ||
Февраль. | |||||
21. | « Глаза- орган зрения» стр.126 | Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением , правилами ухода и охраной глаз. | Вода , непрозрачный чайник. | ||
22. | « Проверка зрения» стр.127 | Выявить зависимость видения обьекта от расстояния до него. | Картинки с изображением предметов. | ||
23. | « Ухо – орган слуха.» стр.129 | Познакомить с органом чувства – ухом, его назначением , с охраной органов чувств. | Музыкальные инструменты. | ||
24. | « Как распространяется звук?» стр.129 | Помочь понять , как распространяется звуковые волны. | Вода , камешки . емкости , шашки. | ||
Март. | |||||
25. | «Где живет эхо ?» стр.130 | Помочь понять , как возникает эхо. | Пустой аквариум , ведра , кусочки ткани , мяч. | ||
26. | « Почему не слышно ? стр.131 | Помочь выявить причины ослабления звука. | Вода , емкость , бумажные и пробковые кораблики. | ||
27. | « Спичечный телефон» стр.132 | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. | Спичечные коробки , игла , нить. | ||
28. | « Как появляется песенка.» стр.133 | Помочь выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков , зависимость звучащих предметов от их размера. | Ксилофон , металлофон , деревянная линейка. | ||
Апрель. | |||||
29. | « Уличные тени.» стр.135 | Помочь понять , как образуется тень. Показать зависимость тени от источника света и предмета , их взаиморасположение. | |||
30. | « Мы фокусники» стр.145 | Выявить материалы , взаимодействующие с магнитами. | Вода , растительное масло , кусочек ткани шарик , магниты , иголка. | ||
31. | « Почему все падает на землю» стр.148 | Помочь понять , что земля обладает силой притяжения. | Предметы из разных материалов , вода , песок. | ||
32. | « Кораблик» стр.147 | Учить видеть возможности преобразования предмета , реализовать их и получать результат. | Парафин , спичечные коробки , картон , бумага , ножницы. | ||
Май. | |||||
33. | « Как пчелки переносят пыльцу.» стр.118 | Помочь выявить принцип действия термометров ( увеличение обьема жидкости при нагревании , уменьшение обьема – при сжатии.. | Ватные шарики , порошок краситель , лупа. | ||
34. | «Каменная дорога» ( авторская разработка.) | Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок. | Коллекция камней. | ||
35. | «Надувайся пузырь , да не лопайся.» | Закрепить у детей элементарные представления о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий. | |||
36. | « Защитим себя от солнца.» стр.149 | Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами ; реализовывать представления о солнце , полученные в ходе поисковой деятельности. | Бумага. |
Е.А.Мартынова , И.М.Сучкова «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.
Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 4-5лет. ( Средняя группа)
№ п/п. | Тема занятий: | Задачи: | ||
Сентябрь. | ||||
1. | « Песочный город» ( авторская разработка.) | Уточнить представления детей о некоторых свойствах песка: сухой, сыпучий, не формуется; пропускает воду; влажный – липкий, формуется. | Песок , формочки для песка. | |
2. | « Где вода?» стр. 159. | Помочь определить , что песок и глина по-разному впитывают воду. | Сухой песок , сухая глина , вода. | |
3. | « Волшебный материал». стр. 160 | Помочь выявить свойства ,которые приобретают песок и глина при смачивании. | Песок , глина , изделия из керамики , палочки. | |
4. | « Секреты старого крота» ( авторская разработка.) | Сформировать у детей представление о составе и свойствах земли: состоит из песка, глины, в ней есть камни, остатки травы, корней; бывает сухая и влажная, пропускает воду. | Емкости , земля , песок , глина , камни , вода. | |
Октябрь. | ||||
5. | « Окрашивание воды.» Стр. 161 | Помочь выявить свойства воды. | Емкость , палочки для размешивания , мерные стаканчики. | |
6. | « Играем с красками.» Стр. 162 | Познакомить с процессом растворения красками в воде ( произвольно и при помешивании) ; развивать наблюдательность, сообразительность , любознательность , усидчивость. | Вода , краски , салфетки из ткани , бумага , карандаши. | |
7. | « Водяные весы». Стр. 164 | Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том , что при погружении в воду предметов , уровень воды поднимается. | Банка , круглая палка. | |
8. | « Реактивный кораблик». Стр. 165 | Помочь определить ,как с помощью воды можно придать ускорение кораблику. | Вода , жестяная банка , дощечка в форме кораблика. | |
Ноябрь. | ||||
9. | «Чудеса в решете.». ( авторская разработка.) | Познакомить с составом воды ( кислород) ;развивать смекалку , наблюдательность , любознательность. | Емкости под воду , соль , сахар , молоко, соломинки , микроскоп. | |
10. | « Вода бывает теплой , холодной , горячей.» Стр. 166 | Дать понять , что в водоемах вода бывает разной температуры , в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. | Три стакана с водой. | |
11. | « Танец горошин» Стр. 168 | Познакомить с понятием « сила движения» ; развивать наблюдательность , любознательность , смекалку. | Вода , горошины , баночки , трубочки , салфетки. | |
12. | « Поиск воздуха» Стр. 169 | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | Султанчики , ленточки , флажки , пакет , воздушные шары , тру4бочки для коктейля , емкости. | |
Декабрь. | ||||
13. | « Волшебство продолжается» ( авторская разработка.) | Показать способ , при котором можно проткнуть воздушный шарик так , чтобы он не лопнул. | Воздушные шары , зубочистки , моющие средство. | |
14. | « Веселая полоска» стр.170 | Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха ; развивать любознательность. | Полоска мягкой бумаги , лист бумаги , карандаши. | |
15. | « Поможем Винни- Пуху.» ( авторская разработка.) | Познакомить детей со свойствами соли, сахарного песка. Показать, что вода может растворять эти вещества. | Вода , соль , сахар , емкости , палочки. | |
16. | « Приключение песчинки и сахара.» ( авторская разработка.) | Посредством проводимого опыта подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет. | Мерные стаканчики , лупа , | |
Январь. | ||||
17.. | « В гостях у Снежной королевы». | С помощью опыта подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. | Емкости со снегом. | |
18. | « Облака – белогривые лошадки». | Продемонстрировать , как получаются облака , дать понять , как образуется дождь. | Горячая вода . кусочек льда , пена для бритья , краски. | |
19. | « Снег- снежок» | Продолжать знакомить с особенностями снега , знать , что снег легкий , пушистый и т.д. | Снег. | |
20. | « Путешествие за витаминами» стр. 57 Н.В. Нищева | Познакомить детей с витаминами А,В,С ; рассказать , в каких продуктах они содержатся , какую роль играют для здоровья человека. | Овощи и фрукты , иллюстрации по теме. | |
Февраль. | ||||
21. | « Где живут зернышки» стр.175 | Познакомить со строением колоска. | Колоски , подносы. | |
22. | « Где прячутся детки?» стр.175 | Помочь выделить ту часть растения , из которой могут появиться новые растения. | Почва , лист , семена клена. | |
23. | «Хитрые семена .» стр.177 | Познакомить со способами проращивания семян. | Семена бобов , кабачков , земля. | |
24. | « Как Чиполино с водой подружился.» ( авторская разработка.) | Познакомить с строением растений - луковицы и как растения получают воду через корни | Лук , лупа , емкости для воды. | |
Март | ||||
25. | « Вкусовые зоны языка» стр.180 | Помочь определить вкусовые зоны языка ; поупражняться в определении вкусовых ощущений ; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | Сахар , соль , горчица , кусочки лимона , вода. | |
26. | «Значение расположения ушей.»181 | Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. | Музыкальные инструменты. | |
27 | « Угадай по вкусу» стр.182 | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | 6-8 контрастных по вкусу продуктов. | |
28. | « Откуда берется голос» стр. 184 | Помочь понять причины возникновения звуков речи , дать понятие об охране органов речи. | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. | |
Апрель. | ||||
29. | « Ящик ощущений .» стр.187 | Развивать тактильную чувствительность. | Коробка , разнообразные предметы природного происхождения. | |
30. | « Тайный похититель варенья.» стр.188 | Познакомить с понятием « отпечатки пальцев», показать способ их получения. | Измельченный ножом карандашный грифель. | |
31. | « Секреты сосновой шишки» стр.194 | Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды ; Развивать наблюдательность , смекалку. | Ванночка , две сосновые шишки , теплая вода. | |
32. | « Мыло – фокусник» стр.196 | Познакомить детей со свойствами мыла , его разновидностями. | Кусочек мыла , губка , трубочка , салфетка. | |
Май. | ||||
33. | « Колобок» стр.197 | Познакомить с составом теста. | Мука , вода , сахар , соль, яйцо , масло. | |
34. | « Естественная лупа» стр.205 | Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы. | Насекомое , трех –литровая банка , пищевая пленка. | |
35. | « Волшебные зеркала» стр.210 | Познакомить со свойствами зеркала. | Два зеркало , яблоко. | |
36. | « Необычное рисование.» стр.211 | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | Ткань, лепестки цветов , зеленые листья. |
Е.А.Мартынова , И.М.Сучкова «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. 2012г. Н.В.Нищева « Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»2013г.
Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 5-6лет. ( Старшая группа)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
План-программа по опытно-экспериментальной деятельности. Кружок "Любознайки"
План-программа по кружковой работе....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»
Познакомить детей со свойствами звука эмоционально – практическим путем. ...
Технологическая карта организации опытно -экспериментальной деятельности в старшей (1) группе (совместная деятельность)
Тема: "Игры с соломинкой" (свойства воздуха )Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.Задачи:- формировать представление о том, что внутри ч...
Консультация для родителей «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»
информация для родителей по экспериментированию....