Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | Технологии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.
Целеполагание | – Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я! – Сегодня нас ждет горячая пустыня. Нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:
Сегодня мы с вами отправимся туда, Где много солнца и не видна вода. Юго-запад России раскроет тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. – О какой природной зоне идет речь? | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места | личностно-ориентированного обучения |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: тестирование | Предлагает выполнить тест «Зона степей»
| Выполняют тест | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы, выполненные задания | Развития критического мышления |
III. Изучение нового материала | Знакомство с новым понятием.
Работа со словарем.
| Читает стихотворение: Солнечный, жаркий Желтый поток – Льется в пустыне На желтый песок. | В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица Неслышно плывет… |
– Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…) От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».) Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2. Безлюдное необитаемое место. – На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока. В энциклопедическом словаре: «Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова». | Внимательно слушают.
Читают определение понятия в словаре.
| Фронтальная, индивидуальная |
| Устные ответы | Личностно-ориентированного обучения |
| Рассказ учителя о географическом положении и климате пустынь | – Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона. – Какое лето и зима в пустыне? – Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы | Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя |
| Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении |
|
|
IV. Исследовательская деятельность | Работа в группах: сбор информации о проблемах зоны пустынь. | – Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями. • Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (с. 123, 124), атлас-определитель. | Делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи». «Ботаники» собирают | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; | Устные ответы, записи в тетради | Проектные технологии |
|
Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы
| Задания: 1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________. 2. Индивидуальное приспособление к природным условиям: – верблюжья колючка, джузгун, колосняк. • Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник (с. 126–128). Задания: 1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются). 2. Перечислить животных. 3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд. • Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (с. 129–131). Задания: 1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения. 2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках. Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь».
| информацию о растительном мире пустынь.
«Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь.
«Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь. Рассказывают «ботаники». Рассказывают «зоологи». |
| выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи |
|
|
| – Какое время года самое благоприятное для живых организмов? Почему? – Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду. Отчет «Экологические проблемы пустынь». – Вы раскрыли экологические проблемы пустынь. И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки |
Рассказывают «экологи» |
| учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело - |
|
|
V. Практическая деятельность | Филворд. | Филворд:
1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. | Разгадывают филворд. | Фронтальная, индивидуальная. | Устные ответы, записи в тетради | Развития критического мышления |
|
Задания из электронного приложения к учебнику | 4. Вьется веревка, На конце – головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я – песчаный холм, и зовут меня… Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
Выполняют задания |
Индивидуальная |
| ИКТ |
| Физминутка | К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Выполняют физические упражнения |
|
|
| Здоровьесберегающая |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? – Какие выводы сделали? – Какая информация показалась для вас значимой? – Как оцениваете свою деятельность? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы | Личностно-ориентированные технологии |
VII. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
|
|