Рабочая программа Окружающий мир 1-4 УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_1-4_umk_shkola_rossii.docx | 71.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: протокол № 1 от «__» _________ 2017 г. __________________ | Согласовано: зам. директора по УВР Золтуева М.В. от «__» _________ 2017 г. _________________ | УТВЕРЖДАЮ: Крылова Т.А. приказ №___ от «__» ________ 2017 г. _________________
|
МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Область: Обществознание и естествознание
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1-4
Составитель:
Коновалова Е.Б.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2017 -18 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», ООП НОО.
Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России».
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цели и задачи
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе рассчитан на 270 ч: в 1 классе — 66 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ - средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Правила безопасной жизни.
Правила безопасной жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета земля, ее форма. Глобус – модель земли. Суша и вода на земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Раздел «Как, откуда и куда» (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю чище.
Раздел «Где и когда» (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Раздел «Почему и зачем» (22 ч)
Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие льва. Луна – естественный спутник земли. Почему на луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день земли.
2 класс
Раздел «Где мы живем» (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел «Природа» (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. Не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Раздел «Общение» (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Раздел «Путешествия» (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
3 класс
Раздел «Как устроен мир» (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав.
Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Раздел «Мы и наше здоровье» (9 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Раздел «Наша безопасность» (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Раздел «Чему учит экономика» (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Раздел «Путешествие по городам и странам» (16 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
4 класс
Раздел «Земля и человечество» (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Раздел «Природа России» (10 ч )
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия. Лес и человек.
Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел «Страницы истории Отечества» (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь- преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Раздел «Современная Россия» (11 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.
Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
Введение (1 ч) | ||
1. | Введение. Задавайте вопросы! | |
Кто и что? (20 ч) | ||
2. | Что такое Родина? | |
3. | Что мы знаем о народах России? | |
4. | Что мы знаем о Москве? | |
5 | Дорога от школы до дома. Правила безопасного пути. | |
6. | Что у нас над головой? | |
7. | Что у нас под ногами? | |
8. | Что общего у разных растений? | |
9. | Что растет на подоконнике? | |
10. | Что растет на клумбе? | |
11. | Что это за листья? | |
12. | Что такое хвоинки? | |
13. | Кто такие насекомые? | |
14. | Кто такие рыбы? | |
15. | Кто такие птицы? | |
16. | Кто такие звери? | |
17. | Что такое зоопарк? | |
18. | Что окружает нас дома? | |
19. | Что умеет компьютер? | |
20. | Что вокруг нас может быть опасным? | |
21. | На что похожа наша планета? | |
Как, откуда и куда? (12 ч) | ||
22. | Как живёт семья? | |
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | |
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? | |
25. | Как путешествует письмо? | |
26. | Куда текут реки? | |
27. | Откуда берутся снег и лед? | |
28. | Как живут растения? | |
29. | Как живут животные? | |
30. | Как помочь птицам зимой? | |
31. | Откуда берутся изюм, шоколад и мед? | |
32. | Откуда берется и куда девается мусор? | |
33. | Откуда в снежках грязь? | |
Где и когда? (11 ч) | ||
34. | Когда учиться интересно? | |
35. | Проект «Моя школа» | |
36. | Когда придет суббота? | |
37. | Когда наступит лето? | |
38. | Где живут белые медведи? | |
39. | Где живут слоны? | |
40. | Где зимуют птицы? | |
41. | Когда жили динозавры? | |
42. | Когда появилась одежда? | |
43. | Когда изобрели велосипед? | |
44. | Когда ты станешь взрослым? | |
Почему и зачем? (22 ч) | ||
45. | Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? | |
46. | Почему на Луне не живут люди? | |
47. | Почему идет дождь и дует ветер? | |
48. | Почему звенит звонок? | |
49. | Почему радуга разноцветная? | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» | |
51. | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? | |
52. | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | |
53. | Почему мы спим ночью? | |
54. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | |
55. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | |
56. | Зачем нам телевизор и телефон? | |
57. | Зачем нужны автомобили? | |
58. | Почему поезда такие длинные? | |
59. | Зачем строят корабли? | |
60. | Зачем нужны самолеты? | |
61. | Почему в автомобиле и поезде надо соблюдать т/б? | |
62. | Почему в самолёте и на корабле надо соблюдать т/б? | |
63. | Зачем летают в космос? | |
64. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | |
65. | Проверим свои знания | |
66. | Как мы находили ответы на свои вопросы? |
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
Где мы живем? (4 ч) | ||
1 | Родная страна. | |
2 | Город и село. Подготовка проекта « Родной посёлок». | |
3 | Природа и рукотворный мир. | |
4 | Проверочная работа №1 по теме «Где мы живем?». Презентация проекта «Родной посёлок». | |
Природа (20 ч) | ||
5 | Неживая и живая природа. | |
6 | Явления природы. | |
7 | Что такое погода. | |
8 | В гости к осени (экскурсия). | |
9 | В гости к осени (урок). | |
10 | Звёздное небо. | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. | |
12 | Про воздух. | |
13 | Про воду. | |
14 | Какие бывают растения. | |
15 | Какие бывают животные. | |
16 | Невидимые нити. | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | |
18 | Дикие и домашние животные. | |
19 | Комнатные растения. | |
20 | Животные живого уголка. | |
21 | Про кошек и собак. | |
22 | Красная книга. | |
23 | Будь природе другом! Подготовка проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». | |
24 | Проверочная работа №2 по теме «Природа». Презентация проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». | |
Жизнь города и села (10 ч) | ||
25 | Что такое экономика. | |
26 | Из чего что сделано. | |
27 | Как построить дом. | |
28 | Какой бывает транспорт. | |
29 | Культура и образование. | |
30 | Все профессии важны. Подготовка проекта «Профессии». | |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | |
32 | В гости к зиме (урок). | |
33 | Проверочная работа №3 по теме «Жизнь города и села». | |
34 | Презентация проекта «Профессии». | |
Здоровье и безопасность (9 ч) | ||
35 | Строение тела человека. | |
36 | Если хочешь быть здоров. | |
37 | Берегись автомобиля! | |
38 | Школа пешехода. | |
39 | Домашние опасности. | |
40 | Пожар. | |
41 | На воде и в лесу. | |
42 | Опасные незнакомцы. | |
43 | Проверочная работа №4 по теме «Здоровье и безопасность». | |
Общение (7 ч) | ||
44 | Наша дружная семья. | |
45 | Проект «Родословная». | |
46 | В школе. | |
47 | Правила вежливости. | |
48 | Ты и твои друзья. | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | |
50 | Проверочная работа №5 по теме «Общение». | |
Путешествия (18 ч) | ||
51 | Посмотри вокруг. | |
52-53 | Ориентирование на местности. | |
54 | Формы земной поверхности. | |
55 | Водные богатства. | |
56 | В гости к весне (экскурсия). | |
57 | В гости к весне (урок). | |
58 | Россия на карте. | |
59 | Проект «Города России». | |
60 | Путешествие по Москве. | |
61 | Московский Кремль. | |
62 | Город не Неве. | |
63 | Путешествие по планете. | |
64 | Путешествие по материкам. | |
65 | Страны мира. | |
66 | Проверочная работа №6 по теме «Путешествия». | |
67 | Впереди лето. | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России». |
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Тема | Дата |
Как устроен мир? (6 ч) | ||
1 | Природа. Разнообразие природы | |
2 | Человек | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | |
4 | Общество | |
5 | Мир глазами эколога Тест №1 по теме «Как устроен мир» | |
6 | Природа в опасности! | |
Эта удивительная природа (19 ч) | ||
7 | Тела, вещества, частицы | |
8 | Разнообразие веществ | |
9 | Воздух и его охрана | |
10 | Вода. Свойства воды | |
11 | Превращения и круговорот воды | |
12 | Берегите воду! | |
13 | Как разрушаются камни | |
14 | Что такое почва | |
15 | Разнообразие растений | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | |
17 | Размножение и развитие растений | |
18 | Охрана растений | |
19 | Разнообразие животных | |
20 | Кто что ест? Цепи питания | |
21 | Размножение и развитие животных | |
22 | Охрана животных | |
23 | В царстве грибов | |
24 | Великий круговорот жизни Тест №2 по теме «Эта удивительная природа» | |
25 | Проект «Растения и животные родного края» | |
Мы и наше здоровье (9 ч) | ||
26 | Организм человека | |
27 | Органы чувств | |
28 | Надежная защита организма | |
29 | Опора тела и движение | |
30 | Наше питание. Органы пищеварения | |
31 | Проект «Школа кулинаров» | |
32 | Дыхание и кровообращение | |
33 | Умей предупреждать болезни | |
34 | Здоровый образ жизни Тест №3 по теме «Мы и наше здоровье» | |
Наша безопасность (7 ч) | ||
35 | Огонь, вода и газ | |
36 | Чтобы путь был счастливым | |
37 | Дорожные знаки | |
38 | Проект «Кто нас защищает» | |
39 | Опасные места | |
40 | Природа и наша безопасность | |
41 | Экологическая безопасность Тест №5 по теме «Наша безопасность» | |
Чему учит экономика (11 ч) | ||
42 | Для чего нужна экономика | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | |
44 | Полезные ископаемые | |
45 | Растениеводство | |
46 | Животноводство | |
47 | Какая бывает промышленность | |
48 | Проект «Экономика родного края» | |
49 | Что такое деньги | |
50 | Государственный бюджет | |
51 | Семейный бюджет | |
52 | Экономика и экология Тест №6 по теме «Чему учит экономика» | |
Путешествия по городам и странам (16 ч) | ||
53 | Золотое кольцо России | |
54 | Золотое кольцо России | |
55 | Золотое кольцо России | |
56 | Проект «Музей путешествий» | |
57 | Наши ближайшие соседи | |
58 | На севере Европы | |
59 | Что такое Бенилюкс | |
60 | В центре Европы | |
61 | По Франции и Великобритании (Франция) | |
62 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | |
63 | На юге Европы | |
64 | По знаменитым местам мира Тест №7 по теме «Путешествия» | |
65 | Достопримечательности родного края | |
66 | Проект «Моя малая Родина» | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», «Моя малая Родина» | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», «Моя малая Родина» |
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
Земля и человечество (9 ч) | ||
1 | Мир глазами астронома. Стартовая диагностика | |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | |
4 | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | |
5 | Мир глазами историка | |
6 | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | |
7 | Мир глазами эколога | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга | |
Природа России (10 ч) | ||
10 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | |
11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | |
12 | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природных зон России» | |
13 | Зона арктических пустынь. | |
14 | Тундра. | |
15 | Леса России. | |
16 | Лес и человек. | |
17 | Зона степей. | |
18 | Пустыни. | |
19 | У Чёрного моря. | |
Родной край – часть большой страны (13 ч) | ||
20 | Родной край – часть большой страны. Экскурсия | |
21 | Наш край. Практическая работа №8 «Знакомство с картой родного края» | |
22 | Поверхность нашего края. | |
23 | Водные богатства нашего края. | |
24 | Наши подземные богатства. | |
25 | Земля – кормилица. | |
26 | Жизнь леса. | |
27 | Жизнь луга. | |
28 | Жизнь в пресных водах. | |
29 | Растениеводство в нашем крае. | |
30 | Промежуточная диагностика | |
31 | Животноводство в нашем крае | |
32 | Презентация проектов на тему «Моя малая Родина» | |
Страницы Всемирной истории (5 ч) | ||
33 | Начало истории человечества | |
34 | Мир древности: далёкий и близкий | |
35 | Средние века: время рыцарей и замков | |
36 | Новое время: встреча Европы и Америки | |
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня | |
Страницы истории России (20 ч) | ||
38 | Жизнь древних славян | |
39 | Во времена Древней Руси | |
40 | Страна городов | |
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | |
42 | Трудные времена на Русской земле | |
43 | Русь расправляет крылья | |
44 | Куликовская битва | |
45 | Иван Третий | |
46 | Мастера печатных дел | |
47 | Патриоты России | |
48 | Пётр Великий | |
49 | Михаил Васильевич Ломоносов | |
50 | Екатерина Великая | |
51 | Отечественная война 1812 года | |
52 | Страницы истории XIX века | |
53 | Россия вступает в XX век | |
54 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | |
55 | Великая война и великая Победа | |
56 | Великая война и великая Победа | |
57 | Страна, открывшая путь в космос | |
Современная Россия (11 ч) | ||
58 | Основной закон России и права человека | |
59 | Итоговая диагностическая работа | |
60 | Мы – граждане России | |
61 | Славные символы России | |
62 | Такие разные праздники | |
63 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | |
64 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | |
65 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | |
66 | Работа над проектом «Достопримечательности родного края» | |
67-68 | Презентация проектов «Достопримечательности родного края» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Окружающий мир 3 класс" Школа России"
Данная рабочая программа разработана на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образова...
Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России
Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России...
Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс "Школа России"
Данная рабочая программа разработана на основе:-федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ о...
Рабочая программа окружающий мир 1 класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной Минобрнаук...
Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс. "Школа России"...
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. "Школа России"...
Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс. "Школа России"...