Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Данная рабочая программа разработана на основе:

-федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;-инструктивно-методического письма «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011-2012 учебном году»;

-авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир» 4класс, (Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4klass_okruzhayushchii_mir.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

-федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;-инструктивно-методического письма «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011-2012 учебном году»;

-авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир» 4класс, (Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010.

Цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

-формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

-воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;

-формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

-осуществление подготовки к изучению  естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Учебно-методический комплект:

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / -10-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 4 класс, 2013 г

Формы организации учебного процесса, контроль знаний, умений и навыков

Основной формой организации учебного процесса является урок. Во время проведения урока реализуются следующие подходы:

-исторический подход к рассматриваемым явлениям;

-принцип дифференциации (сочетание мироведения и краеведения);

-диалектическое единство теоретического и практического.

Программой по учебному курсу предусмотрены практические работы и экскурсии:

Практических работ – 11

Экскурсий - 4

Продвижение в общем уровне развития учащихся по полугодиям отслеживается учителем на основании выделения следующих показателей:

1 полугодие:

- подведение частных понятий под общее;

- переход от общего понятия к частному;

- знание определений;

- умение проводить простейшие опыты.

2 полугодие:

- подведение частных понятий под общее понятие;

- от общего понятия к частным понятиям;

- дифференциация свойств объектов;

- владение элементарными приемами чтения карты;

- выполнение посильной работы по охране природы;

Текущий контроль осуществляется в виде фронтального и индивидуального опроса, а также проверочных работ, проводимых в конце каждой  темы.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждой четверти

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 недель по 2 часа в неделю), в том числе на проведение контрольных работ -4 часа.

Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала  скорректировано в соответствии с данными изменениями.

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта:

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории: особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время. Новейшее время:

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция: основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации:

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые

сроки  прохождения

Примечание

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия (стр.4-8)

1

 

Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Движение Земли в космическом пространстве (стр.9-15)

Практическая работа №1: «Знакомство с картой звездного неба»

1

 

Звездное небо – великая  «книга» природы (стр.16-21)      

1

 

Мир глазами географа. Что изучает география (стр.22-29)

Практическая работа №2: «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» .

1

 

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. (стр.30-34)

1

 

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники.

1

 

Счет лет в истории. Историческая карта. (стр.42-46)

Практическая работа №3 по теме «Знакомство с историческими картами» 

1

 

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты (стр.47-53)

1

 

Всемирное наследие.

1

 

Международная Красная книга.

Обобщающий урок по разделу  "Земля и человечество "

1

 

Природа России(10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы нашей страны.

1

 

Итоговая контрольная работа№1 по теме

"Земля и человечество"

1

 

Важнейшие моря, озера и реки нашей страны. Практическая работа №4 по теме «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов»


1

 

Природные зоны нашей страны. Зона арктических пустынь.

Практическая работа №5 по теме «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

1

 

Природные зоны нашей страны. Зона тундры. Особенности природы.  Экологические проблемы.

1

 

 2 четверть. Природные зоны нашей страны. Зона лесов. Особенности природы.  Практическая работа №6 по теме «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни»

1

 

Особенности хозяйственной деятельности людей. Экологические проблемы (стр106-113)

1

 

Природные зоны нашей страны. Зона степей. Экологические проблемы.  

1

 

Природные зоны нашей страны. Зона пустынь. Виды растений и животных внесённые в Красную книгу.

1

 

У Черного моря. Обобщение по разделу «Природа России»  

1

 

Родной край -  часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Практическая работа по теме №7. «Знакомство с картой края» (стр.144-146)

1

 

Формы земной поверхности в нашем крае. Охрана поверхности края.(стр.147-153)

1

 

Водоемы  края, их значение в природе и жизни человека.

Экскурсия №1 по теме «Знакомство с растениями и животными пресного водоема»  (стр.154-158)

1

 

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Практическая работа по теме №8 «Рассматривание  образцов полезных ископаемых своего края» (стр.159-170)

1

 

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. (стр.171-174)

1

 

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экскурсия №2 по теме «Знакомство с растениями и животными леса» (стр.175-182)

1

 

Экскурсия №3 по теме «Знакомство с растениями и животными луга»  (стр.182-190)              

Природные сообщества на примере пресного водоёма. ( стр.191-196)

1

 

Итоговая контрольная работа №2 за вторую четверть

1

 

Охрана природных сообществ(стр196-200).

1

 

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (стр.201-207)Практическая работа№9 по теме «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ».




1

 

 3 четверть. Представление о биологической защите урожая. (стр.208-213) Практическая работа№10 по теме «Знакомство с культурными растениями края»


1

 

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных(стр.214-222).

1

 

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

1

 

Страницы всемирной истории(5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества. (стр. 4-7)


1

 

Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. (стр8-14)

1

 

Средние века;  о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала и дом крестьянина. (стр15-21)

1

 

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир.(стр.22-27)

1

 

Новейшее время. Представление о скорости перемен в 20в.

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»(стр.28-32)


1

 

Страницы истории  Отечества (20ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. (стр.34-39)

1

 

Века Древней Руси. Крещение Руси. (стр.40-45)

 Практическая работа по теме№11

 «Работа с исторической картой»


1

 

 Русь- страна городов. Киев – столица Древней Руси.

Господин Великий Новгород.(стр.46-54)

1

 

Наше Отечество в  ХII – Х V вв. Нашествие хана Батыя. Князь Александр Невский.( стр.59-64)

1

 

Московская Русь Московские князья - собиратели русских земель. (стр.65-69)

1

 

Куликовская битва.(стр.70-74)

1

 

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Иван Грозный (стр.75-81)

1

 

Культура, быт и нравы страны. Мастера печатных дел (стр.82-86)

1

 

Патриотический подвиг К. Минина и Д.Пожарского.

Освоение Сибири.(стр.87-93)

1

 

Итоговая контрольная работа №3 за 3 четверть

1

 

 Россия в Х VIII в. Петр I - царь-преобразователь.(стр.94-100)

1

 

4 четверть Михаил Васильевич Ломоносов (стр.101-104)

1

 

Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. (стр.105-111)

1

 

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М.И.Кутузов.(стр.112-121)

1

 

Россия в XIX - в начале ХХ века. Царь-освободитель Александр II. (стр.122-126)

1

 

Россия  в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. (стр.127-135)

1

 

Жизнь страны в 20-30-е годы. (стр.136-139)

1

 

Великая Отечественная война 1941-1945гг.День Победы - всенародный праздник.(стр.140-146)

1

 

Наша страна 1945-1991гг. Достижения учёных.(стр.147-152)

1

 

Экскурсия №4 «Исторические достопримечательности родного края»

1

 

Современная Россия (11 ч)

Мы - граждане России. Конституция России – наш основной закон»

(стр.156-159)

1

 

Права ребёнка  (стр.160-163).

1

 

Мы – граждане России.  Права человека в современной России (стр.164-167).

1

 

Государственная символика нашей страны. (Флаг, герб, гимн)

(стр.168-174)

1

 

Государственные праздники (стр.175-179).

Итоговая контрольная работа №4 за учебный год

1

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь (стр.180-186).

1

 

Регионы России: Урал, Север Европейской России (стр.187-194)

1

 

Регионы России: Центр Европейской России (стр.194-197)

1

 

Регионы России: Центр Европейской России, Юг России

1

Обобщение по разделу "Современная Россия"

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1

 

Содержание программы

IV КЛАСС (70 ч )

Земля и человечество (10 ч )

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа, Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон. охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга. их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края: рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир: древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века: о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (11 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта:

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории: особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время. Новейшее время:

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция: основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга.

Формы и средства контроля:

1

2

3

4

всего

Практические работы

11

Контрольные работы

1

1

1

1

4

Экскурсии

4

Контрольные работы представлены в Приложении.

Перечень учебно – методических средства обучения:

№ п/п


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли-

чество

учащихся

Необходимое

количество

Фактическое количество

% оснащён

ности

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2ч.

[М. А. Бантова и др.]/М: - Просвещение,2010.

26

1

26

100

1.2

Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Окружающий мир.4  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.Ч.1 – М.:  «Просвещение», 2009

26

26

26

100

1.3

Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Окружающий мир.4  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.Ч.2 – М.:  «Просвещение», 2009

26

26

26

100

1.4

Плешаков А.А., Крючкова Е. А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.В 2 –х частях. Ч.1– М.:  «Просвещение», 2013

26

26

26

100

1.5

Плешаков А.А., Крючкова Е. А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.В 2 –х частях.Ч.2 – М.:  «Просвещение», 2013

26

26

26

100

1..6

От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/А. А. Плешаков.-12-е изд.-М.:Просвещение,2011.-222.с.: ил.-(Зелёный дом).

26

26

26

100

2

Печатные пособия

2.1

Учебно – наглядное пособие «Таблицы по предмету окружающий мир». – М.: «Спектр – М», Издательство «Экзамен», 2009.

4 класс

  1. Зона арктических пустынь.
  2. Тундра
  3. Тайга
  4. Смешанные и широколиственные леса
  5. Зона степей
  6. Пустыня
  7. У Чёрного моря
  8. Природное сообщество – луг
  9. Природное сообщество – река
  10.  Природное сообщество – болото
  11. Кого можно встретить в саду
  12. Поверхность нашего края
  13.  Солнечная система. Планеты        

26

1

1

100

2.2

Таблицы по природоведению

1. Что нас окружает

2. Части растений

3. Деревья, кустарники, травы

4. Лиственные и хвойные растения

5. Грибы

6. Лето

7. Осень

8. Зима

9. Весна

10. Режим дня школьника

11. Насекомые

12. Перелётные птицы

13. Зимующие птицы

14. Дикие звери

15. На ферме зимой

16. На свиноферме

17. Размножение растений (черенками, усами)

18. Размножение растений

19. Комнатные растения

20. Ядовитые растения

26

1

1

100

2.3

Таблицы по природоведению

1. Земля – планета Солнечной системы

2. Изучение космоса

3. Нагревание земной поверхности

4. Образование облаков

6. Три состояния воды

7. Вода в природе

8. Работа воды (образование родника)

9. Выветривание

10. Почвы

11. Восстановление земель

12. Растения, животные и внешняя среда

13. Растения и животные лиственного леса

14. Растения и животные хвойного леса

15. Растения и животные суши (степь)

16. Растения и животные моря

17. Растения и животные пресного водоёма

18. Вода в жизни растений и животных (пустыня)

19. Культурные растения

26

1

1

100

2.4

Географические настенные карты «Физическая карта России», «Природные зоны», «Карта полушарий».

26

1

1

100

3

Цифровые образовательные ресурсы

3.1

Уроки Кирилла и Мефодия.Окружающий мир, 3 класс. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

26

1

1

100

4

Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1

Мультимедийный проектор

26

1

1

100

4.2

Экран для мультимедийного проектора

26

1

1

100

4.3

Столик для мультимедийного проектора

26

1

1

100

4.4

Мультимедийный компьютер

26

1

1

100

4.5

Принтер лазерный А4

26

1

1

100

:

Приложение (контрольные работы)

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

Вариант 1

А1. Какая планета самая большая?

1) Юпитер                           3) Марс

2) Плутон                            4) Сатурн

А2. В чём причина смены времён года?

1) во вращении Солнца вокруг Вселенной

2) во вращении Земли вокруг Солнца  

3) во вращении Земли  вокруг своей оси

4) в охлаждении  и нагреве Земли

A3. Какая звезда показывает точное направление на север?

1) Сириус                           3) Полярная

2) Солнце                           4) Альдебаран

А4. Какая наука изучает природу земной поверхности?

1) биология                      3) экология

2) астрономия                   4) география

А 5. Какие учёные занимаются изучением прошлого людей?

1) историки                        3) астрономы

2) географы                        4) химики

А 6. В каком веке Москва была впервые упомянута в летописи (1147 год)?

1) в X веке                       3) в XII веке

2) в XI веке                     4) в XIII веке

А 7. Что не относится к экологическим проблемам?

1) загрязнение воздуха

2) добыча полезных ископаемых

3) загрязнение воды

4) исчезновение растений и животных

А 8. Где находится самая высокая в России гора —Эльбрус?

1) на Урале

2) на Камчатке

3) на Кавказе

4) на Алтае

В 1. В какой природной зоне живут тюлени и гагарки?

1) смешанных лесов

2) арктических  пустынь

3) тундры

4) степей

В 2. Какая эмблема у Всемирного фонда дикой природы?

1) изображение оленя

2) изображение панды

3) изображение леопарда

4) изображение белого медведя

В 3. Какая экологическая проблема существует в тундре?

1) разрушение почвы

2) загрязнение воды

3) вырубка лесов

4) исчезновение моржей

С 1. Какие животные обитают в тундре?

1) морж

2) северный олень

3) лемминг

4) песец

С 2. Какие объекты относятся к космическим телам?

1) Земля                             3) туча

2) комета                           4) Венера

Вариант 2

А1. Какая планета самая маленькая?

1) Земля                             3) Юпитер

2) Марс                               4) Плутон

А 2. Почему сменяются день и ночь?

1) Земля  вращается вокруг Солнца

2) Солнце вращается вокруг Земли

3) Земля вращается вокруг оси

4) Солнце и Луна сменяют друг друга

A3. Какая звезда на небе считается самой яркой?

1) Полярная                      3) Сириус

2) Альдебаран                 4) Альтаир

А4. Какие учёные занимаются изучением земной поверхности?

1) историки                        3) географы

2) астрономы                    4) биологи

А5. Как называется наука о прошлом людей?

1) история

2) география

3) экология

4) астрономия

А6. В каком веке произошла Куликовская битва

(1380 год)?

1) в XIII  веке                   3) в XV веке

2) в XIV веке                   4) в XVI веке

А7. Какая проблема является экологической?

1) безработица        

2) разрушение почвы

3) суровый климат

4) плохие дороги

Итоговая контрольная работа за II четверть

Вариант 1

А 1. Какие деревья растут в тайге

1) берёза, осина

2) дуб, клён

3) сосна, пихта

4) ясень, вяз

А 2. Где бывают пыльные бури?

1) в лесной зоне

2) в степи

3) в тундре

4) в пустыне

A3. Какое животное не является жителем пустыни?

1) сайгак                           3) верблюд

2) суслик                          4) тушканчик

А 4. Как называются углубления с поросшими растениями склонами?

1) холмы                           3) овраги

2) балки                            4) терриконы

А 5. Каким свойством обладает глина?

1) пластичность

2) твердость

3) горючестью

4) текучестью

А 6. В каком ярусе растёт орешник?

1) деревьев                     3) трав

2) кустарников               4) мхов

А7. Какая птица живет не на лугу?

1) дрозд

2) перепел

3) трясогузка

4) коростель

А 8.  Каким свойством обладает нефть?

1) пластичностью

2) текучестью

3) горючестью

4) плавкостью

В 1. Как правильно скашивать траву на лугу?

1) сначала скашивать там, где трава выше

2) сначала скашивать там, где трава ниже

3) начинать от центра и двигаться по кругу

к краям

4) начинать от края и по кругу двигаться к центру

В2. Укажи, какие почвы распространены в степях.

1) серые лесные          

3) подзолистые

2) луговые                      

4) чернозёмы

ВЗ. Какое насекомое здесь лишнее?

1) колорадский жук

2) божья  коровка

3) жужелица

4) златоглазка

С 1. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?

1) ушастый еж

2) амурский тигр

3) зубр

4) утка-мандаринка

С 2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

1) нефть

2) известняк

3) каменный  уголь

4) природный  газ

Вариант 2

А1. Какие деревья растут в зоне широколиственных

лесов?

1) ель, лиственница      3) дуб, клён

2) пихта, сосна               4) берёза, осина

А2.  В какой  природной зоне наблюдается явление подвижных песков?

1) в тайге        

2) в тундре

3) в пустыне

4) в степи

A3. Как называются углубления с крутыми осыпающимися склонами,

на которых почти нет растений?

1) овраги                          3) холмы

2) балки                            4) терриконы

А 4. Как называется место, где река берёт своё начало?

1) исток                            3) берег

2) устье                             4) приток

А 5. Каким свойством обладает железная руда?

1) пластичностью

2) текучестью

3) горючестью

4) плавкостью

А 6. Укажи, какие почвы распространены в степях.

1) серые лесные          

3) подзолистые

2) луговые                      

4) чернозёмы

А 7.  Какое растение относится   к ярусу трав  и  маленьких кустарничков?

1) орешник                      3) берёза

2) брусника                      4) мох

А 8. Какое животное обитает не у водоёма?

1) бобр                               3) полёвка

2) ондатра                          4) выдра

В 1. Какого жука древние египтяне считали священным?

1) жука-красотела  

2) скарабея  

3) жука-чернотелку

4) жука-оленя

В 2. Выбери верное утверждение.

1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая насекомых.

2) Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать.

3) Неумеренный выпас скота опасен для луга.

4) Гусеницы приносят вред человеку, и их надо уничтожать.

В 3. Какое насекомое здесь лишнее?

1) колорадский жук

2) жужелица

3) тля

4) яблонная плодожорка

С 1.   Какие  животные   степи   занесены   в   Красную  книгу?

1) степной орёл

2) дрофа

  3) хомяк

  4) степная дыбка

      С 2. Какие культуры выращивают овощеводы?

1) томат  

2) капусту

          3) клубнику

         4)кукурузу

Итоговая контрольная работа за III четверть

Вариант 1

А1. Укажи неверное утверждение.

  1. Самой длительной эпохой в истории развития человечества является

 первобытная история.

2) К концу первобытной истории люди научились строить дома,

изготавливать посуду и одежду.

3) Первобытные люди умели разговаривать и писали иероглифами.

4) В первобытную эпоху уже существовало искусство.

А 2. Какую эпоху называют временем рыцарей?

1) первобытную эпоху

2) эпоху Древнего мира

3) Средние века

4) Новое время

A 3. Какой  мореплаватель открыл Америку?

1) Ф. Магеллан                3) X.  Колумб

2) М.П. Лазарев               4) Ф.Ф.  Беллинсгаузен

А4. Какое событие не относится к Новейшему времени?

1) покорение Южного полюса

2) изобретение телеграфа

3) начало освоения космоса

4) Вторая  мировая война

А 5. Назови столицу Древней Руси.

  1) Киев                                3)  Москва

 2) Новгород                          4)  Константинополь

А 6. Кто вошёл в историю как креститель Руси?

1) князь Владимир      

2) Александр Невский

3) Ярослав Мудрый    

4) Петр Великий

А 7. Какой князь в 1242   году разбил немецких рыцарей-крестоносцев?

1) Олег                                3) Ярослав

2)  Владимир                      4) Александр

А 8. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, созданного

 для борьбы с польскими захватчиками?

1) Кузьма Минин

2) Иван Фёдоров

3) Александр Невский

4) Дмитрий  Пожарский

В 1. Какой город возник в эпоху Средневековья?

1)  Москва                           3) Санкт-Петербург

2) Афины                              4) Рим

В 2. Что такое Золотая Орда?  

1)  город  в Древней  Руси

2) государство монголо-татар

3)  войско  в Древней  Руси

4) одно из племён древних славян

В 3. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

1) при Дмитрии Донском

2) при Иване Третьем  

3)при  Иване  Калите

4) при Ярославе Мудром

С 1.  Какие сооружения   появились  в  эпоху Древнего

мира?

1) Луксор                           3) египетские пирамиды

2) Парфенон                     4) Софийский собор

С 2. Что было изобретено в эпоху Нового времени?

1)  книгопечатание          3) пароход

2) паровоз                         4) телеграф

Вариант 2

А 1. Какой город появился в эпоху Древнего мира?

1) Париж                          

3) Москва

2) Афины                          

4)Берлин

А 2. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?

1) Древний мир  

2) Средневековье

3) Новое время

4) Новейшее время

A 3. Какое достижение принадлежит Руалу Амундсену?

  1) открыл Америку

 2) открыл Антарктиду

 3) совершил первую кругосветную экспедицию

 4) покорил Южный полюс

А 4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?

1) книгопечатание          3) паровоз

2) радио                     4) аспирин

А 5. Почему в Москве поставили памятник византийским монахам Кирилу и Мефодию?

1) они создали славянскую азбуку

2) они первыми на Руси приняли крещение

3) они  написали  «Повесть временных лет»

4) они построили  первый храм на Руси

А 6. Каким русским городом управляли посадники?

1) Москвой

2)  Киевом

3) Рязанью

4) Великим Новгородом

А 7.   Кому  принадлежит заслуга создания  русского

флота?

1) Петру Первому                 3) Александру Второму

2) Екатерине Второй             4) Николаю Второму

А 8. Московское княжество стало самым сильным

на Руси при:

1) Иване Третьем              3) Ярославе Мудром

2) Иване Калите                 4) Дмитрии Донском

В 1. К какой эпохе относится возникновение Москвы?

1) к Древнему миру

2) к Средневековью

3) к Новому времени

4) к Новейшему времени

В 2. Как называлось государство, которому Русь до 1480 года

 выплачивала дань?

1) Рыцарский Орден    

3) Золотая Орда

2) Монголия                    

4) Византия

В 3. На печати какого русского правителя  впервые появился двуглавый орёл?

1) Ярослава Мудрого

2) Ивана Калиты

3) Ивана Третьего

4) Ивана Грозного

С 1. Какие сооружения возникли в эпоху Средневековья?

1) рыцарские замки

2) мусульманские мечети

3) египетские пирамиды

4) христианские сборы

С 2. Назови  главные задачи, стоящие перед современным обществом.

1) изобретение оружия

2) охрана природы  

3) преодоление бедности

4) борьба с терроризмом

Итоговая контрольная работа за учебный год

        Вариант 1

А 1. Выбери  верное утверждение.

1) Вокруг Земли вращаются восемь планет.

2) Вокруг Солнца вращаются девять планет.

3) Вокруг Солнца  вращаются  восемь планет.

4) Солнце вращается вокруг Земли.

А 2. Где самый богатый растительный и животный мир?

1) в полярных поясах

2) на Северном  полюсе                      

3) в умеренных поясах  

4) в тропиках

A 3. Что мы называем историческим источником?

1) учебник  по истории

2) статьи  в  газетах,   посвященные  историческим  событиям

3) всё то, что может рассказать нам о прошлом

4) исторические книги

А 4.  Какая  природная  зона описана  в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

1) тундра                              

2) тайга

           3) пустыня

4) арктическая пустыня

А 5. Укажи самую низкую равнину России.

1) Западно-Сибирская

2) Приволжская

3) Среднесибирское плоскогорье

4)  Восточно-Европейская

А 6. Какое озеро России включено в Список объектов Всемирного природного наследия?

1) Ладожское                  3) Каспийское

2) Байкал                        4) Онежское

А 7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

1) не купаться в реках

2) поливать огороды водой из рек и озёр

3) уничтожать обитателей водоёмов

4) расчищать берега водоёмов от мусора

А 8. Укажи основное свойство торфа.

1) прочность

2) твёрдость

3) пластичность

4) горючесть

А 9. Что является названием отрасли животноводства?

1)цветоводство

2)металлургия

3)свиноводство

4)полеводство

А 10. Какая эпоха длилась с  1500 по  1900 год?

1)эпоха Древнего мира

2)эпоха Средних веков

3)эпоха Нового времени

4)эпоха Новейшего времени

В 1.  Какое растение не является луговым?  

1) тысячелистник                     3) тимофеевка

2) мятлик                                 4) тростник

В2.  Какое насекомое поедает листья картофеля?

1)колорадский жук

2) жужелица

3) божья коровка

4) тля

В 3.   Кто организовал   первую  в  России  химическую лабораторию?

1) Пётр Первый  

2) М.В. Ломоносов

3) Екатерина Вторая

4) Иван третий

В 4.   Какое  название  получило  решающее сражение Отечественной войны   1812  года?

1) Куликовская битва                            

2) Бородинская битва

3) Ледовое побоище  

4) Ордынское сражение

С 1.  Укажи  объекты  Всемирного  природного  наследия  России.

1) водопад Виктория

2)  Большой барьерный риф

3) Алтай

4) Озеро Байкал

С 2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

1) нефть

2) известняк

3) каменный  уголь

4) природный газ

С З. Назови государственные праздники России.

1) День России

2) День Государственного флага Российской Федерации

3) День  Конституции

4) День  милиции

Тест 4. Итоговый за учебный год

Вариант 2

А 1. Какое утверждение верно?

1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.

2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.

3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.

4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.

А 2. Где самый бедный растительный и животный мир?

1) в южном тропическом поясе

2) в северном тропическом поясе

3) в полярных поясах

4) в умеренных поясах

A 3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

1) археология                          3)астрономия

2) история                              4) география

А 4. Какая природная зона описана в тексте?

Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.

1) арктическая пустыня

2) тундра

3) степь

4) тайга

А 5. Что называют Каменным поясом земли Русской?

1) Уральские горы

2) Кавказские горы

3) Алтай

4) Русскую равнину

A 6. Какое озеро России  из-за огромных размеров часто  называют  морем?

1) Ладожское  

2) Онежское

3) Каспийское

4) Байкал

А 7. Какое утверждение неверно?

1) Лес — защитник почвы.

2) Лесов так  много,  что  вырубить  их  все  невозможно.

3) Лес очищает воздух.

4) Лес защищает почву от разрушения.

А 8.  Какие почвы распространены  в нашей стране?

1) чернозёмы

2) луговые

3)болотные

4)подзолисты

А 9. Какое полезное   ископаемое используют для изготовления посуды?  

1) глину                                3) известняк

2) торф                                4) гранит

А 10. В  какую эпоху возникли первые цивилизации?

1) в  первобытную  эпоху

2) в эпоху Древнего мира  

3) в эпоху Средних веков  

4) в эпоху  Нового  времени

В 1.  Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?

1) сова                                 3) канюк

2) скворец                            4) пустельга

В 2. Из чего получают перловую крупу?

1) из ячменя                  

2)  из кукурузы                

3) из ржи

4) из гречихи

В 3. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?

1) Ивана Грозного

2) Екатерину Вторую

3) Александра Второго

4) Николая Второго

В 4. Укажи  порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации.

1) красная, белая, синяя

2) синяя, красная, белая

3) белая, синяя, красная

4) белая, красная, синяя

С 1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.

1) Акрополь

2) Московский Кремль  

3) исторический центр Санкт-Петербурга  

4) Кижи

С 2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?

1) на образование

2) на труд  

3) на отдых

4) на разрушение памятников культуры

С З. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени?

1) фотография               3) электричество

2) телевидение              4) холодильник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)

Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....

Рабочая программа.Окружающий мир 3 класс" Школа России"

Данная рабочая программа разработана на основе:  -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образова...

Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России

Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России...

Рабочая программа "Окружающий мир" "Школа России"

Рабочая программа по курсу: "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, календарно-те...

Рабочая программа «Окружающий мир» Школа России ФГОС для 1 класса

Рабочая учебная программа по дисциплине «Окружающий мир» (66 ч.) Школа России ФГОС для 1 класса с тематическим планированием....

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа "Окружающий мир" Школа России 1 класс

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражда...