Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме
Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir_1_klass.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Назарово Красноярского края
г. Назарово Красноярского края ул. Вокзальная д. 5а т. 3-22
Окружающий мир.1 класс.
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса МКОУ СОШ №17 разработана на основе Концепции Стандарта и авторской программы учебного курса «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников универсальных учебных действий (далее – УУД). Данная программа является частью …..ООПНОО школы № 17
Программа определяет содержание предмета «Окружающий мир» в первом классе и направлена на создание условий для достижения планируемых результатов обучения и развития учащихся.
В основу разработки рабочей программы начального общего образования положены Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и Требования к результатам начального общего образования.
Цели и задачи учебного предмета (окружающий мир)
Цель:
изучение окружающего мира в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
речевые;
организационные;
коммуникативные.
В соответствии с требованиями ФГОС особое место в курсе занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Общая характеристика учебного предмета.
В начальной школе изучение окружающего мира направлено на формирование познавательных, коммуникативных и метапредметных компетенций младших школьников, которые решаются в процессе обучения всем предметам.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет природоведческий, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук.
В первом классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности. Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель мира, его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от теме к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания, рассматривая их с новой точки зрения.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» (Человек, природа, общество) используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Ведущие принципы обучения окружающего мира в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Содержание предмета «Окружающий мир» представлено в курсе обществознание и естествознание и отражает формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, к ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Начальным этапом изучения окружающего мира в первом классе является курс «Окружающий мир». Его продолжительность примерно 32 учебные недели, 2 часа в неделю, которая определяется темпом обучаемости учеников, их возрастными и индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В таблице представлено содержание учебного предмета, планируемые результаты: предметные (базисный и повышенный уровень), универсальные учебные действия : познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.
Предметные умения выражены в учебных действиях школьников и соотносятся с каждым из разделов. Универсальные учебные действия представлены списком, так как их развитие происходит на всем содержании учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел курса | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
Предметные (базовый) | Предметные (повышенный) | Универсальные учебные действия (УУД) |
Времена года осень, зима, весна, лето и их признаки | 3 | называет объекты и явления живой и неживой природы; проводит несложные наблюдения в окружающей среде (делает зарисовки, фото); умеет следовать инструкции педагога, используя готовые модели (глобус, карта); умеет практически работать с картой (как стоять возле карты, как показывать заданный объект) среди предложенных вариантов узнаёт государственную символику РФ и своего региона; высказывает суждения о характере взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников); понимает зависимость людей от природы умеет находить информацию демонстрирует правила поведения в природе высказывает оценку влияния человека на природу принимает посильное участие в деятельности людей, направленную на сохранение природы | - соблюдает правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; - выполняет правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде; | УУД Познавательные приводит примеры живой и неживой природы; выделяет характерные признаки живой и неживой природы; классифицирует объекты под руководством учителя; осуществляет поиск необходимой информации под руководством учителя (учебная литература, энциклопедия, справочник; осуществляет фиксацию выборочной информации с помощью рисунка, словесного описания при контроле учителя; выполняет операцию моделирования под руководством учителя; троит простейшие устные высказывания; осуществляет анализ объектов по указанным признакам; оставляет целое из предложенных частей с помощью учителя Регулятивные принимает и выполняет учебно-практическую задачу, учебно-познавательную задачу совместно с учителем и адекватно возрасту; выполняет инструкции учителя при изучении нового материала; осуществляет самооценку и взаимооценку отдельных операций и действий по критериям, принятым совместно сверстниками; совместно с учителем ставит учебную задачу и принимает ее; принимает ориентиры, действия, выделенные учителем в новом учебном материале и ими пользуется; адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей - Под руководством учителя устанавливать правила действий при планировании Коммуникативные (ф)/(к) демонстрирует правила поведения в определённой ситуации; участвует в обсуждении учебной ситуацию и договаривается по поводу конкретной ситуации; сотрудничает со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности Метапредметные овладевает действиями сравнения, по аналогии; демонстрирует принятые правила поведения в школе, в классном коллективе, на уроке, отдыхе; моделирует ситуации, в которых необходимо продемонстрировать правила общения: приветствие, прощание, правила культурного поведения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях: |
Природа вокруг нас многообразие растительного и животного мира; правила поведения в природе; | 7 |
Природа живая и неживая живая и неживая природа; явления природы погода и её составляющие; растения и их разнообразия; животные и их разнообразия | 23 |
Человек – часть природы. правила поведения в природе | 5 |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | Наша страна на карте и глобусе наша Родина – Россия, государственная символика, президент РФ, столица государства; край, в котором я живу; | 3 | называет изученные объекты и явления живой и неживой природы; сравнивает объекты живой и неживой природы и проводит простейшую классификацию изученных объектов природы; проводит несложные наблюдения в окружающей среде с помощью учителя; обнаруживает простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использует их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; | Коммуникативные (ф)/(к) демонстрирует правила поведения в определённой ситуации; участвует в обсуждении учебной ситуацию и договаривается по поводу конкретной ситуации; сотрудничает со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности; работает в паре: умеет слышать собеседника, слушает с пониманием, вступает в диалог, договаривается о чем- либо (выражает суждение), знает правила речевого этикета Метапредметные овладевает действиями сравнения, по аналогии; демонстрирует принятые правила поведения в школе, в классном коллективе, на уроке, отдыхе; моделирует ситуации, в которых необходимо продемонстрировать правила общения: приветствие, прощание, правила культурного поведения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях; проявляет положительное отношение к, школе, к новому учебному материалу и принимает образец «хорошего ученика»; формулирует правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни с помощью учителя; развивает умения доброжелательно слушать и слышать собеседника; моделирует ситуации, касающихся отношения школьников к представителям других народов; моделирование ситуации, требующей определения цели совместной деятельности в семье и знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье |
Человек и общество | Я - школьник семья, семейные традиции, взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи, оказание посильной помощи взрослым; младший школьник, правила поведения в школе, в классном коллективе, на уроке, отдыхе; правила и культура взаимоотношений со сверстниками, взрослыми; | 3 | перечисляет состав своей семьи (ФИО родителей, других членов семьи) знает и демонстрирует правила поведения в школе, на уроке,правила взаимоотношения со взрослыми, сверстниками умеет работать с фотоиллюстрациями, отражающими достопримечательности городов России и своего города строит высказывания о своём классе применяет правила общения со сверстниками и со взрослыми в жизненных и игровых ситуациях осознаёт роль и значение школы, правила поведения в школе, взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; классифицирует профессии людей, различает виды транспорта; узнает государственную символику Российской Федерации и своего региона называют достопримечательности своего региона; рассказывать о праздничных днях России; составляют вместе со старшими поколениями родословное древо семьи. | проводить наблюдения во время экскурсии; находит нужную информацию, рассказывает по иллюстрации, отвечает и составляет вопросы по теме изучения; проводит групповые наблюдения во время за трудом людей. |
Моя Родина наша Родина - Россия, государственная символика России: флаг, герб, гимн; права ребенка; важные сведения из истории родного края | 2 |
Значение труда для человека и общества профессии людей, транспорт города и села, его виды, средства связи, средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет | 10 |
Правила безопасной жизни | Правила безопасной жизни режим дня; правила безопасного поведения в природе правила ЗОЖ дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | выявлянет опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, моделирует ситуации при которых необходимо вызвать пожарника, электрика и т.д, понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения, составляет и применяет режим дня, осваивает правила здорового образа жизни. участвует в игровых ситуациях по выполнению правил дорожного движения, | соблюдает правила здорового образа жизни; |
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе младший школьник
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Называть:
свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
основные правила здорового образа жизни;
основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
основные условия благополучной жизни растений и животных;
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
времена года;
животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
выполнять режим своего дня;
определять время по часам с точностью до часа;
подготавливать свое учебное место к работе;
оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
выполнять правила поведения в опасных для животных ситуациях;
ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
выполнять трудовые поручения по уголку природы; поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки выразительно, читать фольклорные произведения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Плешаков А.А.Окружающий мир. 1 класс. – Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А. Тетрадь «Проверим себя» к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Живые объекты (комнатные растения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Окружающий мир 3 класс" Школа России"
Данная рабочая программа разработана на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образова...
Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс "Школа России"
Данная рабочая программа разработана на основе:-федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ о...
Рабочая программа окружающий мир 1 класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной Минобрнаук...
Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс. "Школа России"...
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. "Школа России"...
Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс. "Школа России"...
Рабочая программа. Окружающий мир. 4 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Окружающий мир. 4 класс. "Школа России"...