Рабочая программа.Окружающий мир 3 класс" Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Данная рабочая программа разработана на основе:

 -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ  от 05.03.2004 года №1089;-инструктивно-методического письма « Начальная школа  в условиях введения Федерального   государственного образовательного  стандарта начального общего образования  в 2011-2012 учебном году»;

- авторской  программы  А.А Плешакова «Окружающий мир» 3класс, (Школа России. Концепция  и программы для нач. кл. :  пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,  С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»


Руководитель м/о учителей

начальных классов

                   Р.А.Сафонова


Протокол № 5

от «29»июня 2012 г.

«Согласовано»


Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

                         Шукшина Л.С.


«29»июня 2012 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Майская гимназия»

                          Манохин А.Н.


Приказ № 153

от «31» августа 2012 г.

Рабочая программа

Олейниковой Нины Александровны

по учебному предмету «Окружающий мир»

     3 «г» класс

(Школа России)

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

 -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ  от 05.03.2004 года №1089;-инструктивно-методического письма « Начальная школа  в условиях введения Федерального   государственного образовательного  стандарта начального общего образования  в 2011-2012 учебном году»;

- авторской  программы  А.А Плешакова «Окружающий мир» 3класс, (Школа России. Концепция  и программы для нач. кл. :  пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,  С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010)

Цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого

-воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;

 формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

- осуществление подготовки к изучению естественно -научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

В программу не внесено изменений.

 Учебно- методический комплект:

       Плешаков А.А.  Окружающий мир.3класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / -10-е изд.- М. : Просвещение, 2011.

А.А. Плешаков.  Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс. Пособие для учашихся общеобразоват. Учреждений в 2-х ч.-М : Просвещение. 2012 г

От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/А. А. Плешаков.-12-е        изд.-М.:Просвещение,2011.-222.с.:ил.-(Зелёный дом).

     

Формы организации учебного процесса, контроль знаний, умений и навыков

Основной формой организации учебного процесса является урок. Во время проведения урока реализуются следующие подходы:

- исторический подход к рассматриваемым явлениям;

- принцип дифференциации (сочетание мироведения и краеведения);

- диалектическое единство теоретического и практического.

Программой по учебному курсу предусмотрены практические работы и экскурсии:

Практических работ – 16

Экскурсий - 3

Продвижение в общем уровне развития учащихся по полугодиям отслеживается учителем на основании выделения следующих показателей:

1 полугодие:

- подведение частных понятий под общее;

- переход от общего понятия к частному;

- знание определений;

- умение проводить простейшие опыты.

2 полугодие:

- подведение частных понятий под общее понятие;

- от общего понятия к частным понятиям;

- дифференциация свойств объектов;

      - владение элементарными приемами чтения карты;

       -выполнение посильной работы по охране природы;

Текущий контроль осуществляется в виде фронтального и индивидуального опроса, а также проверочных работ, проводимых в конце каждой  темы.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждой четверти

   Рабочая программа рассчитана  на 70  часов   (35 недель по 2 часа в неделю), в том числе на проведение контрольных работ -4 часа.

Изменения внесены  в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 3 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала  скорректировано в соответствии с данными изменениями.

                        Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

Человек — часть природы и общества;

что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии)

 группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) ;

съедобные и несъедобные грибы;

взаимосвязи между неживой и живой природой,

 внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными):

 взаимосвязи  между природой и человеком (значение природы для человека,

 отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы,

 правила личного поведения в природе);

строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

правила гигиены; основы здорового образа жизни;

правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки;

 правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

потребности людей: товары и услуги;

роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности;

роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);

страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;

 различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;

 выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приемами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран — соседей России,

стран зарубежной Европы и их столиц

Календарно-тематическое планирование


п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения программы

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

Домашнее задание

по плану

фактически

1

Как устроен мир (7 часов)

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Природа, её разнообразие.

1

–знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России

Стр.4-9 подготовить  пересказ; раб. тетрадь стр. 3-5

2

Человек-часть природы, разумное существо.

1

Проверь себя- стр.15, раб. тетрадь стр. 6-7

3

Общество. Семья, народ, государство- часть общества. Человек- часть общества.

1

Стр.16-18 подготовить  пересказ; раб. тетрадь стр. 7-8

4

Мир глазами эколога.

1

 -объяснять основные экологические проблемы природы и современного общества

Подготовить ответы на вопросы стр.26, раб. тетрадь стр. 8-10

5

Экскурсия  №1по теме: «Ознакомление с разнообразием в природе»

1

-объяснять основные экологические проблемы природы и современного общества

Подготовить доклад  или презентацию на тему: «Охрана природы»

6

Природа в опасности. Охрана природы.

1.Практическая работа.

Изготовление кормушек для птиц.

2

-использовать основные правила поведения в окружающей среде;

-уметь изготовить кормушку

Подготовить  пересказ стр.27-31, выучить правило стр. 32

7

Обобщение по теме  «Как устроен мир»

2.Проверочная работа

- использовать приобретенные знания и умения

Раб. тетрадь стр. 10-12;

8

Эта удивительная природа

(19 часов)

Тела, вещества, частицы. 2.Практическая работа

Обнаружение крахмала в продуктах питания

1

-  решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

Раб. тетрадь стр. 14-15;проверь себя стр.37.

9

Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости, газы 3.Практическая работа

1

-устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой

Раб. тетрадь стр. 16;проверь себя стр.43

10

Воздух, его  состав, свойства.  Охрана воздуха от  загрязнений.

1

 -называть основные свойства воздуха

Разгадать кроссворд раб. Тетрадь стр.17; подготовить  пересказ стр.44-48

11

Вода и жизнь. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

4.Практическая работа

Изучение свойств воды

1

–называть основные свойства воды.
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Раб. тетрадь стр. 20-21,ответить на вопросы стр.51(учебник)

12

Берегите воду. Экономия воды в быту.

5.Практическая работа Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра.

1

-решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Раб. тетрадь стр. 25-26, подготовить  пересказ стр.57-61, стр. 61 выучить правила.

13

 Итоговая контрольная работа за  1четверть№1

1

- использовать приобретенные знания и умения

Подготовить сообщения об удивительных растениях

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

1

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

Стр.64 выполнить задания. Раб. тетрадь стр. 26-27.

15




Почва и её состав.

1

-устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

Подготовить  пересказ стр.67-68,прочитать стр. 69-70.

16

Разнообразие растений. Тайна растений.

Экскурсия№2

Ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

1

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); – раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Подготовить  пересказ стр.76-78,раб. тетрадь стр.31.

17

Размножение и развитие растений. 6.Практическая работа

Рассматривание плодов и семян растений

1

– использовать знания и умения для ухода за растениями;

Ответить на вопросы на стр.82-83,выучить правило стр. 83.

18

Охрана растений      7.Практическая работа

Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя

1

– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Стр.86 выучить правила, р. т. стр.37-38

19

Разнообразие животных

1

– определять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

Подготовить  пересказ стр.89-92,стр.95 выучить правило; раб тетрадь стр.42 №5.

20

Кто что ест. Цепи питания

1

-объяснять взаимосвязь в природе между растениями и животным миром

Стр.98 ответить на вопросы, раб.т.стр.45-46.

21

Сеть питания и экологическая пирамида.

1

 – определять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

 

Стр.104 ответить на вопросы, выучить правило стр.104. раб.т.стр.47 №2

22

Размножение и развитие

животных

1

– определять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Подготовить сообщения, раб.т.стр.50 №5

23

Охрана

животных и птиц

1

- использовать знания и умения для ухода за животными

Стр.115, выучить правила, раб.тетр.стр.52-53

24

В царстве грибов

1

- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Подготовить сообщения  по группам: «Грибы из красной книги», «Как собирать грибы»

25

Великий круговорот жизни

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

1

- использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными

Подготовить  пересказ стр.124-126.

26

Итоговая контрольная работа за 2четверть

1

- использовать знания и умения

раб. тетр. стр.56

27

Мы и наше здоровье

(8 часов)

Организм человека

1

- использовать правила сохранения и укрепления здоровья

Подготовить  пересказ стр.128.,раб. тетр. стр.58 №3

28

Органы  и система органов.

1

- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

Стр.135 подготовить ответы на вопросы, выучить правило стр 135.

29

Надёжная защита организма. Кожа, её значение и гигиена.

8.Практическая работа.

Знакомство с внешним строением кожи

1

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

стр.139 выучить правило; раб. т. стр.59-60

30

Опорно-двигательная система, её роль в организме.

1

- использовать правила сохранения и укрепления здоровья

Подготовить  пересказ стр.140-142

31

Пищеварительная система, её роль в организме. 9.Практическая работа.

Изучение содержания  питательных веществ в различных продуктах

1

–использовать правила сохранения и укрепления здоровья;
– использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны здоровья.

стр.146 выучить правило; раб. т. стр.61-62

32

Дыхательные и кровеносные системы, их роль в организме.

1

-определять основные системы органов и их роль в организме;

Стр.150 подготовить ответы на вопросы, выучить правило,р.т.стр.65, №4

33

Закаляй свой организм

1

–использовать правила сохранения и укрепления здоровья;

Составить памятку: «Закаляй свой организм»

34

Здоровый образ жизни. Обобщение по разделу             «Мы и наше здоровье»

10.Проверочная работа.

Подсчёт ударов пульса

1

– использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны здоровья

Подготовить презентацию или доклад: «Здоровый образ жизни»

35

Наша безопасность

(9 часов)

Техника безопасности при возникновении пожара,  при аварии водопровода, утечке газа.

1

 использовать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

2часть Стр.7 подготовить ответы на вопросы, выучить правило,р.т.стр.4, №4

36

Правила безопасного поведения пешехода на улице.

1

– использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Составить памятку: «Чтобы путь был счастливым»,р.тстр.5 №1

37

Дорожные знаки, их роль в обеспечении  безопасного движения.

(Экскурсия№3)

1

 – использовать  основные правила поведения в на дорогах.  

Изготовить дорожные знаки

38

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

1

 – использовать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Р.т.стр 13, подготовить ответы на вопросы стр.22, выучить правило

39

Правила поведения в опасных местах.

1

Выучить правило стр.23, выполнить задания стр. 28 №2-3, раб. тетрадь с.16-17 №6-7

40-41

Экологическая безопасность.

11.Практическая работа

Знакомство с устройством и работой бытового фильтра воды

2

 – использовать правила сохранения и укрепления здоровья

Стр.30-33 подготовить пересказ

42

Обобщение по разделу :        «Наша безопасность»

1

– использовать правила сохранения и укрепления здоровья

Подготовить доклад или презентацию.

43

Контрольная работа № 3 по теме: «Наша безопасность»

1

- использовать приобретенные знания и умения

раб. т. стр. 20 №6

44

Чему учит экономика

 ( 12 часов)

Для чего нужна экономика?

1

- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Подготовить  пересказ стр.36-39, раб. тетр. стр 24№8

45

Природные богатства - основа экономики.

1

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Стр.46 подготовить ответы на вопросы, выучить правило,р.т.стр.25, №3

46

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике.

12.Практическая работа.

Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых

1

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Подготовить  пересказ стр.49-50,выучить правило стр 52; раб. тетр. стр 26№3

47

Растениеводство

13.Практическая работа

Знакомство с культурными растениями

1

- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

Подготовить  пересказ стр.53,56-57, раб. тетр. стр 31.

48

Животноводство

1

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными

Стр. 62-63 ответить на вопросы, раб. тетрадь стр.33 №5

49

Промышленность и её основные отрасли.

1

- различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

Подготовить  пересказ стр.64-66,стр 37.

50

Роль денег  в  экономике.

14.Практическая работа.

Знакомство с современными российскими монетами

1

- использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Подготовить  пересказ стр.68-70,р.т. стр.38 №2, стр. 39 №4

51

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

1

- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Стр. 76 ответить на вопросы, выучить правило, стр. 41 №4

52

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

1

- использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Выполни задание №3 стр. 80, выучи правило,раб.т.стр.42 №3,4

53

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

1

-  выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Подготовить  пересказ 81-85

54

Обобщение по разделу:

« Чему учит экономика»        

1

- использовать приобретенные знания и умения

Раб. тетрадь стр. 44 № 4

55

Итоговая контрольная работа

1

- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Подготовить сообщения  по группам: Ярославль, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад.


56-57

Путешествие  по городам и странам

( 13 часов)

Золотое кольцо России- слава и гордость всей страны.

15.Практическая работа.

Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

2

–знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– показывать на карте границы России,

некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);
– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

1.Раб. тетрадь стр.48, подготовить пересказ 88-92.

2. Раб. тетрадь стр.49, подготовить пересказ 93-97.

58

Страны, граничащие с Россией ,-наши ближайшие соседи*

16.Практическая работа. 

Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

1

-использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

Раб. тетрадь стр.53 №5, учебник стр. 106 выучить правило.

59-60

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте.

2

1.Подготовить пересказ стр.110-115, раб. т. Стр.58 №8

2. Подготовить пересказ стр.116-118, раб. т. Стр.59 №10

61

Что такое Бенилюкс?*

1

-находить дополнительную информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Подготовить пересказ стр.121-126, выучить правило

62

В центре Европы

1

 – показывать на карте изученные страны мира;

Ответить на вопросы стр 132, выучить правило стр.133.

63-64

Путешествие по Франции и Великобритании

2

-использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

1.Подготовить пересказ стр.135-139,раб.т. стр. 66 №8

2. Подготовить пересказ стр.140-142, выучить правило стр.143. раб.т. стр. 70

65

На юге Европы

1

Стр.150 ответить на вопросы, выучить правило, раб. т стр. 76-77.

66-67

По знаменитым местам мира* Обобщение.      «Путешествие по городам и странам» 

2

Раб.тетр. стр.78.,80.

68

Бережное отношение к культурному наследию человечества- долг всего общества и каждого человека.

1

-использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

69

Экологический КВН

1

70

Здоровье и безопасность в жизни

1

Содержание программы

3 класс

Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы.

 Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.

 Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

 Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное).

Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя,

 наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

1 Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.

 Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.

 Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов.

Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений.

Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.

Влияние человека на растительный мир. Растения иа Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

 Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир.

 Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека.

Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители).

 Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными;

распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем.

Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи;

 изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.

 Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.

 Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др.

Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.

 Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг.

 Физический и умственный труд.

 Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых.

 Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы.

 Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями,

 составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности,

охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии,

пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Формы и средства контроля:

1

2

3

4

всего

Практические работы

      1 6

Контрольные работы

1

1

1

1

       4

Экскурсии

        3

Контрольные работы представлены в приложении.       

Перечень учебно – методических средства обучения:

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли

чество

учащихся

Необходимое

количество

Фактическое количество

% оснащён

ности

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Школа России. Концепция  и программы для нач. кл.: ш67 пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,  С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010.-159

25

25

100

1.2

Плешаков А.А.  Окружающий мир.3класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / -10-е изд.- М. : Просвещение, 2011.

25

25К

25

100

1.3

А.А. Плешаков.  Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс. Пособие для учашихся общеобразоват. Учреждений в 2-х ч.-М : Просвещение. 2012 г

25

25К

25

100

1.4

От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/А. А. Плешаков.-12-е        изд.-М.:Просвещение,2011.-222.с.:ил.-(Зелёный дом).

25

25К

25

100

2

Печатные пособия

2.1

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

25

1

100

2.2

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

25

1

100

2.3

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

25

1

100

2.4

Географические настенные карты  «Физическая карта России», «Природные зоны», «Карта полушарий».

25

1

100

2.5

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.). Репродукции картин.

25

1

100

3

Цифровые образовательные ресурсы

3.1

Начальная школа. Олимпиадные задания. 3 – 4 классы (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2010

25

1

100

3.2

Уроки Кирилла и Мефодия.Окружающий мир, 3 класс. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

25

1

100

4

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1

Видеофильмы по предмету

25

-

0

4.2

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

25

-

0

5

Технические средства обучения (средства ИКТ)

5.1

Мультимедийный проектор

25

1

100

5.2

Экран для мультимедийного проектора

25

1

100

5.3

Столик для мультимедийного проектора

25

1

100

5.4

Мультимедийный компьютер

25

1

100

5.5

Принтер лазерный А4

25

1

100

6

 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

25

25К

-

0

6.2

Термометр медицинский

25

1

0

6.3

Лупа

25

25К

-

0

6.4

Компас

25

25К

-

0

6.5

Часы с синхронизированными стрелками

25

-

0

6.6

Микроскоп (цифровой по возможности)

25

-

0

6.7

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

25

К/Ф/

-

0

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5человек)

Приложение (контрольные работы)

                                 

                        Итоговая  контрольная  работа за 1 четверть

Цель: проверить и систематизировать знания учащихся.

                         1вариант

1. К неживой природе относятся:

а) растения, животные, человек, грибы и микробы;

б) Земля, Солнце, вода, воздух, человек и все то, что сделано его руками;

в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля.

2. К живой природе относятся:

а) грибы и микробы, растения, животные, человек;

б) Солнце, Земля, небо, облака, дождь, снег;

в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а) они передвигаются, растут, умирают;

б) они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают;

в) они дышат, питаются, растут, размножаются.

4. Что такое окружающая среда?

а) Это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем;

б) это все то, что нас окружает в природе;

в) это совокупность живой и неживой природы.

5. Что такое экология?

а) наука об окружающей среде;

б) наука, которая изучает неживую природу;

в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.

6. Что объединяет этих животных: дронт, морская корова, странствующий голубь?

а) спасены человеком;

б) стали редкими;

в) уничтожены человеком.

7. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

8. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают фермы, пасеки, птицефабрики;

б) создают заповедники, ботанические сады;

в) создают бульвары и скверы.

10. Что такое заповедники?

а) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;

в) это участки земли, где выращивают редкие растения всего мира.

                                                                          2 вариант

1. Что называют телом?

а) все то, что сделано руками человека;

б) любой предмет, любое живое существо;

в) любое растение, насекомое, птицу и животное.

2. В каких веществах промежутки между частицами наибольшие?

а) в твердых;

б) в жидких;

в) в газообразных.

3. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

4. Какими свойствами обладает воздух?

а) прозрачен, бесцветен, без запаха; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

б) голубой цвет, как небо; проводит звуки, не имеет запаха; пропускает солнечные лучи;

в) воздух зависит от окружающих предметов; хорошо проводит тепло; образует ветер.

5. Вода может находиться:

а) в жидком состоянии;

б) в твердом состоянии;

в) в жидком, твердом, газообразном состоянии.

6. Какая вода нужна людям?

а) прозрачная;

б) бесцветная;

в) чистая.

7. Без чего невозможно вырастить урожай?

а) без тракторов, комбайнов, топлива;

б) без удобрений, труда людей;

в) без света, воздуха, воды.

8. За счет чего разрушаются скалы?

а) за счет нагревания скал в солнечные дни и остывания ночью;

б) из-за животных, растений, микробов;

в) из-за колебания температур, воды, ветра и растений.

9. Из чего состоит почва?

а) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

б) воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, корней растений, животных, обитающих в почве;

в) микробов корней растений, различных животных, обитающих в почве.

10. Что растения получают из почвы?  

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

11. Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б) зоология;

в) экология.

12. Животные – это…

а) птицы, звери, насекомые, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

б) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, грибы, микробы;

в) птицы, звери, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

13. Какая из цепей питания указана правильно?

а) слизни  капуста  жаба;

б) сосна  дятел  жук-короед;

в) рожь  мышь  змея  орел.

14. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?

а) в парках;

б) скверах;

в) ботанических садах.

15. Какие животные помещены в Красную книгу?

а) тигр, морж, фламинго, орел-беркут;

б) олень, заяц, лиса, волк;

в) корова, лошадь, гусь, петух.

Итоговая контрольная  за  2четверть

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся

Вариант 1

А1.  Как люди  могут помочь охране растений?

1)  собирать    красивые    букеты    и    ставить    их в  вазы

2)  выкапывать их с корнем и высаживать на клумбы

 3)  выращивать их в ботанических садах и заповедниках

 4)  уничтожать травоядных животных

А2. Какое животное относится к группе насекомых?

  1)  паук                                               3) бабочка

   2) трясогузка                                      4) морской ёж

A3.  Какое животное  относится  к  растительноядным?

   1) лось                                 3) лев

   2) сова                                 4) жаба

А4.  Как появляются детёныши рыб?

развиваются  из  икры  2)

  вылупляются  из  яиц

   3)  рыбы  рождают живых детёнышей

   4)  по-разному  в зависимости  от  вида  рыб

А5.  Какая из птиц занесена в Красную книгу?

  1)   воробей                                      3)  орёл-беркут

  2)   грач                                              4)  кукушка

А6. Какие части отсутствуют у гриба?

1)  грибница и  корень    

 3)  шляпка и  ножка

 2)  стебель  и  корень      

4)  грибница  и  стебель

А7. Какого звена круговорота жизни не существует?

 1)  потребители

 2)  вредители

 3)   производители

 

 4)разрушители

А8.   Какие  органы   отвечают  за  опору  и  движение

тела?

 1) спинной мозг и нервы

 2) сердце и  кровеносные сосуды

 3)  скелет  и  мышцы

 4) желудок и  кишечник

В1.  Какие животные предупреждают хищников о том, что они  несъедобные,  с  помощью  яркой  окраски?

  1)  кузнечики                                                

   2) бабочки                        

   3)  божьи  коровки

   4)     дятлы

В2.   Какие  животные   рождают  детёнышей,   выкармливают их молоком, заботятся о своём  потомстве?

 

1)  млекопитающие         3) птицы

 2) земноводные              4) иглокожие

В3.   Какую  первую  помощь  нужно  оказать  при  ранении кожи?

 1) промыть холодной  водой

 2)  промыть ранку и смазать йодом

 3) приложить холод

 4)  смазать  кремом

С1. Какие действия людей приводят к исчезновению

некоторых видов растений?

  1)  вытаптывание

  2) сбор букетов

  3)  работа в ботанических садах и заповедниках

 4) выращивание комнатных растений

С2. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ:  

сосна,  осина, лось,  мышь,  волк,  сова?

 1)  сосна  —  мышь —  сова I  

 2) осина —  лось —  волк

 3) волк — лось — осина

 4)  лось- мышь—  волк

Вариант 2

А1.  Какие  насекомые  опыляют  цветы?  

1)  шмели                                                 3)  муравьи

 2)  стрекозы                                             4)  мухи

А2. Какое животное  относится к группе пресмыкающихся?

  1) ящерица                                         3) лягушка

   2)  тритон                                           4)  осьминог

A3. Какое животное   относится к хищникам?

 1) кабан                                               3) муха

 2) сова                                                4) бегемот

А4.  Кто  находится  ниже  всех  в  экологической  пирамиде?

 1)  растения

 2)  насекомоядные животные

 3)  растительноядные животные

 4)  хищники

А5. Какая группа животных развивается так:

 яйцо- личинка —  куколка —  взрослая  особь?

 1) земноводные                                             3) рыбы

 2)  пресмыкающиеся                                     4) насекомые

А6.   Какая   часть   гриба   всасывает   из   почвы   воду

и  минеральные соли?

 1) ножка                             3)  грибница

 2) шляпка                           4)  все части

А7.  К каким организмам  относятся  грибы?

 1) к разрушителям

 2)  к  производителям

 3)  к  потребителям

 4) это зависит от того, ядовиты они или нет

А8. Какие органы относятся к системе пищеварения?

  1) желудок и пищевод

 2)  сердце  и  сосуды

 3)  скелет  и  мышцы

 4) спинной  мозг и  нервы

В1.   Что насекомые-опылители  помогают делать растениям?

1)   дышать

 2)   питаться

 3) размножаться

 4)  выделять кислород

82.   Какое животное защищается от хищников благодаря  тому,  что способно отбрасывать хвост?

 1)  волк

  2)   медведь

  3) ящерица

  4)  синица

83.    Какое   слово   пропущено:   икринка   —   ...    -щука?

  1) куколка                              

  2) личинка                      

  3) головастик                        

  4)  малёк

 

 С1. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ:

 волк, ель, заяц, куница, осина, белка?

   1)  куница —  белка  —  ель

   2)  осина  — заяц  —  волк

ель — белка — куница

   4)  ель —  куница —  волк

С2. Какую роль играет опорно-двигательная система?

обеспечивает опору  и  движение организма

2) защищает   многие   внутренние   органы   от   повреждений

     3)  обеспечивает  процесс  пищеварении

      4)выводит из организма вредные вещества

Итоговая контрольная  за  3четверть

        1вариант

1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить и трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?

а) вкусом;

б) осязанием;

в) обонянием.

4. Какова роль скелета человека?

а) скелет защищает внутренние органы от повреждения;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

в) скелет является опорной тела.

5. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;

б) от связок и сухожилий;

в) от хрящей и костей.

6. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

7. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму?

а) благодаря мышцам;

б) благодаря крови;

в) благодаря нервным волокнам.

8. Какой газ необходим органам для работы?

а) углекислый газ;

б) азот;

в) кислород.

9. Через какие органы происходит удаление из организма вредных веществ?

а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б) через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь.

10. Кто «всему голова» у человека?

а) мозг;

б) сердце;

в) желудок.

 2вариант

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01                        газовая служба

02                        пожарная охрана

03                        милиция

04                        скорая помощь.

2. Что необходимо делать, если начался пожар, а ты в квартире один?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь;

в) вызвать пожарных по телефону 01.

3. В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать прежде всего?

а) оставить все как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

в) выйти из квартиры.

4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть окно;

б) позвонить в газовую службу – 04;

в) зажечь спичку.

5. Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

6. Знаки в виде красного треугольника – это…

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

7. Если на вас напала большая собака, что надо делать:

а) убежать от нее;

б) замахнуться и отогнать собаку;

в) остановиться, повернувшись к собаке лицом.

8. Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в воду;

б) загрязняющие вещества попадают в воздух;

в) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

9. Что такое экологическая безопасность?

а) это защита от вредного действия окружающей среды;

б) это влияние растений, животных и человека на окружающую среду.

10. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?

а) через воду, воздух, почву;

б) через воду, воздух, продукты питания.

11. Как выглядит формула безопасности

                                                       

Итоговая контрольная  за  2 полугодие

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся.

        1вариант

Т е с т  

1. Главная задача экономики:

а) производство товаров и услуг;

б) удовлетворение разнообразных потребностей человека.

2. Что такое потребности?

а) все, что требуется людям для жизни;

б) все, что окружает людей.

3. Что такое товары?

а) это предметы, которые человек производит;

б) это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

4. Что такое услуги?

а) добыча угля, нефти;

б) лечение больных, обучение детей.

5. Что составляет основу экономики?

а) окружающая нас среда;

б) природные богатства, капитал, труд.

6. Зачем мы собираем металлолом?

а) мы сохраняем запасы руды;

б) очищаем территорию от мусора;

в) участвуем в соревновании между классами.

7. Отрасли растениеводства:

а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;

б) садоводство, зерноводство, овощеводство;

в) садоводство, бахчеводство, оленеводство.

8. Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

а) ткач, газосварщик, геолог;

б) комбайнер, бахчевод, овощевод;

в) инженер, механик, тракторист.

9. Что дает животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, ягоды, овощи;

в) хлопок, лен, рис.

10. Из чего складывается бюджет?

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов.

11. Какой бюджет ты считаешь лучшим?

а) в котором доходы больше расходов;

б) в котором доходы равны расходам;

в) в котором доходы меньше расходов.

2вариант

1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить и трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?

а) вкусом;

б) осязанием;

в) обонянием.

4. Какова роль скелета человека?

а) скелет защищает внутренние органы от повреждения;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

в) скелет является опорной тела.

5. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;

б) от связок и сухожилий;

в) от хрящей и костей.

6. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

7. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму?

а) благодаря мышцам;

б) благодаря крови;

в) благодаря нервным волокнам.

8. Какой газ необходим органам для работы?

а) углекислый газ;

б) азот;

в) кислород.

9. Через какие органы происходит удаление из организма вредных веществ?

а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б) через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь.

10. Кто «всему голова» у человека?

а) мозг;

б) сердце;

в) желудок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)

Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....

Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России

Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России...

Рабочая программа. Окружающий мир. УМК «Школа России»

1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальней...

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа Окружающий мир 4кл "Школа России"

В рабочей программе "Окружающий мир "4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....

Рабочая программа. Окружающий мир. .УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образователь...