Статья "Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями"
материал по теме
Данная статья была представлена на Межрегиональной научно – практической конференции «Языки и культура коренных малочисленных народов Севера в условиях глобализации: современное состояние и перспективы развития» (апрель-2012).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями»
(статья методиста МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» Надежды Константиновны Бушуевой)
«Наша задача – создать полноценные комфортные условия
для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации,
чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть
включены в полноценную жизнь. В конечном счёте необходимо просто в корне
изменить отношение к таким людям в обществе»
(Президент России Дмитрий Медведев
13 мая 2008 год)
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Для детей инвалидность означает существенные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения их роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
На сегодняшний день одним из признаков высокого уровня социокультурной сферы общества остаётся забота о благополучии детей с ограниченными возможностями.
По Ханты-Мансийскому автономному – округу – Югре зарегистрировано около пяти тысяч детей-инвалидов, функционирует более десяти реабилитационных центров.
В городе Ханты-Мансийске проживает более 200 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения и до 18-ти лет.
В сентябре 2002 года здесь было образовано Учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик».
Основными направлениями деятельности центра является оказание несовершеннолетним лицам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи для обеспечения их социальной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду.
Следуя этим направлениям, между учреждениями Реабилитационный центр для детей и подростков «Лучик» и Детский этнокультурно-образовательный центр «Лылынг союм» («Живой ручеёк») был подписан договор о взаимном творческом сотрудничестве на 2011 – 2012 годы.
Согласно данному договору, сотрудники детского центра «Лылынг союм» проводят фольклорные посиделки выездного характера на территории реабилитационного центра «Лучик».
Периодичность проведения фольклорных посиделок – 1 раз в месяц. В организации и проведении посиделок принимают участие 2-3 педагога детского центра.
Сотрудничество в данном направлении не случайно.
Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями является народное творчество.
Хантыйский и мансийский фольклор не являются исключением. Играя важную роль в жизни охотников, рыболовов, оленеводов фольклор выполнял эстетические, познавательные, воспитательные, религиозные, обрядовые и этикетные функции.
Жанровый состав хантыйского и мансийского фольклора делятся на следующие типы:
- Эпическая поэзия (былины и героические сказания);
- Мифологическая и космогоническая поэзия (гимны, мифологические и космогонические саги);
3) Медвежьи песни;
4) Сказки;
5) Народная музыка – инструментальные наигрыши, песни, пьесы;
6) Загадки.
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке, сказках и загадках.
Учитывая особенности пациентов реабилитационного центра «Лучик», именно эти направления народного творчества являются основными в совместной деятельности.
Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальный и сказочный фольклор воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема.
Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме, знакомят детей с обычаями, бытом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Народные музыка и сказки не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт.
Ещё в глубокой древности люди заметили лечебное воздействие музыки. Шаманы и жрецы изгоняли болезни при помощи специальных песен-заклинаний, ритмических композиций, исполняемых на бубнах и других инструментах. Благотворное влияние мелодичной музыки на больного отмечали и древние греки, и египтяне. Современная наука использует музыку для профилактики и лечения самых разных заболеваний.
Большую роль психологи и врачи отводят музыке в работе с детьми- инвалидами. Здесь музыка играет роль связующего звена между ребёнком и внешним миром, является невербальным средством коммуникации.
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития.
Сущность фольклорных посиделок: вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное состояние, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
На групповых занятиях музыки мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем. Инструментальные наигрыши исполняются на традиционных музыкальных инструментах: санквылтап, журавль, нарсъюх.
Ребята с удовольствием слушают хантыйскую и мансийскую музыку, делятся теми впечатлениями, чувствами, которые навевает им народная музыка. Особым вниманием пользуются наигрыши: Оленёнок, кукушка, казарки, голос весеннего лебедя, зверёк.
По отзывам воспитателей и медицинских работников центра «Лучик», фольклорные посиделки в значительной мере оказывают положительное влияние на общее эмоциональное состояние детей, формирование чувства прекрасного. После завершения занятий дети становятся спокойными, улыбаются и ждут новой встречи.
Неоценимое влияние на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают народные сказки.
Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Нет
ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку.
Сказки хантыйского и мансийского народов в полной мере раскрывают неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и силу своего народа.
Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются.
В работе с детьми центра «Лучик», помимо функции эстетического воспитания, хантыйские и мансийские сказки приобретают и терапевтическую, т.к. после прослушивания и работы со сказкой у детей происходят позитивные изменения в состоянии и поведении.
Комбинируя различные приемы работы со сказкой, фольклорные посиделки позволяют каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
На фольклорных посиделках дети знакомятся с хантыйскими и мансийскими сказками. В виду физиологических, психологических особенностей детей (быстрая утомляемость, потеря внимания) сказки имеют небольшой объём: например, мышонок и медведь, почему бурундук полосатый, запрет и другие.
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения. При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок учится постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
Таким образом, хантыйский и мансийский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – занимает важное место в выполнении задач социально – педагогического направления, нравственного и эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями.
Творческая группа педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – Меров Владимир Савельевич, Рещиков Алексей Александрович, Бушуева Надежда Константиновна (слева направо), апрель 2012 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....
Принципы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ....
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...
Сценарий игровой программы по экологическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы здесь живем"
Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию....
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
На этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...
Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...