Статья "Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями"
материал по теме

Бушуева Надежда Константиновна

Данная  статья была  представлена  на Межрегиональной  научно – практической  конференции  «Языки  и  культура  коренных  малочисленных  народов  Севера в  условиях глобализации: современное  состояние  и  перспективы  развития»  (апрель-2012).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние  хантыйского  и  мансийского  фольклора  на  эстетическое  воспитание  детей  с  ограниченными  возможностями»


(статья методиста  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» Надежды Константиновны Бушуевой)


«Наша задача – создать полноценные  комфортные  условия

для жизни инвалидов, создать такую  развитую  систему  реабилитации,

чтобы  граждане  с  ограниченными  возможностями могли быть

включены  в  полноценную  жизнь. В  конечном  счёте  необходимо  просто в  корне

изменить  отношение  к  таким людям в  обществе»

(Президент России  Дмитрий  Медведев

13 мая 2008 год)

Дети с ограниченными возможностями  здоровья- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Для детей инвалидность означает существенные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения их роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

На  сегодняшний  день одним из признаков  высокого  уровня  социокультурной  сферы  общества  остаётся  забота  о  благополучии  детей  с  ограниченными  возможностями.

По  Ханты-Мансийскому  автономному – округу – Югре  зарегистрировано около пяти  тысяч  детей-инвалидов, функционирует  более  десяти  реабилитационных центров.

В городе Ханты-Мансийске проживает  более 200 детей  с ограниченными возможностями  здоровья  в  возрасте  от  рождения  и  до  18-ти лет.

В  сентябре  2002 года  здесь  было  образовано  Учреждение  социального  обслуживания  «Реабилитационный  центр  для  детей  и  подростков  с  ограниченными  возможностями  «Лучик».

Основными направлениями деятельности центра является  оказание несовершеннолетним лицам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи  для  обеспечения  их  социальной  адаптации  к  жизни  в  обществе, в семье, к обучению и труду.

Следуя  этим направлениям, между  учреждениями  Реабилитационный  центр  для  детей и подростков  «Лучик» и  Детский  этнокультурно-образовательный  центр  «Лылынг  союм»  («Живой  ручеёк»)  был  подписан  договор  о взаимном творческом  сотрудничестве  на  2011 – 2012  годы.

Согласно  данному  договору, сотрудники  детского  центра  «Лылынг союм»  проводят  фольклорные  посиделки  выездного  характера  на  территории  реабилитационного  центра  «Лучик».

Периодичность  проведения  фольклорных  посиделок – 1 раз  в  месяц. В  организации  и  проведении  посиделок принимают участие 2-3 педагога детского центра.  

Сотрудничество  в  данном  направлении  не случайно.

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития детей с ограниченными  возможностями  является народное  творчество.

Хантыйский  и  мансийский  фольклор не являются  исключением. Играя важную роль в жизни охотников, рыболовов, оленеводов  фольклор выполнял эстетические, познавательные, воспитательные, религиозные, обрядовые и  этикетные функции.

Жанровый состав хантыйского  и  мансийского  фольклора  делятся на следующие типы:

  1. Эпическая поэзия (былины и героические сказания);
  2. Мифологическая и космогоническая поэзия (гимны, мифологические и космогонические саги);

3) Медвежьи песни;

4) Сказки;

5) Народная музыка – инструментальные наигрыши, песни, пьесы;

6) Загадки.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке, сказках и загадках.

Учитывая  особенности  пациентов  реабилитационного  центра  «Лучик»,  именно  эти  направления  народного  творчества  являются  основными  в  совместной  деятельности.

Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальный и сказочный фольклор  воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема.

Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме, знакомят детей с обычаями, бытом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народные  музыка и сказки  не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт.

Ещё в  глубокой  древности люди заметили  лечебное воздействие музыки. Шаманы и жрецы изгоняли болезни при помощи специальных песен-заклинаний, ритмических композиций, исполняемых на бубнах и других инструментах. Благотворное влияние мелодичной музыки на больного отмечали и древние греки, и египтяне. Современная наука использует музыку для профилактики и лечения самых разных заболеваний.

Большую роль психологи и врачи отводят музыке в работе с детьми- инвалидами. Здесь музыка играет роль связующего звена между  ребёнком  и внешним миром, является невербальным средством коммуникации.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами  его культурного развития.

Сущность фольклорных посиделок:  вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное  состояние, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

На групповых занятиях музыки мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем. Инструментальные наигрыши исполняются  на  традиционных музыкальных инструментах: санквылтап, журавль, нарсъюх.

Ребята с удовольствием слушают хантыйскую и мансийскую  музыку, делятся теми впечатлениями, чувствами, которые навевает им народная музыка. Особым  вниманием  пользуются  наигрыши: Оленёнок, кукушка, казарки, голос весеннего  лебедя, зверёк.

По  отзывам  воспитателей  и  медицинских  работников  центра  «Лучик», фольклорные  посиделки  в  значительной  мере  оказывают положительное   влияние  на  общее  эмоциональное  состояние  детей, формирование  чувства  прекрасного. После  завершения  занятий дети становятся  спокойными, улыбаются и ждут новой встречи.

Неоценимое  влияние  на  эстетическое  воспитание  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья  оказывают  народные  сказки.

Сказки  -  своего  рода  нравственный  кодекс  народа,  их  героика – это  хотя  и  воображаемые,  но  примеры  истинного  поведения  человека.  В  сказках  выражено  радостное  приятие  бытия – удел  честного,  умеющего  постоять  за  свое  достоинство  человека.  Нет  

ребенка,  который  без  замирания  сердца,  без  интереса  воспринимал  бы  сказку.

Сказки хантыйского  и  мансийского  народов  в полной мере раскрывают   неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и силу своего народа.

Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются.

В  работе  с  детьми  центра  «Лучик», помимо функции  эстетического воспитания, хантыйские  и  мансийские  сказки  приобретают  и  терапевтическую, т.к.  после  прослушивания и работы со сказкой у  детей происходят позитивные изменения в состоянии и поведении.  

Комбинируя различные приемы работы со сказкой, фольклорные посиделки  позволяют  каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

На фольклорных  посиделках  дети  знакомятся  с  хантыйскими  и  мансийскими сказками. В виду  физиологических, психологических  особенностей  детей  (быстрая  утомляемость, потеря внимания)  сказки  имеют  небольшой  объём: например, мышонок и медведь, почему бурундук полосатый, запрет и другие.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения. При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок  учится постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.        

Таким образом, хантыйский и мансийский  фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – занимает важное  место в выполнении задач социально – педагогического направления, нравственного и эстетического воспитания   детей с ограниченными  возможностями.

Творческая  группа  педагогов  по работе  с  детьми  с  ограниченными  возможностями здоровья – Меров Владимир Савельевич, Рещиков Алексей  Александрович, Бушуева  Надежда  Константиновна  (слева направо), апрель 2012 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....

Принципы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ....

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»

На  этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...

Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...