Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
статья на тему
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс «Мое призвание - логопед -2014»
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Учитель, научи ученика,
чтоб было, у кого потом учиться.
Школа-интернат это особая образовательная организация.
Это такая форма организации жизни детей младшего школьного возраста, которая позволяет ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, не чувствовать себя потерянным, обиженным, обделённым вниманием. Наша школа становится детям родным домом на целые четыре года. Здесь дети получают не только качественное общее начальное образование, воспитание и развитие способностей, но и ласку, заботу, основы нравственности, ответственности, самостоятельности, трудолюбия.
В нашей школе хорошо живётся всем детям. И тем, кто поступает в первый класс в 7 лет, и тем, кто гораздо старше своих одноклассников, но по разным причинам не учился в школе; и тем, кто живёт на соседней улице, и тем, кому приходится долго ехать в школу из других районов области; и тем, для кого русский язык - родной, и тем, для кого это пока ещё не очень понятный язык, и тем, для кого окружающий мир всегда доступен для изучения, и тем, для кого есть некоторые ограничения в познании мира.
Каждый год в августе возникает такая мысль: «Кто они? Какие они? Откуда они? Первоклассники».
Беру в руки личное дело. Изучаю. Состав семьи, характеристика из дошкольного учреждения, медицинская карта. И вот я вижу запись об отклонении в развитии. И с этого момента ученик попадает под особый пристальный контроль со стороны службы сопровождения педагогического процесса нашей школы.
В нашей школе служба сопровождения представлена педагогом-психологом, учителем-логопедом и социальным педагогом.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности которого является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Итак, самое главное-это создание особой ситуации благоприятного развития для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. А ситуация такая складывается из нескольких важных факторов.
Во-первых, это достаточная информированность родителей об особенностях развития своего ребёнка, их вера в его способности, их уверенность в успехе обучения и развития. Родители часто не знают или недооценивают всю серьёзность положения. А ещё чаще просто не желают принять особенности развития своего ребёнка. И винят при этом окружающих: врачи не сказали, плохо лечили; педагоги в детском саду не занимались.
Во-вторых, это состояние психического и физического развития ребёнка.
В- третьих, это настрой ребёнка, его мотивационная готовность к обучению в школе.
В - четвёртых, это осознанная готовность педагога к обучению ребёнка с особыми нуждами.
И в нашей школе все эти факторы складываются в благоприятную ситуацию для обучения, воспитания и развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной программы.
Однако, сегодня, на данном этапе состояния образования в нашей стране, я не могу с полной уверенностью поддержать инклюзивное образование как нововведение. Процесс перехода к новому зачастую бывает болезненным. Это «новое» нужно сначала изучить, узнать о нём как можно больше, принять его самому и быть готовым рассказать о нём другим, создать для этого «нового» все необходимые условия, и так далее.
У меня часто спрашивают о моём отношении к «всеобщей доступности образования».
Со стороны ребёнка, нуждающегося в специальных условиях (специальная программа обучения и развития, учитель, который знает, как научить и объяснить, специальные пособия и оборудование, и тому подобное) это хорошо, это здорово, что он будет просто ребёнком, таким же, как и другие дети.
Со стороны родителей этого ребёнка «доступность образования для всех» тоже хорошо.
Со стороны педагога это огромный труд, ежедневный настрой на решение проблемы. И эти проблемы множатся и множатся.
Я считаю, что необходима всё же узкая специализация.
Ведь не зря же есть классификация:
· дети с задержкой психического развития;
· дети с нарушениями интеллекта;
· дети с нарушениями слуха;
· дети с нарушениями зрения;
· дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
· дети с нарушениями речи;
· дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
· дети с множественными нарушениями.
Таким образом, у каждого ребёнка при общедоступном образовании должен быть свой проводник, наставник, помощник. И этот человек должен иметь достаточный запас теоретических знаний, практических умений и навыков, опыт работы, богатый внутренний мир и комплекс таких душевных качеств, которые позволяют не только принять ребёнка со всеми его особенностями, но и увидеть перспективу в его развитии и социализации, стремиться к успеху.
Я считаю, что сегодня такая практика возможна в условиях организации дополнительного образования: детских клубах, домах творчества, центрах развития. Там в большей степени ребёнок получает социально-значимых практических навыков: общение со сверстниками и со взрослыми в различных обстоятельствах, удовлетворение своих потребностей, навыков самообслуживания, бытовых умений и навыков.
Я бы не спешила отказываться от коррекционных школ, специальных школ-интернатов, коррекционных и специальных детских садов.
Ведь и грибы варят не все в одной кастрюле.
Даже если в полном лукошке всего лишь несколько лисичек, для них свой рассол, своя посуда, да и варятся они гораздо дольше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество
Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...
Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
На этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....
Практические аспекты коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Дети с особенночстями развития - дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью , стали неотъемлемой частью школьного обучения. Эта реальность - часть нашей жизни, что имеет ...