Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шелехова Татьяна Николаевна

Тема "Где зимуют птицы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_po_okr_mir.rar29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по Окружающему миру: « Где зимуют птицы?»

Цель: расширить знания учащихся 1 класса о птицах перелетных и зимующих в наших краях; воспитывать заботливое отношение к ним.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать и расширить знания детей о зимующих птицах;

познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;

формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;

Развивающие:

развивать познавательную активность, логическое мышление;

продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;

Воспитательные:

осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;

конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,

объективно определять свой вклад в общий результат;

Оборудование: фотографии птиц, карточки с заданиями, интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент.

 - Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок.

 - Дети, у вас всё есть на партах? Тогда начнём.

2. Актуализация знаний

   

    а)Устный опрос

 - Какие районы есть на Земле? (Холодные и тёплые.)

 - О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)

 - Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)

 - В каких районах Земли круглый год жарко?(В саванне и тропическом лесу.)

 - Где живут белые медведи? (В Северном Ледовитом океане.)

 - Где живут слоны? (В саванне и тропическом лесу.)

   б)Игра «Найди ошибки»

 

 - Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

На севере

     Один из холодных районов Земли- это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдинами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

 

 (Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

В жарких районах

   На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

 ( Ошибки: моржи, тюлени- животные Северного Ледовитого океана.)

3.Самоопределение к деятельности

 - Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Кто сможет отгадать?

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что- пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд- приятель!»

и ставит подпись:…(дятел)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и…(совы).

Какие птицы бывают

 

  Птиц на земле очень много — около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.                                                                                       Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.

Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми.

Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.

Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.

 - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О птицах)

 - Прочитайте тему урока на с.16 учебника. (Где зимуют птицы?)

 - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4. Работа по теме урока

   

- Что вам уже известно о птицах? (Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями.)

(Дети также знакомы со строением птиц, знают зимующих птиц и могут вспомнить, как правильно их подкармливать.)

 -Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют- зимующие. Назовите этих птиц. (Воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд- рябинник, сорока, галки, голуби и др.)

 Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё- таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна- две доживают до весны.

  - Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

 - Но кроме зимующих птиц есть и другие, например ласточка, жаворонок, соловей, соловей, грач, иволга, зяблик, журавли. А где они проводят зиму? (Улетают в тёплые края)

 - Поэтому их называют перелётными.

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока

а) Беседа, работы по учебнику

 - Где же всё- таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете. (Ребята выскаживают вслух свои предположения и доказывают их)

- Учебник с. 17

(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с.85.)

 - Куда улетают ласточки? (В Африку.)

 - А журавли? (В Индию.)

 - Что вместо колец в последнее время используют учёные? (Радиопередатчик.)

 - Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17.(Птицам не хватает корма.)

б) Игра «Узнай птицу».

— Я буду читать описание птицы. Ваша задача — определить что это за птица и назвать её.

1)  Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше их дома.

Каждый год у пары этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. В конце лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты)

2)  Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи слышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не так, как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнезда других птиц.

Эта птица — труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и помогает спасать лес от гибели. (Кукушка)

3)  Из соломинок и глины эти птички лепят гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.

Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)

4) Птички эти ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что мы дадим: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синица)

в) Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 ( с.14).

№2 ( с.14-15).

7.Рефлексия

Игра «Третий лишний»

( Назвать лишнюю птицу)

- Галка, грач, воробей.

- Ласточка, зяблик, дятел.

- Ворона, сорока, кукушка.

- Сова, голубь, соловей.

- Скворец, поползень, журавль.

- Оцените свои достижения на уроке.

 8. Подведение итогов урока

  Те птицы, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в тёплые края, - перелётными. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...