Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока по Окружающему миру: « Где зимуют птицы?»
Цель: расширить знания учащихся 1 класса о птицах перелетных и зимующих в наших краях; воспитывать заботливое отношение к ним.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать и расширить знания детей о зимующих птицах;
познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
Развивающие:
развивать познавательную активность, логическое мышление;
продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;
Воспитательные:
осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;
конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,
объективно определять свой вклад в общий результат;
Оборудование: фотографии птиц, карточки с заданиями, интерактивная доска, проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Дети, у вас всё есть на партах? Тогда начнём.
2. Актуализация знаний
а)Устный опрос
- Какие районы есть на Земле? (Холодные и тёплые.)
- О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)
- Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)
- В каких районах Земли круглый год жарко?(В саванне и тропическом лесу.)
- Где живут белые медведи? (В Северном Ледовитом океане.)
- Где живут слоны? (В саванне и тропическом лесу.)
б)Игра «Найди ошибки»
- Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.
На севере
Один из холодных районов Земли- это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдинами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
(Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)
В жарких районах
На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.
( Ошибки: моржи, тюлени- животные Северного Ледовитого океана.)
3.Самоопределение к деятельности
- Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Кто сможет отгадать?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…(воробей)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что- пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…(сорока)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд- приятель!»
и ставит подпись:…(дятел)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и…(совы).
Какие птицы бывают
Птиц на земле очень много — около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.
Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми.
Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.
Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О птицах)
- Прочитайте тему урока на с.16 учебника. (Где зимуют птицы?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4. Работа по теме урока
- Что вам уже известно о птицах? (Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями.)
(Дети также знакомы со строением птиц, знают зимующих птиц и могут вспомнить, как правильно их подкармливать.)
-Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют- зимующие. Назовите этих птиц. (Воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд- рябинник, сорока, галки, голуби и др.)
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё- таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна- две доживают до весны.
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)
- Но кроме зимующих птиц есть и другие, например ласточка, жаворонок, соловей, соловей, грач, иволга, зяблик, журавли. А где они проводят зиму? (Улетают в тёплые края)
- Поэтому их называют перелётными.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
а) Беседа, работы по учебнику
- Где же всё- таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете. (Ребята выскаживают вслух свои предположения и доказывают их)
- Учебник с. 17
(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с.85.)
- Куда улетают ласточки? (В Африку.)
- А журавли? (В Индию.)
- Что вместо колец в последнее время используют учёные? (Радиопередатчик.)
- Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17.(Птицам не хватает корма.)
б) Игра «Узнай птицу».
— Я буду читать описание птицы. Ваша задача — определить что это за птица и назвать её.
1) Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше их дома.
Каждый год у пары этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. В конце лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты)
2) Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи слышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не так, как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнезда других птиц.
Эта птица — труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и помогает спасать лес от гибели. (Кукушка)
3) Из соломинок и глины эти птички лепят гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
4) Птички эти ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что мы дадим: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синица)
в) Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 ( с.14).
№2 ( с.14-15).
7.Рефлексия
Игра «Третий лишний»
( Назвать лишнюю птицу)
- Галка, грач, воробей.
- Ласточка, зяблик, дятел.
- Ворона, сорока, кукушка.
- Сова, голубь, соловей.
- Скворец, поползень, журавль.
- Оцените свои достижения на уроке.
8. Подведение итогов урока
Те птицы, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в тёплые края, - перелётными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...