Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».
видеоурок по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели:
· воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,
· учить наблюдать, анализировать, группировать и классифицировать, выдвигать гипотезы и подтверждать их примерами,
· устанавливать закономерности в системе знаний о почве, ее составе и свойствах;
· развивать умения создавать и преобразовывать модели и схемы,
· строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей по заданной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_kopiya.docx | 19.65 КБ |
prez.k_videouroku.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.
Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».
Автор: Хабиева Зулима Аскарбиевна – уч. нач. кл.
МБОУ «СШ № 17 социального развития и успеха» г. Майкопа.
Цели:
- воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,
- учить наблюдать, анализировать, группировать и классифицировать, выдвигать гипотезы и подтверждать их примерами,
- устанавливать закономерности в системе знаний о почве, ее составе и свойствах;
- развивать умения создавать и преобразовывать модели и схемы,
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей по заданной теме.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся представление о почве – как важнейшей части экосистемы;
- в результате проведения опытов, выявить основные свойства почвы и
- установить ее состав;
- продолжить формирование навыков групповой работы, работы с научным текстом,
- раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой
- развивать: умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
- воспитывать: интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
- формировать навыки: природоохранной деятельности и бережного отношения к почве как объекту природы и национальному достоянию; экологической культуры и экологического сознания; коммуникативные качества, сотрудничество, организованность, аккуратность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Самоопределение к учебной деятельности. | - Здравствуйте ребята! Садитесь. Сейчас мы проведем урок окружающего мира. Скажите, пожалуйста, кому нравится этот предмет? - Почему вам нравится данный предмет? После приветствия, детям предлагается посмотреть видеоролик «Театра теней» на мелодию песни М. Джексона. В нем, иносказательно, заложен смысл охраны природы. | Обучающиеся приветствуют учителя. Обучающиеся поднимают руки, отвечают. Обучающиеся приводят свои доводы. Обучающиеся смотрят видеоролик. |
2.Актуализация знаний. | Учитель актуализирует знания учащихся: - Чему нас учит это видео? - Как вы поняли смысл этого видеоролика? |
- Нельзя уничтожать животных и растения. - Люди должны беречь окружающий нас мир. |
4.«Открытие нового знания». | На данном этапе учащиеся начинают реализовывать проект урока, т.е. путем поиска, различными способами, необходимой информации, добывают знания по теме урока.
- Дети сформулируйте понятие почвы. После, просит найти в учебнике научное определение и сравнить (Слайд 5).
Далее учитель знакомит учащихся с В.В. Докучаевым (Слайд 6). Так же дети строят предположения по вопросу: везде ли на Земле есть почва (Слайд 7).
Следующим этапом проекта урока, является групповая работа по выявлению состава почвы. Для его реализации предлагается работа в учебной лаборатории. Ученики класса делятся на пять групп по количеству опытов, которые нужно провести. Каждой группе предоставляется лабораторное оборудование и конкретное задание, по которому формулирует свой вывод о составе почвы. По окончании опытов на доске собирается макет схемы состава почвы (Слайды 8-18).
Далее коллективная работа по определению свойств почвы. Макет схемы «Свойства почвы», собирается на доске (Слайд 19). | Дети высказывают предположения. - Почва – это верхний плодородный слой земной поверхности на котором растут растения. - На Земле не везде есть почва. Обучающиеся работают по группам. В ходе работы на доске собирается макет таблицы состава почвы. Состав почвы: Воздух Вода Остатки растений и животных Песок Глина Перегной Минеральные соли Свойства почвы: Сыпучесть Плодородность Теплопроводность Водопроницаемость |
5.Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи).
| Дети устно решают кроссворд. (Слайд 23) | Почва Песок Перегной Плодородность |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Каждой группе учащихся предлагается карточка с вопросом по теме урока. Они формулируют и защищают свои варианты ответов Карточка №1 1. Напишите, что такое почва. _______________________________________________________ _______________________________________________________ Карточка №2 2. Из чего состоит почва? А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей. В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве. Карточка №3 3. От какой части почвы зависит плодородие? А) перегной; Б) песок; В) глина. Карточка 4 4. Что растения получают из почвы? А) перегной, песок, глину; Б) воздух, воду, соли; В) остатки животных и растений. Карточка №5 Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений? А) благодаря животным, обитающим в почве; Б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве; В) благодаря микробам, живущим в почве.
|
Сравнивают свой ответ с эталоном на экране. (Слайд 26) Почва – это верхний плодородный слой земной поверхности на котором растут растения. 2.Б. 3.А. 4.Б. 5.В. |
7.Включение нового знания в систему знаний. | Блиц опрос:
| - Если-б не было почвы, на Земле не выросло бы ни одно растение, а без растений не было ни животных, ни человека. - В почве живут много видов червяков, насекомых, грызунов. - В.В. Докучаев автор почвоведения. -За плодородие почвы отвечает перегной. |
8.Рефлексия учебной деятельности. | - Как вы понимаете смысл высказывания: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.» Далее учитель предлагает лидерам групп провести оценку результатов работы на уроке, выставляются отметки. | - Без почвы невозможна жизнь на планете Земля. Обучающиеся проводят оценивание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва. Состав и свойства почвы. Тема урока :
Проект урока: 1.Узнаем что такое почва. 2.Подумаем, везде ли на Земле е сть почва. 3.Определим состав почвы. 4.Охарактеризуем свойства почвы. 5.Подумаем, что мы можем сделать для охраны почвы.
Что такое почва ?
Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут р астения.
ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОЗДАЛ НАУКУ О ПОЧВАХ– ПОЧВОВЕДЕНИЕ
Везде ли на земле есть почва?
Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №1 В почве есть воздух.
Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №2 В почве в есть вода
Будем нагревать почву Что вы видите и чувствуете? Исследуем состав почвы Опыт №3 Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах !
Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя Вывод:
ПЛОДОРОДИЕ
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после первого опыта , что вы увидите? Исследуем состав почвы Опыт №4
Вывод : Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины . Сверху – перегной . песок глина перегной
Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. Сделайте вывод , что это за пятна? Исследуем состав почвы Опыт №5
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде
состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух
Свойства почвы : Сыпучесть Почва пропускает воду - водопроницаемость Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность Плодородность
Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет
Это интересно! На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
КРОССВОРД «ПОЧВА» П П П П
Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя вырубать леса , лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова; Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав; Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
1 . Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. 2 (Б) 3(А) 4(Б ) 5(В )
Объясни высказывание: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.
Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
Тема урока: Состав и свойства почвы.
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...
Тема урока: Состав и свойства почвы.
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Почва, её состав и свойства", 3класс, УМК "Гармония"
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС...
Состав и свойства почвы
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России». Тема «Состав и свойства почвы»...
Состав и свойства почвы
Разработка урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.Задачи:Образовательные :познакомить с разнообразием почв,выявить основные свойства и состав почвы.Развивающие :продолжи...