Состав и свойства почвы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России». Тема «Состав и свойства почвы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России»

Тема «Состав и свойства почвы»

Цель: сформировать знания о составе почвы, её свойствах.

Задачи:

  • способствовать формированию понятия «почва», представление о её составе, главном свойстве;
  • содействовать развитию умения проводить простейшие опыты, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, работать со схемой;
  • пробудить  познавательный интерес;
  • создать условия для воспитания бережного отношения к почве, как к национальному достоянию.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать состав и свойства почвы;

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задач, решать её под руководством учителя;
  • высказывать и доказывать своё мнение
  • анализировать полученные сведения и делать выводы;
  • выслушивать разные мнения, дополнять и корректировать.

Личностные:

  • проявлять интерес к окружающему миру;
  • развивать кругозор, словарный запас.

Оборудование: проектор, образцы почв, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло, спиртовка, штатив, держатель, салфетки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация(самоопределение к учебной деятельности )

Приветствует учащихся. Мотивирует к учебной деятельности.

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу

Выявление места и причины затруднения

Проблемная ситуация:

-Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на уроке.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок».

-Как вы думаете- это сказка или нет?

-Вы уже догадались, как называется чудесная кладовая?!

-О каком значении слова земля идёт речь в рассказе?(слайд 1)

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Каковы секреты кладовой?

-На экскурсии мы наблюдали, что корни растений уходят в землю. Что извлекают они из почвы?

-Верно. Толщина почвенного слоя в разных местах отличается: от 2-3 см до 1,5 – 2 метров. (слайд 2)

-Посмотрите на образец почвы. Какого он цвета?

-Когда мы рассматривали почву, что наблюдали в её составе?

-Как вы думаете, есть ещё что -нибудь в почве?

-Определим задачи на сегодняшний урок.

-Верно. Узнаем тайны почвы.

Слушают

Отвечают на вопрос: Земля.

-О почве.

-Плодородие.

-Питательные вещества, воду.

-Тёмного цвета.

-Веточки, листья, останки насекомых.

Предположения детей

-Узнать, из чего состоит почва.

Построение выхода из затруднения.

-Многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Мы сейчас станем учёными.

Нужно помнить о технике безопасности. Мы проведём несколько опытов, из которых узнаем состав почвы и её свойства.

Практическая работа: состав почвы.

Опыт №1. (слайд 3)

-В стакан с водой бросьте кусочек почвы. Что наблюдаете?

-Какой вывод можно сделать?

-Размешайте почву палочкой и отставьте в сторону.

Опыт №2. (слайд 4)

-Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Плотно придавите другой салфеткой.. Стряхните почву в стакан.

-Что увидели на бумаге?

-Какой вывод сделали?

Опыт №3 (демонстрирует учитель).

-Будем нагревать почву. Что видите и чувствуете?

-Это сгорает перегной. Он образуется из останков мелких животных и остатков растений.

-Какой делаем вывод?

Опыт №4. (слайд 5)

-Возьмите стакан с почвой.

-Что вы видите?

-Рассмотрите, что находится на дне стакана?

-Какой вывод можно сделать?

Опыт №5 (демонстрирует учитель)

-Возьмём несколько капель воды из стакана, поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Что заметили?

-Что осталось на стекле?

-Это соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

-Сделаем вывод.

Повторяют правила техники безопасности.

Работают в парах

Работают над первым опытом

-Выходят пузырьки воздуха.

-В почве есть воздух.

Работают над вторым опытом

-Осталось влажное пятно.

-В почве есть вода.

Наблюдают

-Заметен дымок, появился неприятный запах.

-В почве содержатся останки червей, насекомых, корешки, стебельки, сухие листья, которые перегнивают.

Работают над четвёртым опытом

-На поверхности плавают остатки листьев, стебельков, останки насекомых.

-На дне осадок. Песчинки и глина. От них вода стала мутная.

-В почве есть глина и песок.

Наблюдают

-Вода испарилась.

-на стекле белый налёт.

-В почве содержатся соли, которые растворяются в воде. Микробы, с помощью которых образуется перегной.

Физическая минутка (слайд 6)

Реализация построенного проекта

Молодцы! А теперь составим схему «Состав почвы».

-Проверьте себя по слайду. (слайд 7)

Прочитайте текст в учебнике на с…

-Как долго образуется почвенный слой?

-Почему почву называют «чудесной кладовой»?

Заполняют самостоятельно схему

Самопроверка

Ответы детей

- Без почвы человек не может обеспечить себя продуктами питания растительного происхождения.

Рефлексия учебной деятельности

-Вспомните, какие задачи ставили перед собой на сегодняшний урок.

-Выберите фразу, с которой вы оканчиваете урок: (слайд 8)

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

-Выяснить, из чего состоит почва.

Подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока

-Спасибо за урок, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва.Её состав и свойства.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва. Её состав и свойства" 3 класс "Планета знаний"....

Почва. Ее состав и свойство.

Проблемный урок по предмету "Окружающий мир" для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал...

Тема урока: Состав и свойства почвы.

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...

Тема урока: Состав и свойства почвы.

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...

Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».

Цели:·        воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,·        учить наблюдать, анализировать, груп...

Состав и свойства почвы

Разработка урока по окружающему миру...