«Почва. Состав и свойства почвы» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру
«Обучение через вызов как образовательный формат». Использование оборудования AFSTM
1. Практическая работа «Изучаем состав и свойства почвы, минералов». Оборудование: компьютер с установленной на нем программой; цифровой USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы твердых веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные породы); каменная соль крупного помола. Содержание работы: при помощи цифрового микроскопа школьники изучают строение и состав твердых веществ, сравнивают их; делают выводы о составе почвы и высказывают предположение о ее свойствах на основе изученных свойств песка, глины, соли, известняка.
2. Эксперимент «Температура почвы». Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С). Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kravchenko_o._m._pochva._sostav_i_svoystva_pochvy.docx | 37.63 КБ |
pochva_i_ee_sostav.ppt | 2.91 МБ |
prilozhenie_nizhnevartovsk_mbou_sosh_no22_kravchenko_o._m.doc | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22»
г. Нижневартовска ХМАО-ЮГРА
Урок по окружающему миру (3 класс)
«Почва. Состав и свойства почвы»
Автор методической разработки:
Кравченко Оксана Михайловна
учитель начальных классов высшей категории
Цельурока: изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
- Образовательные:
- формировать представления о почве, ее составе и свойствах. Познакомить учащихся с понятием «почва», с составом почвы и ее главным отличием от горных пород – плодородием;
- Развивающие:
- Развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой, сравнение, познавательную активность, навыки практической деятельности (опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
- Воспитательные:
- прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы и интерес к учебному предмету;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Формируемые УУД:
Познавательные:
• развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;
• извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.
Регулятивные:
• создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;
• продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;
• корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.
Коммуникативные:
• развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;
• формировать умение доказывать свою точку зрения, объяснять свой выбор, строить высказывания, задавать вопросы и отвечать на поставленные.
Личностные:
• прививать детям общечеловеческие нравственные ценности и чувства взаимопомощи.
Оборудование: ноутбук, оборудование AFSTM, образцы почв (горшок с почвой комнатной температуры и почвой, взятой из-под снега), стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка, металлическая пластина, стебельки растений, листы бумаги для теста, цветные карточки для рефлексии.
Использование оборудования AFSTM
1. Практическая работа «Изучаем состав и свойства почвы, минералов». Оборудование: компьютер с установленной на нем программой; цифровой USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы твердых веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные породы); каменная соль крупного помола. Содержание работы: при помощи цифрового микроскопа школьники изучают строение и состав твердых веществ, сравнивают их; делают выводы о составе почвы и высказывают предположение о ее свойствах на основе изученных свойств песка, глины, соли, известняка.
2. Эксперимент «Температура почвы». Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С). Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные?
Фрагмент видео урока https://disk.yandex.ru/i/G06ICFJBJMUzmw
Презентация
Ход урока
I. Орг. момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
II. Актуализация опорных знаний. Загадка.
- Отгадайте загадку: Слайд 2
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля)
-Правильно, Земля. У слова «земля» несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.) Слайд 3
Сообщение учащегося. Земля-кормилица. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все ископаемые, нужные для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
Писатель М. Алексеев писал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое-нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким, многозначащим, как это – «Земля»?! Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди иных миров, составляющих вселенную».
Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и большое поле, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, все виды жизни в из немыслимом сочетании и разнообразии.
Слайд 4 Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
-Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создали условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)
-Подумайте, кто стал первым обитателем суши – растения или животные?
-Чем бы питались животные, если бы они вышли первыми? (Друг другом.) Животные вышли на сушу после растений. Им надо было много времени, чтобы привыкнуть к новым условиям. Они, наверное, вначале на суше были недолго, поедят травы и опять в воду. Прошло много млн. лет, пока животные привыкли к суше и стали здесь жить. Слайд 5
Слайд 6 Рассмотрите иллюстрации «Облик земли в разные периоды ее развития».
-Какое условие самое главное для жизни любого животного? (Наличие растений.)
III. Определение темы и постановка цели урока
1. Слайд 7 Разгадайте ребус. Что это? (Почва.)
- Почему я так продолжила наш урок? (Дети определяют тему урока.) Слайд 8
-А чему мы можем научиться на этом уроке? (Дети ставят задачи урока) Слайд 9
-А что же потребовалось растениям, чтобы они вышли из воды и стали жить на суше? (Почва.)
Примерно 8 тыс. лет назад человек начал обрабатывать землю и выращивать около своего жилища растения.
2. Проблемные вопросы.
- Как вы понимаете, что такое почва?
- На всей ли земной суше она есть? Слайд 10 (Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)
- Всегда ли на земле была почва? И как она образовалась? Слайд 11
Если вы в дождь пройдете по полю, вам на обувь сразу налипнет грязь. Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, - во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с почвой.
IV. Практическая работа «Состав почвы».
- В каком физическом состоянии вещества встречаются в природе? (твердое, жидкое, газообразное)
- А в каком состоянии находится почва?
- Можно ли получить полную информацию о почве только при наблюдении?
- Какие методы используют для выяснения свойств веществ? (экспериментальные методы, проведение опытов)
Вот сейчас мы этим и займемся.
Слайд 12 Дети работают в группах, проводят опыты, выводы записывают в «Рабочую тетрадь, с. 13, задание № 20.
Слайд 13 Практическая работа. Класс разбит на группы.
- Возьмите на партах небольшой комок глины, школьный мел, поваренную соль крупного помола, песок, камень.
- Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите внешние признаки, свойства, ответив на следующие вопросы.
- Какой цвет он имеет?
- Есть ли у него запах?
- Есть ли у него блеск?
- Растворяется ли он в воде?
- Можно ли изменить его форму?
- Известно ли тебе, как человек использует его?
(План лежит на каждой парте. Группа рассматривает один образец, обсуждает, а затем 1 ученик делает выводы.)
- Все ли мы узнали о каждом образце?
А теперь рассмотрим каждое из этих веществ с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
а) Возьмите первый образец, например соль крупного помола. Найдите в предложенном вам образце самые крупные частички соли. Медленно приближаем к нему микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в строении этого вещества?
Без использования микроскопа можно установить следующие свойства соли: Слайд 14
Цвет | Бесцветный, прозрачный или белый; примеси придают каменной соли серый оттенок |
Прозрачность | Прозрачен |
Растворимость | Хорошо растворяется в воде |
Другие свойства | Соленый вкус |
С помощью микроскопа можно увидеть, что крупинки соли имеют форму кристаллов – в основном они напоминают кубы.
б) Рассмотрите с помощью микроскопа другие образцы твердых веществ.
4. Опишите, что вы увидели с помощью микроскопа.
5. Какие признаки отличия в строении твердых веществ вы можете назвать после изучения образцов с помощью микроскопа?
Гипотеза. А теперь попробуйте предположить, какими свойствами из вышеперечисленных может обладать почва и из чего она состоит? А как это можно доказать? (Провести опыты)
Слайд 15 Опыт №1.(Проводят дети)
-Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)
Опыт №2. (Проводят дети)
Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода.)
Опыт №3. (Проводит учитель)
-Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластину и нагреем в спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.)
-Поместим на пластину стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной дает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя.
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть перегной.)
А теперь рассмотрим почву с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. Медленно приблизим к почве микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в составе почвы? Можно увидеть различных кровососущих членистоногих: комаров, клещей, мух и др. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
Слайд 16 Опыт №4. (Проводит учитель)
-Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешаем и дадим отстояться. – Что увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.)
Опыт №5. (Проводят дети)
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений, перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой.
-Что увидим? (Белый налет на стекле.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)
В почве есть микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы – санитары, быстро избавляют нас от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения.
Опыт №6. (Проводит учитель)
Эксперимент «Температура почвы». Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go! Temp (-200С-1100С). Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные, насекомые?
- Итак, мы узнали, что в почве есть воздух. А для чего он нужен? (Воздухом дышат корни растений, мелкие животные)
- А теперь мы измерим температуру почвы. Кто может сказать какая она? (Дети делают прогноз температуры и рисуют на доске свой прогноз.)
- А как ее можно измерить более точно? Опускаем щуп в емкость с почвой комнатной температуры и в таблице на экране монитора фиксируем значение. (Дети сравнивают данные с датчиков и свой прогноз.)
Затем опускаем щуп в другую емкость, в которой находится замерзшая почва (дети об этом не знают), и опять фиксируем данные.
-Что вас удивило? Почему так произошло? (На графике отображаются разными цветами три разных показателя температуры почвы). А как тогда в такой замерзшей почве живут мелкие животные?
(Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
V.Физминутка. Слайд 17
VI. Самостоятельная работа. Задание № 21, с. 14. Слайд 18
- Учащиеся составляют схему «Состав почвы». Проверка по слайду.
С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается только на 1 см.
Слайд 19
- А сейчас я предлагаю посмотреть на данный слайд. Как вы можете объяснить этот рисунок? (В тёмной почве растут крепкие растения, в серой земле – слабые.)
- А почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, то почва обладает главным свойством земли – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в энциклопедии.
- Назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
- Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет? (Да, т. к. у нас болотистая местность.) А знаете ли вы, что воронежский чернозем хранится в парижской Палате Мер и Весов как эталон почвы для земледелия.
Слайд 20 А можно ли сохранить плодородие почвы?
Проблемный вопрос.
- В одной из книг я прочитала такую фразу: «Живое-мертвое тело». Как вы думаете, что это такое? Слайд 21
VII. Проверка знаний. Тест
Вы слушаете вопросы, на листочках записываете ответ и ставите предполагаемую отметку. Затем меняемся листочками с соседом и проводим взаимопроверку и оценивание теста.
Верны ли утверждения:
- Растения стали первыми обитателями суши?
- Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.)
- Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее?
- Под воздействием ветра, воды, температур горы становятся крепче?
- Почва состоит из воды, мусора, воздуха, палочек, оберток от конфет?
- Почва бывает только на суше?
- Как называется верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
- Какое основное свойство почвы. (Плодородие)
- Как называется самая богатая перегноем почва. (Чернозём)
VIII. Итог урока. Слайд 22
- Где в природе мы встречаем почву? - Надо ли ее беречь? - Как?
- Можно ли почву назвать живым организмом? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
IХ. Рефлексия. А теперь возьмите в руки цветные карточки и покажите, если вам легко было выполнять задания, поднимите зеленую карточку, если были затруднения, то желтую, а если очень трудно, то красную
Х. Д/З. Слайд 23 А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.
1. Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы.
2. Составить кроссворд по теме «Почва».
3. Подготовить сообщение о почвах нашего края.
4. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.
5. Подготовить рисунок по теме «Берегите почву».
Приложение
Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка: Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, А я с подарками опять.
земля – почва
ПОЧ Разгадайте ребус
Тема урока: Почва. Состав почвы.
Цель урока: Выяснить что такое почва и как она образовалась Изучить состав почвы Провести опыты с почвой
Практическая работа
План 1. Возьмите на партах небольшой комок глины, школьный мел, поваренную соль крупного помола, песок, камень. 2. Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите внешние признаки, свойства, ответив на следующие вопросы. • Какой цвет он имеет? • Есть ли у него запах? • Есть ли у него блеск? • Растворяется ли он в воде? • Можно ли изменить его форму? • Известно ли тебе, как человек использует его?
Свойства соли Цвет Бесцветный, прозрачный или белый; примеси придают каменной соли серый оттенок Прозрачность Прозрачен Растворимость Хорошо растворяется в воде Другие свойства Соленый вкус
Пузырьки воздуха Капельки воды Перегной
Перегной Песок, глина Минеральные соли
Физкультурная минутка
состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух
ПЛОДОРОДИЕ
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
Что это такое «Живое-мертвое тело»?
Итог урока: Где в природе мы встречаем почву? Надо ли беречь почву? Как? Можно ли почву назвать живым организмом? Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.
Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы. Составить кроссворд по теме «Почва». Подготовить сообщение о почвах нашего края. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы. Подготовить рисунок по теме «Берегите почву». Домашнее задание
1. http://www.tursinfo.ru/files/Data/1173194398_2780.jpg 2. http://holina.ru/paint/1995/1995-3b.jpg 3. http://www.adamast.ru/images/all/mountain/pic_2006-02-08_081819.jpg 4. http://yahooeu.ru/uploads/posts/07/08/03/1188433112_2.jpg 5. http://www.kaliningrad.ru/upload/foto/users/ratsy/medium/16a03e836254a98ec075da6e9f316ee9.jpg 6. http://crocodile.narod.ru/khibiny2004/tundra_stone.jpg 7. http://www.landex.ru/imgs/images/poch4.jpg 8. http://www.cooltravel.ru/Photo/Eski-Kermen/rock_sm.jpg 9. http://www.manwb.ru/pub/News/031005_2.jpg 10. http://venividi.ru/files/img/700/vach_30.jpg 11. http://www.atma.ru/pict/c0a7f2180501a6530a3bcfbba571788f.jpg 12. http://animashky.ru/index/0-6 13. http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1.php
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва.Её состав и свойства.
Презентация к уроку окружающего мира "Почва. Её состав и свойства" 3 класс "Планета знаний"....
Почва. Ее состав и свойство.
Проблемный урок по предмету "Окружающий мир" для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал...
Тема урока: Состав и свойства почвы.
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...
Тема урока: Состав и свойства почвы.
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...
Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».
Цели:· воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,· учить наблюдать, анализировать, груп...
Состав и свойства почвы
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России». Тема «Состав и свойства почвы»...
Состав и свойства почвы
Разработка урока по окружающему миру...