Методическая разработка: «Мир тканей»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_pochemuchka.docx | 204.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-познавательная игра
«Мир тканей»
Составитель: учитель начальных классов
Андреева Светлана Руслановна
Санкт-Петербург
2017
Цель
Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.
Задачи
Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах, свойствах тканей и их назначении.
Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи и аккуратность в работе с водой.
Материал
Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. Схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, две бутылочки с водой.
Технологии, используемые в ходе НОД
Технология исследовательской деятельности
- проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов.
Технология ТРИЗ
- мозговой штурм
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.
- Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
- Осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность.
-Технология сотрудничества ( работа в подгруппе)
Здоровьесберегающие технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- смена двигательной активности
- пальчиковая гимнастика
Предварительная работа
Составление коллекции тканей; рассматривание и сравнения различных образцов; беседы, опыты (ткань состоит из ниток, ткани можно окрашивать, ткань прочная – ее нельзя разорвать) Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», загадывание загадок. Просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей». Д/игра «Что сначала, что потом» и др.
Ход игры
- Дети, приглашаю вас в путешествие в волшебный мир тканей. А покажет нам дорогу веселый клубочек. Этот клубочек знает много интересного о тканях. Как вы думаете, почему? (потому что из нитей делают ткань)
Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки, и вспоминать все о тканях и ее свойствах. А поможет нам схема (передают клубочек)
- Из чего шьют одежду? Из чего состоит ткань? Какая бывает ткань? (натуральная и синтетическая). Свойства ткани: прочная, можно стирать, гладить, защищает от холода, ветра и дождя.
Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до лаборатории «Почемучка». Приглашаю вас в лабораторию. Вспомните правила поведения в лаборатории (вывешивается схема с правилами):
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с лабораторным оборудованием.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод
Ребята, ответьте, почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга? (ответы детей)
Отгадайте загадку:
Белоснежная хозяйка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
Что это за время года, ребята? (ответы детей)
Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему? (теплая, толстая ткань лучше сохраняет тепло)
Опыт 1:
Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань:
1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? (ответы детей)
Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку:
Солнца нет, на небе тучи.
Ветер вредный и колючий
Дует так, спасенья нет
Что такое, дай ответ.
(осень)
Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?
(из непромокаемой, т. к идут часто дожди)
Опыт 2
Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду. Ребята, сейчас намочите ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой) Что у нас получилось? (ответы детей). Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим? (нет, вода сильно впиталась в ткань) Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим? (нужно отжать воду). Отожмите. Какая стала ткань? (мятая, некрасивая, влажная)
А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань, и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани. Протрите салфеткой ткань, какой она стала? (Почти сухой). Одежду, из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?
Вывод: из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.
Я предлагаю найти схему опыта, который мы с вами провели, и поместить его на доску.
Послушайте загадку:
Я соткана из зноя
Несу тепло с собою
Я – реки согреваю
Купаться приглашаю
И любите за это вы все меня
Я – (лето)
Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей. Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему? (ответы детей) Отложите их в сторону.
Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу. Как проверить, пропускает ткань воздух или нет?
Опыт 3
Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо? (Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо).
А сейчас проверим, впитывают ли влагу наши ткани?
Опыт 4
На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?
(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду). Почему так происходит? (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже).
Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали? (Натуральные ткани пропускают и воздух, и влагу, а синтетические хуже.)
Вывод: Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей.
Предлагаю вам найти схематичное изображение этих опытов.
Пальчиковая гимнастика «Катюшки»
В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,
Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)
Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки» на обеих руках одновременно
Сшили дедушке кафтан
Сшили бабушке жакет,
Сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы
Сшили яркие штанишки.
Опыт 5
Ребята, хотите еще один эксперимент? В правую руку возьмите лоскут натуральной ткани ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань. Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло? (Натуральные ткани сильно мнутся, а синтетические не мнутся)
-Это хорошо или плохо, если ткань не мнется? (хорошо)
Вывод: Синтетические ткани не мнутся, они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду.
- Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?
Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.
-Молодцы, вы хорошо поработали. Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос: «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»
А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Мозаика из ткани "Петушок" для учащихся 1 класса".
Работа развивает мелкую моторику, вырабатывает усидчивость....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Методическая разработка урока по технологии:"Объемное моделирование из ткани бесшовной куклы-закрутки".
v Задачи:- обеспечение условий для развития личности по индивидуальной траектории через проектную деятельность;- обучение учащихся взаимодействию в группе и групповой деяте...
Методическая разработка занятия "Изготовление птички из ткани"
В методической разработке представлена работа по выполнению птички из куска ткани. Работа выполнена после прослушивания курса по составлению программ. В ней учтены все моменты, касающиеся ФГОС....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...