Рабочая программа по окружающему миру для 3 «В» класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
УМК по предмету «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3v_2016-2017.docx | 74.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _____/ Белокопытова Н.Н./
Протокол № ___ от «__»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Овсянниковская СОШ» ________/ Ефимова Т.В./
«__»__________20______г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ «Овсянниковская СОШ» _______/Фролова М.А./ Приказ № ___ от «__»_________20__г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 «В» класса
на 2016-2017 учебный год
УМК по предмету «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков
Составил учитель
начальных классов
первой квалификационной категории
Скоблякова Лариса Николаевна
Д.Овсянниково
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 "В" класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, учебного плана МБОУ "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа", в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю.
Изменение количества часов по темам основано на практическом опыте и в связи со сложностью материала.
Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Как устроен мир (6 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (13 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Номер пункта | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) | |
Как устроен мир | 6 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; находить сходство человека и живых существ, и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее в ходе интервью, в Интернете. | ||
1 2 3 4 5 6 | Природа. Ценность природы для людей. Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое экология. Природа в опасности! Охрана природы. Проверочная работа по теме: «Как устроен мир». | 1 1 1 1 1 1 | ||
Эта удивительная природа | 19 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; осуществлять самопроверку; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; исследовать по инструкции учебника свойства воды; высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать о процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений: доказывать, что без растений невозможна жизнь животных | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Мы и наше здоровье | 10 | Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма –полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки; работать с терминологическим словариком; определять наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Наши проекты: «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение Умей предупреждать болезни Здоровый образ жизни Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Наша безопасность | 8 | Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах. | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Огонь, вода и газ Чтобы путь был счастливым Дорожные знаки. Наши проекты: «Кто нас защищает» Дорожные знаки. Экскурсия Опасные места Природа и наша безопасность Экологическая безопасность Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». | 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Чему учит экономика | 12 | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словариком; актуализировать знания о полезных ископаемых, определять полезные ископаемые, характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком; характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран. | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Для чего нужна экономика Природные богатства и труд людей – основа экономики Полезные ископаемые Растениеводство Животноводство Какая бывает промышленность. Наши проекты: «Экономика родного края» Что такое деньги Государственный бюджет Семейный бюджет Экономика и экология Проверочная работа по теме «Чему учит экономика». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Путешествие по городам и странам | 13 | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т: д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера, соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, о странах центра Европы, о Франции, (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Франции по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Франции, описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Великобритании; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании. | ||
1-2 3 4-5 6 7 8-9 10 11 12 13 | Золотое кольцо России Наши ближайшие соседи На севере Европы Что такое Бенилюкс В центре Европы Путешествие по Франции и Великобритании На юге Европы По знаменитым местам мира Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края» | 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 |
Основная форма обучения - урок
В системе уроков выделяются следующие виды:
1. Урок - введения в новую тему.
2. Урок –беседа.
3. Комбинированный урок. В его структуре присутствует все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.
4. Урок-дискуссия.
5. Урок развития умений и навыков.
6. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
7. Урок-путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Учащимся предлагается маршрутный лист. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями.
8. Урок формирования умений и навыков
9. Урок - практическая работа. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности.
10. Урок – проект.
11. Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
12. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования.
13. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
14.Обобщающий урок (в конце пройденной темы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
Как устроен мир
Выпускник научится:
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
— работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;
- предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
- сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам;
-классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;
- находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;
- различать внешность человека и его внутренний мир;
- характеризовать семью, народ, государство как части общества;
- сопоставлять формы правления в государствах мира;
сравнивать заповедники и национальные парки.
Выпускник получит возможность:
- Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
-обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;
- определять место человека в мире;
-устанавливать причинно - следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
- Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Эта удивительная природа
Выпускник научится:
- Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха;
- исследовать состав почвы;
- классифицировать растения из предложенного списка;
- характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания;
- анализировать схемы цепей питания;
- характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп;
- характеризовать строение шляпочных грибов»
- характеризовать организмы - производители, организмы- потребители и организмыразрушители;
- Моделировать круговорот веществ в природе.
Выпускник получит возможность:
- Выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
- Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.
Мы и наше здоровье
Выпускник научится:
- Характеризовать системы органов человека;
- анализировать схемы расположения органов человека, показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
- распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
- характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
- характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;
- моделировать строение дыхательной системы;
- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
- моделировать строение кровеносной системы;
- измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
- характеризовать и формулировать факторы закаливания.
Выпускник получит возможность:
- Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
- формулировать правила гигиены органов чувств;
- осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;
- раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
- составить памятку по закаливанию;
- составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.
Наша безопасность
Выпускник научится:
- Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
- анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;
- актуализировать правила безопасного поведения на улице;
- актуализировать знание дорожных знаков;
- анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам:
- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
- выполнять тесты с выбором ответа, требующих знание дорожных знаков;
- составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными .
Выпускник получит возможность:
- Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте;
- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
- обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
- находить информацию о ядовитых растениях и грибах.
Чему учит экономика
Выпускник научится:
- Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
- соотносить продукцию и отрасли промышленности;
- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
- характеризовать труд работников отраслей промышленности;
- характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа);
- моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
- определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
- выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
- моделировать доходы и расходы;
- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.
Выпускник получит возможность:
- коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;
- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;
- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.
Путешествие по городам и странам
Выпускник научится:
- Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
- моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.;
- показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
- соотносить государства и их флаги;
- называть страны Бенилюкса, их столицы;
- показывать местоположение стран и их столиц на политической карте Европы;
- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.
Выпускник получит возможность:
- Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
- готовить сообщение о странах, граничащих с Россией;
- составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
- обсуждать цели международного туризма;
- находить в дополнительной литературе и в интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Изучаемый материал | Предполагаемая дата | Фактическая дата | Стр. | Примечание |
Как устроен мир (6 ч) | |||||
1. | Природа. Ценность природы для людей. | 05.09. 2016 г. | 3-9 | ||
2. | Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | 08.09 | 10-17 | ||
3. | Общество. | 12.09 | 18-23 | ||
4. | Что такое экология. | 15.09 | 24-28 | ||
5. | Природа в опасности! Охрана природы. | 19.09 | 29-34 | ||
6. | Проверочная работа по теме: «Как устроен мир». | 22.09 | |||
Эта удивительная природа (19ч) | |||||
7. | Тела, вещества, частицы. | 26.09 | 35-40 | ||
8. | Разнообразие веществ. | 29.09 | 41-45 | ||
9. | Воздух и его охрана. | 03.10 | 46-50 | ||
10. | Вода. | 06.10 | 51-54 | ||
11. | Превращения и круговорот воды. | 10.10 | 55-58 | ||
12. | Берегите воду! | 13.10 | 59-63 | ||
13. | Что такое почва. | 17.10 | 64-68 | ||
14. | Разнообразие растений. | 20.10 | 69-73 | ||
15. | Солнце, растения и мы с вами. | 24.10 | 74-77 | ||
16. | Размножение и развитие растений. | 27.10 | 78-81 | ||
17. | Охрана растений. | 10.11 | 82-86 | ||
18. | Разнообразие животных. | 14.11 | 87-93 | ||
19. | Кто что ест. | 17.11 | 94-97 | ||
20. | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | 21.11 | 98-99 | ||
21. | Размножение и развитие животных. | 24.11 | 100-105 | ||
22. | Охрана животных. | 28.11 | 106-111 | ||
23. | В царстве грибов. | 1.12 | 112-117 | ||
24. | Великий круговорот жизни. | 05.12 | 118-120 | ||
25. | Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа». | 08.12 | |||
Мы и наше здоровье (10 ч) | |||||
26. | Организм человека. | 12.12 | 121-125 | ||
27. | Органы чувств. | 15.12 | 126-129 | ||
28. | Надежная защита организма. | 19.12 | 130-133 | ||
29. | Опора тела и движение. | 22.12 | 134-137 | ||
30. | Наше питание. | 26.12 | 138-141 | ||
31. | Наши проекты: «Школа кулинаров». | 29.12 | 142-143 | ||
32 | Дыхание и кровообращение | 12.01.2017 | 144-146 | ||
33 | Умей предупреждать болезни | 16.01 | 147-149 | ||
34 | Здоровый образ жизни | 19.01 | 150-153 | ||
35 | Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье». | 23.01 | |||
Наша безопасность (8 ч) | |||||
36 | Огонь, вода и газ | 26.01 | 3-7 | ||
37 | Чтобы путь был счастливым | 30.01 | 8-13 | ||
38 | Дорожные знаки. Наши проекты: «Кто нас защищает» | 02.02 | 14-19 | ||
39 | Дорожные знаки. Экскурсия | 06.02 | 14-19 | ||
40 | Опасные места | 09.02 | 20-24 | ||
41 | Природа и наша безопасность | 13.02 | 25-30 | ||
42 | Экологическая безопасность | 16.02 | 31-36 | ||
43 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». | 20.02 | 154-158 | ||
Чему учит экономика (12 ч) | |||||
44 | Для чего нужна экономика | 27.02 | 37-41 | ||
45 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 02.03 | 42-45 | ||
46 | Полезные ископаемые | 06.03 | 46-50 | ||
47 | Растениеводство | 09.03 | 51-55 | ||
48 | Животноводство | 13.03 | 56-59 | ||
49 | Какая бывает промышленность. | 16.03 | 60-63 | ||
50 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 20.03 | 64-65 | ||
51 | Что такое деньги | 23.03 | 66-70 | ||
52 | Государственный бюджет | 06.04 | 71-74 | ||
53 | Семейный бюджет | 10.04 | 75-78 | ||
54 | Экономика и экология | 13.04 | 79-84 | ||
55 | Проверочная работа по теме «Чему учит экономика». | 17.04 | |||
Путешествие по городам и странам (13 ч) | |||||
56 57 | Золотое кольцо России | 20.04 24.04 | 85-97 | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 27.04 | 100-107 | ||
59 | На севере Европы | 04.05 | 108-117 | ||
60 | Что такое Бенилюкс | 08.05 | 118-124 | ||
61 | В центре Европы | 11.05 | 125-131 | ||
62 | Путешествие по Франции и Великобритании | 15.05 | 132-141 | ||
63 | На юге Европы | 18.05 | 142-148 | ||
64 | По знаменитым местам мира | 22.05 | 149-153 | ||
65 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | 25.05 | 164-170 | ||
66 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края» | 29.05 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие | Учебники Плешаков А. А. Рабочие тетради Плешаков А. А. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011 |
Дополнительная литература для учителя и учащихся | Тесты Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Методические пособия 1.Плешаков А. А.
2.Плешаков А. А., Румянцев А. А. 3. Плешаков А. А. 4. Плешаков А. А. |
Экранно-звуковые пособия. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Презентации к урокам на дисках. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по Окружающему миру |
Оборудование, технические средства обучения | Наглядные пособия: натуральные живые пособия – комнатные растения; гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; географические и исторические карты. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, карт. Мультимедийный проектор. Компьютер. |
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Умк "Гармония", рабочая программа по окружающему миру , 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...