Конспект урока "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Староверова Татьяна Вадимовна

Жизнь древних славян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon data.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                                Методист: Сачкова Т.А.

Школа:                                                                                                                                 Студентка: Кузнецова Татьяна

Класс: 4

Учитель:

Тема урока: «Жизнь древних славян».

Тип урока: комбинированный.

Цель:  формирование  представления о жизни древних славян.

Задачи:1. Приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков.

           2. Развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы.

           3. Воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

-знать, как  и где жили древние славяне, о быте и   их   веровании,

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

  • Метапредметные:

 -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения,

- работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку, уметь работать с информацией.

  • Личностные:  

- уважение к культуре, быту, историческому прошлому    предков.

Понятия: восточные славяне,  Бог Перун, бортничество, русские, украинцы, белорусы, союзы племен, князья.

Оборудование: «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, презентация, проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

1 мин

Здравствуйте, дети!

Привели голову в порядок. 

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов!

Приветствие учеников,

проверяет их готовность к уроку

Словесный метод

Приветствие учителя

Гладят, причесывают себя пальчиками. 

Закрывают глазки и мысленно говорят: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Выполняют вдох. Выдох.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Проверка выполнения домашнего задания

3 мин

Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)

– Что изучает наука история? (жизнь наших предков)

– На какие 5 эпох делят историю ученые? (Первобытная история, Древний мир, Средние века,  Новое время, Новейшее время).

– Какая из них самая длинная?

– Какая самая короткая?

– Новейшая история – это какое время?

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

Давайте попробуем ответить на вопрос: что такое Отечество.

- ОТЕ́ЧЕСТВО - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

– Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались.

Беседа

Словесный метод

Повторять пройденный материал;

Беседовать с учителем

П:формирование обобщенных знаний;

структурирование знаний;

Подготовка к основному этапу занятия

4 мин

- Чтобы узнать к какому народу отправляемся, разгадайте кроссворд (см. Приложение).

Вопросы:

1) Наука о прошлом (история)

2) Имя богини – покровительницы истории (Клио)

3) Большое животное, на которое охотились древние люди (мамонт)

4) Отрезок времени в 100 лет (век)

5) Страна, которая подарила миру Олимпийские игры (Греция)

6) На берегах какой реки возникло Египетское государство (Нил)

7) Наука, которую называют "наукой лопаты" (археология)

– Какое слово мы видим в это кроссворде? (славяне)

Итак, что мы сегодня будем изучать?

Какие задачи на урок мы поставим?

  Сегодня мы узнаем о занятиях, верованиях восточных славян.

Тема нашего урока: Жизнь древних славян

Какие задачи на урок мы поставим?

узнать: СЛАЙД 2

- О жизни наших предков, славян.

- Как жили славяне?

- Чем занимались?

- Где поселились?

-  Какими они были?

Наглядный метод

Презентация

Беседа

Разгадывать кроссворд

Ставить задачи урока

П: установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

допускать возможность различных точек зрения;

владеть диалогической формой коммуникации;

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Динамическая пауза

13 мин

3 мин

1 мин

- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

СЛАЙД 3

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились восточные  славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы и белорусы.  СЛАЙД 4

- Изначально древние славяне селились племенами. СЛАЙД 5

У каждой общины лежат листочки с текстом на парте.

Сейчас мы с вами разделимся на 4 общины.

Чтец прочитает текст своей общине. Всей общине нужно подготовиться представить свой  текст, а летописец будет записывать информацию.

Представление 1 общины.

-  В какой части Европы было поселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.)

-  Какие национальности позднее произошли от Восточных славян? (От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.)СЛАЙД 6

 -  Как жили славяне? (Жили славяне племенами.)

Представление 2 общины.

-   Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами.)СЛАЙД 7

-  На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей,

косуль.)

-   Кто такие бортники? (Они собирали мед диких пчел.)

-  Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.)СЛАЙД 8

Представление 3 общины.

-  Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.)

-   Из чего шили одежду Древние славяне? (Одежду шили изо льна и шерсти.) СЛАЙД 9

Представление 4 общины.

-   Какие праздники Древних славян вы запомнили? (Праздник Ивана Купалы, в честь Солнца.)

-   Почему верования славян были так тесно связанны с природой? (Их жизнь сильно зависела от природы: урожай, охота, и т.д.)  СЛАЙД 10

Все 4 общины прекрасно справились с заданиями.

СЛАЙД 11

Рассмотрите карту на с. 35. Что вы можете рассказать с ее помощью о расселении славян? Найдите главные водные пути.

БУРАТИНО

Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл:

Чтобы ключик нам достать-

Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

Организует беседу

Беседа

Рассказывает о славянах

Рассказ

Словесный метод

Работа в группах

Организовывать представления общин.

Формулирует задание, контролирует выполнение работы.

Практический метод

Организует

Работу по карте

Прием наглядности

Практический

метод

Организует физминутку

Беседовать с учителем,

Слушать учителя

Делиться на группы, определять в группе чтеца и летописца

Выполнять задание

Представлять получившиеся ответы

Формулируют рассказ о расселении славян, опираясь на карту

Выполняют разминку вместе с учителем

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П:формирование обобщенных знаний;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; допускать возможность различных точек зрения.

К: правильно выражать свои мысли в речи, 

П: работа с картой

К: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

Закрепление знаний и способов действий

5 мин

Славяне были крепкими, выносливыми людьми. Каждый их день был полон трудовых забот.

В те времена в лесу было много дичи, реки были богаты рыбой. Мужчины занимались охотой, рыболовством, бортничесвом ( сбором меда диких пчел). Охотились они на кабанов, медведей, косуль, которые в изобилии водились в дремучих чащах. Кузнецы ковали прочное оружие, необходимые орудия труда.

Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.

-   Почему славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес.)

-   Как Древние славяне выбирали место для жилья? (Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)

Сама жизнь требовала от славян сплоченности. Сообща они занимались земледелием. Чтобы  расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряя почву. Землю засеивали 2-3 года подряд, пока она давала хороший урожай, а за тем переходили на новый участок.

Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери.

Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где – нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Ставили рубленые избы или селились в полуземлянках. Такие жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

Найдите в учебнике и прочитайте про дома древних славян.

-  Опишите дом древних славян(Жилища до половины уходили в землю. В доме было; деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Стекол не было. От холода окна прикрывали доскамисоломойветками.)СЛАЙД 12

-   Какая посуда была? (Посудой служили глиняные горшки и сковородки.)СЛАЙД 13

Молодцы, ребята.

Рассказывает, чем занимались мужчины и женщины

Рассказ

Словесный метод

Беседа

Рассказ

Словесный метод

Работа с учебником

Практический метод

Слушать учителя

Беседовать с учителем

Слушать учителя

Своими словами описать дом древних славян

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

П: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 

использование учебной литературы,

К: строить монологическое высказывание,

Обобщение и систематизация знаний

4  мин

Работа в тетради.

С. 14, №2

-   Прочитайте утверждения.

-   Найдите одно неверное утверждение. (6.)

-   Отметьте это утверждение знаком « - ». 

Вера древних славян. ( показ слайдов).

Творцу из каждой общины розданы карточки, где говорится о богах, почитаемых славянами. Богов было много, но мы познакомимся с особо почитаемыми.

(Творцы рассказывают).

Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны.

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению, славян были добрыми духами, а другие – злыми. СЛАЙД 14

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. СЛАЙД 15

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. СЛАЙД 16

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. СЛАЙД 17

-   Назовите главного из богов славян. (Перун - бог грома и молнии.)

-  В кого еще они верили? (Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озерах живет водяной и русалки.)

Работа в рабочей тетради

Практический метод

Демонстрационный метод

Рассказ

Рассказ

Беседа

Выполнять задание в рабочей тетради

Обращаться к презентации

Слушать рассказ учителя

Слушать рассказ одноклассников

Беседовать

П: преобразование учебного материала, действия;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

установление причинно-следственных связей;

К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации;

правильно выражать свои мысли в речи;

участие в продуктивном диалоге;

Контроль и самопроверка знаний

3 мин

ТЕСТ СЛАЙДЫ 18-24

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.


2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.


3. Богом грома и молнии у древних славян был: 
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.


4. Свои дома славяне строили из:
а) камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.


5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.

(После тестирования ответы указаны на слайде)

А теперь, обменяйтесь с соседом по парте листочками и проверьте друг у друга работу, ответы на слайде.

Организует проверку пройденного материала

Практический метод

 

Отвечать на вопросы теста

Осуществлять взаимопроверку

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности и др.

Л: Участие в подведении итогов урока;

Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

 контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Подведение итогов  занятия

Рефлексия

2 мин

К VIII веку восточнославянские племена объединились в союзы племен. Их возглавляли князья.

Анкета. Раздается детям на парту и выводится на слайд 25-26.

На уроке я работал    активно/неактивно

Своей работой на уроке я    доволен/недоволен

Урок для меня показался    коротким/длинным

За урок я        не устал/устал

Мое настроение стало    лучше/хуже

Материал урока мне был  понятен/ непонятен

Материал урока мне был  полезен/ бесполезен  

Материал урока мне был  интересен/ скучен

Д/з мне кажется    легким/ трудным

Д/з мне кажется    интересным/ неинтересным

Словесный метод

Практический метод

Проводить анкетирование

Слушать учителя

Заполнять анкету

Л: Участие в подведении итогов урока;

мысленное воспроизведение ситуации;

самооценка события, происшествия;

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности и др.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин

Написать сочинение «Жизнь древних славян»

Р/ т с. 13-14 №1,3,4. СЛАЙД 27

Дает комментарий к домашнему заданию

Запись домашнего задания

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

К: самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Где поселились славяне?

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Волхов, Ока от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря. Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне. Племя восточных славян занимало наибольшее пространство. Славяне жили в небольших поселениях племенами, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери. Ранним утром люди принимались за работу. Трудились все от мала до велика. Мужчины пахали землю, женщины занимались домашним хозяйством, дети пасли коров и овец. От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.

Чем занимались славяне?

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы).

Как выглядели славяне?

 Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми. У них были серые или голубые глаза, светлые волосы и правильные черты лица. Одевались они в домотканую одежду, носили обувь из кожи и лыка. На рассвете, вместе с первыми лучами солнца просыпался славянский посёлок. Одежду шили изо льна и шерсти.) Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.

Праздники славян.

С почитанием различных богов и явлений природа, связаны были и праздники древних славян. Эти праздники дошли и до наших дней. Одни из них сохранили своё название, до нашего времени, а другие называются немного по-другому. Сейчас мы с ними познакомимся. Одним из важных праздников славяне считали Праздник Ивана Купалы, который празднуется в наше время 7 июля. Праздновался этот праздник в честь бога Купало – бога лета, полевых плодов и летних цветов.

Праздник берёзы и трав. В наше время этот праздник называется – Праздник Троицы.

         – Что вы знаете про этот праздник?

Праздник сбора плодов, ныне Яблочный спас, празднуется 19 августа.

Праздник Коляды. Святки с 7 января – по 19 января. Эти дни наши предки считали днями нечистой силы. Подземных богов и духов. С этими днями связаны такие сказочные герои как Баба-Яга и Кощей Бессмертный.

Масленица праздник проводов зимы и встреча весны.

Анкета.

На уроке я работал    активно/неактивно

активно/неактивно

Своей работой на уроке я    

доволен/недоволен

Урок для меня показался    

коротким/длинным

За урок я        

не устал/устал

Мое настроение стало    

лучше/хуже

Материал урока мне был

понятен/ непонятен

Материал урока мне был

интересен/ скучен

Материал урока мне был  

полезен/ бесполезен  

Д/з мне кажется    

легким/ трудным

Д/з мне кажется    

интересным/ неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"

Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине"  по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян»...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема урока: «Жизнь древних славян»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель: формирование представление о жизни древних славян.Задачи: 1. Приобщать младших школьников к культурн...