Конспект урока окружающего мира "Мир древних славян" УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Каташинская Юлия Дмитриевна

Тема урока «Жизнь древних славян»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 26.01.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148»

Класс:

Урок: 3

Время: 09:50 – 10:30  Кабинет: 203

Студент: Каташинская Юлия Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Жизнь древних славян»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить  обучающихся с жизнью древних славян, бытом, внешним видом и верой;

2. Проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

  1. Знать особенности жизни, быта, внешнего вида и веры древних славян.
  2. Проявлять уважение к ценностям, культуре и традициям своего народа.

Развивающие:

1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

2. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

Личностные:

1. Выражать положительное отношение к процессу познания;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества;

2. Воспитывать интерес к истории Отечества.

УМК: УМК ««Школа России», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник: в 2ч./А.А Плешаков. - М.: Просвещение, 2015.-Ч.1., учебная презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Юлия Дмитриевна сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на партах лежал учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

- Ребята, сложите руки лодочкой и представьте, что в них сейчас горит огонь. Ещё предки считали, что огонь очищает. Пусть все плохие мысли, усталость и лень растворяются в огне на ваших руках.

- Теперь, когда все плохие мысли нас покинули, давайте сядем ровно и продолжим наш урок.

1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Р: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала.

Учебная презентация: слайд №1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа действий

Ф, И, П

Словесный: беседа.

Практический: 

Повторение.

Приёмы: организация учебного общения

Взаимноконтроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали и разместим их на ленте времени, также у нас есть картинки-подсказки. Но перед этим подскажите мне, пожалуйста, что такое лента времени.

- Спасибо за ответ, подскажите мне, какое время вы изучили самым первым? Как мы можем соотнести иллюстрацию и время, что она отражает?

- Хорошо, мы разобрались с первым временем, теперь распределим следующие эпохи, когда вы будете отвечать, не забывайте объяснить, что отражает иллюстрация к эпохе.

- Давайте проверим наш ответ, покажите «+», если мы правильно разместили эпохи на ленте времени.

- Ученики, колесо истории возвращает нас примерно в 6 век нашей эры и мы начинаем раздел «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА». Ученики подскажите, что такое «отечество»? Как вы понимаете это слово?

- Хорошо, ребята предположите, чему будет посвящен этот раздел.

2. Организует и координирует работу  обучающихся, по              определению темы и целей урока.

- Продолжим путешествие по дороге истории. Попробуйте догадаться по наряду нашей гостьи, девочки Настеньки, с каким народом мы сегодня познакомимся. Как вы думаете: кто и когда носил такой сарафан?

- Ребята, как назывался русский народ в древности, к которому относится Настенька?

1.Выполняют задание, делают выводы, вспоминают учебный материал.

- Лента времени – это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события

- Первая эпоха – Первобытная история, иллюстрация к эпохе отражает древнюю письменность и живопись. Вторая -  Мир древности, иллюстрация посвящена достоянию древних египтян – пирамиде Хеопса. Третья – Средние века, иллюстрация отражает архитектуру этой эпохи. Четвертая – Новое время, иллюстрация отражает индустриальный характер деятельности того времени. Пятая Новейшее время, изображён современный город.

- Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

- Раздел будет посвящен истории нашей страны от древности, до сегодняшнего дня.

- Такой сарафан носили на Руси в древности.

- Славяне.

Р:планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией.

П:систематизировать, обобщить изученное, делать выводы; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

К: принимать цель  совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация: слайд №2, 3, 4, 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  целей урока.

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

-Верно, тема сегодняшнего урока: «Жизнь древних славян».

- Любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому прошу вас поставить себе цель на этот урок. У нас есть вспомогательное слово «Познакомиться…»

- Чтобы наши действия были последовательными, нам необходимо составить план с помощью опорных слов.

1. Изучить …

2. Выполнить …

3. Подвести…

- Также обратите внимание, у вас на партах лежат листы самооценивания. Если вы выполнили задание без единой ошибки, то вы ставите «+», если 1-2 ошибки, то «+-» , если 3 и более, то «–».

- Посмотрите в карточку, какой первый пункт?

- Оцените себя в карточке самооценивания.

1. Ставят перед собой цель.

- Жизнь древних славян.

- Познакомиться с жизнью бытом внешним видом и веры древних славян.

- 1. Изучить жизнь древних славян.

2. Выполнить самостоятельную работу.

3. Подвести итоги.

- Определил, тему, цель, план.

К: воспринимать и формулировать цели и задачи.

Р: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Учебная презентация: слайд №6,7,8,9,10, 11

Карточка самооценивания.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Практический: выполнение задания.

Приёмы: наблюдение.

Внешний контроль

1. Знакомство с новым понятием

- Для того чтобы правильно выполнить первый пункт нашего плана, давайте дадим определение слову «славяне». Ребята, кто такие славяне, как вы думаете?

- Существует много объяснений. Великий русский ученый М.В. Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, т. Е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «славящиеся».

- Ученики, как вы думаете, как выглядели славяне.

- Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Один из византийцев, живший в VI в., писал, что они очень высокого роста и огромной силы.  Это неплохие и совсем незлобные люди. Им свойственны гостеприимство, радушие, проявляемое к иноземцам, и свободолюбие.

- Давайте, вернёмся к нашей Настеньке. Что она держит в руках? Для чего нужны это вещи?

- Совершенно верно, прошу вас помочь Настеньке и разделить предметы на две группы: для себя и мамы (т.е. предметы быта) и для отца (т.е. для труда). Но перед работой, как вы думаете, как называются эти предметы и для чего они служат?

- Вы хорошо справились с этим заданием, оцените себя на карточке самооценивания

2. Организовывает групповую работу  обучающихся.

- Чтобы подробнее узнать о славянах, я вам предлагаю в парах изучить информацию. Возьмите карточку под номером 1.

- Послушайте здание: соберите информацию из учебника на странице 34,36,37 и карточки с дополнительной информацией, затем ответьте на вопросы на карточке. А затем поделитесь знаниями со всем классом. На выполнение задания у вас есть 2 минуты.

1. Открывают новое знание.

-Славяне – группа народов, говорящих на славянских языках.

- Сильные, красивые люди, со светлой кожей и светлыми волосами.

- Глиняные горшки – для употребления пищи и косу – для труда.

Отвечают на вопросы учителя.

- 1 группа: рубель, ухват.

2 группа: соха, цеп.

Работают в группе.

Читают учебник, анализируют информацию.

П: выявление причинно- следственных связей, представление о овощах и фруктах и витаминах;

К: ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать свое мнения и нескольких людей.

Р: умение оценивание своей работы на уроке.

К: принимать цель  совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация: слайд №12, 13, 14, 15, 16

Учебник: стр. 34, 36-37

Рабочие листы

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Наглядный:

Вывод.

 Приёмы: организация учебного общения.

 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Время вышло, прошу рассказать вас, что нового вы узнали о славянах. От какого вида славян произошёл русский народ?

- Замечательно, расскажите более подробнее о характере взаимоотношений между славянами и как славянский народ объяснял явления природы.

- Спасибо за ваши ответы, сейчас я вам предлагаю оценить себя на карточке успеха.

- Ребята, мы переходим к следующему заданию, возьмите карточку под номером 2. Вам необходимо соотнести славянского бога и его характеристику. У вас на это задание есть 2 минуты. Приступайте!

- Время вышло! Расскажите мне, пожалуйста, как вы выполнили задание.

- Давайте проверим наш ответ, покажите «+», если мы правильно соотнесли. Оцените себя в карточке самооценивания.

1. Объясняют выполнение своей работы в группах.
-
От восточных славян.

Отвечает на вопросы учителя.

Выполняют задание, соотносят информацию.

- Перун – бог громы и молнии; Леший – хранитель леса; Домовой- хранитель дома. Водяной – сказочное существо, живущее в воде.

П: устанавливать существенный признак сравнения.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Р: умение оценивания своей работы на уроке.

Рабочие листы

Учебная презентация: слайд № 17, 18

Физкультминутка (1 мин) – видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Практический: выполнение заданий в рабочей тетради.

Приемы:

Организация учебного общения.

1. Организует выполнение самостоятельной работы.

- Ребята, смотрите, Настенька побежала к матушке помогать по дому, ведь она уже нам много рассказала о своём народе.

- Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили?

- Верно, какой следующий пункт нам необходимо выполнить?

- Пришло и наше время потрудится и проверить свои знания.

- Вашей задачей будет ответить на вопросы найдя ответ в филворде. Ребята, что такое филворд, кто знает?

- Правильно, слова распложены только сверху вниз и справа налево. У вас на это задание есть 3 минуты. Можете приступать.

1. От какой ветви древних славян произошёл русский народ?

2.  Из какого материала славяне чаще всего изготавливали посуду?

3. Кто считался главным богом древних славян?

4. Как называлось жилище древних славян?

- Время вышло, давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. На экране вы можете увидеть правильные ответы.

- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки. И поднимите руку, у кого 3-4 ошибки.

- Какой пункт плана мы с вами выполнили? Оцените себя на карточке самооценивания.

1. Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

- Мы изучили жизнь древних славян. Нам предстоит выполнить самостоятельную работу.

- Филворд – это набор букв, в котором необходимо найти слова.


- 1. Восточные.

2. Глина.

3. Перун.

4. Землянка.

- Выполнить самостоятельную работу.

Р: оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Рабочие листы.

Учебная презентация: слайд №19, 20

Карточка самооценивания

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- А теперь закрепим наши знания.

- Вашей задачей будет составить кластер по сегодняшней теме, используя шаблоны, которые лежат на ваших партах. Ребята, что такое кластер?

- Спасибо ученики, задания мы будем выполнять в группах по 4 человека, но перед выполнением давайте вспомним правила работы в группе.

- 1. Работать всем вместе.

2. Говорить вполголоса.

3. Уважать чужое мнение.

3. Следить за временем.

4. По окончании работы показать свою готовность.

- Ученики, обратите на экран, на нем изображён пример выполнения кластера. В вашем кластере обязательно должны быть раскрыты компоненты:

1. Значение слова «славяне»

2. Внешний вид древних славян.

3. Быт древних славян.

4. Вера древних славян.

5. Наличие иллюстративного сопровождения.

Теперь можете приступать, у вас на это задание есть 5 минут.

- Время вышло, прошу каждую группу выйти и рассказать о своём кластере.

- Спасибо ученики, присаживайтесь, оцените себя на карточке самооценивания.

1. Выполняют предложенные задания.

- Кластер – схема состоящая из узлов. В центре находится ключевое понятие, а дальше расходятся дополнительные сведения.

Выполняют задание.

П: выявление причинно- следственных связей.
К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
Р: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Рабочие листы.

Учебная презентация: слайд № 21, 22

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Все ли пункты плана мы выполнили?

-Верно, давайте вспомним, какая тема у нас была на сегодняшнем уроке?

- Какую цель мы себе ставили?

-Дополните предложение «Теперь я знаю, что…»

-Где могут пригодиться новые знания?

- Ребята, обратитесь к своей карточке самооценивания. У кого нет ни одной ошибки и всё плюсы – это 5, у кого 1 – 2 минуса или 3 плюс минуса – это 4, 3 - 4 минуса или 4-5 плюс минуса – это 3, если ошибок больше, то это 2.

- Хорошо, теперь прошу вас открыть дневник и записать домашнее задание: пересказ темы и рабочая тетрадь стр. 13-14.

- Вы сегодня хорошо поработали . Урок окончен, можете быть свободны.

1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- Нет, мы не подвели итоги.

- Жизнь древних славян.

- Познакомиться жизнь бытом внешним видом и верой славян.

П: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
К: уметь оценивать свои достижения на уроке.


Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация слайд №23, 24, 25, 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс

Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....