Этап урока. Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности | 2 мин. | - Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Кто хочет прочитать цитату? - Книги - страницы одной огромной жизни, странствующие из одного времени в другое, бережно несущие все знания, накопленные ими от поколения к поколению. - Кто может сказать, что означает эта цитата? (Книги хранят в себе груз «Знаний», заложенные разными авторами. Они никогда не умрут, в отличие от людей, их будут читать через сто, двести, триста лет. Знания, которые авторы заключили в книгу, будут доступны многим людям на протяжении нескольких тысячелетий) - Сегодня мы снова совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории. | Словесный метод: -приветствие класса -работа с цитатой | -приветствовать учителя -слушать цитату -отвечать на вопрос -объяснять цитату | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II.Актуализация знаний и умений | 3 мин. | -Ребята, наши помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приготовили для урока разные иллюстрации. Рассмотрите их внимательно и скажите, что на них изображено? (Высказывания детей) - Как вы думаете, о чём нам могут поведать эти иллюстрации? (О людях, которые жили в далёком прошлом; об особенностях их жизни, занятиях, жилищах, предметах быта, одежде) - А как мы называем людей, которые жили в прошлом? (Предки, люди от которых мы произошли) - Сегодня я предлагаю вам заглянуть в прошлое и познакомиться с историей жизни наших далёких предков.
| Практический метод: работа с иллюстрациями
Словесный метод: беседа | -просматривать иллюстрации -отвечать на вопросы | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
III. Постановка учебной задачи | 7 мин. | - Ребята, чтобы узнать, кто были нашими предками, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик предлагают вам решить кроссворд (по ранее изученному разделу "Страницы Всемирной истории") и прочитать ключевое слово (по вертикали). 1.В Древнем Египте эта птица считалась священной, так как прилёт птицы совпадал с половодьем на Ниле (Ибис). 2.Муза истории в древнегреческой мифологии (Клио). 3.Гробница фараонов Древнего Египта (пирамида). 4.Отрезок времени в 100 лет (век). 5.Наука, которое изучает прошлое (история). 6.Храм Богов в Древнем Риме (Пантеон). 7. Священный жук у египтян (Скарабей). - Вы правильно разгадали слово - это СЛАВЯНЕ. Славяне - наши далёкие предки. - Мы сегодня продолжаем путешествие по дороге истории. Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества. Тема урока "Жизнь древних славян" - Ребята, что бы вы хотели узнать по данной теме? (Ответы детей) - Давайте сформулируем цель нашего урока (Узнать о жизни славян: как выглядели, где жили, чем занимались, какие у них были жилища и предметы быта, во что верили, чего страшились)
- Поэтесса Н. Кончаловская так писала в своём произведении "Наша древняя столица": Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли... Времена теперь другие, Как и мысли и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была... Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд, А преданья старины Забывать мы не должны. - У народа, который не знает своей истории, нет достойного будущего. | Практический метод: организация работы с кроссвордом Организация работы в парах
Словесный метод: постановка темы и целей урока
Словесный метод: чтение стихотворения | -слушать -разгадывать кроссворд -работать в парах
-определять тему и цель урока
-слушать | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
|
IV. Открытие нового | 10 мин. | - Ребята, Мудрая Черепаха предлагает вам прочитать для текст о древних славянах. А Муравьишка просит проверить правильность высказываний. Итак, принимаемся за работу! На огромном пространстве Восточной Европы располагались бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли восточные славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Пришли славяне на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых склонами, глубокими оврагами или водой. Слово "славяне" означает "люди, живущие у воды". Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Ограждение строилось из крепких брёвен. Срубали дерево, обтёсывали его, заостряли, затем обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. |
Таблица: Да | Нет | 1.Восточные славяне населяли огромное пространство Восточной Европы. 3.Древние славяне чаще всего селились неподалёку от естественных водоёмов. 5.Русские, украинцы и белорусы произошли от восточных славян. 6. Славяне ставили высокий частоколом из крепких брёвен, копали глубокие рвы вокруг поселения для защиты от нападений жителей соседних посёлков. 7.Основным строительным материалом у славян было дерево. | 2. Славяне - переселенцы из Азии. 4.Славяне возводили вокруг своих поселений земляные валы, каменные ограждения для спасения от сильных ветров. |
-Молодцы, вы отлично справились с заданием! Давайте приступим к следующему. 2. Расселение древних славян. - Рассмотрите историческую карту "Расселение древних славян" 1) Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян? 2) Найдите главные водные пути. 3) Назовите реки и моря, берега которых населяли славяне. 4) Откройте контурную в рабочих тетрадях на странице 13 обведите границы территории расселения восточных славян карандашом красного цвета 5) Назовите племена древних славян. 6) Назовите племя, которое занимало наибольшее пространство. - Рассказывая о восточных славянах, летописец Нестор говорил, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались «полянами», потому что жили они на больших «полянах» - местах, где лес был не таким густым, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что «дрягва» - это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем -славяне, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие расположились по Десне назвались северянами. ВЫВОД: Наши предки Восточные славяне. Они жили племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. | Словесный метод: - беседа
Практический метод: организация работы по карточкам
Словесный метод: объяснение задания
Словесный метод: Проверка правильности выполнения
Словесный метод: Объяснение задания
Практический метод: организация работы с картой
Словесный метод: рассказ учителя
Словесный метод: обобщение | -отвечать на вопросы
-слушать -анализировать полученную информацию
-слушать -анализировать ответы -проверять свою работу
-слушать -выполнять задание -работать с картой
-слушать -анализировать
-обобщать полученный материал | Р.: контроль, коррекция, оценка.
|
V. Динамическая пауза | 3 мин | - Вижу, что вы немного подустали, давайте немного отдохнём. | Практический метод: показ видеоролика | -выполнять упражнения |
|
VI. Первичное закрепление | 5 мин. | -Сейчас, я предлагаю вам создать страницы книги о «Восточных славянах». Для того чтобы начать вы будите разделены на группы. 1 группа: Жилища и быт восточных славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; готовят небольшой устный рассказ на данную тему, выбирают картинки предметов быта древних славян, вырезают их из приложения и наклеивают на лист с изображением славянского жилища). 2 группа: Внешний образ, одежда, характер древних славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; составляют описание внешнего образа и характера славян, создают образ славян - дорисовывают элементы одежды и раскрашивают костюмы). 3 группа: Занятия древних славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; заполняют таблицу по образцу, готовят устный рассказ о занятиях славян). 4 группа: Верования славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; расшифровывают имена богов, мифических существ, вырезают и соотносят слова-названия и картинки; составляют устный рассказ).
| Практический метод: проведение групповой работы создание страниц книги «Восточные славяне» Словесный метод: Объяснение задания
| -слушать задание -делиться на группы -выполнять задание.
| П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
VII. Рефлексия по деятельности (по продукту) | 7 мин. | - Ребята, у меня в руках снежок сейчас я передам его первой парте. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. -Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают! -На этом наш урок окончен.
| Словесный метод: -объяснять задание
Практический метод: -организация фронтальной работы | -слушать задание -передавать клубок -оценивать свою работу. | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VIII. Подведение итогов деятельности | 2 мин. | -На протяжении нашего путешествия мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о древних славянах. Но в истории это еще не конец, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше. | Словесный метод: -подведение итогов | -подводить итог урока | Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий. |
IX. Информация о домашнем задании | 1 мин. | - Запишите домашнее задание: Выполнить задание в тетради стр. 13-14 Спасибо! До свидания!
| Словесный метод: -комментировать домашнее задание | -записывать домашнее задание | Л: усвоение нового материала. |