Урок по окружающему миру тема "Вода-растворитель"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вода – растворитель
Цель: Изучение свойств воды, формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды.
Задачи урока: Дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии,; наборы: стаканы пустые и с водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком; чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток.
1. Орг. момент
Сегодня на уроке окружающего мира
Мы будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
2. Актуализация знаний
Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем? /Чудесные превращения воды в природе/
Что мы знаем о воде? /три состояния воды-жидкое, газообразное, твердое, то есть происходит круговорот воды в природе, облака-туман, осадки – дождь, снег, кристаллики льда -град, из воздуха - иней, роса, туман./
Какие по форме облака мы знаем? /кучевые, высоко-кучевые, дождевые, слоистые, перистые/
У вас на парте есть сказочные облака, которые приготовили задание.
К доске 2 уч-ся
Подпишите свое облако, переверните его и выполните задание. На работу 2 минуты.
Обменяйтесь работами в парах, возьмите зеленые ручки, проверим.
Передайте свои работы. Я их оценю с помощью баллов для зачета.
3. Изучение нового материала
Послушайте одно замечательное стихотворение Валентины Ковалевой «Два ишака».
Ребята, а кто такой ишак? /ослик/
Два ишака
Два ишака шли в гору с ношей.
Один нёс соль, другой нёс вату.
И были так они похожи,
Как два родных по крови брата.
Один шёл медленно, устало,
Клонил его к земле груз соли.
Другому вата не мешала,
Он шёл легко, не зная боли.
Вот говорит один другому:
«Ты не помог бы мне, дружочек?
Я не смогу дойти до дому,
Поверь, мой груз тяжёлый очень».
Второй с насмешкой отвечает:
«Тащить твой груз не нанимался,
Мне своего вполне хватает».
И в гору с лёгкостью подался.
Вдруг в небе тучка показалась.
И хлынул дождь во всё раздолье.
И лёгкой ноша сразу стала
У ишака с тяжёлой солью.
А у того, что нёс лишь вату –
Груз от воды стал будто камень.
Скажу я так: «Сам виноват он.
Нельзя смеяться над друзьями».
Чему учит данное стихотворение? /нужно помогать друзьям/
Ребята, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее? /соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее/
Сформулируйте тему сегодняшнего заседания клуба. /Вода – растворитель/
Вместе с нами в заседании клуба принимают участие наши друзья Костя Погодин и Маша Иванова. Они помогут определить цели урока и подскажут, как можно достичь этой цели.
Найдите в оглавлении тему сегодняшнего урока и откройте на нужной странице.
Зачитайте, что сказал Костя Погодин, открывая заседание клуба. /зачитывает вслух 1 уч-ся/
Определите цель нашего заседания. /Проверить, обладает ли вода свойством растворять разные вещества/
Предположите, что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока? Давайте прочитаем слова Маши и узнаем, верно ли наше предположение. /провести опыты/
Опыты мы будем проводить с веществами, которые находятся у вас на парте.
Для начала выдвинем наше предположение и соединим высказывания:
ПРЕДПОЛОЖИМ соль растворится в воде
ДОПУСТИМ сахар растворится в воде
ВОЗМОЖНО песок не растворится в воде
В результате наших опытов мы либо подтвердим, либо опровергнем наши предположения.
Данную работу мы будем выполнять в группах по парам.
Вспомним правила работы в группе. /на доске текст/
А теперь повторим правила безопасности при проведении опытов.
1) Бережно относиться ко всем приборам и материалам.
2) Во время проведения опыта можно сидеть или аккуратно встать.
3) Работать аккуратно, не кричать.
4. Открытие новых знаний.
Первый опыт мы будем проводить под моим руководством. Я приглашаю помощников: …..
Договоритесь, кто из вас будет читать инструкцию по проведению опыта. В каждой группе выберете себе одного представителя. Встаньте представители и подойдите ко мне. /отдать индивидуальные листы для выводов/. Раздайте каждому члену вашей группы индивидуальный лист для результатов и выводов.
Задача всех остальных очень внимательно слушать и выполнять поэтапно данную работу, так как остальные опыты вы будете проводить самостоятельно в группах по парам.
Инструкция к проведению опыта №1 с солью
1. Наполни маленький прозрачный стакан наполовину водой.
2. Насыпь в него чайную ложку поваренной соли.
3. Помешивая воду, наблюдайте, что происходит с кристалликами соли.
4. Ответь на вопросы и запиши ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Изменилась ли прозрачность воды? _______________
2) Изменился ли цвет воды? _______________________
3) Можно ли сказать, что вещество исчезло? _______________
5. Попробуй воду на вкус кончиком языка.
6. Какая она на вкус?
7. Так что же случилось с солью?
8. Запишите вывод на листке.
9. Можно ли очистить воду от растворённых в ней веществ?
Как это сделать? /с помощью фильтра/
10. Вставьте в большой пустой стакан воронку с фильтром и пропустите через неё воду с солью, то есть перелейте содержимое из одного стакана в другой через воронку с фильтром.
11.Ответьте на вопросы и запишите ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Осталась ли соль на фильтре? ______________
12. Попробуй воду на вкус кончиком языка.
2) Удалось ли очистить воду от соли? Запиши ответ.
13. Почему не удалось очистить воду от соли?
14. Представители группы аккуратно слейте воду в ведро, использованные стаканчики вставьте друг в друга, в них вложите использованный фильтр и передайте учителю.
15. Если есть на парте мокрые пятна или капли от воды, протрите тряпочкой.
16. Опыт завершён.
Опыт №1 с солью
1. Изменилась ли прозрачность воды? НЕТ
2. Изменился ли цвет воды? НЕТ
3. Можно ли сказать, что вещество исчезло? НЕТ
Вывод: соль НЕ ИСЧЕЗЛА, она РАСТВОРИЛАСЬ
4) Осталась ли соль на фильтре? НЕТ
5) Удалось ли очистить воду от соли? НЕТ
Проверим наше первое предположение. Верно ли оно?
5. Физминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4, вот как славно освежились.
Как приятно в речке плавать,
Берег - слева, берег - справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик - погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
Вышли на берег крутой
И отправились домой
6. Открытие новых знаний.
1) Представители групп подойдите ко мне и возьмите инструкцию по выполнению следующего опыта.
Внимание! Выберете одного участника в своей группе, который будет зачитывать инструктаж. Это ваш лидер в данном опыте. Встаньте лидеры. Ваша задача работать со своей группой, не мешая другим группам в работе.
Приступайте к проведению опыта №2.
А теперь обработайте полученную информацию в своей группе, совпали ли у вас результаты и выводы?
/1 уч-ся зачитывает результаты/
Опыт №2 с сахаром
1. Изменилась ли прозрачность воды? НЕТ
2. Изменился ли цвет воды? НЕТ
3. Можно ли сказать, что вещество исчезло? НЕТ
Вывод: сахар НЕ ИСЧЕЗ, он РАСТВОРИЛСЯ
4) Остался ли сахар на фильтре? НЕТ
5) Удалось ли очистить воду от сахара? НЕТ
Поднимите руку, у кого получились такие же результаты.
Проверим наше второе предположение. Верно ли оно?
Представители групп подойдите ко мне и возьмите инструкцию по выполнению следующего опыта.
Поменяйте лидера своей группы. Встаньте лидеры. Ваша задача работать со своей группой, не мешая другим группам в работе.
Приступайте к проведению опыта №3.
Обработайте полученную информацию в своей группе.
/1 уч-ся зачитывает результаты/
Опыт №3 с песком
1. Изменилась ли прозрачность воды? ДА
2. Изменился ли цвет воды? ДА
3. Можно ли сказать, что вещество исчезло? НЕТ
Вывод: песок В ВОДЕ НЕ РАСТВОРИЛСЯ
4) Остался ли песок на фильтре? ДА
5) Удалось ли очистить воду от песка? ЧАСТИЧНО
6) С помощью чего это удалось сделать? С ПОМОЩЬЮ ФИЛЬТРА
Поднимите руку, у кого получились такие же результаты.
Проверим наше второе предположение. Верно ли оно?
А теперь сделаем общий вывод по итогам опытов. Посовещайтесь в группах и заполните его в своих листах
Вывод:
1. Вода – это РАСТВОРИТЕЛЬ
2. Вещества могут быть РАСТВОРИМЫМИ и НЕРАСТВОРИМЫМИ в воде.
3. РАСТВОРИМЫЕ вещества в воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр.
4. НЕРАСТВОРИМЫЕ вещества в воде не растворяются, такую воду можно очистить с помощью ФИЛЬТРА.
7. Закрепление нового материала.
Мы доказали, что вода – растворитель. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите примеры. /завариваем чай, варим компот, разводим удобрения, стираем порошком, умываемся и купаемся,…/
Кальченко Арсений.
Ребята, посмотрите на стакан с водой у меня в руках. Я утверждаю, что вода в нём абсолютно чистая. Поднимите руку, кто со мной согласен?
А у кого другая точка зрения?
Откройте Хрестоматию с текстом Вода – растворитель. Давайте прочитаем эту статью и она поможет разрешить наши разногласия. /1 уч-ся/
Очень важно помнить о том, что вода может растворять не только полезные вещества, но и вредные для здоровья. Через воду могут передаваться многие опасные болезни. Поэтому народная пословица гласит: «Не каждая водица для питья годится».
Как вы думаете, где в природе самая чистая и прозрачная вода? / в родниках/
Родники издавна берегут как зеницу ока. В народе их когда-то называли «глазами земли», наделяя их даром приносить здоровье, возвращать молодость, одаривать богатырской силой каждого, кто хоть однажды испил их студёной воды.
А почему родниковая вода чистая? /вода проходит через природный фильтр – песок/
8. Рефлексия.
Какую цель ставили вначале урока?
Достигли ли мы ее?
К какому выводу пришли?
А как вы думаете, все ли секреты о воде мы узнали? А где можно найти новые сведения о воде и ее свойствах?
9. Д/з: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель». Наши результаты и выводы в этом помогут.
Состояния воды ___________________ ______________________ _______________________ Подпиши названия облаков по их форме:
_______________________ __________________________________ Роса, иней, изморозь – это осадки, выделяющиеся из _________________________ |
Какое чудесное свойство воды тебе известно? _____________________________________ _________________________________________________________________ Подпиши названия облаков по их форме:
_____________________ __________________________________ Дождь, снег и град – это осадки, выпадающие из _____________________ |
Инструкция к проведению опыта №1 с солью
1. Наполни маленький прозрачный стакан наполовину водой.
2. Насыпь в него чайную ложку поваренной соли.
3. Помешивая воду, наблюдайте, что происходит с кристалликами соли.
4. Ответь на вопросы и запиши ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Изменилась ли прозрачность воды? _______________
2) Изменился ли цвет воды? _______________________
3) Можно ли сказать, что вещество исчезло? _______________
5. Попробуй воду на вкус кончиком языка.
6. Какая она на вкус?
7. Так что же случилось с солью?
8. Запишите вывод на листке.
9. Можно ли очистить воду от растворённых в ней веществ?
Как это сделать?
10. Вставьте в большой пустой стакан воронку с фильтром и пропустите через неё воду с солью, то есть перелейте содержимое из одного стакана в другой через воронку с фильтром.
11.Ответьте на вопросы и запишите ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Осталась ли соль на фильтре? ______________
12. Попробуй воду на вкус кончиком языка.
2) Удалось ли очистить воду от соли? Запиши ответ.
13. Почему не удалось очистить воду от соли?
14. Представители группы аккуратно слейте воду в ведро, использованные стаканчики вставьте друг в друга, в них вложите использованный фильтр и передайте учителю.
15. Если есть на парте мокрые пятна или капли от воды, протрите тряпочкой.
16. Опыт завершён.
Инструкция к проведению опыта №2 с сахаром
1. Наполни маленький прозрачный стакан наполовину водой.
2. Насыпь в него чайную ложку сахара.
3. Помешивая воду, наблюдайте, что происходит с кристалликами сахара.
4. Ответь на вопросы и запиши ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Изменилась ли прозрачность воды? _______________
2) Изменился ли цвет воды? _______________________
3) Можно ли сказать, что вещество исчезло? _______________
5. Попробуй воду на вкус кончиком языка.
6. Какая она на вкус?
7. Так что же случилось с сахаром?
8. Запишите вывод на листке.
9. Вставьте в большой пустой стакан воронку с фильтром и пропустите через неё воду с сахаром, то есть перелейте содержимое из одного стакана в другой через воронку с фильтром.
10.Ответьте на вопросы и запишите ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Остался ли сахар на фильтре? ______________
11. Попробуй воду на вкус кончиком языка.
2) Удалось ли очистить воду от сахара? Запиши ответ.
12. Почему не удалось очистить воду от сахара?
13. Представители группы аккуратно слейте воду в ведро, использованные стаканчики вставьте друг в друга, в них вложите использованный фильтр и передайте учителю.
14. Если есть на парте мокрые пятна или капли от воды, протрите тряпочкой.
15. Опыт завершён.
Инструкция к проведению опыта №3 с песком
1. Наполни прозрачный стакан наполовину водой.
2. Насыпь в него чайную ложку песка.
3. Размешайте в стакане с водой ложку песка. Дайте смеси отстояться.
4. Посмотрите, что происходит с песчинками и с водой?
5. Ответь на вопросы и запиши ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Изменилась ли прозрачность воды? ________
2) Изменился ли цвет воды? ______
3) Исчезли ли песчинки? _______________
6. Не пробуй воду на вкус!!!
7. Что произошло с песком?
8. Вставьте в большой пустой стакан воронку с фильтром и пропустите через неё воду с песком, то есть перелейте содержимое из одного стакана в другой через воронку с фильтром.
9. Понаблюдай, что будет проходить через фильтр, а что останется на нём?
9.Ответьте на вопросы и запишите ответы в индивидуальном листе для опытов.
1) Остался ли песок на фильтре? ______________
2) Удалось ли очистить воду от песка? ____________
12. Почему удалось частично очистить воду от песка?
13. Представители группы аккуратно слейте воду в ведро, использованные стаканчики вставьте друг в друга, в них вложите использованный фильтр и передайте учителю.
14. Если есть на парте мокрые пятна или капли от воды, протрите тряпочкой.
15. Опыт завершён.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...