конспект урока по природоведению на тему "Хвойные и лиственные деревья"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок предназначен для глухих учащихся. Цель данного урока: понакомить учащихся с хвойными и лиственными деревьями, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_prirodovedeniyu_v_3_klasse_gkou_shkoly.docx | 401.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по природоведению в 3 классе ГКОУ школы-интернат г. Тихорецка
Учитель: Звягина Ирина Леонтьевна
Тема: Хвойные и лиственные деревья.
Цель: познакомить учащихся с хвойными деревьями и их отличительными признаками, помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: учебник «Природоведение», натуральные объекты живой природы - раздаточный материал (веточки, шишки), презентация «Хвойные деревья», иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы, коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев). Ветки сосны, ели, лиственницы для каждого ребёнка.
Ход урока.
Организационный момент. Дети хором говорят стихотворение: Актуализация знаний. Исследуя, можно много узнать Игра «Назови лишнее» СЛАЙД 1 - Давайте вспомним, что мы знаем о деревьях. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верю- не верю» Правила игры: …у всех деревьев есть ствол. Сообщение темы. По каким вопросам ваше мнение не совпало? Почему? (мы ещё не всё знаем о деревьях) Ребята, догадались, какая тема урока? Тема урока «Хвойные деревья» Сегодня на уроке мы рассмотрим поближе сосну и ель, и узнаем, чем они различаются, а так же об одном дереве, которое на зиму сбрасывает хвою. – Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью? Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые” Это хвоинки. Хвоинки – это и есть листья. Давайте прочитаем, как об этом говорится в словаре. Давайте рассмотрим общий вид сосны и ели. Сравним расположение веток у этих деревьев. Узнаем, нужны ли людям хвойные деревья? Шумят сосновые леса, И сосны стройные, литые, Как будто стрелы золотые, Уходят словно в небеса Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Сосна – очень высокое дерево – до75м. живёт до 500 лет. В сосновом лесу очень чистый воздух. В старину из сосны строили корабли. Пихта – имеет мягкую хвою, ветки пихты называют лапками. Живёт до 700 лет. Из неё тоже делают бумагу и музыкальные инструменты, например контрабас. Лиственница – очень долго не гниёт, из неё строят дома. А теперь догадайтесь, как называется лес, где растут одни ёлки? сосны? Физкультминутка. «Ёлочка» Закрепление урока. Работа по учебнику с.86-87– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки. Наблюдение1. “Ветки”. Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. Наблюдение 2. “Хвоинки”. Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. Наблюдение 3. “Шишки”. – Молодцы! Вы все правильно заметили. Вопросы к наблюдению и предполагаемые ответы - Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны. Как отличили? - Как прикрепляются к веточке? - Как сказать – шишка ели - еловая, шишка сосны – сосновая. - Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую. - Как отличили? - Стволы ели и сосны тоже имеют различия. Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные. Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые. По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? - Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны) -Какую задачу выполнили? - Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите? -Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели. Лес - это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов. В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна) - Для чего люди вырубают леса? (для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше. - Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелеет и высохнет) - Хвоей питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц. - Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат. Лес – это великое богатство. - Что мы должны делать? (сохранять леса) - Деревья живут очень долго, до 500 лет. Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. А теперь, рассмотрите повнимательнее шишки. Почему в них нет семян? Семена высыпаются, из них вырастают новые деревья, семенами питаются птицы, животные. Итог наблюдения: мы рассмотрели ветки разных деревьев, и нашли различия. А чем эти деревья похожи? Все они хвойные, у них есть хвоя и шишки. - Понюхайте веточку сосны и ели. Итог урока. 1. Какие хвойные деревья вы знаете? 3. Как отличить между собой хвойные деревья? | Звенит звонок, начинается урок. Мы сюда пришли учиться, не зевать и не лениться. Работаем старательно, слушаем внимательно. 1. Лепестки белы, как снег, 2. Рыжий маленький зверёк 3. Что же это за девица 4. Клейкие почки, зелёные листочки, 5. У меня длинней иголки, чем у елки, Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна.) Молодцы! Как одним словом можно назвать все 4 отгадки? (деревья) Если согласны с тем, что я говорю-говорим верю, не согласны- не верю. Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться. Ветер дует нам в лицо, (Обмахивают себе лицо), Закачалось деревцо. (Раскачивают руками над головой), Ветерок всё тише, тише. (Руки постепенно опускаются), Деревцо всё выше, выше. (Затем руки подымаются), Ветки распрямило, (Руки в стороны), Птицам путь открыло. Птицы прилетели (Волнообразное движение руками), И на ветку сели. (Садятся на свои места) (Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.) (У ели сидят по одной, у сосны – по две). Слайд 12 Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают. (Липкая, клейкая) (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы) - Ребята, заинтересовала вас сегодняшняя тема? Что ещё хотели бы узнать? Обратитесь в библиотеку и узнайте, какие ещё хвойные деревья существуют? Чем они отличаются от уже известных нам? Слайд 15 Слайд 16 Сосна, ель, пихта, лиственница. По расположению хвоинок и по шишкам. У сосны иголки длинные в паре, шишки маленькие, у ели – иголки маленькие и по одной, шишки длинные, у лиственницы – мягкие иголки желтеют и опадают, шишки маленькие и круглые). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по природоведению на тему "Осень" 5 класс школа 8 вида
Предмет «Природоведение». Тема урока: «Осень».Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью. Задачи:1. Дать ...
план-конспект урока по природоведению "Что мы получаем от растений поля" 3 класс
Цель: Познакомить учащихся с произрастающими на полях культурными растениями и использование их человеком....
Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»
Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»...
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...
Конспект урока по природоведению в 3 классе "Труд людей летом и осенью"
Конспект урока составлен для слабослышащих обучающся....
Конспект урока по природоведению
Тема"Домашние животные"...
Конспект урока по природоведению
Конспект открытого урока по природоведению для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью....