конспект урока по природоведению на тему "Хвойные и лиственные деревья"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Звягина Ирина Леонтьевна

Урок предназначен для глухих учащихся. Цель данного урока: понакомить учащихся с хвойными и лиственными деревьями, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_prirodovedeniyu_v_3_klasse_gkou_shkoly.docx401.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по природоведению в 3 классе ГКОУ школы-интернат г. Тихорецка

Учитель: Звягина Ирина Леонтьевна

Тема: Хвойные и лиственные деревья.

Цель: познакомить учащихся с хвойными деревьями и их отличительными признаками, помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: учебник «Природоведение», натуральные объекты живой природы - раздаточный материал (веточки, шишки), презентация «Хвойные деревья», иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы, коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев). Ветки сосны, ели, лиственницы для каждого ребёнка.

Ход урока.

Организационный момент.

Дети хором говорят стихотворение:

 Актуализация знаний.

Исследуя, можно много узнать
И друзьям об этом рассказать.
А чтобы тему урока узнать,
Нужно нам загадки разгадать.

Игра «Назови лишнее» СЛАЙД 1
Ромашка, белка, ель, берёза, липа, тополь
 (белка – животное, ромашка – травянистое растение)

- Давайте вспомним, что мы знаем о деревьях. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верю- не верю»

Правила игры: 
Вопросы:

…у всех деревьев есть ствол.
…. у всех деревьев есть листья.
….все деревья осенью меняют окраску.
….все деревья цветут.
.... если растение большое, это – дерево.
….деревья растут только в лесу.
….деревья – это живая природа.
….на сосне есть плоды.
….шишки можно есть.
…пихта - это дерево.

Сообщение темы.

По каким вопросам ваше мнение не совпало? Почему? (мы ещё не всё знаем о деревьях)
- Какую задачу поставим на урок?

Ребята, догадались, какая тема урока?

Тема урока «Хвойные деревья»

Сегодня на уроке мы рассмотрим поближе сосну и ель, и узнаем, чем они различаются, а так же об одном дереве, которое на зиму сбрасывает хвою.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”

Это хвоинки. Хвоинки – это и есть листья. Давайте прочитаем, как об этом говорится в словаре. 

Давайте рассмотрим общий вид сосны и ели. Сравним расположение веток у этих деревьев. Узнаем, нужны ли людям хвойные деревья?

Шумят сосновые леса,

И сосны стройные, литые,

Как будто стрелы золотые,

Уходят словно в небеса

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Сосна – очень высокое дерево – до75м. живёт до 500 лет. В сосновом лесу очень чистый воздух. В старину из сосны строили корабли.

Пихта – имеет мягкую хвою, ветки пихты называют лапками. Живёт до 700 лет. Из неё тоже делают бумагу и музыкальные инструменты, например контрабас.

Лиственница – очень долго не гниёт, из неё строят дома.

А теперь догадайтесь, как называется лес, где растут одни ёлки? сосны?

Физкультминутка.

«Ёлочка»

Закрепление урока.

Работа по учебнику с.86-87– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

– Молодцы! Вы все правильно заметили.

Вопросы к наблюдению и предполагаемые ответы

- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили?

- Как прикрепляются к веточке?

- Как сказать – шишка ели - еловая,

шишка сосны – сосновая.

- Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

- Как отличили?

- Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она?

- Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)

-Какую задачу выполнили?

- Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?

-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни?

Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.

Лес - это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.

В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна)

 - Для чего люди вырубают леса?

(для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.

- Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелеет и высохнет)

- Хвоей питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.

- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.

Лес – это великое богатство.

- Что мы должны делать? (сохранять леса)

- Деревья живут очень долго, до 500 лет.

Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее.

А теперь, рассмотрите повнимательнее шишки. Почему в них нет семян?

Семена высыпаются, из них вырастают новые деревья, семенами питаются птицы, животные.

Итог наблюдения: мы рассмотрели ветки разных деревьев, и нашли различия. А чем эти деревья похожи?

Все они хвойные, у них есть хвоя и шишки.

- Понюхайте веточку сосны и ели.
- Какую роль играют ель и сосна в нашей жизни?
- Что может произойти с ёлочками, соснами?
- Как избежать в эти предновогодние дни большой вырубки лесных красавиц? (покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.)

Итог урока.

1. Какие хвойные деревья вы знаете? 
2.  Почему они называются хвойные и какие у них листья?
 

 3. Как отличить между собой хвойные деревья? 


Звенит звонок, начинается урок.

Мы сюда пришли учиться, не зевать и не лениться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

1. Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на  (ромашке)

2. Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.(белка)

3. Что же это за девица
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
 
А в иголках круглый год. (ель)

4. Клейкие почки, зелёные листочки,
С белой корой стоит под горой. (берёза)

5. У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

(Сосна.)

Молодцы! Как одним словом можно назвать все 4 отгадки?  (деревья)

Если согласны с тем, что я говорю-говорим верю, не согласны- не верю.

111.jpg

75040538_3939637_Sosna_1m.jpg

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Ветер дует нам в лицо, (Обмахивают себе лицо),

Закачалось деревцо. (Раскачивают руками над головой),

Ветерок всё тише, тише. (Руки постепенно опускаются),

Деревцо всё выше, выше. (Затем руки подымаются),

Ветки распрямило, (Руки в стороны),

Птицам путь открыло.

Птицы прилетели (Волнообразное движение руками),

И на ветку сели. (Садятся на свои места)

i.jpg

1302804826_0b0601f869a546b5000b9fa4c30fc1f8.jpg

(Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

(У ели сидят по одной, у сосны – по две).

Слайд 12

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

0_5e58f_b59d7647_XL.jpg

Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.

(Липкая, клейкая)

(Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)

- Ребята, заинтересовала вас сегодняшняя тема? Что ещё хотели бы узнать? Обратитесь в библиотеку и узнайте, какие ещё хвойные деревья существуют? Чем они отличаются от уже известных нам? 

Слайд 15

Слайд 16

Сосна, ель, пихта, лиственница.
                                                    Листья называются хвоинки, поэтому и деревья хвойные.

По расположению хвоинок и по шишкам. У сосны иголки длинные в паре, шишки маленькие, у ели – иголки маленькие и по одной, шишки длинные, у лиственницы – мягкие иголки желтеют и опадают, шишки маленькие и круглые).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по природоведению на тему "Осень" 5 класс школа 8 вида

  Предмет «Природоведение». Тема урока: «Осень».Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.  Задачи:1.     Дать ...

план-конспект урока по природоведению "Что мы получаем от растений поля" 3 класс

Цель: Познакомить учащихся с произрастающими на полях культурными растениями и использование их человеком....

Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»

Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»...

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...

Конспект урока по природоведению в 3 классе "Труд людей летом и осенью"

Конспект урока составлен для слабослышащих обучающся....

Конспект урока по природоведению

Тема"Домашние животные"...

Конспект урока по природоведению

Конспект открытого урока по природоведению для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью....