Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями по предмету "Развитие речи и окружающий мир" по теме "Овощи"
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями по предмету "Развитие речи и окружающий мир" по теме "Овощи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi.otkrytyy_urok_trifonova.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Овощи. Сравнение.
Цели:
- научить сравнивать овощи по цвету, форме, вкусу, потреблению;
- научить уточнять, обогащать словарь учащегося, формировать умение правильно строить предложения;
- корригировать мышление на основе установления логических связей, корригировать звуковую сторону речи, использовать невербальные методы активизации пассивного словаря, корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании-различении;
- воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
Оборудование: натуральные овощи, предметные картинки с изображением овощей, картина «Уборка урожая», символический план для описания предмета (цветные полоски, геометрические фигуры для обозначения цвета, формы и т.д.), игрушка заяц, пластиковые тарелки.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока.
2. Работа по теме урока.
а) Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти: «Что съел зайка?». Предлагаются для рассмотрения карточки, на которых изображены овощи: помидор, огурец, капуста, морковь.
- В наш огород забрел зайка (игрушка). Он голоден, но, увидев столько овощей, растерялся: «Какой выбрать?». Подскажи зайке, какие овощи растут на грядке? (называет).
- Внимательно посмотри и запомни эти овощи. (Происходит замена карточек на другие, где отсутствует морковь).
- Что же выбрал зайка? (Морковь)
Аналогичное действие происходит с капустой.
б) Если ребенок отказывается говорить: даю задание собрать разрезные картинки из 4-х элементов (овощи, которые съел зайка).
3. Актуализация опорных знаний по теме:
а) Обобщающая беседа на основе имеющихся знаний:
Выявление знаний об овощах.
Вопросы и задания:
- Какие предметы лежат на парте? Перечисли (помидор, огурец, капуста, морковь)
- Как назвать эти предметы одним словом? Повтори вместе с учителем хором (Овощи)
- Какие ты еще знаешь овощи? Назови (картофель, репа)
- Какие овощи нарисованы на картинках? Перечисли (помидор, огурец, капуста, морковь)
- Беседа о выращивании и сборе овощей. Рассматривание картины «Уборка урожая».
Вопросы:
- Где выращивают овощи? (На грядке, на поле)
- Когда собирают овощи? (летом и осенью)
б) Если ребенок отказывается отвечать: отвечает на вопросы с помощью наглядности.
4. Сообщение новых знаний.
а) Вопросы и задания:
Рассмотреть первую карточку.
- Какие цвета на ней обозначены? Назови. Повтори с учителем хором (на карточке обозначены все цвета овощей, предложенных на уроке для рассматривания).
Рассмотреть овощи на парте.
- Какого они цвета? (по порядку строит предложения: «У меня морковь. Она оранжевая. У меня огурец. Он зеленый. И т.д.)
Назвать признак, который отмечается у овощей по первой карточке.
Рассмотреть вторую карточку.
- Какие это фигуры? (круг, овал, треугольник)
Определить какой формы овощи на парте.
- На какую фигуру похожи?
Назвать признак, который отмечается у овощей по второй карточке.
б) Игра «Угадай по форме»:
Овощи складываются в мешочек, по порядку ощупывает один из овощей, потом, не доставая его, называет форму и сам предмет.
5. Физкультминутка (чтение стихотворения сопровождается действиями)
Мы сами сажали весной огород,
Мы сами пололи…
И вот-
Расселся-разлегся
В большущей корзине
И красный,
И желтый,
Зеленый
И синий,
Здоровый такой
Разноцветный народ.
О каких овощах говорится в стихотворении? Покажи их.
6. Продолжение работы над темой.
а) Вопросы и задания:
Рассмотреть третью карточку (мальчик откусывает помидор).
- Что делает мальчик? Давайте и мы попробуем на вкус овощи, которые лежат у вас на тарелках. (Пробуют)
- Какие бывают овощи на вкус? (Кислые, терпкие, сладкие)
По порядку называет признак, который отмечался у овоща на третьей карточке.
б) Игра «Угадай по вкусу».
С закрытыми глазами пробует кусочек любого овоща и называет его, отметив вкус.
в) Беседа об использовании овощей.
Вопросы и задания:
Рассмотреть картинку (на ней нарисована тарелка с салатом, стакан с соком, кастрюли, бочка).
- Для чего выращивают овощи? (Чтобы кушать)
- Какую пищу из них готовят? (Рагу, пюре, сок, суп, салат)
Определить, о чем нужно рассказывать по предъявленной картинке.
7. На альбомном листе с помощью трафарета нарисовать несколько и раскрасить.
8. Загадки
а) составление загадок учителем.
Учитель указывает на конкретный признак в каждом пункте символического плана и называет эти признаки, например: красный, круглый, из него делают сок, едят сырым, кладут в салат. (Ученик отгадывает).
б) Если ребенок отказывается отвечать, то отгадывает загадки с помощью слов-картинок.
9. Подведение итогов. Выставление оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Наглядность как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями
Наглядность - есть особое свойство психических образов, создаваемых человеком. Образы, обладающие этим свойством, называются наглядными. Для создания у обучающихся наглядных образов изучаемых объектов...
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....
Особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речево...
Игры на развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями
Методический материал для проведения интересных уроков!...
Конспекты занятий для детей с интеллектуальными нарушениями по лексической теме "Кухня"
Данный сборник конспектов поможет вам организовать логопедические занятия по теме "Кухня" и "Посуда"...