ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Выступление на педагогическом совете школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_ped._formirovanie_ekologicheskoy_kultury_detey_v_obuchenii_predmeta.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения. Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов.
Экологическая культура – личностное качество, которым должен обладать каждый живущий на земле. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда в контексте экологических проблем.
Уроки «Окружающего мира», авторы Андрей Анатольевич Плешаков и Марина Юрьевна Новицкая, вносят существенный вклад в экологическое образование младшего школьника.
Приоритетной задачей уроков окружающего мира в начальной школе является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Уроки нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде.
В процессе обучения детей предмету «Окружающий мир» также предусматривается:
- воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды.
В учебнике на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком.
Каждый урок «Окружающего мира» - это благодатная почва для экологического образования и воспитания. Первый урок в 3 классе «Свет знания» начинается с повторения:
- Что такое окружающий мир?
- Что такое природа?
- Что такое культура?
- Какое место в окружающем мире занимает человек?
Тема раздела «Мир как дом» представлена богатым материалом о природных объектах. Невидимым сокровищем авторы называют воздух, самое главное вещество на Земле – вода, почва – чудо под ногами. Связи в природе – это невидимые нити.
Темы «Как сохранить богатства природы», «Охрана природы в культуре народов России и мира» непосредственно затрагивают проблемы экологии.
На уроках дети не только узнают об отрицательных изменениях в природе, являющихся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей, но и пытаются составить памятки по правилам поведения в природе, бережного отношения к ее богатствам.
Например, проводится игра «Беда в лесу». В процессе игры дети приходят к такому выводу: срубив ёлку к новогоднему празднику, люди не только губят живое дерево, но и лишают крова многих лесных обитателей. Вывод детей: елку ставить искусственную.
С большим удовольствием дети выполняют работы на различные экологические темы: «Экономия воды в быту», «Куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь», «Что я могу сделать для моего двора, города, Земли».
Дети предлагают свои варианты по очистке воды и воздуха. Кто-то предлагает очистить воздух с помощью комнатных цветов, кто-то с помощью кондиционера, а кто-то просто попросив взрослых не курить в помещении. Воду дети предлагают очистить с помощью фильтра для воды, а, покупая продукты питания в магазине проверять срок годности или даже просить сертификат качества.
Вывод таких занятий очень прост: каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
Хорошим помощником на уроках является авторская тетрадь с печатной основой. В ней полученные знания закрепляются, углубляются из других источников. Много заданий творческого характера. Здесь идет не только индивидуальная, но и работа в парах, группах. Задания разнообразны:
- подготовь фоторассказ об удивительном мире растений вашего края;
- подготовь сообщение об одном из видов растений;
- проведи опыт и сделай вывод;
- создай проект одного из видов транспорта;
-помести в рамку информацию из местной газеты о событиях культуры, о людях твоего края;
- придумай и нарисуй условные знаки, показывающие охрану природных сообществ.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на уроках окружающего мира формируются представления о значении науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Предметные знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
Учитель: Попова С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения
Работа включает в себя описание опыта работы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В приложении к работе Вы найдете все экскурсии, задания и мероприятия, направленные на ...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.
Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Уроки по предмету "Окружающий мир" нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде....
Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир». Категория: для начальных классов Тема : «Домашние животные. Мягкие лапки, а в лапках царапки»
Как вырастить доброго, ласкового ребенка, бережно относящегося ко всему живому ? Этот вопрос в последенее время очень часто стал звучать. Общество очерствело. Стало равнодушным, злым. Кто виноват и чт...
Комментарии
Добрый вечер, Светлана
Добрый вечер, Светлана Анатольевна!Я с очередным набором учеников решила выйти в этой теме за рамки предмета, запланировав долгосрочный эко-проект. Если интересно, приглашаю посмотреть по ссылкам https://nsportal.ru/user/843726/page/ekologicheskaya-stranichka-nash-obs... https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/11/07/dolgosrochnyy-ek...