ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья по окружающему миру на тему
Уроки по предмету "Окружающий мир" нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 570 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения. Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов [5].
Экологическая культура – личностное качество, которым должен обладать каждый живущий на земле. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда в контексте экологических проблем [3].
Уроки «Окружающего мира», по мнению Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века), вносят существенный вклад в экологическое образование младшего школьника. В последние годы произошла экологизация всех естественно-научных курсов, в том числе и в начальной школе. Задача формирования экологической культуры рассматривается как «всевозрастная».
Приоритетной задачей уроков окружающего мира в начальной школе является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Уроки нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде.
На уроке окружающего мира формируются элементы экологической культуры: знание основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе; эмоционально-чувственные и эмоционально-ценностные переживания; деятельностно-практическое отношение [4].
На уроках окружающего мира могут быть поставлены следующие цели, связанные с формированием экологической культуры учащихся:
- формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем;
- развитие экологической компетентности;
- формирование здорового образа жизни;
- создание системы непрерывного экологического образования.
В процессе обучения детей предмету «Окружающий мир» также предусматривается:
- воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития.
Поэтому задачами урока являются следующие: формирование эколого-этической компетентности через усвоение системы эколого-этических знаний, умений, навыков и формирование эколого-этического мышления; развитие системы ценностных ориентаций (эколого-этических потребностей, мотивов, интересов), составляющих основу взглядов на окружающий мир, отношение к другим людям и к себе самому; усвоение социально-нравственных норм и принципов, формирование позитивного взгляда на мир природы и ценностных ориентаций к природоохранительной деятельности на основе убеждений.
Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников [1].
Вопросы экологического воспитания детей, рассматриваемые на уроках, различны. От темы к теме учащиеся вновь и вновь возвращаются к проблемам экологии.
Первые уроки проходят в игровой форме путешествия по лугу, лесу, морю.
В процессе игры дети узнают об отрицательных изменениях в природе, являющихся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей.
Например, проводится игра «Беда в лесу». В процессе игры дети приходят к такому выводу: срубив ёлку к новогоднему празднику, люди не только губят живое дерево, но и лишают крова многих лесных обитателей.
Большое значение в формировании экологически подкованной личности играют экскурсии. Такие уроки более доступны и интересны младшим школьникам. Они расширяют знания детей об охране природы, раскрывают роль природы в жизни человека.
С помощью атласа – определителя дети сами узнают названия растений и насекомых. Задача учителя – научить детей не только узнавать их, но и выяснить, как на лесной массив влияет близость человека; это и сломанные деревья, и вытоптанные дорожки и полянки, выжженные места (Рис.1). Очень эффективны психологические ходы, которые могут использовать учителя в своей практике. На природе только наблюдаем за растениями и животными, а не губим их. Ценность не в собранных цветах, а во впечатления. Или расчет числа особей, которые погибли на пожаре.
Рис. 1 Атлас – определитель
Обсуждение вопроса сознания «гибель одного – это трагедия, а смерть тысячи – статистика». После экскурсии дети пишут сочинения на темы «Планета заболела», «Что сказали бы цветы, если бы умели говорить» и другие [2].
Осенью дети развешивают кормушки для птиц, а зимой их подкармливают (Рис.2). С большим удовольствием дети постарше выполняют исследовательские работы на различные экологические темы: «Экономия воды в быту», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь», « Что я могу сделать для моего двора, города, Земли» и другие.
Рис.2 Кормушки для птиц
Выполняя эти работы, дети проявляют все свои знания и умения, накопленные на уроках. Выясняется, что из пустых коробок можно сделать кормушки для птиц, бутылки можно собирать отдельно и сдавать на переработку, так как природа перерабатывает пластиковый стакан за сто лет, а стеклянную бутылку за 4 тысячи лет. Дети понимают, что люди должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Задача учителя объяснить детям, что жизнь- это высшая ценность, превосходящая прочие ценности (деньги, богатство, добывание трофея) и многое другое.
На уроках решаются и задачи по экологии, например: «В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по 3 цветка?»
Также дети составляют памятки по экологии после каждой пройденной темы. Работа проходит в группах. Первая группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах питания (Рис.3).
Рис. 3. Памятки
Дети предлагают свои варианты по очистке воды и воздуха. Кто-то предлагает очистить воздух с помощью комнатных цветов, кто-то с помощью кондиционера, а кто-то просто попросив взрослых не курить в помещении. Учитель может использовать психологический ход, который называется «шокирующие подробности», показав рисунок легких здорового некурящего человека и курящего. Воду дети предлагают очистить с помощью фильтра для воды, а, покупая продукты питания в магазине проверять срок годности или даже просить сертификат качества.
Вывод таких занятий очень прост: каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
Элементы экологической культуры можно и нужно вводить в учебный предмет и любое внеклассное мероприятие, будь то поисковая работа, военно-спортивная игра или творческий фестиваль.
Таким образом, на уроках окружающего мира должны формироваться представления о значении науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Предметные знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды [3].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2014.–72 с.–(ВИРО)..
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли», 3-й класс. - М.: Баласс, издательство Школьный дом, 2012г.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. М.:АРКТИ, 2014. — 320 с.
- Основы экологии — младшим школьникам: Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2012. — 88 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: сборник нормативно-правовых материалов. М.: Вентана-Граф, 2013. — 160 с..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения
Работа включает в себя описание опыта работы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В приложении к работе Вы найдете все экскурсии, задания и мероприятия, направленные на ...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.
Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе....
Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир». Категория: для начальных классов Тема : «Домашние животные. Мягкие лапки, а в лапках царапки»
Как вырастить доброго, ласкового ребенка, бережно относящегося ко всему живому ? Этот вопрос в последенее время очень часто стал звучать. Общество очерствело. Стало равнодушным, злым. Кто виноват и чт...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Выступление на педагогическом совете школы....