Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._nov._okruzh._1-4.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №8»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60
E-mail: school8nazarovo@gmail.com
Принято Согласовано. школьным Заместителем директора методическим по УВР объединением _____________________ Руководитель ЛМО « 30 » августа 2021 г. __________________ Протокол № 1 От « 30 » августа 2021 г. | Утверждено. Директор _______________________ /А.П.Верц / Приказ № 171 от « 31 » августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2019 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
Арефьева Наталья Михайловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: начального общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241;
Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №8» ;
Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Лицей №8»;
Календарного учебного графика МАОУ «Лицей № 8» на учебный год
Программы учебного предмета «Окружающий мир» автор Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. (УМК «Дидактическая система Л.В.Занкова).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет положительное отношение к лицею, к предмету;
- объясняет причины успеха в учёбе;
- демонстрирует моральные нормы поведения;
- проявляет интерес к познанию окружающего мира
Раздел | Содержание | Количество часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
Человек и природа | Природные объекты и предметы, созданные руками человека. Природа - источник познания. Космос. Условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость. Неживая и живая природа. Растения, части растения. Животные. Разнообразие растений и животных. Бережное отношение к природе. Последствия деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Народные праздники. Ознакомление с глобусом. Экватор, полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле. | 37 ч | - различает объекты живой и неживой природы; - приводит примеры объектов природы; - различает объекты природы и предметы, сделанные человеком; - сравнивает объекты живой и неживой природы; - различает и называет основные части растений; - распознаёт группы растений; -приводит примеры растений разных групп; - соблюдает правила экологического поведения в школе; -описывает наблюдаемые объекты природы; - выделяет существенные признаки объектов природы | Регулятивные универсальные учебные действия: -организует свою учебную деятельность под руководством учителя, соблюдает технику безопасности и гигиенические правила; - принимает учебную задачу; - планирует последовательность действий в соответствии с поставленной задачей; - выполняет учебные действия в устной и письменной речи; - оценивает совместно с учителем результат своих действий; Познавательные: - осуществляет поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимает знаки, символы, модели, схемы; - анализирует объекты с выделением их отличительных признаков; - осуществляет синтез; - проводит сравнение и классификацию объектов; - обобщает;
- строит небольшие сообщения в устной форме. Коммуникативные: - принимает участие в работе парами и группами; - договаривается, приходит к общему решению; - использует в общении правила вежливости; - строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации |
Человек и общество | Общее представление об истории людей. Древнейшие люди-собиратели растений. Человек-охотник. Кочевники и земледельцы. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья, взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Занятия родителей. Родной город, страна, столица. Местоположение на глобусе и карте. Государственная символика России. Школа. Правила поведения и культура общения. Маршрут от дома к школе. Правила безопасного поведения. Правила здорового образа жизни. Культура отдыха. | 29 ч | - называет государственную символику Российской Федерации и своего региона; - различает прошлое, настоящее и будущее; - определяет родственные связи в семье; - соблюдает правила общения со взрослыми и сверстниками; - выполняет правила личной гигиены - называет номера телефонов экстренной помощи; - находит на карте мира Россию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; - оценивает характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия
-проявляет интерес к познанию окружающего мира;
-ориентируется на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
-проводит самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-испытывает чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;
- понимает чувства одноклассников, учителей;
- имеет представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
Общий взгляд на Землю | Человек и природа Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Россия – родина космонавтики. Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. | 5 ч | Человек и общество – понимает назначение органов чувств для познания окружающего мира; – выполняет правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; – соблюдает правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя; – определяет принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Человек и природа – устанавливает связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; – сравнивает объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; – проводит несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; – описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; – характеризует Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; – ориентируется на местности относительно своего тела; --_знает правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; – различает твердые, жидкие и газообразные вещества; – измеряет температуру воды, воздуха и своего тела; – различает три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе; – определяет основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; – определяет условия, необходимые для жизни растений; – различает хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; – определяет условия, необходимые для жизни животных; – различает диких и домашних животных; животных разных групп; – приводит примеры представителей разных групп растений и животных; – соблюдает правила ухода за комнатными растениями; – строит простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой
| Регулятивные универсальные учебные действия - организует свою учебную деятельность под руководством учителя, соблюдает технику безопасности и гигиенические правила; -планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки; - осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности; - понимает смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике; - выполняет дифференцированные задания. Познавательные универсальные учебные действия -осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществляет логическое действие синтез; - осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям; -осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям; -осуществляет логическое действие обобщение; -устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; - строит простые умозаключения по аналогии; - осуществляет поиск дополнительной информации; -соотносит различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности, схематические изображения с содержанием заданий; -выбирает из нескольких вариантов выполнения работы приемлемой для себя. Коммуникативные универсальные учебные действия - строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; - формулирует точку зрения; - аргументирует свою точку зрения (в коммуникативной ситуации); -задает вопросы для получения необходимых сведений; - контролирует свои действия в коллективной работе; - проявляет инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
|
Как изучают окружающий мир | Человек и общество Органы чувств человека. Правила гигиены. Источники информации об окружающем мире. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Человек и природа Вещества. Три состояния вещества в природе. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. | 9 ч | ||
Космос и планета Земля | Человек и природа Звезды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Причина смены дня и ночи. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф). Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой. | 14 ч | ||
Взаимодействие сил природы | Человек и природа Тепловые пояса Земли и смена времен года. Вода на Земле. Водоемы естественные и искусственные. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Свойства воды. Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера. Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. | 22 ч | ||
Живая природа | Человек и природа Царства живой природы. Признаки живых организмов. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. Растения, их разнообразие и роль в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Части растения. Условия, необходимые для жизни растений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Представление о группах животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Красная книга. Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Красота и разнообразие природы России. Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов. Экскурсия в природу. | 18 ч |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет интерес к познанию окружающего мира;
- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;
- понимает чувства одноклассников, учителей, мотивы поступков исторических лиц;
- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- проявляет учебно-познавательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- сопереживает другим людям, понимая их чувства;
- выражает желание вести здоровый образ жизни.
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
Человек и природа | Особенности планеты Земля. Погода. Показатели погоды. Народные приметы погоды. Климат родного края. Почва. Состав, свойства, значение, охрана почвы. Природная зона. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Природные зоны степей и лесов. Единство почв, растительности и животного мира и их охрана. Сезонные изменения в природе. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Залесский край. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. | 39 | - устанавливает связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе; - осуществляет классификацию объектов;
- узнаёт в природе изученные растения; - моделирует экологические ситуации, оценивает их последствия. | Регулятивные универсальные учебные действия - организует свою учебную деятельность под контролем учителя, соблюдает технику безопасности и гигиенические правила; - принимает учебную задачу; - следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - вносит необходимые коррективы при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирает адекватные средства достижения цели деятельности; - осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - выполняет учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находит несколько вариантов решения учебной задачи; - делает выводы о свойствах изучаемых природных объектов на основе результатов решения практических задач. Познавательные универсальные учебные действия - осуществляет поиск нужного материала в дополнительных изданиях; - осуществлять фиксацию указанной учителем информации об окружающем мире; -пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами; - строит небольшие сообщения в устной и письменной форме; - воспринимает смысл познавательных текстов, выделяет информацию в соответствии с учебной задачей; - анализирует изучаемые объекты с выделением признаков; - осуществляет синтез,; - проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов; - устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; - проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - осуществляет расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; - преобразовывает модели и схемы по заданиям учителя; - находит разнообразные способы решения учебной задачи; - строит логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия - выбирает адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строит сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формулирует собственное мнение и позицию; - приходит к общему решению (при работе в группе, в паре); - задаёт вопросы, адекватные данной ситуации, - строит монологическое высказывание, используя ИКТ; - стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; - понимает ситуацию возникновения конфликта, содействует его разрешению; - оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. |
Человек и общество | Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Принятие Русью христианства. Культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Культура Московской Руси. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Рельеф, почва, природные сообщества родного края, правила поведения в природе. Родной край в изучаемый исторический период. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Практические работы. Ориентирование на картах. Работа с натуральными объектами, коллекциями. Составление цепей питания. Применение правил поведения в лесу и у водоемов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в зоне степей или лесов. Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в парк, лес, к водоёму, в краеведческий музей. | 29 | - различает прошлое, настоящее, будущее; - находит место изученных событий на ленте времени, пользуется историческими картами, соотносит конкретную дату с веком; - рассказывает об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; - использует дополнительные источники информации, находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; - оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; - устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделяет главное в текстах учебника; - оформляет результаты исследовательской работы; - ориентируется в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; - называет имена выдающихся российских государственных деятелей, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет устойчивый интерес к познанию окружающего мира;
- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- соблюдает принятые моральные нормы в учебно-познавательной деятельности;
- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- проявляет интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- сопереживает другим людям, понимая их чувства;
- выражает желание вести здоровый образ жизни.
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
1. Человек и природа. 2. Человек и общество. | Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения. Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Правила здорового образа жизни. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах. Горное дело: горные породы, и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Полезные ископаемые родного края. Открытие новых земель. Природные зоны гор. Охрана природы. Заповедники. Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Колумбом. Кругосветное плавание Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта. Россия при Петре I. Становление Российской науки. Отечественная война 1812 года. План местности. События в России в начале XX века. Великая Отечественная война. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Наша Родина – Россия. Государственная символика России. Москва- столица России. Нравственные нормы жизни. Праздники в жизни общества. | 33ч 35ч | - описывает изученные объекты и явления живой и неживой природы; - выделяет существенные признаки изучаемых объектов; - узнаёт наиболее распространенные лекарственные растения родного края; - проводит несложные наблюдения в окружающей среде; - ставит опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следуя инструкциям и правилам техники безопасности; - сравнивает изучаемые природные зоны России; - устанавливает связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством; - использует для проведения практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации; - готовит небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов; - планирует учебные действи; -контролирует действия в процессе познания окружающего мира; -оценивает свои действия и результаты в соответствии с поставленной задачей. - различает полезные ископаемые; -понимает их значение в хозяйстве; - различает прошлое, настоящее, будущее; соотносит изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находит место изученных событий на «ленте времени»; узнаёт государственную символику Российской Федерации и своего региона; - описывает достопримечательности столицы и родного края; -находит на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; - узнаёт выдающиеся памятники истории и культуры России; - перечисляет государственные праздники; - понимает ценность здоровья и здорового образа жизни; - называет правила безопасного поведения в природе; - ориентируется в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; - оценивает их возможное влияние на будущее | Регулятивные универсальные учебные действия: - самостоятельно организует свою учебную деятельность, соблюдает технику безопасности и гигиенические правила; планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки; -осуществляет контроль учебной деятельности; - сохраняет учебную цель в ходе выполнения учебной задачи; - вносит необходимые дополнения и коррективы в учебное действие; -ставит самостоятельно учебные задачи; -определяет наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; -осознаёт способы действий, приведших к успеху или неуспеху Познавательные универсальные учебные действия: - осуществляет анализ и синтез с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществляет сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям; -осуществляет классификацию по заданным или самостоятельно выбранным критериям; - осуществляет обобщение; -устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строит простые умозаключения по аналогии; -строит простые рассуждения на основе подводящей информации; -подводит под понятие на основе распознавания объектов; -даёт определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений; -использует знаково-символические средства для создания моделей, изучаемых объектов или процессов для решения задач; -соотносит содержание текстовой информации к известным понятиям, представлениям, точкам зрения; - строит простые рассуждения на основе подводящей информации; -находит существенные связи между межпредметными понятиями; -оценивает информацию с точки зрения её целесообразности в решении поставленной задачи; владеет поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; Коммуникативные универсальные учебные действия: -строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; -формулирует точку зрения; -аргументирует свою точку зрения; задает вопросы для получения необходимых сведений; -ориентируется на точку зрения других людей, отличную от собственной; -договаривается о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, - оценивает адекватно поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи; оценивает адекватно собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи. |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 1 класс
№ урока | Дата | Тема урока | |
По плану | По факту | ||
1 | Где мы живем. | ||
2 | Школа. Урок-экскурсия. | ||
3 | Труд людей | ||
4 | Безопасный маршрут от дома к школе (практическая работа). | ||
5 | Что такое окружающий мир. Урок- экскурсия. | ||
6 | Природа и ее изменчивость. | ||
7 | Природа – первый учебник человека. | ||
8 | Вселенная, или Космос. Урок – путешествие. | ||
9 | Земля - планета Солнечной системы. | ||
10 | Значение воды на Земле. | ||
11 | Значение воздуха на Земле. | ||
12 | Разнообразие природы Земли. | ||
13 | Знакомство с природой родного края. Урок-путешествие. | ||
14 | Неживая и живая природа. | ||
15 | Живая природа. Урок-экскурсия. | ||
16 | Царства живой природы. | ||
17 | Растения. Строение растений. | ||
18 | Разнообразие растений по внешней форме. | ||
19 | Зависимость растений от природных условий. Растение и человек. | ||
20 | Животные. | ||
21 | Разнообразие растений и животных. | ||
22 | Природа и человек. | ||
23 | Труд человека | ||
24 | Красота природы. | ||
25 | Проверь себя (проверочная работа по теме «Окружающий мир: природа, общество, труд). | ||
26 | Модели и изображения Земли. Глобус и карта (практическая работа). | ||
27 | Азбука географии (практическая работа). | ||
28 | Тепловые пояса Земли. | ||
29 | Облик Земли меняется. | ||
30 | Разнообразие природы Земли. Представление о тепловых поясах Земли. | ||
31 | Разнообразие природы Земли. Представление о тепловых поясах Земли. | ||
32 | Ориентирование в пространстве и времени. | ||
33 | Как открывали новые земли. | ||
34 | Появление и развитие жизни на Земле. | ||
35 | Древние и современные растения и животные | ||
36 | Древние и современные растения и животные | ||
37 | Древняя и современная природа Земли. | ||
38 | Растительноядные и хищные животные на Земле. | ||
39 | Растительноядный предок человека. | ||
40 | Человек охотник и кочевник. | ||
41 | Человек прямоходящий. | ||
42 | Жизнь родом и племенем. | ||
43 | Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных. | ||
44 | Земля рассказывает о себе. | ||
45 | Мы – часть окружающего мира | ||
46 | Проверь себя (проверочная работа по теме «Планета Земля»). | ||
47 | Семья. Различие людей по возрасту и внешнему виду. | ||
48 | Семья. Родословная | ||
49 | Жизнь людей в разных природных условиях. | ||
50 | Жизнь людей в разных природных условиях | ||
51 | Люди живут в разных странах (практическая работа). | ||
52 | Обычаи разных народов | ||
53 | Люди живут в разное время суток. | ||
54 | Люди разных профессий | ||
55 | Воздействие человека на окружающую среду | ||
56 | Российская Федерация – страна, в которой мы живем. | ||
57 | Народы родного края. | ||
58 | Транспорт и связь. Правила дорожного движения. | ||
59 | Промежуточная аттестация | ||
60 | Богатства Российской Федерации. | ||
61 | Как жили наши предки. | ||
62 | История родного края (экскурсия в краеведческий музей) | ||
63 | Жизнь современного человека. | ||
64 | Законы современной жизни. | ||
65 | Законы современной жизни. | ||
66 | Можно ли выжить одному |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс
№ урока | Дата | Тема | |
По плану | По факту | ||
1 | Наша Родина – Россия. | ||
2 | Настоящее и прошлое Земли. | ||
3 | Россия – родина космонавтики. | ||
4 | Материки и океаны (практическая работа) | ||
5 | Северный Ледовитый океан. | ||
6 | Органы чувств: зрение и слух. | ||
7 | Органы чувств: обоняние, вкус, осязание (практическая работа) | ||
8 | Наблюдения рассуждения, выводы. | ||
9 | Инструменты и приборы (практическая работа) | ||
10 | Книги и другие источники информации (экскурсия в библиотеку) | ||
11 | Тела и вещества. | ||
12 | Свойства газообразных веществ. | ||
13 | Свойства жидких и твердых веществ (практическая работа) | ||
14 | Наука экология. Проверочная работа по теме раздела. | ||
15 | Звезда – Солнце. | ||
16 | Планеты Солнечной системы. | ||
17 | Звезды и созвездия. | ||
18 | Луна – спутник Земли. | ||
19 | Наблюдение за космическими телами. | ||
20 | Наука о Земле. | ||
21 | Горизонт. | ||
22 | Строение Земли. | ||
23 | Стороны горизонта. | ||
24 | Ориентирование по компасу (практическая работа) | ||
25 | Определение сторон горизонта по народным приметам. | ||
26 | Глобус и географическая карта. | ||
27 | Рельеф Земли. Ландшафт Земли | ||
28 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | ||
29 | Тепловые пояса Земли. | ||
30 | Смена времен года. | ||
31 | Солнце – властелин времен года. | ||
32 | Особенности Земли как планеты. | ||
33 | Энергия (тепло) Солнца. | ||
34 | Внутренняя сила Земли. | ||
35 | Значение и свойства воды (практическая работа) | ||
36 | Три состояния воды | ||
37 | Снег и лед. | ||
38 | Жизнь животных и растений зимой. | ||
39 | Вода – растворитель (практическая работа) | ||
40 | Подземные воды Земли. | ||
41 | Источники воды в нашей местности (экскурсия к водоёму) | ||
42 | Атмосфера Земли: состав и значение воздуха. | ||
43 | Свойства воздуха (практическая работа) | ||
44 | Движение воздуха. | ||
45 | Грозные ветры. | ||
46 | Сила воды, ветра и Солнца на Земле (урок-обобщение) | ||
47 | Круговорот воды в природе. | ||
48 | Загрязнение вод человеком. | ||
49 | Вода, ветер и рельеф. | ||
50 | Человек и неживая природа. Проверочная работа по теме раздела. | ||
51 | Жизнь – уникальная особенность Земли. | ||
52 | Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники. | ||
53 | Хвойные и цветковые растения. | ||
54 | Дикорастущие и культурные растения. | ||
55 | Условия для прорастания и роста растений (практическая работа) | ||
56 | Растения которые мы едим. | ||
57 | Растения – путешественники. | ||
58 | Грибы: съедобные и ядовитые. | ||
59 | Значение растений и животных на Земле. | ||
60 | Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | ||
61 | Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | ||
62 | Группы животных: птицы и млекопитающие. | ||
63 | Особенности размножения разных животных. | ||
64 | Животные и среда их обитания. Питание животных. | ||
65 | Промежуточная аттестация | ||
66 | Дикие и домашние животные (экскурсия в музей, краеведческий зал) | ||
67 | Бактерии: невидимые организмы. | ||
68 | Гигиена – наука о чистоте и здоровье. |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 3 класс
№ урока | Дата | Тема | |
По плану | По факту | ||
1 | Приглашение к путешествию. | ||
2 | Карты (практическая работа) | ||
3 | Что такое погода (практическая работа) | ||
4 | Народные приметы погоды. | ||
5 | Климат. | ||
6 | Представление о климатических поясах. | ||
7 | Почва. Состав почвы (практическая работа) | ||
8 | Образование почв. Плодородие. | ||
9 | Защита почв (практическая работа) | ||
10 | Природные зоны суши Земли. | ||
11 | Проверочная работа по теме «Природные условия Земли». | ||
12 | Где зародилось человечество (практическая работа) | ||
13 | Климат и природные зоны Африки. | ||
14 | Климат и природные зоны Африки (продолжение). | ||
15 | Родина человечества. Как появился человек. | ||
16 | Жизнь древних людей. | ||
17 | Самые древние государства. | ||
18 | Лента времени. Материки и части света (практическая работа) | ||
19 | Расширение знаний о мире. | ||
20 | Первые шаги в изучении природы. | ||
21 | Духовная жизнь древнего человека. | ||
22 | Географическое положение Европы (практическая работа) | ||
23 | Первые люди на нашей Земле. | ||
24 | Восточно-Европейская равнина (практическая работа) | ||
25 | Степи. Растительный мир. | ||
26 | Степи. Животный мир. | ||
27 | Проверочная работа по теме «Степь». Люди в степи. | ||
28 | Лесостепь. | ||
29 | Лесная зона. | ||
30 | Сезонные изменения в лесу. | ||
31 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | ||
32 | Сезонные изменения в лесу (экскурсия в природу) | ||
33 | Как жили наши далекие предки. | ||
34 | Расселение славян. «Путь из варяг в греки» | ||
35 | Обожествление природы. | ||
36 | Родной край в далеком прошлом (экскурсия в краеведческий музей) | ||
37 | Первые русские князья (практическая работа) | ||
38 | Принятие Русью христианства. | ||
39 | Расцвет Древнерусского государства | ||
40 | Древнерусская культура (практическая работа) | ||
41 | Ослабление Древнерусского государства. | ||
42 | Ордынское нашествие. | ||
43 | Угроза с запада. | ||
44 | Залесская земля. | ||
45 | Что такое природное сообщество (экскурсия в природу) | ||
46 | Законы лесной жизни (практическая работа) | ||
47 | Природное сообщество луг. | ||
48 | Природное сообщество озеро (практическая работа) | ||
49 | Природное сообщество поле. | ||
50 | Проверочная работа по теме «Природные сообщества». Возвышение Москвы. | ||
51 | Куликовская битва. | ||
52 | Стояние на реке Угре. | ||
53 | Создание Московского государства. | ||
54 | Грозный царь. | ||
55 | Развитие русской культуры. | ||
56 | Русские первопроходцы (практическая работа) | ||
57 | Географическое положение Азии. Сибирь. | ||
58 | Тайга. | ||
59 | Природное сообщество болото. | ||
60 | «Хождение за три моря». | ||
61 | Смутное время. Спасители земли Русской. | ||
62 | Расширение пределов страны (практическая работа) | ||
63 | Природа тундры. | ||
64 | Природа тундры | ||
65 | Арктическая пустыня. | ||
66 | Промежуточная аттестация | ||
67 | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | ||
68 | Россия накануне реформ. |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс
№ урока | Дата | Тема | |
По плану | По факту | ||
1 | Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | ||
2 | Первопроходцы в науке. Техника и человек. | ||
3 | Трудный путь становления медицины. | ||
4 | Клетка – основа строения и роста живых организмов. | ||
5 | Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни (практическая работа) | ||
6 | Лекарственные растения (практическая работа) | ||
7 | Средневековье. | ||
8 | Осанка человека. | ||
9 | Скелет человека. | ||
10 | Скелет человека (продолжение). Оказание первой помощи при травмах. | ||
11 | Мышцы тела. | ||
12 | Проверочная работа по теме «Организм человека» | ||
13 | Начало Нового времени. Расширение знаний о Земле. | ||
14 | Кругосветное путешествие Магеллана. | ||
15 | Природа Нового света. | ||
16 | Развитие науки. Устройство Вселенной. | ||
17 | Законы природы. | ||
18 | Открытие невидимого мира. | ||
19 | Победа над эпидемиями. | ||
20 | Правила здорового образа жизни (работа над проектом) | ||
21 | Особенности кожного покрова. | ||
22-23 . | Россия при Петре I. Строительство Санкт-Петербурга. Пётр I: царь и человек. | ||
24 . | Становление российской науки. М.В. Ломоносов – великий русский учёный. | ||
25 . | Минералы. | ||
26 | Кладовая недр Земли (практическая работа) | ||
27 | Руды металлов и горючие полезные ископаемые. | ||
28 . | Добыча полезных ископаемых. | ||
29 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | ||
30 | Русское военное искусство. | ||
31 . | План местности (практическая работа). | ||
32 . | Северные земли России. | ||
33 . | Открытие Австралии. | ||
34. | Открытие Антарктиды. | ||
35 | Дальний Восток России. | ||
36 | Природа гор. | ||
37. | Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли». Расы человека. | ||
38 | Развитие науки и техники в XIX–XX веках. | ||
39 | Новые знания о человеке. | ||
40. | Нервная система. | ||
41 | Кровь. | ||
42. | Путь крови в организме. Проверочная работа «Нервная и кровеносная система организма человека» | ||
43 . | Россия в начале ХХ века. | ||
44 | Великая Отечественная война. | ||
45 | Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (экскурсия в краеведческий музей) | ||
46 | Беларусь. | ||
47 | Великобритания. | ||
48 | Век научных открытий. | ||
49 | Охрана природы. | ||
50 | Органы дыхания человека. | ||
51 | Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения (практическая работа) | ||
52 | Сельское хозяйство. Животноводство. | ||
53 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | ||
54 | Состав пищи. | ||
55 | Органы пищеварения. | ||
56 | Переработка пищи в организме. Правила здорового питания (работа над проектом) | ||
57 | Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека. Проверочная работа по теме «Пищеварительная система человека» | ||
58 | Человек и общество. | ||
59 | Россия – наша Родина. | ||
60 | Москва – столица России. | ||
61 | Устройство государственной власти. Символы и праздники России. | ||
62 | Родной край – часть России (экскурсия в краеведческий музей) | ||
63 | ВПР | ||
64 | Народы России, их культура и традиции (презентации детских работ) | ||
65 | Человек в современных условиях. | ||
66 | Промежуточная аттестация. | ||
67 | Нравственные нормы жизни. | ||
68 | Духовное богатство человека. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.Учебно- методический комплект:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 1 кл, 2 класса, 3 класса, 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 кл, 2 класс, 3 класс, 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс.. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами «Природа», «История», «Человек и его здоровье», предусмотренными программой для 2 класса, а также музыкальное сопровождение.
Электронное приложение к учебнику. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Интернет-ресурсы.
Медиауроки по УМК «Кирилл и Мефодий»
2. Специфическое оборудование и технические средства обучения:
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; - рисунки, слайдовые презентации по темам предмета, видеофильмы;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....
Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)
Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....
Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".
Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс
Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 1 класс
УМК "Школа России"...