Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Колесникова Елена Николаевна

Цели: 1.Закрепить полученные знания по теме: «Птицы». Формировать четкие понятия о зимующих и перелетных птицах.

2. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление на основе упражнений в сравнении.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, прививать любовь ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ptitsy.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Новопокровской

Открытый урок

по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на тему:

« Птицы»

                                                                  подготовила и провела

                                                                учитель нач. классов

                                                        Колесникова Е.Н.

                Обобщение изученного  по теме: «Птицы».

Цели: 1.Закрепить полученные знания по теме: «Птицы». Формировать четкие понятия о зимующих и перелетных птицах.

2. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление на основе упражнений в сравнении.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, прививать любовь ко всему живому.

Оборудование: доска, плакаты с рисунками: дерево, скворечника, дупло, болото, крыша; рисунки птиц, животных, насекомых; музыка: голоса птиц; карточки с заданиями.

Тип урока: закрепление ранее изученного.

                                  Ход урока.

I.Организационный момент.

Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся , повернемся назад и поприветствуем наших гостей.

1.Лексическое задание.

Сядет тот, кто правильно назовет слова, противоположные по значению , которые написаны у вас на карточках если кто-то будет затрудняться, мы ему поможем.

Тонкий, низкий, острый, злой, чистый, большой, холодный, мягкий, нежный.

2.Актуализация опорных знаний.

Беседа по результатам наблюдений из опыта обобщения с  природой.

На доске висят изображения животных: жук, воробей, бабочка, медведь, сорока, пчела, ворона, белка, скворец.

К доске выходят 3 человека и размещают животных, которые относятся к определенной группе животных( птицы, звери, насекомые).

- Сколько представителей каждой группы? ( зверей- 2, насекомых- 3, птиц- 4)

II.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить, о птицах и распознавать зимующих и перелетных птиц.

III.Закрепление ранее изученного.

1.Рассказ учителя.

– Немногие птицы остаются зимовать в наших краях.
Но зато поздней осенью на зимовку прилетают к нам другие пернатые. Пусть этих северных гостей не так уж и много, пусть они своим щебетанием и не нарушают тишину зимнего леса, мы все же радуемся им.
Еще до начала октября на березах появляются шумливые стаи чижей. В наших лесах они прогостят недолго, покормятся семенами берез, да и тронутся дальше в путь.
Вслед за чижами спешат из тайги другие крылатые гости – красногрудые снегири и бурые снегарки.
Вместе со снегирями появляются чечетки. Но и они недолго гостят в наших краях, улетают дальше к югу. Ближе к ноябрю появляются стайки нарядных свиристелей. Весело перекликаясь, они усаживаются на рябину и с жадностью принимаются за еду. В годы урожая ягод эти птицы держатся всю зиму, вплоть до весны. А весной они улетают обратно на север.

 Чем же питаются птицы зимой? (семенами растений, хлебом, зерном)


Те птицы, которые сделали запасы с осени, отыскивают свои кладовые.  Часто они объединяются в стайки. Так им легче отыскивать корм.
Снегири охотно обирают мороженые ягоды рябины, калины, плоды можжевельника. 
Семенами ели и сосны питаются клесты, дятлы.
Многие птицы разыскивают в складках  жуков и пауков, личинок и куколок, спрятавшихся насекомых. Питаются птицы семенами сорняков,  репейника, крапивы, почками деревьев и их молодыми побегами.
И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда.
Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать.  В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Люди вывешивают кормушки. И еще с осени  собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно.

   2.  Игра «Посади птичку на дерево»

На доске появляется дерево.

Скажите, кто живет на дереве? (птицы, белки)

Ребята, это дерево не простое, его нам с вами нужно заселить жильцами . А чтобы жильцы появились, мы должны отгадать загадки, и рассказать, что-то интересное об этой птице.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.(ласточка)

Кая примета связана с ласточкой и почему?

(ласточка низко летает –к дождю. Питается мошками, а перед дождем тучи опускаются к земле, с ними опускаются и мошки)

Прикрепили птичку на дерево.

Кто эта птичка?

Никогда не строит своего гнезда,

Соседям яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.(кукушка)

Расскажите о поведении кукушки, ее птенцах.

  (Свои яйца кукушка не высиживает, а подбрасывает в чужие гнезда. Но кукушата очень прожорливые и часто выбрасывают других птенцов из гнезда, чтобы получить больше пищи).

Не дровосек, не плотник,

А в лесу первый работник. (дятел)

Как называют дятла, почему?

(его называют доктором леса, потому, что он уничтожает гусениц, личинок-насекомых-вредителей деревьев)

Прикрепили еще одну птицу.

Ты откуда, ты откуда? Прилетел к нам красногрудый?

Облетел я всю Сибирь, а зовут меня….(снегирь)

(ее называют «кочующей» птицей, потому, что она не улетает в теплые края, а перелетает из более холодных мест в менее холодные.)

Итак, все фигурки на дереве. Скажите, к каким птицам они относятся: диким или домашним.

Назовите перелетных и зимующих птиц?

   3. Работа с карточками.

Каждому ребенку индивидуально дается карточка с заданием в которой они должны выделить перелетных птиц- синим цветом, зимующих- красным.

IV.Физкультминутка.

Прилетели птички- птички невелички.(изображают полет птиц)

Смотрят к нам в окошко, просят хлеба крошку.(повороты головы влево, вправо)

 Мы им крошки дали, птички весело клевали.(наклоны вперед, коснуться руками пола)

А сейчас мы с вами немного поиграем.

4. игра «Чье гнездо?»

на доске появляется таблица в рисунках с местами гнездования птиц: скворечник, дупло, дерево, болото, крыша. Нужно поместить птицу в гнездо. Представьте, что вы находитесь в лесу( фоно- голоса птиц, звуки леса.)

5. Задание по карточкам.

Сейчас вы самостоятельно заполните таблички, а я проверю и оценю ваши знания.

Домашние птицы

Курица

Дикие птицы

Воробей

Гусь

Голубь

Цапля

Кукушка

слон

А куда вы отнесли слона? Почему?

   V.Итог урока.

Тело каких животных покрыто перьями? (птиц)

Как вы думаете, обязательно ли птицы должны летать? Назовите птицу которая не летает? (пингвин, страус)

Какая птица не строит себе гнезда?(кукушка)

Расскажите о значении птиц в природе? (едят мошек, лечат деревья)

Думаю, что на сегодняшнем уроке каждый для себя открыл что-то новое. А главное это то, что птицы- наши младшие друзья, братья, и мы их должны беречь и защищать, чтобы сохранить красоту нашей планеты.

VI Домашнее задание.

Нарисовать птицу и придумать о ней маленький рассказ.

   

Домашние птицы

   Название птиц

Дикие птицы

     Воробей

     Гусь

     Курица

     Цапля

    Кукушка

     Слон

         Выдели зеленым цветом перелетных птиц, синим- зимующих.

Кукушка, дятел, воробей, синичка, ворона, снегирь.

 

Выдели зеленым цветом перелетных птиц, синим- зимующих.

          Кукушка, дятел, воробей, синичка, ворона, снегирь.

Выдели зеленым цветом перелетных птиц, синим- зимующих.

Кукушка, дятел, воробей, синичка, ворона, снегирь

Выдели зеленым цветом перелетных птиц, синим- зимующих.

Кукушка, ворона, снегирь, синичка.

Выдели зеленым цветом перелетных птиц, синим- зимующих.

Кукушка, ворона, снегирь, синичка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег)»

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 3 класса специальной (коррекционной) школы  VIII вида. На уроке дети повторяют природные явления, соответ...