Конспект урока по теме "Люди, города и страны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Люди, города и страны.  

 

Цель: Показать связь хозяйства человека с природными условиями, позн с городами, странами и  политической картой мира.

 

1.Актуализация знаний.

- Вы, ребята, конечно, знаете свой адрес и можете сказать, в каком городе вы живете, на какой улице, в каком доме.

Итак, скажите — где вы живете? Назовите свой адрес.

1.Город.

2.Улица.

3.Дом.

4.Квартира

- Но однажды произошёл такой случай…

Ведущий: — Был, говорят,

Где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.

Только доехали,

Вдруг – чудеса!

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются,

Смотрят кругом:

Где эта улица?

Где этот дом?

Всё перепуталось,

Всё заблудилось.

К счастью, такое

Лишь в сказке случилось.

Мы рассказали

Про это нарочно,

Чтобы проверить –

Знаешь ли точно,

Где ты живёшь

Где построен твой дом?

И хорошо ли

Ты в доме живёшь?

Ты нам ответишь:

Ученик: — Живу я в квартире,

Номер её – 34

Дом на Кайманова,

Рядом – кино,

Всё, что кругом,

Мне знакомо давно.

Ведущий: — Дом на Кайманова?

Этого мало.

Город (село)

Назови для начала.

Ученик: — Город… Нижнекамск

Ведущий: — Расскажи, что кругом:

Всё, что кругом,

Это тоже твой дом.

Ученик: — Город стоит

На широкой реке ,

А за рекой

Виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля,

Очень красива наша земля!

Ведущий: — Верно, красива.

Но где же она?

Ученик: — В России, -

Это наша страна.

Ведущий: — Ну, а страна где?

Сумеешь ответить?

Ученик: — Как и все страны –

На нашей планете!

Ведущий (обращается к классу):

- Как называется наша планета?

Ответы с места:

- Земля!

Ведущий: — Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём

- А где находится наш город? В какой стране?

- Конечно, в нашей стране, в России.

- А где находится наша страна?

- Наша родная страна, как и другие страны мира, расположена на земном шаре, на планете по имени Земля.  

- А что вы знаете о нашей планете Земля? (на земном шаре 5 поясов, разные климатические  условия, природные зоны)  

А условия и жизнь в различных природных зонах как-то отличаются?

О чем мы будем говорить на уроке?

2. Постановка  учебной  проблемы.

Обучающая  структура «Релли Робин» 

«Обмен животных между зоопарками»

Ситуация: российские зоопарки пополняют коллекцию животных путем обмена с другими зоопарками мира. Животных, обитающих в России, можно обменять на виды, обитающие на других материках.  

– Смогут ли данные животные и растения комфортно себя чувствовать в другой природной зоне?  

– Ребята, сможете ли вы по внешнему виду животного или растения определить, к какой природной зоне он принадлежит?    

– Молодцы! Вы очень неплохо разбираетесь в жизни природных зон, приспособлениях животных. Скажите, сможете ли вы определить вот этих жителей нашей планеты по их зонам и определить приспособления их к окружающей среде?     (фиксация результата в маршрутном листе)

-Мы говорили о животных. А это люди. Мы ещё не знакомились с приспособлениями людей.  

(Дети попытаются объяснить, используя свои знания о приспособлениях животных. И угадывают место, откуда исконно происходили эти расы.)

Чему будет посвящён наш урок?

 (Мы будем говорить о приспособлениях людей к окружающей среде)  

3.Совместное  открытие  новых  знаний.  

Обучающая структура «Си- Финк- Уандэ»

– Какие вопросы и выводы у вас возникают?  

ПОЧЕМУ МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ?

Этот вопрос помещаем на доске.

(Мы обратили внимание, что люди, фотографии которых мы видели, очень разные, и можно найти объяснение тому, почему они так выглядят. Можно сделать вывод, что сначала люди зависели от природных условий, но теперь, оказывается, что-то позволило человеку стать независимым от них. Значит, надо выяснить, как приспосабливался человек к условиям окружающей среды.)

а)Как приспосабливался человек к условиям окружающей среды?

– Вы указали на то, что человек зависел от условий его места обитания. Можно ли сделать вывод, что человек жил по законам экосистемы?

– А теперь человек живёт также?

– В чём стоит разобраться?

б)Какую роль выполнял человек в экосистеме?

– Если он зависел от природы, значит, как и все животные, испытывал трудности. Какой вопрос у вас напрашивается?

(Какие трудности испытывал человек, когда он был участником экосистемы?)  

 в) Какие трудности испытывал человек, когда он был участником экосистемы?

– Человек пошёл другим путём, отличным от животных, в чём ещё стоит разобраться?

(Мы знаем, что человек разумен. Тогда следует подумать, как эта особенность человека помогла ему приспособиться к месту обитания)

г) Как разум повлиял на способы приспособления человека к месту обитания? (фиксация результата в маршрутном листе)

 

Обучающая структура «Зум Ин»

Просмотр видеофрагмента о жизни племён, которые до сих пор вписываются в жизнь экологических систем .

Какую роль выполнял человек в экосистеме? (Мы считаем, что человек в экосистеме исполнял роль «едока». Он питался как растениями, так и животными. Растения он искал, а на животных охотился, как это делают хищники)

 – Чем он внешне отличался от животных? (У человека нет такого густого шерстяного покрова, он умеет прямо ходить)

Как животные приспосабливаются к условиям разных температур? (У них меняется их внешний вид, изменяется окраска, шерсть становится более густой)

– Что произошло с людьми в условиях приспособления к изменению климата и температуры?  

(Они использовали шкуры животных и особые растения для изготовления одежды)  (фиксация результата в маршрутном листе)

Обучающая структура «Эй Ар Гайд»  

Сначала слайды идут без подписей  

- Человечество делится на расы. Давайте рассмотрим слайды и подумаем, на какие расы может делиться человечество? По какому признаку?

 

До

                                             Утверждения

После

Человек  приспосабливался к условиям окружающей среды

 

Монголоидная раса образовалась в сухих и открытых ветрам районах Азии

Европеоидная раса образовалась в дождливых районах Европы.

Негроидная раса образовалась в жарких странах Африки.

Дети играют друг с другом, несмотря на различия в языке и цвете кожи.

Люди всех рас и всех народов равны между собой

 

Работа в учебнике.

– Прочитайте текст на с. 48 перед рисунком.

Слайд «Расы людей»

Как внешний вид человека был связан с природной зоной проживания?

Слайд «Негроидная раса»

Слайд «Монголоидная раса»

Слайд «Европеоидная раса»  

  -Сравните предположения «до» и «после»

(фиксация результата в маршрутном листе)

Обучающая структура «Сингл Раунд Робин»  

(обучающая структура, в которой ученики проговаривают ответы на на данный вопрос по кругу один раз)

 Какую роль выполнял человек в экосистеме?

 

– Скажите, просто ли было человеку охотиться и собирать плоды растений?

– А если бы охота и сбор плодов были неудачны, что могло бы произойти?

– Какой выход нашли наши предки, чтобы еды постоянно хватало?

(Они строили жилища, а рядом с ними стали сажать растения. Чтобы избежать голода, люди научились разводить скот и выращивать растения).

– Как называется такое ведение хозяйства?

– В какой зоне лучше всего было бы этим заниматься?

 Слайд «Ведение хозяйства древним человеком»

– Как жили наши предки, какое вели хозяйство? (Разводили животных, сажали растения.)  (фиксация результата в маршрутном листе)

– Значит, люди в прошлом приспосабливались к разным условиям жизни. А как изменилась жизнь современного человечества? Что позволяет общаться людям с разных концов света? (Они стали жить в городах, там условия похожи. Они могут переезжать с места на место, звонить по телефону и т.п.)  

А какие плюсы и минусы появились у людей нашей современности? (гиподинамия)

Физминутка «Мы выходим на разминку»

 Слайд «Город»

– Где живут эти люди?

– Чем город отличается от деревни?

– Как вы думаете, города – это самые большие объединения людей? Какой вопрос может возникнуть по этому поводу?

– Когда люди выбирали место для села, что им было важно?

– А что важно в этом смысле для города?  

– Какой вопрос может возникнуть по этому поводу? Ваши версии?

– Давайте проверим предположения в учебнике на с. 50.  

– В чём схожесть и различия разных городов?

–Чем похожи и чем отличаются города?

(Слайд «Москва и Саратов»)

– Значит, кроме городов люди объединяются по месту жительства в страны. А что такое страна?

– Что вы знаете о разных странах?

– Можно ли как-то определить местоположение названных вами стран?

Учитель подтверждает верные ответы детей, просит положить перед собой политическую карту мира(с.112)

– На все ли вопросы нам удалось ответить?

1) Почему появились города?

2) Как это происходило?

3) Не существует ли более крупных объединений людей?

4) Как люди выбирали место для строительства города?  

4.Применение  новых  знаний.

– Что обозначают на политической карте?

– Подумайте, что обозначают цвета на карте, названия, нанесённые красным шрифтом и чёрным.

– Какая линия разделяет соседние страны?    

-Как называется наша страна? Как называется столица нашей страны? Скоро мы будем подробно знакомиться и с другими странами нашей планеты. Поэтому давайте посмотрим, что мы узнали о них из наших путешествий.

Проект «Всемирная выставка» (экспонатами выставки становятся игрушки или сувениры, привезенные из разных стран; каждый экспонат снабжается маленькой этикеткой, на которой нарисован предмет, помещенный на стенде выставки; этикетки прикрепляются на политическую карту мира, на место той страны, откуда поступил экспонат)

– Что нового узнали?

         

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты? (фиксация результата в маршрутном листе)

В разных странах свои символы, достопримечательности. Каждая страна гордится своими достижениями. А чем сегодня  может гордиться  наша страна?

5.Рефлексия.

Конечно, зимними Олимпийскими играми. Представьте, что наши уроки это тоже что-то вроде победы над собой. Сейчас я  предлагаю   каждому  выбрать  ту  медаль, которую вы сегодня заслужили. Если считаете, что всё было понятно и  усвоили  все знания, были  активными  на уроке, то вам полагается золотая медаль . Если  в чем-то возникли  затруднения, но вы справились, то смело заявляйтесь на серебро. Если  еще  не всё  поняли, но будем продолжать работать  над  этим, то бронза принадлежит  вам. Хотя, безусловно,   все  ребята получают медали за свою плодотворную работу

6.Домашнее  задание.

 

 

 

Несмотря на то, что сегодня почти у каждого человека есть возможность на заработанные деньги приобрести атрибуты современной жизни, как например мобильный телефон, ещё существуют на нашей планете места, где обитают люди по уровню развития близкие к первобытным.

 Африка – вот то место на Земле где сегодня в непроходимых джунглях или пустыне можно встретить существ, очень напоминающих нас в далёком прошлом. Учёные сходятся во мнении, что именно с Африканского континента зародился человек разумный.

Африка уникальна сама по себе. Здесь сосредоточенны не только распространённые виды животных, но и вымирающие виды. Благодаря непосредственному нахождению на экваторе материк имеет очень жаркий климат, из – за чего природа там самая разнообразная. Именно поэтому там сложились условия для сохранения жизни в том виде, в котором остались дикие племена

Ярким примером такого племени является дикое племя Химба. Обитают они в Намибии. Всё чего достигла цивилизация, прошло стороной мимо Химба. Здесь нет и намёка на современную жизнь. Племя занимается скотоводством. Все хижины, где живут члены племени, располагаются вокруг пастбища.

Красота женщин племени определяется наличием большого числа украшений и количеством глины нанесённой на кожу. Но наличие глины является не только ритуалом, но и выполняет гигиеническое назначение. Палящее солнце, постоянная нехватка воды – вот лишь немногий список трудностей. Наличие глины позволяет коже не подвергаться термическим ожогам и кожа меньше отдаёт воды.

Женщины в племени заняты во всех хозяйственных делах. Они ухаживают за скотом, строят хижины, растят детей и делают украшения. Это главное развлечение в племени.

Проводники туристов часто обращаются к племени для проведения экскурсий. За это дикари получают сувениры и деньги, которые потом меняют на вещи.

На северо-западе Мексики проживает ещё одно племя, которое цивилизация обошла стороной. Оно носит название Тарахюмара. Их ещё называют «пивные люди». Название пристало к ним благодаря их ритуалу пить маисовое пиво. Стуча в барабаны, они попивают пиво, в которое подмешены наркотические травы. Правда есть и другой вариант перевода: «бегущие подошвы» или «те, кто с легкими ногами». И он тоже вполне заслуженный, но об этом позже. Свои тела они раскрашивают в яркие цвета. Можно представить, как это выглядит, когда понимаешь что племя насчитывает 60 тысяч человек.

С 17 века дикари научились обрабатывать землю и стали выращивать злаковые. До этого племя питалось кореньями и травами.

Индейцы этого племени считаются лучшими бегунами, но не по скорости, а по выносливости. Они могут без особых проблем пробегать 170 км. не останавливаясь. Есть зарегистрированный случай, когда индеец пробежал за пять дней расстояние около 600 миль.

На филлипинском архипелаге существует остров Палаван. Там в горах обитает племя Таут бату. Это люди горных пещер. Живут в пещерах и гротах. Племя существует с 11 века и человеческие достижения им не известны. Кстати, здесь же находится и подземная река Пуэрто-Принцесса.

Когда не идут муссонные дожди, а они могут идти полгода, племя занимается выращиванием картофеля и риса. Это единственное время, когда члены племени выбираются из пещер. Когда дожди принимаются идти снова, всё племя забирается в свои гроты и просто спит, просыпаясь только для того, что бы поесть.

Видео: Philippines, Palawan, Тау'т бату или «люди скал».

Список племён можно продолжать и дальше. Но это уже не имеет значения. Просто следует помнить, что где то на Земле есть места, где жизнь замерла в своём развитии, позволив другим развиваться дальше. Глядя на дикие племена, на их обычаи, танцы, обряды понимаешь, что им ничего не хочется менять. Они жили так тысячелетия до их обнаружения и, судя по всему планируют просуществовать еще столько же.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-праздника "Мой город Королев"

Праздник проводится в День Знаний 1-го сентября в 3-м классе. Дети знакомятся с понятием Родина, малая родина, родной город, узнают историю своего города. В игровой форме строят свой школьный до...

Конспект урока "Мой родной город Армавир"

На уроке систематизируются знания учащихся о  Краснодарском крае, о его краевом центре, о родном городе Армавир. Дети знакомятся с ФЛАГОМ и ГЕРБОМ города. На уроке воспитывается любовь к родному ...

Конспект урока по теме "Город, в котором мы живем"

Конспект урока окружающего мира 1 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока технологии "Музей города"

Предмет: технологияКласс: 3 аТема урока: «Музей города»Цели урока: Изучить технологию лепки носорогов.Планируемые результаты:•         Предметные: научатся ...

конспект урока по ИЗО "Город фантазий"

конспект урока по ИЗО со всем знакомыми персонажами - Незнайкой, Ромашкой, Знайкой и др.героями Цветочного города....

Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс...

Конспект урока: "Праздник в городе. Эскиз снежного городка"

Обучение выполнению эскизов фигур и сооружений снежного городка, изображение рисунка в цвете....