Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Гармаева Марина Манибазаровна

Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа по окружающему миру для 3 класса,  разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г.№ 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, авторской программой Плешакова А.А. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Цели и задачи

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

        Описание места учебного предмета в учебном плане

         Курс рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю в соответствии с годовым учебным планом работы МАОУ «СОШ №54 г. Улан-Удэ» на 2017-2018 учебный год.

        УМК

  1. Плешаков  А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012г.
  3. Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
  4. Итоговая аттестация. Окружающий мир 3 класс, Издательство «Экзамен», 2012г.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

            Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы  (68ч)

         Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

               Эта удивительная природа (21 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

       Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

            Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

             Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

             Путешествие по городам и странам (10 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Формы организации учебных занятий

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Виды учебной деятельности

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.  Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Как устроен мир (7 ч)

1

Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека.

1

2

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

1

3

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество.

1

4

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении  природного дома человечества

1

5

Природа в опасности. Охрана природы.

1

6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

7

Проверочная работа на тему «Как устроен мир»

1

Эта удивительная природа (21 ч)

8

Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы

1

9

Разнообразие веществ. 

1

10

Воздух его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. Охрана воздуха от загрязнений

1

11

Вода, её свойства. 

1

12

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

13

Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды.

1

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

1

15

Почва, её состав.

Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы 

1

16

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений.

1

17-18

Дыхание и питание растений.

2

19

Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.

1

20

Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

1

21

Животные, их разнообразие. Группы животных.

1

22

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

1

23

Сеть питания и экологическая пирамида.

1

24

Размножение и развитие животных.

1

25

Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных.

1

26

Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов

1

27

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

1

28

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

Тест «Эта удивительная природа»

1

Мы и наше здоровье. (10ч)

29

Организм человека. Органы и системы органов.

1

30

Органы чувств, их значение и гигиена

1

31

Кожа, её значение и гигиена.

1

32

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

1

33

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. 

1

34

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

1

35

Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

1

36

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

1

37

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

1

38

Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье»

1

Наша безопасность. (8ч)

39

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

1

40

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

1

41

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

1

42

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

1

43

Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные.

1

44

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.

1

45

Обобщение по разделу «Наша безопасность».

1

46

Тест «Наша безопасность».

1

Чему учит экономика. (12ч)

47

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика

1

48

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение.

1

49

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.

1

50

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства.

1

51

Животноводство - отрасль сельского хозяйства.

1

52

Промышленность и её основные отрасли.

1

53

Роль денег  в экономике. Денежные единицы разных стран.

1

54

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

1

55

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

1

56

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

1

57

Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

1

58

Проверочная работа на тему «Чему учит экономика».

1

Путешествие по городам и странам. (10ч)

59

Города золотого кольца России - слава и гордость страны. 

1

60

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

1

61

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны

1

62

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

1

63

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

1

64

Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

1

65

Страны на юге Европы. Греция и Италия

1

66

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

1

67-68

Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...