Адаптироанная программа Живой мир 3 класс по Бгажноковой И.М.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Адаптированная программа Живой мир 3 класс по Бгажноковой И.М. учебник Матвеевой Н.Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Живой мир» рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю) и составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией Бгажноковой И.М. «Просвещение» С-Петербургский филиал, 2011 г.
Учебник:
Матвеева Н. Б. Живой мир. 3 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. - М. : Просвещение, 2014. – 96 с.
Содержание дисциплины «Живой мир» основывается на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Курс элементарного природоведения должен заложить основы для изучения естествознания и географии в старших классах.
Курс «Живой мир» направлен на решение следующих коррекционно-образовательных и воспитательных задач:
- уточнение и расширение представлений учащихся о живой и неживой природе;
- расширение представлений на основе наблюдений и простейших опытных действий о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
- формирование знаний учащихся о природе своего края;
- формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека;
- воспитание бережного отношения к природе.
Программа построена по концентрическому принципу и обеспечивает повторение и закрепление материала в течение года и при изучении всего курса.
При изучении «Живого мира» большое значение придаётся экскурсиям для наблюдения за явлениями природы, её живыми и неживыми объектами, использованию на уроках наглядных средств обучения: натуральных объектов, муляжей, макетов, гербариев, коллекций и пр. Ведущие методы обучения – беседа, рассказ, наблюдение, составление описаний, работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Уроки «Живой мир» связаны с уроками устной речи, математика, чтения, занимательного труда, рисования.
Основная цель программы – социальная адаптация. Нет четких образовательных стандартов – освоение программы идет в индивидуальном темпе; отметки не выставляются; итоговые контрольные работы и экзамены не проводятся.
Содержание программы «Живой мир»
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, берёза. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Календарно-тематическое планирование «Живой мир»
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Содержание | Развитие навыков устной речи | |
план | факт | ||||
1 четверть – 8 ч | |||||
1 | 07.09 | Осень. Осенние месяцы. | Сезонные изменениях в природе. Повторение признаков осени. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Влияние солнца на смену времени года. Подбор рисунков к разным временам года. Названия времен года и осенних месяцев. | Название времён года. Установление их последовательности. Описание времени года по сюжетной картинке с названием определённых признаков. Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки осени. Чтение стихов о золотой осени. | |
2 | 14.09 | Части суток. Восход и закат солнца. | Влияние солнца на смену времени суток. Понятие восхода и заката солнца. Изменение продолжительности дня. | Составление предложений по сюжетным картинкам о занятиях людей в разное время суток. Отвечать на вопросы, опираясь на сюжетные картинки. | |
3 | 21.09 | «В гостях у золотой осени». Экскурсия. | Любование небосводом, осенним пейзажем. Фотографирование. Тактильно-сенсорное обследование деревьев и кустарников. Сбор листьев для поделок. | Отгадывание загадок. Словарь: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт. Называние деревьев в школьном саду: ели, клёны, берёза. Ответы на вопросы. Слушание стихов о золотой осени. Зарисовки школьного двора осенью. | |
4 | 28.09 | Жизнь растений осенью. Растения сада и огорода. | Созревание плодов. Сбор урожая. Лечебные растения садов. Польза людям. | Ответы на вопросы. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Словарь: плоды растений. | |
5 | 05.10 | Жизнь растений осенью. Растения леса. | Осенний лес. Грибы: съедобные и несъедобные. | Новые признаки золотой осени. Ответы на вопросы. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Игра «Угадай гриб по описанию». | |
6 | 12.10 | Животные и насекомые осенью. | Подготовка животных к зиме. Смена шубки. Запасы на зиму. Зарисовки. Название перелётных птиц. Не слышно пение птиц. Внешний вид. Повадки, образ жизни. Названия насекомых. Что происходит с насекомыми с приходом холодов. | Отгадывание загадок. Ответы на вопросы связной речью. Уметь описывать животных. «Кто как готовится к зиме?». Словесное описание животных. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Словесное описание животных. | |
7 | 19.10 | Занятие людей осенью. | Одежда по назначению и по сезону. Занятие людей в осенний сезон. Показ картинок с разными видами труда. Сбор урожая в садах и огородах. Красота и дары осени. Название овощей и фруктов, их признаки. | Беседа о растениях огорода. Описание знакомых овощей по памяти, с помощью муляжей, картинок. Составление предложений по сюжетным картинкам. Умение различать овощи и фрукты. Словарь: одежда. | |
8 | 26.10 | Календарь. Виды календарей. | Сутки, неделя, месяц, год – меры времени. | Уметь называть точную дату. Знать названия месяцев. Виды календарей. Отгадывание загадок. | |
2 четверть – 8 ч | |||||
9 | 09.11 | Воздух. Значение воздуха. | Что такое воздух? Представление о воздухе. Представление о воздухе, его значении в жизни растений, животных и человека. | Рассказ по картинкам в учебнике. Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Загадки. Игра «Чистый воздух». | |
10 | 16.11 | Термометр. | Элементарные представления о приборе. Термометр (градусник). Практические опыты. | Ответы на вопросы. Знакомство с прибором для измерения температуры тела человека и температуры воздуха. | |
11 | 23.11 | Ветер. Направление ветра. | Движение воздуха. Явления природы. Ветер: холодный, сильный, слабый, теплый. Флюгер - прибор для определения направления ветра. | Рассказ по картинкам: «Как ветер людям помогает». | |
12 | 30.11 | Дикие животные. | Лось, кабан, заяц. Внешний вид. Образ жизни, питание. Детеныши. Выявление сходства и различия. Зарисовки (лепка). | Загадки. Показ картинок (кабан, лось, заяц). Описание их внешнего вида, частей тела, образа жизни и т. д. Составление предложений по сюжетным картинкам. Игра «Кто лишний?». | |
13 | 07.12 | Домашние животные. Корова. Свинья. Кролики. | Корова. Внешний вид, повадки. Чем питается? Польза людям. Свинья. Внешний вид, повадки. Чем питается? Польза людям. Кролики. Внешний вид, повадки. Чем питается? Польза людям. | Загадки. Составление предложений по сюжетным картинкам. Сравнение по картинам, отличительные черты характера, поведения. | |
14 | 14.12 | Свинья и кабан. Кролик и заяц. | Сходство и различие свиньи и кабана. Сходство и различие кролика и зайца. | Сравнение по картинам. Работа по таблице. Продолжи предложение: «Свинья - домашнее животное, а кабан…». Загадки. Сравнение по картинам, отличительные черты характера, поведения. Составление рассказа по картине | |
15 | 21.12 | Зима. Зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор. | Основные признаки зимы. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: снегопад, метель (вьюга), снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Долгота дня. Природа зимой. Мороз и солнце. | Составление рассказа о зиме по условно - графическому плану, используя схемы отличия зимы и осени. Устные зарисовки природы зимой. Умение по схемам рассказывать о зимних месяцах. Загадки. Стихи. Описание природы по сюжетным картинам. | |
16 | 28.12 | Растения и животные зимой. | Жизнь растений зимой. Хвойные деревья. Жизнь животных в зимнем лесу. Где живут, чем питаются. | Сравнительное описание хвойных деревьев. Чтение отрывков из книги В. Бианки «Синичкин календарь». Отвечать на вопросы о жизни животных зимой. | |
3 четверть – 10 ч | |||||
17 | Зимующие птицы. | Птицы, которые остаются с нами зимовать. Помощь человека. | Загадки. Ответы на вопросы. Описание птиц. Составление рассказа, сказки. Игра-описание «Угадай, кто я?» | ||
18 | Занятия людей зимой. | Занятие людей, развлечения (зимние игры, отдых на свежем воздухе). Труд людей в зимнее время (кочегар, дворник). Показ картинок с разными видами труда. Зимние виды спорта. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. | Временные представления. Признаки зимы. Высказывание по сюжетным картинкам. Зимние виды спорта. Составление предложений: «У кого что?», «Кому нужна помощь?» | ||
19 | Строение человека. | Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука левая, правая. Рисование человека. | Название частей тела по рисунку. | ||
20 | Дыхание человека. | Представления о строении и работе легких. Названия органов дыхания. | Беседа о значении дыхания для жизни живых организмов. | ||
21 | Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. | Болезни органов дыхания (насморк, кашель, температура). Профилактика. | Слушание стихотворения «Мы дежурим» С.Махотина. | ||
22 | Кровь. Кровеносные сосуды. Сердце. Пульс. | Значение крови для человека. Представление о работе сердца. Значение сердца в жизни человека. Основная роль работы сердца. | Участие в беседе: «Первая помощь при порезе. Как остановить кровь?» | ||
23 | Питание человека. | Понятие: молочные продукты, мясные продукты, сухие продукты. Правильное питание. Хранение продуктов. Профилактика пищевых отравлений. | Беседа о значении правильного питания. | ||
24 | Времена года. Весна. Экскурсия. Весенние месяцы. | Название весенних месяцев, их последовательность. Влияние солнца на продолжительность дня и ночи в весенние месяцы. Первые весенние цветы, набухание почек. Различать признаки времени года – весна: потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи. | Чтение стихов. Анализ и соотнесение к сюжетным картинкам. Загадки о признаках весны. Составление рассказа «Пришла весна, проснулась природа». Использование в рассказе слов: ледоход, сосульки. | ||
25 | Животные весной. | Пробуждение зверей (на примере медведя, ежа). Хлопоты животных весной (зайцы, лисы, волки, белки). | Составление предложений по сюжетным картинкам. Чтение рассказа. Описание весны, пробуждение всего живого на земле. | ||
26 | Перелётные птицы. Строение птиц. | Птицы – вестники весны (грач, жаворонок, скворец). Календарь прилета птиц. Строение птиц: тело, крылья, лапы, клюв. | Грач, жаворонок, скворец: внешний вид, места обитания, пища. Пение птиц. Ответы на вопросы. Описание птиц. | ||
4 четверть – 8 ч | |||||
27 | Занятия людей весной. | Весенний сев. Подготовка полей к севу. | Составление по сюжетным картинкам предложения, рассказы. | ||
28 | Части растений. Корни и стебли. | Строение растений: корни, стебли. Разновидности корней. Корнеплоды. Зарисовки. | Значение корневой системы для растения. Чтение стихотворения И. Винокурова «Одуванчик». | ||
29 | Части растений. Листья. Цветы. | Строение растений. Листья: хвоя, колючки. Разновидность цветов: садовые, полевые, лесные. Зарисовки. | Рассказ «Появление первого листа». Умение различать садовые от полевых и лесных цветов. Сходство и различие. | ||
30 | Части растений. Плоды и семена. | Семена деревьев. Плоды кустарников. | Игра «От какого растения?» | ||
31 | Лес. Лесные ягоды. | Деревья лиственные и хвойные. Лесные ягоды. Название лесных ягод: земляника, черника, малина. Где растут. Лечебные свойства ягод. Съедобные и несъедобные лесные ягоды. | Распознавание деревьев по внешнему виду. Общее и разное в строении лиственных и хвойных деревьев. Распознавание и называние ягод. Работа с загадками. Рассказ по сюжетной картинке. | ||
32 | Грибы. Съедобные и ядовитые. | Тайны грибного леса. Грибная пора. Подберезовик, подосиновик, боровик, лисички и т.д. Распознавание и называние грибов. Осторожно: ядовитые грибы: мухомор, белая поганка. | Работа с загадками. Рассказ по сюжетной картинке «По грибы». Запоминание съедобных и ядовитых грибов. | ||
33 | Времена года. Лето. Летние месяцы. | Долгота дня. Признаки лета. Долгота дня в зависимости от солнца. Зарисовка. Загадки. Схема летних месяцев, их последовательность. | Чтение стихов, отрывки из произведений русских писателей (описание природы). Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Круглый год». Ответы на вопросы. | ||
34 | Занятия людей летом. | Одежда в летний сезон. Игры на свежем воздухе. Уход на участке за растениями. | Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам. «Я помогаю бабушке на даче». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по теме "Дом, в котором я живу" 1 класс.
Программа по краеведению для 1 класса...
Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».
Контрольная работа по литературному чтению, раздел " Люби все живое", 3 класс, программа "Перспектива"...
Рабочая программа живой мир. 2 класс. 8 вид
Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,5 часа в неделю...
Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ
Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)...
Конспект урока по добукварному периоду (программа под редакцией И.М. Бгажноковой) Режим дня.
Конспект урока по добукварному периоду (программа под редакцией И.М. Бгажноковой)...
Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (чтение) (программа под редакцией И.М. Бгажноковой)
Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (чтение) (программа под редакцией И.М. Бгажноковой)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 2 класса
Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Живой мир» для 2 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционн...