РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Живой мир» для 2 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида автора Матвеева Н.Б. «Живой мир» 1– 4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой – С-П «Просвещение», 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_okruzh_mir1.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принято на заседании педагогического Утверждаю
совета ГБОУ Школа № 2127 Директор ГБОУ Школа № 2127
от «____»___________20___г. _______________С.С.Буробина
Протокол № 1 «____» ________________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Живой мир»
составлена на основе
Программы «Живой мир» автора Матвеева Н.Б. (см. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-IV классов» Под ред. И.М. Бгажноковой – С-П «Просвещение», 2011г.)
2 «Э» класс обучающихся с ОВЗ
2016 - 2017учебный год
Педагог:
Рязанова Екатерина Николаевна,
учитель
Москва 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Живой мир» для 2 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида автора Матвеева Н.Б. «Живой мир» 1– 4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой – С-П «Просвещение», 2011).
Курс «Живой мир» в специальном образовательном классе 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Специфика индивидуального недоразвития учащихся специального класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины «Живой мир» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах специального обучения должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых понятий, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Курс «Живой мир» решает следующие коррекционные задачи:
- Уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- На основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;
- Вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;
- Формирует знания учащихся о природе своего края;
- Формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Второй год обучения продолжает работу, начатую в 1 классе. Основными задачами будут:
- Развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- Закрепление представления о солнце как источника света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы и смене времен года;
- Изучение воды и его свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
- Воспитание интереса и бережного отношения к природе. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека».
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- читать.
В программе определён обязательный уровень знаний. Первый уровень рассчитан на учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями.
Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Знания по программе «Живой мир» необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, изобразительного искусства, а также найти им применение во внеурочное время.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ЖИВОЙ МИР»
(65 часов, 2 часа в неделю)
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Долгота дня | 4 | 2 | 2 | |
2 | Сезонные изменения в природе | 12 | 8 | 4 | |
3 | Растения | 11 | 9 | 2 | |
4 | Животные | 12 | 12 | - | |
5 | Человек | 12 | 10 | 2 | |
6 | Вода | 10 | 5 | 5 | |
7 | Повторение | 4 | 2 | 2 | |
Итого: 65 |
1. Повторение. Долгота дня: вспомнить о влиянии солнца на смену времен года. Сутки, части суток.
Формирование понятий об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня
летом с большей активностью солнца, большим количеством солнца и тепла.
2. Сезонные изменения в природе : названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдение за положением солнца в течении суток. Формирование представлений о явлениях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи. Растения и животные в разные времена года. Детские игры и труд человека в разные времена года. Работа в саду и огороде.
3. Растения : комнатные растения, названия и отличительные признаки.
Светолюбивые и тенелюбивые
растения. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3 – 5 названий). Особенности произрастания
Названия и признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3 – 5 названий). Особенности произрастания
Названия и признаки. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов моей местности.
4. Животные : сравнение домашних и диких животных.
Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,
питание, название детенышей, повадки, места обитания. Необходимые условия для жизни животных. Разнообразие пород кошек и собак. Их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2 – 3 названия).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана природы.
5. Человек : гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения (элементарные представления). Значение овощей и фруктов в питании человека. Профилактика пищевых отравлений.
6. Вода : формирование представлений о различных состояниях воды, о воде в природе.
Начало работы по формированию понятия «температура». Практические работы на определение прозрачности воды, текучести, проведение наблюдений за изменением состояния воды (вода, лед, пар). Вода в виде различных атмосферных осадков.
Календарно-тематический план рабочей программы
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Дата |
1 | Сутки. Долгота дня летом. | 2.09.16 |
2 | Наблюдение за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер). | 7.09.16 |
3 | Осень. Изменения в природе. | 9.09.16 |
4 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно. | 12.09.16 |
5 | Наблюдения за погодой осенью. Описание их в речи учащихся. Экскурсия в природу. | 16.09.16 |
6 | Наблюдения за растениями (деревья, кустарники) осенью. | 19.09.16 |
7 | Увядание трав, цветов. | 23.09.16 |
8 | Труд людей в саду и в огороде осенью. | 26.09.16 |
9 | Огород. Овощи (4-5 названий). Название овощей, их признаки. | 30.09.16 |
10 | Овощи в питании человека. | 12.10.16 |
11 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Название фруктов, их признаки. | 14.10.16 |
12 | Фрукты в питании человека. | 19.10.16 |
13 | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения) | 21.10.16 |
14 | Части растений: стебель, лист, цветок, корень. | 26.10.16 |
15 | Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. | 28.10.16 |
16 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые (традесканция, кактус). | 2.11.16 |
17 | Светолюбивые и теневыносливые растения (фиалка и традесканция). | 9.11.16 |
18 | Уход за комнатными растениями. | 11.11.16 |
19 | Домашние животные: корова, лошадь (внешний вид, части тела, повадки, питание, детеныши, образ жизни, место обитания). | 23.11.16 |
20 | Домашние животные: свинья, овца. | 25.11.16 |
21 | Домашние животные: кошка, собака. | 30.11.16 |
22 | Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. | 2.10.16 |
23 | Разнообразие кошек и собак, их повадки. | 7.12.16 |
24 | Отношение человека к домашним животным. | 9.12.16 |
25 | Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. | 14.12.16 |
26 | Сравнение домашних и диких животных. Собака – волк. | 16.12.16 |
27 | Сравнение домашних и диких птиц. | 21.12.16 |
28 | Наблюдения за изменениями в природе. Зима. Экскурсия в природу. | 23.12.16 |
29 | Зима. Знакомство с названиями месяцев. Долгота дня и ночи в зимнее время. | 28.12.16 |
30 | Положение солнца в зимнее время (утро, день, вечер, ночь). | 30.12.16 |
31 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: заморозки, снегопад, снежинки, мороз, замерзание водоемов. | 11.01.17 |
32 | Наблюдения за погодой. Их описание в речи учащихся. | 13.01.17 |
33 | Наблюдение за деревьями и кустарниками в зимнее время. Экскурсия в природу. | 18.01.17 |
34 | Животные в зимнее время (лиса, белка, еж). | 20.01.17 |
35 | Животные в зимнее время (лиса, белка, еж). | 25.01.17 |
36 | Зимующие птицы. Подкормка (синица, галка). | 27.01.17 |
37 | Рыбы. Названия рыб нашей местности. Внешний вид, среда обитания, питание. | 1.02.17 |
38 | Труд человека в зимнее время года (кочегар, дворник). | 3.02.17 |
39 | Детские игры зимой. | 8.02.17 |
40 | Поведение человека при наступлении морозов. | 10.02.17 |
41 | Вода. Простейшие свойства воды: прозрачная, отсутствие запаха, текучесть. | 15.02.17 |
42 | Значение воды для жизни растений, животных, человека. | 17.02.17 |
43 | Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото. | 1.03.17 |
44 | Первичные представления о температуре. Термометр как прибор для измерения температуры. | 3.03.17 |
45 | Наблюдение за изменениями в природе: потепление. Экскурсия в природу. | 10.03.17 |
46 | Весна. Весенние месяцы. | 15.03.17 |
47 | Первые весенние птицы (грач, скворец). | 17.03.17 |
48 | Формирование представлений о явлениях и состоянии неживой природы: потепление, таяние снега, капель, лужи, ручьи, проталины. | 22.03.17 |
49 | Наблюдения за погодой. | 24.03.17 |
50 | Наблюдение за деревьями и кустарниками. Экскурсия в природу | 29.03.17 |
51 | Перелетные птицы. | 31.03.17 |
52 | Появление цветов, трав (одуванчик, мать-и-мачеха). | 5.04.17 |
53 | Весенние травы и цветы. | 7.04.17 |
54 | Труд человека весной. Экскурсия. | 19.04.17 |
55 | Гигиена тела человека. Закаливание. | 21.04.17 |
56 | Питание человека. Режим дня. | 26.04.17 |
57 | Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). | 28.04.17 |
58 | Значение овощей для правильного питания. | 3.05.17 |
59 | Значение фруктов для правильного питания. | 5.05.17 |
60 | Пища человека. Правильное питание. | 10.05.17 |
61 | Профилактика пищеварительных отравлений. | 12.05.17 |
62 | Детские игры весной. | 17.05.17 |
63 | Детские игры весной. | 19.05.17 |
64 | Времена года. Лето | 24.05.17 |
65 | Обобщение и закрепление полученных знаний. | 26.05.17 |
Ожидаемые образовательные результаты
1-ый уровень:
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
- Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- Выполнять элементарные гигиенические правила;
- Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
2-ой уровень:
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- Различать диких и домашних животных, рыб;
- Различать признаки времён года;
- Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
Литература:
- Н. Б. Бантова, М. С. Котина, Т. О. Куртова. Живой мир. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа живой мир. 2 класс. 8 вид
Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,5 часа в неделю...
рабочая программа по ВД 1 класс "Край, в котором я живу"
Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ
Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 3 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Матвеева Н.Б «Живой мир», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажно...
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая программа Живой мир, 3 класс
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе...