Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir.docx | 42.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Поселковская средняя школа №2»
Атяшевского муниципального района Республики Мордовия
«РАССМОТРЕНА» на заседании МО учителей начальных классов от «_____»__________2016г. Руководитель МО ______________ М.В.Орлова
| «СОГЛАСОВАНА» Заместитель директора по УВР «Поселковская средняя школа №2» ______________ Л.И. Грицюк
от «_____»__________2016 г. | «УТВЕРЖДЕНА»
Решением педагогического совета от«__»________2016г. Директор МБОУ «Поселковская средняя школа№2» ____________ Е.И.Душкина
|
РАБОЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Живой мир » для ученика 1 класса
Ф. И.О. ученика
на 2016 -2017 уч. год
(домашнее обучение, 33 часа в год)
Составила:
Суродькина Н. М., учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основной образовательной программы начального общего образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данной программы был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) – «Живой мир» 1 класс Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Курс «Живой мир» ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка. Задачами курса "Мир природы и человека"для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
- формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;
- формирование способов ориентировки в окружающей действительности;
- формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
- формирование всех видов деятельности;
- развитие познавательной активности;
- развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
- воспитание экологической культуры;
- становление нравственной ориентировки;
- формирование самостоятельности;
- воспитание положительных качеств. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- индивидуальный;
- творческий метод;
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Планируемые результаты обучения: Личностные результаты должны отражать:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
учащиеся в результате изучения курса «Живой мир »
научится:
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих
- культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,
- характеризовать признаки времѐн года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-объяснять отличия человека от животных;
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о заботливом отношении друг к другу;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; -следовать правилам здорового образа жизни.
Содержание курса
№ | Раздел | Краткое содержание раздела | Универсальные учебные действия | Кол-во часов |
1 | Неживая природа | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток. | Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений. Уметь отличать время суток. Осознание себя как ученика. | 4 |
2 | Сезонные изменения (времена года) | Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. | Знать названия времен года; признаки осени; признаки зимы; названия одежды в зимнее время; признаки весны; признаки лета. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | 8 |
3 | Растения | Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. | Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений. Знать и различать овощи и фрукты. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | 6 |
4 | Животные | Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках. Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках. | Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые; детенышей диких животных, домашних животных. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | 7 |
5 | Человек | Учить различать людей по возрасту, полу. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов. Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. | Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; ухода за глазами, ухода за ушами. Владеть гигиеническими навыками. Знать и уметь называть части лица. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Деятельность учащихся | Мониторинг | |
план. | фактич. | |||||
Неживая природа | 4 | |||||
1 | Земля и Солнце. Экскурсия. | 1 | Наблюдения в природе. | Беседа | ||
2 | День и ночь. | 1 | Работа с раздаточным материалом. | |||
3 | Сутки. Занятия людей в течение суток. | 1 | Работа с учебником. | |||
4 | Значение Солнца. Солнце и жизнь растений. | 1 | Работа с наглядным материалом. | Беседа | ||
Времена года | 8 | |||||
5 | Осень. Признаки осени. | 1 | Сбор природного материала, | |||
6 | Занятия и одежда детей осенью. | 1 | Работа с раздаточным материалом; | Практическое занятие | ||
7 | Зима. Признаки зимы. | 1 | Работа с сюжетными картинками. | Беседа | ||
8 | Одежда и занятия детей зимой. | 1 | Составление предложений по опорным картинкам; | |||
9 | Весна. Признаки весны. | 1 | наблюдать за сезонными изменениями в природе; | Ф | ||
10 | Одежда и занятия детей весной. | 1 | работать с учебником. | Беседа | ||
11 | Лето. Признаки лета. | 1 | Описание времени года по опорным картинкам; | Беседа | ||
12 | Одежда и занятия детей летом. | 1 | Определение времени года по сюжетным картинкам. | тест | ||
Живая природа. Растения | 22 6 | |||||
13 | Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. | 1 | Определение сходства и различия растений по графической схеме. | |||
14 | Разнообразие цветов. Семена. | 1 | Составление предложений по картинкам. | |||
15 | Плоды растений. Овощи и фрукты. | 1 | работа с учебником. | Практ. занятие | ||
16 | Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. | 1 | ||||
17 | Приспособление растений к разным условиям жизни. | 1 | ||||
18 | Растения. (обобщающий урок) | 1 | ||||
Животные. | 7 | |||||
19 | Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. | 1 | Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам. | Беседа | ||
20 | Детёныши животных. | 1 | работа с учебником | тест | ||
21 | Домашние животные. | 1 | рассматривание картинок. | |||
22 | Дикие животные. | 1 | Работа с трафаретами; | Беседа | ||
23 | Приспособление животных к различным условиям жизни. | 1 | Работа с учебником. | Беседа | ||
24 | Приспособление животных к временам года. | 1 | Работа с учебником. | Беседа | ||
25 | Животные.(обобщение) | 1 | Работа с карточками. | Тест | ||
Человек | 8 | |||||
26 | Человек. Части тела человека. | 1 | Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку. | Беседа | ||
27 | Гигиенические навыки. | 1 | Участие в беседе о правилах опрятности; | Практ. занятие | ||
28 | Лицо человека. | 1 | Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником. | Беседа | ||
29 | Глаза. | 1 | Гимнастика для глаз | Практ. занятие | ||
30 | Уши. | 1 | работа с учебником. | |||
31 | Нос. | 1 | Эксперемент "Узнай запах" | Беседа | ||
32 | Рот. | 1 | правила гигиены за полостью рта. | Практ. занятие | ||
33 | Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека. | 1 | Изучение правил гигиены по уходу за кожей |
Учебно-методическое обеспечение:
-учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение 2016г.;
- предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;
-муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
- карточки с заданием для индивидуальных работ;
- комплект заданий на развитие психических процессов;
- комплект "Загадки-отгадки"
Учащийся должен знать:
- о мире живой и неживой природы;
- о человеке, работе его органов чувств;
- о погоде и ее явлениях;
- о смене времен года;
- знать правила гигиены.
Учащийся должен уметь:
- называть признаки живой и неживой природы;
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
- знать правила гигиены;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений;
- узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;
- называть наиболее распространенных диких и домашних животных;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса
В рабочей тетради представлены у пражнения на развитие внимания, памяти, мышления....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» ...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Математика» для учащихся класса
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы спе...
Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по русскому языку 1-4 классы
Уро. Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому я...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс
Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...