Урок окружающего мира на тему "Приручение огня" в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Страколис Вероника Сергеевна

УМК «Школа 2100».

Класс: 4

Тема: Приручение огня (закрепление).

Тип урока: закрепление.

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель: продолжить формировать представление о том, что такое огонь, познакомить с ископаемыми топливами, с машинами – использующие энергию каменного угля, с двигателем внутреннего сгорания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ценность природных ресурсов, формулировать выводы из изученного материала, называть ископаемые и рассказывать о них, высказывать свои предположения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okr._miru_4_klass_v_tablitse.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4-м классе.

УМК «Школа 2100».

Тема: Приручение огня (закрепление).

Цель: продолжить формировать представление о том, что такое огонь, познакомить с ископаемыми топливами, с машинами – использующие энергию каменного угля, с двигателем внутреннего сгорания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ценность природных ресурсов, формулировать выводы из изученного материала, называть ископаемые и рассказывать о них, высказывать свои предположения.

Оборудование: иллюстрации полезных ископаемых, карточки с заданиями, карточки с пословицами и загадками, толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

- Проверили готовность к уроку?

- Ребята, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

Повторяют за учителем.

Проверяют готовность рабочего места.

Интересным и познавательным.

Регулятивные:

-Организация своего рабочего места.

Коммуникативные:

-Умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2.Актуализация знаний. Индивидуальная работа.

Проведем «Блицтурнир» по предыдущей теме (Один у доски, устно отвечает на вопросы. Двое других- работают по карточкам).

1.Какие ископаемые топлива ты знаешь?

2. На основе чего работает пароход?

3. Что такое магнит?

4. Какое значение имеет электричество?

5. Приведи 5 примеров электроприборов?

- Как оценишь свой ответ?

(Проверка работ учащихся, работавших с карточками)

Выполняют работу на карточках.

Регулятивные:

- Умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

- Умение оформлять свои мысли в устной форме.

- Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:

- осуществление объяснения поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

3. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки:

1.Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими …..

ОТВЕТ: Спичками.

2.Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но ни где-нигде меня

Не бывает без огня.

ОТВЕТ: Дым.

3. Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Кровожадный спрятан зверь.

ОТВЕТ: Огонь.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

- Какова цель нашего урока?

- Тема нашего урока: «Приручение огня» (табличка - ОГОНЬ)

Спичками

Дым

Огонь

Об огне.

Регулятивные:

- Умение определять цель деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

4.Практическая работа. Словарно-лексическая работа.

Работа в группах.

- Узнаем значение этого слова. В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. слово «огонь» имеет несколько значений:

1. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя;

2. Свет от ослепительных приборов;

3. Боевая стрельба;

4. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы;

5. То же, что жар.

- Нас интересует слово ОГОНЬ в 1 значении.

- Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.

- Ребята, какие пословицы и загадки вы знаете об огне?

- Мы сейчас с вами поработаем в группах.

- У вас на столах лежат разрезанные на части пословицы и загадки об огне, вам нужно их правильно собрать и нам зачитать, загадать.

Без рук, без ног, а на гору ползет. (Огонь)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)

«Огонь не вода – схватит, не выплывешь».

«Огню да воде Бог волю дал».

- Где используем мы огонь, и для чего?

- А всегда ли люди пользовались плитами?

- При помощи чего они готовили еду, грелись? (костра)

- А какое значение ещё имел костер? (отпугивал животных)

- А как тепло приходит в дом? (по трубам)

- «История появления огня»

Дело происходило так. Какой-то любознательный неандерталец, а может быть даже его предок, сидел в пещере и задумчиво вертел между ладоней палочку. Один конец палочки он случайно упер в сухую щепку. Из щепки появился дымок, кончик палочки почернел, а потом на нем заплясал алый язычок.

Огонь! – удивились пещерные жители. Пожары от молний и извержения вулканов они уже знали. – Эх, он бежит. Надо ему щепочек подбросить. Запылал костер.

- Огонь используют только для домашних нужд?

- А где ещё? (на производстве)

- Обратимся к учебнику на стр. 105, читаем со слов «Огонь …

- Подробнее об этих ископаемы расскажут нам ребята (торф, каменный уголь, нефть, природный газ) (на предыдущем уроке детям было дано задание). 

- Что объединяет все эти ископаемые? (выделяют энергию)

- Назовите виды ископаемого топлива на рисунке, стр. 105.

Выполняют работу в группе.

Огонь

Огонь

для пригот. пищи, обогрева

нет

костра

Отпугивал животных диких

По трубам.

Нет

На производстве

Выступление с докладами.

Выделяют энергию.

Регулятивные:

- Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

- высказывание и обоснование своей точки зрения; принятие иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения, участие в работе группы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей в тексте; осуществлять поиск нужной информации.

5. Физ. минутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Проговаривают и выполняют упражнения.

6.Практическая работа. Самостоятельная работа.

- Назовите, какая машина превращает в движение энергию сжатого пара?

- Двигатель внутреннего сгорания изображен на рисунке 1.

- Перечислим компоненты «двиг. внутр. сгорания»?

- Используется этот двигатель и применяется в машинах, самолетах, ракетах.

- Как вы понимаете «Прошла путь технического прогресса от костра до пламени ракет?»

- Выполним задание №1,3,9,10 в рабочей тетради на стр. 39.

(тетради сдают после урока на проверку)

Выполняют самостоятельно.

Коммуникативные:

- высказывание и обоснование своей точки зрения.

Познавательные:

- Умение на основе анализа объектов делать выводы.

- Умение обобщать.

7.Рефлексия

8.Домашнее задание

- О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

- Где используется огонь?

- Какие существуют более жаркие виды топлива? (уголь, торф, нефть)

- Как их называют? (ископаемым топливом)

- Какие машины в качестве топлива применяют каменный уголь? (паровые машины)

- Назовите их?

- Какой двигатель был изобретен благодаря использованию жидкого топлива, получаемого их нефти? (двигатель внут. сгорания)

- В какой технике используется? (в машинах, самолетах, ракетах).

- Молодцы! Внимательны были на уроке.

- Спасибо за урок. Урок окончен.

уголь, торф, нефть

Ископаемым топливом.

Паровые машины.

Двигатель внут. сгорания.

В машинах, самолетах, ракетах.

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

Коммуникативные:

- Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- Умение обобщать и делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Образовательная система «Школа 2100» Урок окружающего мира. Тема : "Приручение огня"

Цели урока:По 1 линии развития (умение объяснять мир):Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.По 2 линии развития (отношение к миру): дать учащимся понятие о ценно...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...