Образовательная система «Школа 2100» Урок окружающего мира. Тема : "Приручение огня"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цели урока:
По 1 линии развития (умение объяснять мир):Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.
По 2 линии развития (отношение к миру): дать учащимся понятие о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человека.
Минимум : ископаемое топливо.
Максимум : двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приручение огня | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная система «Школа 2100»
Урок окружающего мира.
Тема : Приручение огня.
Цели урока:
По 1 линии развития (умение объяснять мир):Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.
По 2 линии развития (отношение к миру): дать учащимся понятие о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человека.
Минимум : ископаемое топливо.
Максимум : Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Ход урока
1. Актуализация знаний и проблемная ситуация.
-Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? (Энергия)
-В каком виде можно запасти и сохранить энергию?
( Энергия может существовать в свободном состоянии, например в виде солнечного света и тепла. Кроме этого энергия может быть запасена в веществе.)
-Когда и при каких условиях выделяется энергия? (Энергия выделяется при горении)
-Прочитайте диалог на с.104. О чем идет речь?
-Какой у вас возникает вопрос? (откуда берется энергия в хозяйстве человека?)
-Попробуйте определить тему сегодняшнего урока?
( «Топливо»)
2.Поиск решения
-Как получают и на что тратят энергию растения, животные и человек?
(растения получают энергию солнца, животные и человекполучают энергию питательных веществ. Организмы тратят энергию на рост, развитие, движение и другие процессы, связанные с жизнедеятельностью.)
-А может ли человек получать или использовать энергию вне своего организма? (да, сжигая уголь или дрова, человек получает тепло.)
-выполните задание на стр.104
-Что приводит тела в движение или вызывает их изменение?
(Для того, чтобы любой организм или механизм начал действовать, его необходимо накормить, снабдить горючим, подключить к электричеству. Пища, бензин , электричество-это источники энергии. Таким образом , тела приводит в движение или вызывает их изменение энергия.)
В каком виде можно сохранить и запасти энергию?
(Энергия может существовать в свободном состоянии, например в виде солнечного света и тепла. Кроме этого энергия может быть запасена в веществе. Так, тепловая энергия, запасенная в дровах , при сгорании освобождается и нагревает воду в чайнике. Точно также энергия может быть запасена в угле, нефти, природном газе.
Однако существует еще один способ запасти энергию. Энергия тела зависит от высоты, на которой тело находится, поэтому если мы поднимем какое-нибудь тело на определенную высоту и затем сбросим оттуда, мы получим высвобождение энергии.)
-Когда и при каких условиях выделяется энергия?
Энергия выделяется при горении. В более общей форме можно сказать, что энергия выделяется при переходе из одной формы в другую. Это случается при многих химических и физических процессах. Энергия, содержащая в веществе, выделяется при горении, когда вещества соединяются с кислородом. Но и другие химические реакции могут выделять энергию в виде тепла. Кроме того , она может выделяться при сокрашении мышц, течении рек, движения воздуха, трения, при деформациях, при ядерных реакциях
Энергия-это один из важнейших источников жизнедеятельности людей. С развитием общества она начинает играть все большую роль в хозяйстве человека.
Не зря говорят: «энергия-хлеб промышленности» Запасы энергии в природе огромны.Ее несут солнечные лучи, ветры и движущие массы воды, она хранится в древесине, залежи газа и нефти, каменного угля. За долгую историю энергетики накопилось много технических средств и способов добывания энергии. Собственно человек стал человеком только тогда, когда наряду со своей мускульной энергией научился получать и использовать тепловую энергию.
- Какие приспособления появились у людей для приготовления пищи, обогрева?
(см.рисунок на стр104) (Газовые и электрические плиты, печки и обогреватели.
-Только ли для домашних нужд необходим огонь? Где еще он используется? (-человек использует огонь на заводах и фабриках, электростанциях , для движения)
-Что сейчас использует человек для получения огня?
Выполняется задание на стр.105.
Назови виды ископаемого топлива на рисунке.
Работа с коллекциями»Торф» , «Нефть», «Уголь» (по группам),
по плану.
1.Как выглядит полезное ископаемое? 2.Как оно образовалось? 3.Как его добывают? 4.Почему топливо называют ископаемым? 5.Что получают из ископаемого топлива?
-Ископаемое топливо образовалось глубоко под землей, очень давно. В нем запасена энергия солнца, полученная планетой много лет тому назад.
-Запасы ископаемого топлива, когда - нибудь закончатся. Человек будет искать новые виды топлива.
-человек перерабатывает разные виды топлива и получает энергию.
Торф-недостаток кислорода и высокая влажность, характерные для болот, предохраняют от полного разложения остатки растений, которые накапливаясь из года в год, постепенно превращаются в однородную массу черного или коричневого цвета. В России значительные запасы торфа находятся в Западной Сибири. Торф стали добывать еще в древности, использовали для нагревания пищи.
Ныне торф используется в сельском хозяйстве в качестве удобрения, кормовых добавок для животных, подстилки на животноводческой ферме, в парниках и теплицах.
При добыче торфа участок болота осушают, очищают от деревьев и кустарников, измельчают и высушивают слой торфа, а затем собирают его в штабели. Все операции механизированы.
Уголь- ископаемый уголь известен человеку с незапамятных времен. В Древнем Китае за 100 лет до н.э. широко применялся для выплавки металла.
В Европе добыча угля началась намного позже- в 13 веке в Англии.
Уголь образовался за многие миллионы лет из отмерших остатков растений, накапливающих в торфяных болотах. Древние болота покрывались пышной растительностью, то их заносило илом и песком, поэтому месторождение угля состоит из отдельных пластов в благоприятных условиях толщина этих пластов может достигать сотни метров. добывается уголь двумя способами: подземным и открытым. Открытый способ более дешев, но его можно применить, если уголь залегает неглубоко. К тому же этот способ оставляет на поверхности земли- угольные карьеры, Подземный способ позволяет добраться до глубоко расположенных шахт, но он гораздо более дорогой и трудоемкий. Ежегодно добывается около 500млн тонн в год.
Основные потребители угля –энергетика и промышленность. Около двух третей сжигается на электростанциях и в котельных очень перспективно из угля производство жидкого топлива, близкого по составу к нефти.
Нефть и газ. Слово нефть появилось в русском языке с 17 века. Оно происходит от арабского нафата-извержение. Так жители месопотамии называли легковоспламеняющую жидкость, которая действительно извергалась иногда на поверхность земли в виде фонтанов. Этот край и нынче богат. (Ирак, Кувейт) человечество по достоинству оценило ее полезные свойства. 20 век в праве считать веком нефти. Непременным спутником нефти является природный газ. Выходя на поверхность по трещинам земной коры, газ нередко воспламенялся. Этот огонь древние люди считали священным и поклонялись ему.
Сегодня нефть и природный газ-основа топливно-энергетического баланса мира. Нефть занимает особое место в хозяйстве человека. Продукты ее переработки- бензин, керосин, дизельное топливо, мазут дают людям тепло, приводят в движение автомобили, самолеты, поезда, корабли. Газ также широко используют для обогревания, приготовления пищи, но в отличие от нефти является экологически чистым продуктом. Кроме того нефть и газ –основное сырье для производств синтетических материалов.
-Бесконечны ли запасы ископаемого топлива? Что делать человеку, когда эти запасы истощатся? -Как мы ответим на вопрос урока?
3. Самостоятельное применение знаний
Вопросы на стр.106.
- Какие преимущества получили древние люди, когда они стали использовать огонь? Как это повлияло на историю человечества?
- Чем горючее напоминает джина в бутылке?
- Как тепло попадает в твою квартиру?
- Как ты считаешь, что заставляет ученых искать все новые виды топлива?
-Смог бы самолет летать на паровом двигателе?
-Как бы двигалась машина (тепловоз, паровоз )на реактивном двигателе?
-Смогла бы ракета взлететь на двигателе внутреннего сгорания?
Малая эффективность парового двигателя, т.е. паровому двигателю потребуется так много дров, что самолет не сможет взлететь.
У ракеты двигатель внешнего сгорания. Чтобы создавать реактивную тягу, а для этого необходимо, чтобы из двигателя вытекала наружу с большой
Скоростью струя газов - продуктов сгорания: сила реакции этой струи и есть тяга двигателя внешнего сгорания.
- Соедини два любых рисунка с источником энергии.
- Жизнь людей меняется. В верхнем ряду таблицы показано, как в прежние времена люди удовлетворяли свои потребности и что служило источником энергии для этого.
- Изобрази и напиши, в нижнем ряду, чем пользуемся теперь для этих целей.
- Подчеркни названия тех источников энергии, которые относятся к ископаемым видам топлива.
Каменный уголь, дрова, торф, природный газ
Какие недостатки имеет использование ископаемого топлива?
Какие новые виды топлива смогут использовать люди вместо ископаемого топлива
4. Итог урока
Обмен мнениями по результатам выполненных заданий.
-что нового вы узнали на уроке?
Какое топливо и как использует человек? Презентация выполненных заданий
Домашнее задание. Чтение учебника(тема 23)Одно-два задания на выбор. Вопрос: Как попадает тепло в твою квартиру(посоветуйтесь с родителями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Образовательная система "Школа 2100" Урок матемтики в 1 классе по теме "Объём.Литр."
Урок проведен в технологии системно-деятельностного подхода. На каждом этапе учащиеся проводили самооценку, которая фиксировалась на листах самооценки"светофорах". К разработке урока прилагается презе...
Образовательная программа "Школа 2100" урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество"), 3 класс, тема: "Память о прошлом"
Урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество")Тема: "Память о прошлом", 3 классЦель: познакомить учащихся с первичными представлениями о понятиях "история" и "исторический источник"; ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
УМК Школа России Урок окружающего мира Тема "Разнообразие животных"
Конспект урока содержит дополнительный материал по теме, кроссворд, стихи, загадки...
Презентация урока по русскому языку ФГОС по образовательной системе "Школа 2100" с использованием РНС.Тема: "Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы"
Презентация построена на онове учебника Р. Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, ФГОС, в презентации чётко поставлены цели этапов, прописаны ответы для самопроверки, взаимопроверки, что помогает увеличить изучаем...
Комментарии
Приручение огня
Данная тема посвящена получению человеком энергии путем использования топлива, значению разных видов топлива в жизни человека и истории их освоения.