открытый урок по окружающему миру "Три кита экономики" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Жеребцова Ирина Дмитриевна

конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k.rar734.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Жеребцова Ирина Дмитриевна

МБОУ СОШ №1, город Тарко-Сале

Тема: «Три кита экономики»

Цель  урока: освоение знаний об экономике: природные богатства, капитал, труд; дать первоначальные представления об экономике; обобщить знания об экономике.

 Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями экономики: природные богатства, капитал, труд людей.
  • Развивать умение высказываться по теме урока.
  • Воспитывать у детей интерес к предмету.

Краткое описание: урок предназначен для проведения в 3 классе

Тип урок:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

        Формы работы учащихся: групповая работа

         Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, проектор, глиняная кружка, аллюминевая ложка, деревянная  ложка, песочные часы, ручки, иллюстрации, дидактический материал.

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке!

К уроку готовы? Да!

Я надеюсь на вас друзья.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Встаньте из-за своих парт и подойдите,  пожалуйста,  ко мне.

У меня в руках разрезные открытки, (3 открытки, по четыре элемета в каждой, каждая открытка определённого цвета (красная, жёлтая, синяя))  вытяните, пожалуйста,  один любой понравившийся вам фрагмент.

Сейчас,  с учётом цветовой гаммы объединитесь в три группы и соберите иллюстрации. ( У  каждой группы на столе  в ходе работы появляется кит).

После выполнения работы возьмитесь пожалуйста своей группой за руки и поднимите их вверх, на протяжении всего урока это будет означать что вы работу выполнили. Договорились? Приступаем к собиранию иллюстрации.

Дети собирают иллюстрации.

Спасибо за работу. Таким образом,  ребята, мы с вами распределились на три группы.

Теперь таким составом присядьте, пожалуйста,  за свои столы.  Сегодня мы с вами на уроке будем работать группами.

А сейчас давайте вспомним законы групповой работы.

Законы групповой работы

  • Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь.
  • Работать по алгоритму (плану)
  • Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
  • Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности
  • Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и своё, в частности.

Вы молодцы ребята, следующая ваша задача распределить роли в группе, в соответствии с наименованием бейджиков, лежащих у вас на столе, и конечно прикрепить их.

На выполнение этой работы у вас ровно она минута.

Учитель переворачивает песочные часы в одну минуту.

(наименование бейджиков:

Организатор (лидер) - организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.

Секретарь – оформляет решение группы.

Чтец – представляет результаты работы группы.

Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник группы одновременно выступает в роли “ генератора идей”, “понимающего”, “критика”)

Скажите пожалуйста, с какой целью вы сегодня пришли на урок сегодня? (получить новые знания, поднять настроение)

Итак, мы начинаем наш урок!

Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо собрать рассыпавшиеся буквы, но я вам дам подсказку:

В этом слове 9 букв, начинается оно с гласной Э, заканчивается на гласную А, третья буква О (экономика). Хранители времени, переверните пожалуйста песочные часики, и не забывайте, что на выполнение работы у вас одна минута. По моему хлопку приступайте к работе.

После выполнения работы на доску крепится  тема урока  «ЭКОНОМИКА»

А занаете ли вы где можно найти значение этого слова?  (ответы детей)

Я предлагаю вам

1 группа ищет значение слова в словаре

2 группа ищет значение в интернете

3 группа  узнаёт значение слова у гостей, присутствующих в классе.

Ответы каждой группы зачитывает вслух Чтец.

И на интерактивной доске появляется значение слова ЭКОНОМИКА-ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА.

Для чего нужно изучать экономику, как вы думаете?

Послушайте стихотворение:

Три кита плывут по морю,

Три кита творят основу!

Как вы думаете, о каких китах идёт речь?   (дети затрудняются ответить)

Цели:        Ребята, исходя из слов ЭКОНОМИКА И ТРИ КИТА, ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАЧИ УРОКА, ЦЕЛИ.   (Мы сегодня узнаем, о каких трёх китах говорится в экономике).

Учитель:  В далеком прошлом, люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что земля плоская и покоится на 3 китах. Сейчас конечно так уже никто не думает. Но вот осталось образное выражение "три кита", которое означает основу, фундамент чего-либо.

Итак, приступаем к расследованию.

У каждой группы на столе лежит предмет. ( Глиняная кружка, алюминиевая ложка, деревянная ложка)

Вам необходимо по алгоритму описать данный предмет.

Алгоритм

  1. Назовите предмет.
  2. Подчеркните, из какого основного предмета он изготовлен:   древесина, глина, железная руда.
  3. Использовался ли труд людей  для получения данного предмета?
  4. Использовались ли дополнительные материалы? (краска, клей, лак и др.)?
  5. Подчеркните, что использовалось для изготовления предмета: труд людей, природные богатства, знания и умения, цена, денежные знаки, потребности людей.

А теперь давайте проследим, что общего в выводе у всех 3-х групп.

  1. Итак, первое.  

Кто все эти предметы сделал? (человек)

Что человек делал, чтобы создать все эти предметы? (Трудился)

Что он использовал? (труд)

Именно труд людей и будет у нас ребята первый кит экономики. (на доске, под словом экономика вывешивается кит с надписью внутри «Труд людей»)

А сейчас я вам предлагаю прочитать текст, который лежит у вас на столах, и выяснить на какие две группы можно разделить труд.

                      Деятельность человека, а именно труд,  можно разделить на две категории.  Люди   умственного                           труда обладают  специальными знаниями в различных областях науки, техники  и культуры. Труд физический – относится к работе мышц, мускулов.

Можете ли вы ребята теперь ответить на какие две группы делится труд?  Умственный и физический. (Подпервым китом вывешивается две таблички, умственный и физический.

Итак, расскажите, о всё что вы узнали о первом ките экономики.

  1. А мы продолжаем прослеживать, что общего было у всех трёх групп, при описании алгоритма.

Вы указали в своих алгоритмах, что ваши предметы были изготовлены из древесины, глины и железной руды. Как это можно назвать одним словом?    (ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА).

Природные богатства будут являться нашим вторым китом. На доске вывешивается второй кит, с надписью внутри «Природные богатства». Вспомните и назовите какие ещё природные богатства вы знаете?  (Воздух,  вода,  растения, полезные ископаемые). Таблички с надписью этих слов вывешиваются под вторым китом. Молодцы, сейчас мы с вами уже познакомились с двумя китами экономики.

  1. Ребята, а знаете ли вы, как можно назвать одним словом всё то, что сделано руками человека? (Дети затрудняются ответить)

Дорогие ребята, что нужно, чтобы сделать  предметы, которые мы сегодня обсуждаем?

На доске, под предполагаемым третьим китом вывешиваются таблички с ответами детей: ЗАВОДЫ, ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ, ИНСТРУМЕНТЫ.

Итак, мы с вами выяснили, что составляющие элементы третьего кита, это фабрики, инструменты и т.д.

Чтобы узнать имя третьего кита, я предлагаю вам игру, которая называется

«Мозговой штурм»

Прочти слово наоборот    ЛАТИПАК   -  КАПИТАЛ  

Итак, третий кит – это КАПИТАЛ!  (На доску вывешивается третий кит).

Это и есть ребята, три кита экономики.

Физминутка

 Три кита по морю плыли

Меж собой они дружили.

Хвостиками так махали

Фонтан водички выпускали

Дети, зная теперь трёх китов экономики, я предлагаю вам следующее задание…    Опиши предмет…, а какой, именно, вы узнаете просмотрев маленький видеоролик.  

 РОЛИК

Итак, какой строительный материал мы получаем при обжиге глины в печи?   КИРПИЧ

Да ребята, описывать будем кирпич.

Только теперь описывать предмет будем не с  помощью готового алгоритма, а при помощи иллюстраций, из которых вам необходимо будет убрать лишние. При этом ребята, первая группа будет описывать, что необходимо для создания этого предмета, использую составляющие элементы первого кита, вторая группа – второй кит, третья группа- третий кит.

В итоге, на доске появляется схема из картинок.

Первой группе предлагаются картинки:  врач, строитель обсуждающий проект, работающий строитель. Лишняя картинка врач.  

Второй  группе предлагаются картинки:  глина, вода, мяч.  Лишняя картинка мяч.  

Третьей  группе предлагаются картинки:  завод по производству кирпича, денежные купюры, кукла.  Лишняя картинка кукла.

Учитель:  вы потрудились на славу, молодцы, а теперь давайте поиграем.

Рефлексия

Игра «Ходьба по кругу»

Выйдите дети из-за своих парт, подойдите ко мне, встаньте парами, лицом  друг к другу. Мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется «Ходьба по кругу». Ваша  задача будет состоять в том, что, дети которые стоят во внутреннем кругу, будут задавать вопросы паре, стоящей напротив, а внешний круг будет постоянно менять пару по моему хлопку.  Двигаться вы должны строго по часовой стрелке.

Вопросы:

  1. Что такое экономика
  2. Что такое экос (дом)
  3. Что такое немос (хозяйство)
  4. Как называется первый кит
  5. Как называется второй кит
  6. Как называется третий кит

Спасибо за игру, и сейчас я вам предлагаю занять свои места за партой.  Закройте на две секунды глаза, откройте.  Представьте,  что вы превратились в строителей, подумайте, что бы вы как специалисты умственного и физического труда могли сделать из кирпичей, которые лежат у вас на столах, и сделайте то что вы себе представили.  У детей на столах лежат строительные детские кирпичики.

Учитель: придумайте и постройте любой объект.  Работа выполняется под детскую песенку «Строители»

 

Учитель:  

Вы ребята молодцы,

Потрудились от души!

И на стройке побывали,

Городок построили!

Учитель: скажите пожалуйста, может один человек выполнить в реальной жизни, такой объём работы, который выполнили сегодня вы?  (НЕТ)

Что вам помогло сегодня всё это сделать? ( ДРУЖБА)

 Я желаю вам всегда быть такими дружными, добрыми и тогда у вас всё всегда будет получаться!!!!

Что вы сегодня нового узнали?  

ИТОГ УРОКА ПОДВЕСТИ, ПО ЦЕЛЯМ ДЕТЕЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)

Дата проведения: 05.12.2009г.ТЕМА:  Защитники земли Русской.ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины».             2)...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.

Тема урока: Наш край - ТатарстанЦели урока:Сформировать представление обучающихся о родном крае.Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.Развивать интерес к природе Татарс...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...