Рабочая программа по живому миру 6 класс с ТМНР
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir_6_g_klass.docx | 69.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Живой мир»
Класс: 6 г
Учебный год: 2016-2017
Общее кол-во часов __68_____, кол-во часов в неделю_2__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету «Живой мир» (6 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.16 г., согласована заместителем директора по УВР 29.08.16г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.16г.
Цели программы обучения:
- формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.
- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- развитие способности к коллективной деятельности;
- формирование интереса к уроку.
При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
1уровень (с направляющей помощью учителя).
- Правильно и точно называть или показывать изученные объекты, явления, их признаки;
- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,
- Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
- Определять по сезонам изменения времен года;
- Сравнивать и различать растения сада и леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, называть и показывать;
- Сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки и образ жизни;
- Соблюдать правила питания, приготовление и хранение пищи, различать и называть, показывать распространенные овощи и фрукты;
- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.
- Называть и показывать части тела человека.
- Называть и показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила, правила приема пищи.
- Называть и показывать органы пищеварения, элементарные представления.
- Называть и показывать органы дыхания, элементарные представления.
- Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.
2 уровень (с помощью и под контролем учителя).
- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки;
- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,
- Определять по сезонам изменения времен года;
- Сравнивать и различать, показывать растения сада, леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, показывать 2-3 растения;
- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты, где они растут.
- сравнивать и показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, птиц своей местности;
- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.
- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила;
- Показывать органы пищеварения и дыхания, элементарные представления;
- Профилактика простудных заболеваний.
3 уровень (с максимальной помощью учителя).
- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки.
- Различать и показывать объекты живой и неживой природы.
- Различать и показывать времена года;
- Выделять части растений, показывать 2 растения;
- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты;
- Показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, рыб;
- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол (с помощью и под контролем учителя);
- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является выполнение практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения) по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011 год.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять новыми сведениями.
«Живой мир» в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
В программе «Живой мир» представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.
Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ученику предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. Живой мир 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва, «Просвещение», 2012г
Цель программы обучения:
- формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.
- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- развитие способности к коллективной деятельности;
- формирование интереса к уроку.
Задачи программы обучения:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
- выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания с помощью учителя;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формировать представление о частях собственного тела, их назначении, расположении;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы);
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
Курс «Живой мир» включает разделы.
Сезонные изменения в природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Название времен года, месяцы.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Календарь. Знакомство с календарем. Название месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница), изменение окраски листьев, листопад, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев.
Птицы зимующие и перелетные, наблюдение и описание: клест, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.
Термометр (элементарные представления).
Изменение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик, внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и отличия: кабан-свинья, заяц-кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Внешний облик человека, строение человека. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.
Органы пищеварения. Элементарные представления.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Приготовление и хранение пищи.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- развитие коммуникативно – речевых умений;
- воспитание терпения, усидчивости.
- правила поведения на уроке.
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
1уровень (с направляющей помощью учителя).
- Правильно и точно называть или показывать изученные объекты, явления, их признаки;
- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,
- Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
- Определять по сезонам изменения времен года;
- Сравнивать и различать растения сада и леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, называть и показывать;
- Сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки и образ жизни;
- Соблюдать правила питания, приготовление и хранение пищи, различать и называть, показывать распространенные овощи и фрукты;
- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.
- Называть и показывать части тела человека.
- Называть и показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила, правила приема пищи.
- Называть и показывать органы пищеварения, элементарные представления.
- Называть и показывать органы дыхания, элементарные представления.
- Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.
2 уровень (с помощью и под контролем учителя).
- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки;
- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,
- Определять по сезонам изменения времен года;
- Сравнивать и различать, показывать растения сада, леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, показывать 2-3 растения;
- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты, где они растут.
- сравнивать и показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, птиц своей местности;
- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.
- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила;
- Показывать органы пищеварения и дыхания, элементарные представления;
- Профилактика простудных заболеваний.
3 уровень (с максимальной помощью учителя).
- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки.
- Различать и показывать объекты живой и неживой природы.
- Различать и показывать времена года;
- Выделять части растений, показывать 2 растения;
- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты;
- Показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, рыб;
- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол (с помощью и под контролем учителя);
- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 2 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 3 класс. Москва, «Просвещение» 2013.
- С.В.Кудрина. Окружающий мир, 2 класс. Москва, «Владос» 2015.
- С.В.Кудрина. Окружающий мир, 3 класс. Москва, «Владос» 2015.
- демонстрационный материал «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Птицы», «Времена года», «Человек».
- сюжетные картины,
- плакат «Сад и огород», «Растения», «Времена года».
- муляжи овощей, фруктов, грибов,
- набор деревянных овощей, фруктов, грибов в мешочках,
- набор разрезных овощей и фруктов,
- тематические пазлы и разрезные картинки,
- тематические трафареты,
- игра «Часть и целое».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I четверть | ||||
№ | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
1 | Живая и неживая природа. Солнце в разные времена года. 1ч. | - повторить и расширить представления о живой и неживой природе; -учить выделять и различать объекты живой и неживой природы, - представления о влиянии солнца на смену времен года. | Называние объектов живой и неживой природы. Работа с учебником. Просмотр презентации. Сравнение положения солнца Рисование (раскрашивание) солнца, луны, растения и т.д. Игра «Живое-неживое». | Учебник, иллюстрации, презентация, карточки с изображением объектов живой и неживой природы |
2 | Восход и закат солнца. 1ч. | -дать элементарные представления о влиянии солнца на смену времен года, - уточнить и расширить понятие «сутки», восход, закат, части суток, день, ночь. | Работа с учебником, иллюстрациями (определение времени года, называние характерных признаков, сравнение положения солнца). Просмотр презентации. Выделение частей суток. Работа со схемой суток, дополнение недостающей части суток. Сравнение. Коллективное составление рассказа по опорным картинкам о занятиях людей в течение суток. | Учебник, иллюстрации, презентация, детали схемы суток |
3 | Времена года. Осень. Признаки. 1 | -повторить названия времен года, их последовательность; -повторить признаки осени в живой и неживой природе; - дать понятие «ясные», «пасмурные» дни. | Работа с иллюстрациями, учебником. Называние признаков осени. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). | Учебник, иллюстрации, презентация, схема |
4 | Осенние месяцы.1 | -закрепить знание названий осенних месяцев, их последовательность | Работа с иллюстрациями. Называние осенних месяцев. Чтение стихотворений, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Зарисовка схем осенних месяцев (работа с учебником). | Учебник, иллюстрации, презентация, схемы |
5 | Растения (яблоня, грибы) и животные (мыши, змеи, лягушки) осенью. 2 ч. | - расширить представления об изменениях в растительном и животном мире осенью; - учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира осенью. | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира осенью. Сравнение растений летом и осенью (изменение условий жизни). Называние известных животных, их повадок. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
6 | Насекомые и птицы осенью. 1ч. | - расширить представления о насекомых и птицах осенью; - учить определять насекомых, птиц перелетных и зимующих. | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Сравнение насекомых и птиц летом и осенью (изменение условий жизни). Называние известных насекомых и птиц. Беседа о подготовке птиц к зиме. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
7 | Труд людей осенью. 1 ч | -повторить признаки осени; -расширить и закрепить знания о сезонной одежде, играх, сезонной работе | Работа с учебником, иллюстрациями. Игра «Собери овощи и фрукты». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка. | Учебник, иллюстрации, картинки с изображением сезонной одежды, рисунок для раскрашивания |
8 | Растения. Сравнение растений. 1 ч | -пополнение знаний о разных группах растений, их значении. | Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние. Описание растений по вопросам. Соотнесение растения с изображением. Раскрашивание рисунка растений: дерево, кустарник, трава. Работа с разрезными картинками. | Учебник, иллюстрации, растения, раскраска, разрезные картинки |
9 | Части растений. Корни. 1 ч | -дать элементарные сведения о части растения –корне, его назначении | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние части растения –корня на рисунке. Определение назначение части растения корня. Выполнение аппликации. | Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации |
10 | Части растений. Стебли (ствол). 1 ч | -дать элементарные сведения о части растения – стебле, его назначении | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние части растения – стебля на рисунке. Определение назначение части растения. Выполнение аппликации. | Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации |
11 | Части растений. Листья. 1 ч | -дать элементарные сведения о части растения – листья, его назначении | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние части растения – листа на рисунке. Определение назначение части растения. Выполнение аппликации. | Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации |
12 | Части растений. Цветы. 1 ч | -дать элементарные сведения о части растения – цветы, их назначении | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние части растения – цветка на рисунке. Определение назначение части растения. Выполнение аппликации. | Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации |
13 | Растения сада. Яблоня. Ягоды. 2ч. | -дать элементарные сведения об условиях жизни растений сада. -познакомить и сравнить разные сорта яблок, ягод смородины и крыжовника. | Беседа по картине Сбор урожая. Работа с учебником. Сравнение яблок, ягод смородины и крыжовника. Изучение схемы, как растут яблоки. | Учебник, иллюстрации, таблички с условными обозначениями |
14 | Лес. Лиственные и хвойные деревья. 1ч. | -познакомить с основными видами деревьев: лиственные и хвойные. - учить сравнивать и находить лиственные и хвойные деревья. | Работа с учебником, иллюстрациями. Узнавание и называние растений. Соотнесение растения и изображения. Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками. | Учебник, иллюстрации, растения, раскраска, разрезные картинки |
II четверть | ||||
15 | Поздняя осень. Признаки. 1 | -расширить представления об основных признаках поздней осени; -повторить названия и последовательность осенних месяцев | Называние осенних месяцев. Работа с иллюстрациями, учебником. Выделение явлений природы в данный период. Сравнение явлений природы ранней и поздней осенью. Рисование осенних листьев по трафарету. | Учебник, иллюстрации, текст рассказа, трафарет |
16 | Поздняя осень. Экскурсия. 1 | -закрепить представления об основных признаках поздней осени | Наблюдение за природными явлениями поздней осенью в московском парке. | |
17 | Растения и животные осенью. 1 ч. | - расширить представления об изменениях в растительном и животном мире осенью; - учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира осенью. | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира осенью. Сравнение растений летом и осенью (изменение условий жизни). Называние известных животных, их повадок. Беседа о подготовке животных к зиме. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
17 | Календарь. 1ч. | - дать элементарные представления о календаре, о его назначении. - повторить названия суток, дни недели. - показать различные виды календарей. - учить определять день недели по календарю. | Работа с иллюстрациями, учебником. Сравнение календарей. Беседа о режиме дня, о днях недели и расписании на неделю, о днях рождениях. Работа с разрезными картинками «Время суток, дни недели, расписание уроков». Игра «Исправь ошибку». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
18 | Воздух 1 ч | -дать элементарные представления о воздухе, его значении в жизни растений, животных, человека. | Беседа о том, как необходим воздух животным, растениям и человеку. Работа с учебником. Проведение опыта по обнаружению воздуха: дыхание, свист при резком взмахе палочкой, дуновение на пламя свечи. Игра «Надуй шарик». | Учебник, иллюстрации, палочка, свеча, шары, стакан. |
19 | Значение воздуха 1ч. | - дать представление о необходимости воздуха, - учить различать чистый и загрязненный воздух - воспитывать бережного отношения к природе, окружающей среде. | Беседа о том, как необходим воздух всему живому. Просмотр презентаций. Сравнение картин. Работа с учебником. Игра «Чисто-грязно». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
20 | Термометр 1ч | - дать представления приборе измерения температуры -термометре, о его использовании. - показать различные виды термометров. - учить определять температуру воздуха на термометре | Работа с иллюстрациями, учебником. Сравнение термометров. Беседа о температурном режиме в классе, о температуре на улице летом-зимой. Работа с дидактическим материалом «Определи, где холодно, где тепло». Игра «Холодно-горячо». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
21 | Ветер. Направление ветра 2 ч | - дать элементарные представления о ветре, о направлении ветра, понятие «сквозняк», «ураган». - учить понимать прогноз погоды, используя полученные знания | Работа с иллюстрациями, учебником. Беседа о ветре, о направлении и движении ветра. Эксперимент «сквозняк», наблюдение во время экскурсии за направлением ветра и объяснение о сторонах горизонта юг-север (с учетом возможностей класса). Работа с дидактическим материалом «Природные явления». Игра «Откуда подул ветер». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
22 | Времена года. Зима. Признаки. 1 | -повторить названия времен года, их последовательность; -повторить признаки зимы в живой и неживой природе; -расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Называние признаков зимы. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). | Учебник, иллюстрации, презентация, схема |
23 | Животные. Многообразие животных. 1 | -уточнить представления детей об известных им животных; -выявить и систематизировать знания о домашних и диких животных | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, зоологическим лото. Раскрашивание животных, принадлежащим разным группам (домашние, дикие). | Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания |
24 | Дикие животные. Лось, кабан. 2 | -расширить знания детей о диких животных; -закрепление понятий «дикие животные»; -дать элементарные сведения о повадках, образе жизни, как средстве приспособления к среде обитания, -учить сравнивать диких животных и их детёнышей; | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа о животных по плану. Раскрашивание рисунков. | Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания |
25 | Домашние животные. Корова, свинья. 2 | -расширить знания детей о домашних животных; -закрепление понятий «домашние животные»; -дать элементарные сведения о повадках, образе жизни, как средстве приспособления к среде обитания, -учить сравнивать внешние признаки, среду обитания и повадки домашних и диких животных; | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа о корове по плану. Раскрашивание рисунков. | Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания |
26 | Свинья и кабан. Сравнение. 1 | - закрепление знаний о домашних и диких животных, - учить сравнивать и находить сходство и различия между свиньей и кабаном. | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа о свинье и кабане по плану. Нахождение сходства и различия между свиньей и кабаном. Раскрашивание рисунков. | Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания |
III четверть | ||||
№ | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
27 | Признаки в неживой природе. Долгота дня зимой. 1 | -повторить названия времен года, их последовательность; -повторить признаки зимы в живой и неживой природе; -расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Называние признаков зимы. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). Сравнение со схемой предыдущего сезона – осени. | Учебник, иллюстрации, презентация, схема |
28 | Зимние месяцы. 1 | -закрепить знание названий зимних месяцев, их последовательность | Работа с иллюстрациями. Называние зимних месяцев. Чтение стихотворений, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Зарисовка схем зимних месяцев (работа с учебником). | Учебник, иллюстрации, презентация, схемы |
29 | Растения и животные зимой. 2 | - расширить представления об изменениях в растительном и животном мире зимой; - учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира зимой. - воспитывать интереса к природе и заботиться о животных в холодное время года | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира зимой. Сравнение растений летом, осенью, зимой (изменение условий жизни). Называние известных животных, их повадок. Беседа о приспособленности животных к среде обитания зимой. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку». Коллективное составление рассказа о жизни лисы зимой (по картинке). Раскрашивание рисунков. | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре, раскраски |
30 | Птицы зимой. 1 | - расширить представления о зимующих птицах; - учить определять городских птиц, - учить заботиться о птицах в холодное время года. | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации Птицы зимой (изменение условий жизни). Называние известных городских птиц. Работа с разрезными картинками. Игра «Собери птицу». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
31 | Занятия людей зимой. 2 | -повторить признаки зимы; -расширить и закрепить знания о занятиях людей зимой, о зимних развлечениях и сезонной работе | Работа с учебником, иллюстрациями. Игра «Мои зимние развлечения», «Убираем снег». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка. | Учебник, иллюстрации, картинки с изображением работ в зимнее время и зимние развлечения, рисунок для раскрашивания |
32 | Птицы. Строение птицы. 3 | - расширить представления о птицах; -познакомить со строением тела птицы, их средой обитания; -дать элементарные сведения о среде обитания, о том как защищают леса и сады. | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Знакомство со схемой строения птицы, зарисовка (наклеивание). Называние наиболее распространенных виды птиц, их сравнение по внешнему виду. Игра «Найди одинаковых птиц». Отгадывание загадок. | Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы. |
33 | Перелетные птицы. 1 | - расширить представления о перелетных птицах; -повторить строение тела птицы, | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Называние наиболее распространенных перелетных птиц. Игра «Найди перелетных птиц». | Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы. |
34 | Зимующие птицы. 1 | - повторить строение тела птицы, - закрепить знания и умения, как нужно заботиться зимой о птицах | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Называние наиболее распространенных зимующих птиц. Игра «Найди зимующих птиц». | Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы. |
35 | Хищные птицы. 1 | - познакомить с хищными птицами, - расширить представления о среде их обитания; -повторить строение тела птицы, | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Игра «Найди хищных птиц». | Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы. |
36 | Певчие птицы 2 | - познакомить с певчими птицами, - расширить представления о среде их обитания; -повторить строение тела птицы, | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Прослушивание голосов птиц. Игра «Найди певчих птиц». | Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы, аудио записи голосов птиц |
37 | Ранняя весна. Признаки. Весенние месяцы. 1 | -расширить представления об основных признаках ранней весны; -расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения -повторить названия и последовательность весенних месяцев | Называние весенних месяцев. Работа с иллюстрациями, учебником. Чтение рассказа о ранней весне. Выделение явлений природы в данный период. Сравнение явлений природы зимой и ранней весной. Раскрашивание рисунков. Отгадывание загадок. | Учебник, иллюстрации, текст рассказа, рисунки для раскрашивания |
38 | Растения и животные весной.1 | - расширить представления об изменениях в растительном и животном мире весной; - учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира весной. | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира весной. Сравнение растений летом, осенью, зимой,весной (изменение условий жизни). Называние известных животных, их повадок. Беседа о приспособленности животных к среде обитания весной. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку». Коллективное составление рассказа о приходе весны (по схеме). Раскрашивание рисунков. | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре, раскраски |
39 | Занятия людей весной. 1 | -повторить признаки весны; -расширить и закрепить знания о сезонной одежде, играх, сезонной работе | Работа с учебником, иллюстрациями. Игра «Одень куклу на прогулку». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка. | Учебник, иллюстрации, картинки с изображением сезонной одежды, рисунок для раскрашивания |
40 | Человек. Строение человека. 1 | - закрепление и расширение представлений о строении человека. | Беседа по теме. Схема строения человека. Игра «Части тела человека», «У меня уши хороши, а у соседа лучше…» | Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение человека |
41 | Органы чувств 1 | - закрепление и расширение представлений об органах чувств, - повторить части лица. -выявить и систематизировать знания о гигиене тела | Беседа по теме. Части лица. Игра «мое лицо», «У меня уши хороши, а у соседа лучше…». Раскраски. Эмоции. | Учебник, иллюстрации, презентация, схема части лица. |
IVчетверть | ||||
42 | Органы пищеварения 1 | - повторить сведения о системе пищеварения человека | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Работа со схемой пищеварительной системы. Выделение основных органов. | Презентация, учебник, иллюстрации, таблицы, муляжи |
43 | Органы дыхания. 3 | - дать элементарные сведения о строении и работе дыхательной системы человека, - профилактика простудных заболеваний и курения, | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Работа со схемой дыхательной системы. Выделение основных органов. | Презентация, учебник, иллюстрации, таблицы, муляжи |
44 | Профилактика простудных заболеваний. 1 | - профилактика простудных заболеваний и курения, | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. | Презентация, учебник, иллюстрации |
45 | Окружающая среда и здоровье человека 1 | - дать представление об экологически чистой среде, о здоровье человека, - учить различать чистую окружающую среду от загрязненной - воспитывать бережного отношения к природе, к окружающей среде. | Беседа о необходимости охраны , заботы и защиты природы от вредного воздействия, от загрязнений. Просмотр презентаций. Сравнение картин. Работа с учебником. Игра «Чисто-грязно». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре |
46 | Весна. Экскурсия.1 | -закрепить представления об основных признаках весны | Наблюдение за природными явлениями весной в московском парке. | |
47 | Растения. Плоды и семена 1 | - дать элементарное понятие «плод» и «семена»; - познакомить с семенами и плодами ели березы и липы -повторить сведения об условиях жизни растений леса, сада. | Беседа по теме, просмотр презентации. Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние растений и их семена и плоды. Описание растений по вопросам. Соотнесение растения с изображением. Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками. | Учебник, иллюстрации, растения, семена, раскраска, разрезные картинки |
48 | Растения. Лесные ягоды.1 | - познакомить с лесными ягодами - учить различать съедобные и несъедобные ягоды -повторить сведения об условиях жизни растений леса, сада. | Беседа по теме, просмотр презентации. Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние растений, их семена, плоды, ягоды. Описание ягод по вопросам. Соотнесение ягод с изображением. Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками. | Учебник, иллюстрации, растения, ягоды, раскраска, разрезные картинки |
49 | Растения. Грибы.1 | - познакомить с грибами - учить различать съедобные и несъедобные грибы -повторить сведения об условиях жизни растений леса. | Беседа по теме, просмотр презентации. Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние растений, грибы. Описание грибов по вопросам. Отгадывание загадок. Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками. | Учебник, иллюстрации, растения, ягоды, раскраска, разрезные картинки |
50 | Растения. Травы.1 | - дать элементарное понятие «трава»; - повторить знания о разных группах растений, их значении. -повторить сведения об условиях жизни растений леса, поля | Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние. Описание растений по вопросам. Соотнесение растения с изображением. Раскрашивание рисунка растений: дерево, кустарник, трава. Работа с разрезными картинками. | Учебник, иллюстрации, растения, раскраска, разрезные картинки |
51 | Времена года. Лето. Признаки в неживой природе. Летние месяцы. 1 | -повторить названия времен года, их последовательность; -повторить признаки лета в неживой природе; -расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения - закрепить знание названий летних месяцев, их последовательность | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Называние признаков лето. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). Сравнение со схемой предыдущего сезона – весны. Зарисовка схем летних месяцев (работа с учебником). | Учебник, иллюстрации, презентация, схема |
52 | Растения и животные летом. 2 | - расширить представления об изменениях в растительном и животном мире летом; - учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира летом. | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира летних. Сравнение растений летом, осенью, зимой, весной (изменение условий жизни). Называние известных животных, их повадок. Беседа о приспособленности животных к среде обитания летом. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку». Коллективное составление рассказа о приходе лета (по схеме). Раскрашивание рисунков. | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре, раскраски |
53 | Занятия людей летом. 1 Повторение и закрепление пройденного курса. 1 | -повторить признаки лета; -расширить и закрепить знания о сезонной одежде, играх, сезонной работе | Работа с учебником, иллюстрациями. Игра «Одень куклу на прогулку». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка. | Учебник, иллюстрации, картинки с изображением сезонной одежды, рисунок для раскрашивания |
Список литературы
- Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы. СП, филиал изд. «Просвещение», 2007.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
- Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Москва,1983.
- Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 2 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 3 класс. Москва, «Просвещение» 2013.
- Кудрина С.В. Окружающий мир.2 класс, Москва, Владос, 2015.
- Кудрина С.В. Окружающий мир.3 класс, Москва, Владос, 2015.
- Речицкая Е.Г. Филоненко – Алексеева А.Л. Солнечный зайчик, ВЛАДОС, 2005
- Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская. Развитие речи, 1класс, М.Аркти 2012 г. Учебник для СКОУ V вида.
- Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Развитие речи 2 класс., М., Арти 2005 г
- Учебный курс Учебные пособия для обучающихся С.В. Кудрина. Окружающий мир., М., Владос, 2010г
- Дополнительная литература для обучающихся Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
Перечень Интернет- ресурсов и других электронных информационных источников
1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
2. Дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна. http://shishkova.ru "Публикации и методические материалы для студентов и педагогов-дефектологов по методике преподавания учебных предметов детям с нарушениями интеллектуального развития; статьи коллег-дефектологов; указатели журнальных статей по дефектологии, коррекционной педагогике, специальной психологии."
3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
4.Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru
5.Учительская газета http://www.ug.ru
6. Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru
7.Словопедия. http://www.slovopedia.com/
8.Служба тематических толковых словарей "Глоссарий.ру" http://www.glossary.ru
9.Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http://vidahl.agava.ru
10. Умники.ru. Электронный словарь, толковый словарь русского языка http://www.ymniki.ru/a-z.html Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО http://almanah.ise.edu.mhost.ru/
11. Библиография трудов Л.С. Выготского http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965137.ht m
12. Л.С. Выготский и его школа в психологии http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965110.ht m
13. Дети с трудностями в обучении http://www.aacap.org/publications/factsfam/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....
Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по живому миру 3 класс 8 вид
Рабочая программа по Живому миру составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Предмет: Живой мир. 3 класс.Система обучения коррекционная...
Рабочая программа по живому миру и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по живому миру с учетом...
Рабочая программа по живому миру.
Рабочая программа по живому миру.Составитель: Сюникова А.В....
Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР
Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР. Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множествен...
Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы
Программа содержти КТП...