Где живут белые медведи"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи" по ФГОС. Программа Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhivut_belye_medvedi.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема: Где живут белые медведи?
Предмет: окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс: 1
Оборудование:
- презентация к уроку;
- раздаточный материал: рисунки с животными;
- раздаточный материал: листы с изображением Северного Ледовитого океана и Антарктиды;
- рисунки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи;
- глобусы;
- сигнальные карточки (зелёные/красные);
Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер с колонками для прослушивания, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран или ИД.
Место урока в образовательном процессе:
Урок по теме «Где живут белые медведи?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011. Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Где и когда?»
Подготовка к уроку:
Класс разбит на группы по 4 – 5 человек (в зависимости от наполняемости класса). Для каждой группы перед уроком приготовлен глобус.
Примечание:
В презентации MsOffice 2003 Power Point первый слайд для учителя и является титульным. Навигация подробно прописана в конспекте.
Технологическая карта изучения темы
Тема: Где живут белые медведи?
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.
Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.
Личностные результаты:
-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты:
- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные результаты:
-процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
-формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
-процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов действительности.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности.
На уроке наши глазки внимательно
Смотрят и все … (видят).
Ушки внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Садитесь! Ребята, я очень рада видеть вас улыбающимися и счастливыми. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. А как мы знакомимся с новым материалом? (должны понять, что не знаем и узнать что-то новое)
Успехов вам и удачи! С чего начнем наш урок? (с повторения)
II. Актуализация знаний
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Я буду читать предложение. Если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на листочках нарисуйте кружочек, если не согласны, то нарисуйте треугольник.
Да - Нет -
1. В прошлом вы были взрослыми.
2. В году четыре времени года.
3. В неделе семь дней.
4. Осенью на деревьях распускаются листья.
5. Весна приходит после зимы.
6. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.
7. Первый день недели – это вторник.
Проверяем. Быстро читаю каждое предложение.
Кто не допустил ни одной ошибки? Нарисуйте себе солнышко.
Кто немного ошибся? Исправьте свои ошибки. Не огорчайтесь, работайте дальше внимательно и у вас все получится.
III. Постановка учебной задачи
Сегодня на уроке, как и всегда, с нами будут наши неразлучные друзья – Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Но они пришли к нам на урок не с пустыми руками. Муравьишка принес загадки.
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-подо льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
Как догадались?
Все, конечно, в мире знают
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же... (пингвин)
Почему вы так решили?
Муравьишка Вопросик, как мы знаем, очень любознательный. И вот ему стало интересно, могут ли повстречаться белый медведь и пингвин. Вы можете ему помочь и ответить на этот вопрос? (дети высказывают свои предположения)
Итак, мы разошлись во мнениях. Почему у нас возникли затруднения? Что мы еще не знаем? (не знаем, где живут эти животные)
Как вы думаете, что должны будем сегодня узнать? (где живет белый медведь и пингвин)
Откроем учебник на странице 12 и прочитаем тему нашего сегодняшнего урока.
Прочитаем, какие учебные задачи мы поставим перед собой. Итак, вы готовы?
IV. Открытие нового знания.
1. Знакомство с холодными районами нашей страны.
В работе нам поможет предмет, который принесла с собой Мудрая Черепаха. Отгадайте, что это.
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус –
Поможет славный школьный … (глобус)
Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
Найдите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду. (На три группы разделить, каждая подойдет к своему глобусу)
Продемонстрируйте еще раз всему классу. (1 человек у доски показывает Северный Ледовитый океан, а 2 – Антарктиду)
Что вы знаете об этих районах Земли?
А теперь проверим наши ответы. Прочитаем текст на стр. 84. (ученики читают текст вслух)
Итак, как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)
Какой полюс расположен в этом районе? (Северный)
Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда. Перед вами раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры по безмолвным снежным просторам.
В Северном Ледовитом океане встречаются и куски отколовшегося льда - айсберги.
Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по поверхности Земли и совсем не греют.
В эти места отправляются в экспедиции исследователи – учёные, которые занимаются изучением природных условий этого района. Живут они на специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны.
Посмотрите еще раз, где находится на глобусе Северный полюс.
Как называется еще один холодный район Земли? (Антарктида)
Какой полюс расположен в этом районе? (Южный)
(Показываю на глобусе еще раз Антарктиду и Южный полюс)
Здесь мы тоже видим бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из снега. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры.
Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше.
Антарктида – снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов.
На Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями.
И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите, сколько на рисунке флагов – символов разных стран.
Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.
На карте полушарий мы тоже видим эти районы. Кто может показать?
Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли?
2. Знакомство с животным миром (стр. 12-13)
Я предлагаю совершить путешествие в эти районы, и узнать об этом.
Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (Теплая одежда)
Правильно, и на Северном и на Южном полюсе очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи. Готовы?
Первый ряд отправляется на Северный полюс, то есть, во льды Северного Ледовитого океана, второй ряд – на Южный полюс, то есть, в Антарктиду.
Физкультминутка
В самолёт все дружно сели (Руки в стороны, наклоны влево, вправо).
И на север полетели.
Ниже, ниже, опустились
И на льдину приземлились. (Руки в стороны, наклоны влево, вправо).
А кругом зима, мороз
Нам пощипывает нос. (Прикрывают поочерёдно нос то правой, то левой рукой).
Мы похлопаем в ладошки
И согреемся немножко. (Хлопают в ладоши).
А теперь попляшут ножки
По заснеженной дорожке. (Топают по очереди то левой, то правой ногой).
Прилетели на место. Найдите в учебнике 1-ый ряд – стр. 12, 2-ой ряд – стр. 13.
Вы поработаете в парах. Вам нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели по плану.
План:
- Где вы побывали?
- Что увидели вокруг?
- Какие животные вам встретились?
(Дети работают в парах, составляют рассказ по плану).
Вы выполнили свое задание? Тогда нам надо возвращаться обратно домой и рассказать, о чем вы узнали. Встаем с места.
Нам уже пора обратно,
Здесь гостить было приятно. (Поднимают руку и машут «до свидания»).
В самолёт все дружно сели
И домой мы полетели. (Руки в стороны, наклоны влево, вправо, сели за парты).
Послушаем ваши рассказы. (Дети рассказывают по плану)
V. Первичное закрепление. Работа в группах.
А сейчас проверим, насколько хорошо вы работали, слушали своих товарищей и запомнили животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Поработаем в группах.
Но прежде, чем начать работать, давайте вспомним правила поведения в группе. (Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу)
Повернитесь к своим ближайшим соседям.
У каждой группы на партах лежит набор карточек животных и листы с изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды.
Рассмотрите карточки с животными, разложите и наклейте их на листы в зависимости от того, кто, где живёт. Договоритесь в группе, кто с каким холодным районом будет работать. На это задание вам даётся 2 минуты. Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх. (Текущая проверка по группам)
Проверяем. Внимание на экран.
Поднимите руки группа, сделавшая все без ошибок. Какая группа немного ошиблась?
VI. Продолжение работы по теме урока.
Подумайте, а как эти животные приспособились к жизни в холодных районах, в таких суровых условиях. Если вы затрудняетесь, вам помогут слова на слайде.
(Дети рассказывают о том, как животные приспособились к жизни в таких условиях)
VII. Обобщение и закрепление. (Контроль).
А сейчас игра «Может ли такое быть?».
Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет. Будьте внимательны!
1) На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь. (красный)
2) Медведь в воде не замерзает,
Ведь шкура у него не промокает. (зеленый)
3) Пингвин зимою не скучает,
Ведь отлично он летает. (красный)
4) Морж огромен и силён
И клыками награждён. (зеленый)
5) Пингвины плавают, ныряют,
Им лапы-ласты помогают. (зеленый)
6) В Антарктиде там и тут
Кругом яблони цветут. (красный)
7) На большой плывущей льдине
Встретились медведь с пингвином. (красный)
VIII. Рефлексия.
Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха и Муравьишка очень довольны вами. И я думаю, что теперь мы сможем ответить на вопрос Муравьишки, могут ли повстречаться белый медведь и пингвин в природе.
Почему?
Поселим белого медведя и пингвина в их природные дома. (на карту полушарий прикрепляю картинки белого медведя и пингвина, вывешенные в начале урока)
Ребята, а вам понравился урок? Что особенно понравилось?
Какие учебные задачи ставили пред собой?
Как вы считаете, мы достигли поставленных задач?
Какие холодные районы нашей планеты вы узнали?
Каких животных можно встретить в этих районах?
-Оцените свои достижения на уроке. (Сигнальные карточки)
- Было трудно на уроке.
- Мне было трудно, но я справился.
- На уроке не было никаких трудностей.
- Мне понравилось, как вы поработали (смайлик), особенно ……
- Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-путешествие "Где живут белые медведи?"
Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....
Где живут белые медведи
В презентации рассказывается о хозяине арктических пустынь - белом медведе, растительном и животном мире этого района, знакомит с животными, занесёнными в Красную книгу.http://www.uchportal.ru/load/47...
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...
Презентация "Где живут белые медведи и слоны"
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...
"Где живут белые медведи?"
. Технология проблемно-диалогического урока (автор Е.Л.Мельникова)...
"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"
Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....
Проверочная работа по темам «Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны?»
ПроверУМК "Школа России"...