Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам"
презентация к уроку по окружающему миру на тему
Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_kak_zimoy_pomoch_ptitsam.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
Тема урока: Как зимой помочь птицам?
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;
создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;
воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, запись птичьих голосов, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, презентация, шапочки с картинками птиц, цветовое дерево и листки-символы зелёного, жёлтого и красного цветов, электронное приложение по окружающему миру по теме «Как зимой помочь птицам?»
УУД
- Личностные. Бережное отношение человека к птицам, развитие сопереживания
- Познавательные. Уметь различать птиц, знать их название, природные столовые.
- Коммуникативные. Изготовление группами кормушек.
- Регулятивные. Способность к мобилизации воли.
Ход урока
Оргмомент
- Мы урок наш начинаем,
На столе мы проверяем:
Всё ль в порядке?
Всё ль на месте?
И урок начнём мы вместе.
Определение темы и цели урока
- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.
- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода)
- Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на классном часе. (Звучит запись голосов птиц)
Ребята отвечают, что речь пойдёт о птицах, как им холодно и голодно зимой.
- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
- А кто из вас может назвать их?
- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?
- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?
- Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?
- А почему их так называют?
- Что бы произошло на земле, если бы не было птиц?
- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и оздоравливают растения от вредных насекомых.
- Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?
- А чему бы хотели научиться?
- Тогда давайте познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды, послушать пение птиц и назвать эту птицу.
IV. Изучение нового материала.
-Что это за птичка?
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит.
Постучит – и легче. (Дятел)
- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)
- Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)
- Молодцы!
- А это что за птичка?
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (Воробей)
- Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка?
(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)
- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)
- А эту птичку вы узнали?
Спинка зеленоватая
Животиком желтоватая
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)
- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)
- А эта птичка как называется?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)
Рассказ учителя о клёсте.
- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.
Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.
Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашёл время радоваться...
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)
- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)
- Продолжаем знакомиться с птицами.
По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?
«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится». (Сорока)
- А это кто? (Снегирь)
- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)
Диалог Сороки и Снегиря.
(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.
- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?
- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
- Рассмотрите в учебнике и на интерактивной доске рисунки и фотографии кормушек.
- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.
- Чем кормятся птицы и что они любят, сейчас узнаем из электронного приложения по окружающему миру
Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для снегирей, они любят ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.
Ребята, расскажите, а какие вы сделали кормушки дома?
-Я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка. Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.
- Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них. А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.
VI. Закрепление.
- Сейчас давайте поработаем в группах. Каждой группе надо составить меню на обед для птиц. Посадите в кормушки, (они прикреплены на доске) птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.
- Почему именно эти лакомства вы выбрали?
- Молодцы, вы все справились с заданием!
Чтение подготовленным учеником стихотворения
Александра Яшина
«Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
VII. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему учились на уроку?
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко?
- А что было трудно?
- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; желтый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока многое не получается, нужна помощь».
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
- Спасибо, дети за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"
На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...
Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе
Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать при разработке уроков по другим предметам....
Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе
Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать при разработке уроков по другим предметам....
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....
урок на тему: Как зимой помочь птицам?
урок окружающего мир 1 класс тема:"Как зимой помочь птицам?"...
Проект урока по теме: «Как зимой помочь птицам?»
Научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"
Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?". УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков...