Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?". УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_ptitsam_zimoy_moy.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Как помочь птицам зимой"
Цели урока:
- расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе,
- познакомить с условиями жизни птиц зимой,
- убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой,
- воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Мы урок наш начинаем,
На столе мы проверяем:
Всё ль в порядке?
Всё ль на месте?
И урок начнём мы вместе.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение. Дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки.
II. Повторение изученного.
- О ком вели речь на прошлом уроке?
- Животные живые существа?
- Докажите?
- Что необходимо животным для жизни?
III. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы.
А теперь вспомним приметы зимы и поиграем в игру “Снежок, остановись”.
(дети становятся в круг и, передавая “снежок”, называют слова - признаки зимы. (Например: “мороз”, “идёт снег”, “пурга”, “холодно” и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал “Снежок остановись”. Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)
- Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок и приготовили для вас задание – кроссворд. Давайте вместе выполним это задание.
1.
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
2.
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(лёд)
3.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз.
(мороз)
4.
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)
5.
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...
(снеговик)
С каким временем года ассоциируются эти слова?
IV. Определение темы и цели урока.
- Скажите, и зимой птиц в лесу и в городе больше или меньше, чем летом?
- Как выдумаете, почему?
- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
- А кто из вас может назвать их?
- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?
- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?
- Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?
- А почему их так называют?
Тема нашего сегодняшнего урока «Как помочь птицам зимой»
- Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?
- А чему бы хотели научиться?
- Тогда давайте познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды, послушать пение птиц и назвать эту птицу.
IV. Изучение нового материала.
-Что это за птичка? Слайд 3 (Дятел)
- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)
- Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)
- Молодцы!
- А это что за птичка? Слайд 4 (Воробей)
- Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка?
(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)
- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)
- А эту птичку вы узнали?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)
- А эта птичка называется клёст. Слайд 6 (Клёст)
- Рассказ учителя о клёсте.
- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.
Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.
- Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашёл время радоваться...
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)
- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)
- Продолжаем знакомиться с птицами.
- По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?
«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится». (Сорока) Слайд 7
- А это кто? Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо ? –
На березе яблоки поспели.
Слайд 8 (Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)
- Диалог Сороки и Снегиря.
(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.
- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?
- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
- Рассмотрите в учебнике на с. 53 рисунки кормушек.
- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.
- Чем кормятся птицы и что они любят, расскажут ребята.
1) Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для снегирей, они любят ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.
2) А я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка. Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.
3) Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них.
- А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.
VII. Закрепление материала.
1. Игра-упражнение “Закончи предложения”
- Зимой солнце греет меньше, чем …
- Летом идут дожди, а зимой …
- Зимой берёза, липа стоят без …
- Снегири, синицы, воробьи – это птицы …
- Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас …
- Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить …
VII. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему учились на уроку?
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко?
- А что было трудно?
- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; желтый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока многое не получается, нужна помощь».
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
- Спасибо, дети за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...
Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"
Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...
Урок окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам".
Познавательная активность шестилетних детей снижается от однообразной деятельности: когда используется недоступная и неинтересная для детей информация. Поэтому, готовясь к уроку, важно спланировать ег...
Как помочь птицам.Окружающий мир 2 класс
Как помочь птицам.Окружающий мир 2 класс. Презентация...
Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе
Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Как помочь птицам зимой"
Почему надо помогать птицам зимой?...
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда зимой помочь птицам?"
конспект+презентация...