сентябрь. Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Крушинская Светлана Михайловна

  Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl._okruzhayushchiy_mir.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

Рассмотрено на методическом совете протокол № 5

«29»  мая 2017г.

Принято на педагогическом совете протокол № 8

 «19» июня 2017г.

Утверждаю

директор _______Граховская Г.Г. «19» июня 2017г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                по окружающему миру

               для 4  класса на 2017 – 2018 учебный год

                                  (68 часов)

                                     Составлена  на основании:

Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);

Авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир:Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.

Учебник “ Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 4  класс, М.: Просвещение, 2016

                                                                Составили

                                                                учителя начальных классов:

                                                                         Сасиновская Елена Викторовна,

                                                                                               Крушинская Светлана Михайловна

        

                        Пояснительная записка

Программа по окружающему миру составлена в соответствии с ФГОС НОО основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ п.Нивенское, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы.

I.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения.

        Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах вне-урочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

        Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

•        понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

•        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и         несущественных признаков;

•        осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и        связях;

•        строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

•        проявлять творческие способности при выполнении рису-ков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

•        ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

•        моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

•        понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

•        строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

•        готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

•        составлять рассказ на заданную тему;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•        продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

•        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

•        использовать речь для регуляции своего действия;

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

•        достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

 Предметные результаты

Обучающийся научится:

•        понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

•        находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

•        называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

•        называть имя действующего Президента Российской Феде-рации и его полномочия как главы государства;

•        понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

•        объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Феде-рации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

•        раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой при-роды;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем

II.Содержание учебного предмета

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

 Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Содержание программы внутрипредметного модуля « Мой край»

Ознакомление учащихся с народными традициями русской культуры, с историей родного края, предметами старинного быта; воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему родному краю, формирование толерантного сознания учащихся, принятия уважительного отношения к разным национальностям;

развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

III.Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

1

Земля и человечество

7

2

Природа России

9

3

Родной край – часть большой страны

8

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

16

6

Современная Россия

7

7

Внутрипредметный модуль « Мой край»

13

8

Резерв

3

ИТОГО

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...