сентябрь. Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._okruzhayushchiy_mir.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»
Рассмотрено на методическом совете протокол № 5
«29» мая 2017г.
Принято на педагогическом совете протокол № 8
«19» июня 2017г.
Утверждаю
директор _______Граховская Г.Г. «19» июня 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 4 класса на 2017 – 2018 учебный год
(68 часов)
Составлена на основании:
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);
Авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир:Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.
Учебник “ Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 4 класс, М.: Просвещение, 2016
Составили
учителя начальных классов:
Сасиновская Елена Викторовна,
Крушинская Светлана Михайловна
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру составлена в соответствии с ФГОС НОО основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ п.Нивенское, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы.
I.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах вне-урочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рису-ков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Феде-рации и его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Феде-рации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой при-роды;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- читать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем
II.Содержание учебного предмета
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.
Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Содержание программы внутрипредметного модуля « Мой край»
Ознакомление учащихся с народными традициями русской культуры, с историей родного края, предметами старинного быта; воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему родному краю, формирование толерантного сознания учащихся, принятия уважительного отношения к разным национальностям;
развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
III.Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 7 |
2 | Природа России | 9 |
3 | Родной край – часть большой страны | 8 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 16 |
6 | Современная Россия | 7 |
7 | Внутрипредметный модуль « Мой край» | 13 |
8 | Резерв | 3 |
ИТОГО | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...