Урок окружающего мира 2 класс. Грибы (УМК НШ 21 века)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волкова Наталья Александровна

Современный урок построен на основе "технологии деятельностного метода обучения". На уроке дети знакомятся со строением гриба, учатся различать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых, узнают о разнообразии грибов. Урок способствует развитию у чащихся логического мышления, умения анализировать, развивает кругозор. Использование ИКТ делает процесс обучения ярким, наглядным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2_klass._okruzhayushchiy_mir._griby.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект урока по окружающему миру

во 2 классе

тема урока:

«Грибы»

 

                                                                             

подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Волкова Наталья Александровна

                                                                                         

г. Энгельс

2017

Тема: «Грибы».

Дидактическая цель: 

  • создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока:

  • урок – открытия нового знания.

Задачи:

1) Образовательные:

  • изучить строение гриба;
  • показать разнообразие грибов;
  • научить различать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

2) Развивающие:

  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  • осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию;
  • развивать мышление, речь, воображение, познавательный интерес учащихся.

3) Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью.

Методы обучения:

  • словесный
  • наглядный
  • проблемный
  • частично – поисковый
  • объяснительно - иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа
  • парная
  • индивидуальная

 Средства обучения: 

  • (у учителя) мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска;
  • (у учащихся) учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», фишки, цветные карандаши.


Ход урока (технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

III. Постановка учебной задачи.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

V. Первичное закрепление.

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)

  • Включение в деловой ритм.
  • Устное сообщение учителя.

1) - Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в лес.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя окружают гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдемте, друзья, по тропинке лесной

Ответы искать под зеленым шатром.

- А чтобы найти ответы на все вопросы, с чего мы начинаем нашу работу на уроке?

2) - Что такое природа?

 

- Какая природа бывает?

- Назовите признаки живой природы?  

   

- Назовите царства живой природы?  

3) - Послушайте и отгадайте загадку.

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.    

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

- Какие слова загадки подсказали вам отгадку?

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Подумайте, что нам нужно знать о грибах?

- Какова цель урока? (Слайд №1)

- В словаре С. Ожегова написано:

«Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

- Что такое грибы?

- Ученые долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы?

- Как вы думаете, к какому царству они относятся?

 

 

- В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей.

-Давайте посмотрим, каково строение гриба? (Слайд №2)

-Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная.

-Из чего она состоит?

-Шляпка и ножка - это плодовое тело. Размножается спорами, которые созревают в шляпке гриба.

- Подземная часть гриба называется грибница, похожа на паутинку, сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.

- Чтобы грибница росла, что необходимо?

- Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать потомство.

- Из каких частей состоит гриб мы выяснили.

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите:

«Какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?»

- Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология. (Слайд №3)

- Грибы бывают разные. Одни со шляпками. Это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и ….

-Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, овощах, варенье – это тоже грибы (мукор); и круглые рыжие пятна на листьях смородины - тоже грибы.

Твёрдые наросты на деревьях – грибы (трутовик); на берёзе растет берёзовый гриб (чага) – твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение.

Чайный гриб завезен их Японии (напоминает медузу). Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

- А как вы думаете, дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении это грибы?

- Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один их видов плесневых грибов, то никакого сыра мы не получили бы.

- А есть и грибы-невидимки – это возбудители заболеваний человека (лишай, грибы стоп и ногтей)

  • Работа по учебнику (с.21 – 23)

- Рассмотрите грибы и ответьте на вопросы

(чтение текста)

  • Физминутка

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли (ходьба на месте).

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли (приседания).

На пеньке растут опята,

Наклонились к ним, ребята (наклоны вперед).

Наклоняйся, раз, два, три,

Их в лукошко набери.

- А какие грибы положили в лукошко?

- На какие виды делятся грибы?

- Как отличить съедобные грибы от несъедобных?

  • Игра «Съедобные-несъедобные»

(Слайды № 4-11)

Задание:

Учитель показывает слайды.

Если гриб съедобный – приседают; несъедобный – шагают.

Решение экологических задач (работа в парах).

- Как понимаете выражение «тихая охота»?

- Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете?

-Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ.

- Как правильно вести себя в лесу?

  • Игра «Тихая ОХОТА»

(Слайды № 12-14)

- Я буду демонстрировать слайды с вопросами и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос, надо показать фишку того цвета, который соответствует правильному ответу.

(учитель задает вопросы)

- На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную – с ножами. Зачем? Почему?

- Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

- Вспомните правила сбора грибов. (Слайд №15-17)

  • Работа в тетради (с.8 )
  • Рубрика «Картинная галерея» (с.25)

- Рассмотрите картину И. Ф. Хруцкого «Натюрморт  с грибами» и подготовьте ответы к вопросам.

1) - Какую интересную информацию узнали на уроке о грибах?

- С каким новым царством мы познакомились?

- Назовите части гриба.

- Нам удалось достичь цели?

- Оцените свою работу на уроке с помощью фишек?

2) Игра «Закончи предложение» (Слайд № 18)

Грибы – это …………

Части гриба - ………..

Грибы нужны - ……...

Они бывают - ……….

3) Выставление оценок.

4) Домашнее задание (по выбору) (Слайд № 19)

  • Учебник с.24-26 прочитать статьи.
  • Стр.23 сделать рисунки грибов; рассказать об одном из них.
  • Найти интересные сведения о необычных грибах.

 

 

- Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека.

- Живая и неживая.

- Рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.

- Бактерии, грибы, животные, растения.

 

- Гриб.

- Похож на зонтик; когда гроза, он бывает очень рад; любит дождик и тепло.

- Тема урока «Грибы».

- Что такое грибы; какое строение имеет гриб; все ли грибы можно собирать; какую опасность представляют грибы.

- Это особые живые существа, царство природы.

- Особое царство. К группам животных и растений они не подходят.

- Грибы удивительные из живых существ, населяющих нашу планету.

 

- Из шляпки и ножки.

- Тепло, воздух и влага.

 

- Грибница, она всасывает из почвы воду и питательные вещества.

- …на деревьях, камнях, старых пнях, на стенах погребов.

 

 

- Да, дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

Стр.21 – работа в парах.

Ответы учащихся.

 

 

Ответы учащихся.

- Съедобные и несъедобные, ядовитые.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Учащиеся сигнализируют, доказывают.

Ответы учащихся.

- Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

- Не топтать; не разрывать мох; не разрушать грибницу; Гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей; не собирать старые и незнакомые грибы; не трогать ядовитые.

Работа в тетрадях (проверка по эталону).

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Оценивают с помощью фишек

(«хорошо» – зелёная;

«не всё получилось» – синяя;

«ничего не получилось» – красная).

Ответы учащихся.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Используемые источники:

1) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для  учащихся общеобразовательных учреждений. 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.

3) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015.

4) Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. - Москва «Эксмо», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира. Тема "Грибы".

Материал урока по окружающему миру, где используется нетрадиционный способ преобразования сказки, чтобы занятие стало интересным и познавательным....

Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

Открытый урок окружающего мира "Царство грибов" 3 класс

В материале представлен план урока изучения новой темы "Царство грибов" по окружающему миру, а так же схема строения гриба и наглядный материал грибов - двойников....

Конспект урока окружающего мира "Царство грибов"

Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.Задачи урока·...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы»  Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи меж...

Технологическая карта урока окружающего мира "Царство грибов"

Технологическая карта урока окружающего мира "Царство грибов"...