Программа по окружающему миру 3 класс по Плешакову
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа разработана совместными усилиями Поляковой В.А. и Кривопаловой С.А. Основой для проектирования данной рабочей программы явились:
1. Основная образовательная программа начального общего образования СГОАН, утвержденная приказами ректора №443-к от 27.08.2013 года, №318-к от 26.08.2015 года;
2. Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России») // Плешаков А. А. Рабочие программы по курсу Окружающий мир. 1- 4 класс - Издательство «Дрофа»,2011;
3. примерных программ начального образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. //Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.– М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Программа используется на ступени начального образования в 3 классе СГОАН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_polyakova_2016.docx | 69.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю: Декан ФОО | Проверено: специалист по учебно-методической работе
| Рассмотрено на заседании кафедры Начального образования протокол №1 от 26.08.2016 |
А.Л. Вышкин | И.А.Горшенева | Зав. кафедрой Л.Е.Ненашева |
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Класс: 3 «А», «Б», «В», «Г»
Учебный год: 2016 - 2017
Разработала:
Полякова Виктория Александровна,
преподаватель кафедры биологии
2016 год
Основой для проектирования данной рабочей программы явились:
- Основная образовательная программа начального общего образования СГОАН, утвержденная приказами ректора №443-к от 27.08.2013 года, №318-к от 26.08.2015 года;
- Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России») // Плешаков А. А. Рабочие программы по курсу Окружающий мир. 1- 4 класс - Издательство «Дрофа»,2011;
- примерных программ начального образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. //Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.– М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Содержание учебного предмета
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (23ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (9 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды
Чему учит экономика (11ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Перечень обязательных практических работ
3 класс
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов (всего) | Из них (количество часов) | |
Практические работы | Проверочные работы | |||
1 | Как устроен мир | 6 | 1 | |
2 | Эта удивительная природа | 23 | 6 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 9 | 2 | 1 |
4 | Наша безопасность | 7 | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 11 | 3 | 1 |
6 | Путешествия по городам и странам | 12 | 1 | |
Итого | 68 | 12 | 6 |
II. Тематический план
№ урока | Наименование темы, раздела | Основные характеристики деятельности обучающихся | УУД |
Раздел I. Как устроен мир (6ч) | |||
1 | Природа. Ценность природы для человека | Знакомятся с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывают, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, - анализируют текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, - работают в паре, - формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока. Познавательные УУД: -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. |
2 | Человек | - понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находят сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различают внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - работают в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждают, как возникает богатство внутреннего мира человека, -моделируют ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе); Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. |
3 | Общество | -определяют место человека в мире, -характеризуют семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставляют формы правления в государствах мира, - работают в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывают по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: -сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире; Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; -формулировать выводы из изученного материала. |
4 | Мир глазами эколога | - понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализируют текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работают в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: -сравнивать окружающую среду разных организмов; -анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком; -классифицировать экологические связи. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; |
5 | Природа в опасности | - понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливают причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, - сравнивают заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; -работают в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; -моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; -обсуждают, как каждый может помочь природе; -работают с взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе; участвовать в природоохранительной деятельности. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; |
6 | Проверочная работа. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». | -выполняют тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы; -оценивают правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами. | Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: - определять круг своего незнания; отвечать на вопросы учителя, самим формулировать вопросы; - выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос;- находить нужную информацию в разных источниках; - осуществлять анализ объектов, обобщать; сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы Коммуникативные УУД:- читать вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимать прочитанное; - выполняя различные роли в группе, распределять роли, договариваться друг с другом, сотрудничать в совместном решении задачи;- участвовать в диалоге: слушать и понимать других, строить понятные для партнёра высказывания;- отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения другого; Личностные: -формирование личного отношения к окружающему миру- освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу - делать выбор, какой поступок совершить в обсуждаемых ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения и полученные знания. - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;- способность к самооценке достижений на уроке. |
Раздел II. Эта удивительная природа (23ч) | |||
7 | Тела, вещества, частицы | -характеризуют понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицируют тела и вещества, - приводят примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдают опыт с растворением вещества -высказывают предположения объясняющие результат опыта -доказывают на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работают в группе, проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. | Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: - классифицировать тела и вещества; -выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; |
8 | Разнообразие веществ | наблюдают и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставят опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работают в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану: использовать информацию в тексте учебника для объяснения содержания рисунков; -работают со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; - формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: -различать вещества по характерным признакам; -использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
9 | Воздух и его охрана | - анализируют схему(диаграмму) с целью определения состава воздуха; - исследуют с помощью опытов свойств воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работают в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; -работают со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; - формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - извлекать из текста информацию в соответствии с заданием. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; -высказывать предложения, делать выводы. |
10 | Вода. Свойства воды. | - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и называть цель каждого опыта, устно описывают его ход, формулируют выводы и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради, -работают в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию в тексте; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой опыт с ответами одноклассников, обобщать информацию. - работают со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды; -доказывать предложения Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
11 | Превращение и круговорот воды | -высказывают предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; -наблюдают в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара; -формулируют на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; -работают в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды в природе; -анализировать рисунок-схему Коммуникативные УУД: -высказывать предложения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя |
12 | Берегите воду! | -высказывают предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные из учебника; -работают в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономии использования воды; | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -извлекать из текста информацию в соответствии с заданием; -моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; -рассказывать о загрязнении воды с помощью модели Коммуникативные УУД: - высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
13 | Как разрушаются камни | -смотрят видеофильм «Разрушение горных пород под действием ветра и воды». Устанавливают причинно-следственные связи, объясняют наблюдаемые процессы, используя знания о свойствах воды. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение –при охлаждении; Коммуникативные УУД: -высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе; -готовить рассказ на основе наблюдений; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
14 | Что такое почва | высказывают предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их; -практическая работа: исследователь состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; -анализируют схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; -обсуждают вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему связей почвы и растения; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Коммуникативные УУД: -высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
15 | Образование и разрушение почвы | -характеризуют процессы образования и разрушения почвы; меры по охране почвы от разрушений (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева) | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать текст учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему образования почвы; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Коммуникативные УУД: -высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва разрушается; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
16 | Разнообразие растений | -знакомятся с группами растений по материалам учебника; -работают в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа- определителя, осуществлять взаимопроверку; -приводят примеры растений разных групп и видов с помощью атласа – определителя; -используют книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; -классифицировать растения из предложенного списка. Коммуникативные УУД: - подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
17 | Солнце, растения и мы с вами | -выявляют с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений; - моделируют процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; -выявляют роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывают, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
18 | Размножение и развитие растений | - характеризуют условия, необходимые для размножения растений и их распространения; - характеризуют с помощью схем стадии развития растений из семени; - работают с терминологическим словариком; | Регулятивные УУД: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные УУД: -наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений Коммуникативные УУД: - Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
19 | Распространение семян растений. | -наблюдают в природе, как распространяются семена деревьев; - выявляют роль животных в размножении развитии растений; | Регулятивные УУД: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные УУД: - актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах и собственных наблюдений, об способах распространения семян в природе. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
20 | Охрана растений | - актуализируют сведения. полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; -характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; -обсуждают материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; -оформляют памятку (книжку) «Берегите растения» | Регулятивные УУД: - планировать свои действия в течение урока. Познавательные УУД: - актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
21 | Разнообразие животных | -актуализируют знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; -классифицируют животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа – определителя «О земли до неба» определяют животных, изображённых на рисунках, и соотносить их к определённой группе; - обсуждают рассказ «История с пиявкой» из книги « Великан на поляне» - работают с электронным приложением к учебнику | Регулятивные УУД: -умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ; -оценивать достижения на уроке; - Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, Познавательные УУД: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. -Работать с электронным приложением к учебнику. Коммуникативные УУД: -Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. |
22 | Разнообразие природы родного края | В ходе выполнения проекта дети учатся: -определяют цель и этапы работы; -распределяют обязанности; -совместно со взрослыми определяют с помощью атласа – определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; -находят в краеведческой литературе материалы о природе родного края; -составляют и презентовать «Книгу природы родного края» | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Определять цель и этапы работы. Познавательные УУД: -Анализировать схемы , работать с терминологическим словариком. - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций; - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
23 | Кто что ест | -характеризуют животных по типу питания, - приводят примеры животных по типу питания; - анализируют схемы цепей питания; -характеризуют защитные приспособления растений и животных; - обсуждают материал книги « Зелёные страницы» о божьих коровках; -обсуждают роль хищников в поддержании равновесия в природе | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Определять цель и этапы работы. Познавательные УУД: -Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные УУД: - Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках, распределять обязанности в работе над проектом |
24 | Размножение и развитие животных | -характеризуют животных разных групп по способу размножения. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные УУД: -Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников. Коммуникативные УУД: -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. |
25 | Охрана животных | актуализируют знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 кл; -характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; -с помощью атласа – определителяют и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу; -обсуждают меры по охране животных; - обсуждают материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; -формулируют с помощью экологических знаков правил поведения в природе; - с помощью дополнительной литературы готовят сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее | Регулятивные УУД: -Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. - Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные УУД: -Осуществлять поиск информации с помощью атласа-определителя и электронного приложения. Используя Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». - формулировать правила поведения в природе Коммуникативные УУД: - Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. |
26 | В царстве грибов | -характеризуют понятия строение шляпочных грибов; -приводят примеры и характеризовать другие группы грибов: плесневые грибы, грибы – паразиты. -понимают роль грибов в экосистемах. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. -Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Выявлять различие грибов, находить дополнительный материал о грибах. - узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания. |
27 | Грибы съедобные и несъедобные | -с помощью иллюстраций учебника и атласа определителяют различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы; - обсуждают материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; - выделяют различия грибов-двойников | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. -Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. - узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Коммуникативные УУД: -обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». - строить понятные для партнёра высказывания. |
28 | Великий круговорот жизни | -характеризуют понятия организмы-производители, потребители, разрушители; -обсуждают опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ в природе; - моделируют круговорот веществ в природе; -рассказывают о круговороте веществ на земле | Регулятивные УУД: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные УУД:Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные УУД: -Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. |
29 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | - выполняют тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы | Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций; - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; |
Раздел III. Мы и наше здоровье (9 ч) | |||
30 | Организм человека | -актуализируют знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; -характеризуют системы органов тела( их части и назначения); -обсуждают взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; -анализируют схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; - практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём Коммуникативные УУД: - Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе |
31 | Органы чувств | -работают в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -распознают предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; -формулируют правила гигиены органов чувств | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -работать с терминологическим словарём. -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы. Коммуникативные УУД: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. |
32 | Надежная защита организма | -практическая работа: изучить свойства кожи; -характеризуют средства гигиены и уход за кожей; -характеризуют меры первой помощи при повреждениях кожи; -работают в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи -готовят рассказ об уходе за кожей | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. -Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи. Коммуникативные УУД: Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовит рассказ об уходе за кожей. |
33 | Опора тела и движение | -характеризуют роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма -раскрывают роль правильной осанки для здоровья человека; -следят за правильной осанкой на уроке и вне его | Регулятивные УУД: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его. Познавательные УУД: -Находить упражнения для формирования правильной осанки. -Работать с терминологическим словарем. Коммуникативные УУД: работать со взрослыми, слушать собеседника. |
34 | Наше питание | -практическая работа: определяют наличие питательных веществ в продуктах питания; -характеризуют изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения; - моделируют строение пищеварительной системы; - обсуждают правила рационального питания; -составляют меню здорового питания | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем; - извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, иллюстрация, интерактивная модель); - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - представлять информацию в виде таблицы, схемы -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций; -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. -Готовиться к выполнению проекта. |
35 | Дыхание и кровообращение | -характеризуют строение дыхательной системы и ее роль в организме; -моделируют строение дыхательной системы; -характеризуют строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; -обсуждают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; -практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и просчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. -формулировать выводы по теме урока. -отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: - Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи. Коммуникативные УУД: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме. |
36 | Умей предупреждать болезни | -характеризуют факторы закаливания; - формируют правила закаливания; -составляют памятку по закаливанию; -составляют инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; -работают с терминологическим словарём; -регулярно проводить закаливание своего организма | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. -находить дополнительный материал о профилактике заболеваний. - осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; Коммуникативные УУД: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. |
37 | Здоровый образ жизни | -различают факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждают и формулируют правила ЗОЖ и стараться их соблюдать | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. - оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Познавательные УУД: -Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье. - работать с терминологическим словарём. Коммуникативные УУД: -Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. -Работать в паре, составлять памятку. |
38 | Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа | -выполняют тесты с выбором ответа, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами | Регулятивные УУД: -Оценивать правильность и неправильность ответов. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Познавательные УУД: Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. обобщать информацию, формулировать правила. Коммуникативные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; |
Раздел IV. Наша безопасность (7ч) | |||
39 | Огонь, вода и газ | -актуализируют знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах; -характеризуют действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, -моделируют действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называют наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; - работают с терминологическим словарём; -анализируют схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: -моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры. -работать с терминологическим словариком. Коммуникативные УУД: -Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. -Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. |
40 | Чтобы путь был счастливым | актуализируют правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах; - работают в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте готовить сообщения; -обсуждают предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; -выполняют тесты с выбором варианта ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; -моделируют свои действия в ходе ролевой игры | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - изучать материалы учебника. -выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; -готовить сообщения Коммуникативные УУД: Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил. |
41 | Дорожные знаки | -анализируют разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; -выполняют тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков; -моделируют в виде схемы безопасный путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; -работают с терминологическим словарём | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. -моделировать в виде схемы путь от школы домой. Коммуникативные УУД: Обсуждать, как помогают знаки пешеходам. |
42 | Опасные места | -обсуждают потенциально опасные места в доме и вне его; -работают со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестности с указанием опасных мест; - формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Регулятивные УУД: -самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. Коммуникативные УУД: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. |
43 | Природа и наша безопасность (О молниях, змеях, собаках и прочем) | -характеризуют опасности природного характера; -находят в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах; -обсуждают рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»; -характеризуют правила гигиены при общении с домашними животными; -отличают гадюку от ужа | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: -Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. Коммуникативные УУД: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными |
44 | Экологическая безопасность | -анализируют по схеме цепь загрязнения; -приводят примеры цепей загрязнения; -моделируют пути поступления загрязнения веществ в организм; -обсуждают проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; -практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды | Регулятивные УУД: Отвечать на вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарём. -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Коммуникативные УУД: - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. |
45 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | -понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях; Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - представлять информацию в виде текста, таблицы, модели, схемы, в том числе с помощью ИКТ. - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарём. -воспроизводить пути поступления загрязняющих веществ в организм. Коммуникативные УУД: - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. - отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения другого, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Раздел V. Чему учит экономика (11ч) | |||
46 | Для чего нужна экономика | -раскрывают понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; -различают товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг; -характеризуют роль труда в создании товаров и услуг; -работают с терминологическим словарём; -работают со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня | Регулятивные УУД: -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; Коммуникативные УУД: -работать со взрослыми; - рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. |
47 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | -раскрывают роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; -приводят примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; -прослеживают взаимосвязь труда людей разных профессий; -раскрывают роль науки в экономическом развитии; -работают со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные УУД: - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. Коммуникативные УУД: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. |
48 | Полезные ископаемые | актуализируют знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах; -определяют полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»; -выявляют, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; -характеризуют особенности добычи некоторых полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки) -с помощью атласа – определителя готовят сообщение, о каком-либо полезном ископаемом; -работают с терминологическим словарём; -работают со взрослыми в краеведческом музее, выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе. | Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: -Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание |
49 | Растениеводство | -актуализируют знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах; -практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; -обсуждают, зачем люди занимаются растениеводством; -различают и классифицируют культурные растения; -характеризуют роль выращивания культурных растений в экономике и труде растениеводов; -выявляют связь растениеводства и промышленности; -работают с терминологическим словарём; -исследуют, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. -Выявить связь растениеводства и промышленности. -Исследовать, какие продукты используются в семье. Коммуникативные УУД: -Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. -Рассказывать о роли выращивания культурных растений. |
50 | Животноводство | -классифицируют домашних сельскохозяйственных животных; -характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводства; -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; -работают с терминологическим словарём; -исследуют, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. | Регулятивные УУД: -Актуализировать знания, полученные во 2 классе. - принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные УУД: -Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных. -работать с терминологическим словарем. -Выявлять связь животноводства и растениеводства. Коммуникативные УУД: -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. |
51 | Какая бывает промышленность | - характеризуют отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; -соотносят продукцию и отрасли промышленности; -выявляют взаимосвязь отраслей промышленности; -характеризуют труд работников отрасли промышленности; -работают с терминологическим словарём; -работают со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Коммуникативные УУД: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. |
52 | Что такое деньги | -понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризуют виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи; -раскрывают роль денег в экономике; -различают денежные единицы разных стран; - практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. | Регулятивные УУД: -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -Раскрывать роль денег в экономике. -Характеризовать виды обмена товарами. -Находить информацию об истории денег в других источниках. Коммуникативные УУД: -Работа в паре, сравнение монет разных стран. -практическая работа по различению денежных единиц. |
53 | Государственный бюджет | -характеризуют государственный бюджет, его доходы и расходы; -определяют, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; -выявляют взаимосвязь между доходами и расходами государства. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: -Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем. - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач Коммуникативные УУД: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
54 | Семейный бюджет | -характеризуют семейный бюджет, его доходы и расходы; -выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; -определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; -обсуждают, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; -моделируют семейный бюджет. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. Коммуникативные УУД: Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные. |
55 | Экономика и экология | -актуализируют знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах; -характеризуют вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; -обсуждают, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; -приводят примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; -моделируют экологические прогнозы. | Регулятивные УУД: Актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные УУД: -Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Моделировать экологические прогнозы. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе. Коммуникативные УУД: -Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. - осуществлять сотрудничество со взрослыми |
56 | Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа | -понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Регулятивные УУД:Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, график, иллюстрация, интерактивная модель); - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;. |
Раздел VI. Путешествие по городам и странам (12ч) | |||
57 | Золотое кольцо России | -прослеживают маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов. -рассказывают о достопримечательностях городов Золотого кольца; -узнают достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; -составляют вопросы к викторине по Золотому кольцу; -моделируют маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности, сувениры и т.д. -выполняют задания из электронного приложения к учебнику; --с помощью Интернета готовят сообщение о любом городе Золотого кольца. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. -прослеживать маршрут путешествия по карте. |
58 | Наши ближайшие соседи | -показывают на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; -обсуждают, почему с государствами соседями нужно иметь добрососедские отношения; -выполняют задания из электронного приложения к учебнику; -работают с терминологическим словарём; -с помощью дополнительной литературы готовят сообщения о странах, граничащих с Россией | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. –Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: -С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах. - работать с терминологическим словарем. Коммуникативные УУД: -обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. |
59 | На севере Европы | -понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -работают в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределяют материал на несколько сообщений; -соотносят государства и их флаги; -узнают по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; их замечательных людей; -работают со взрослыми: выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. - формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД: Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника. -Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города. |
60 | Что такое Бенилюкс | работают в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; -составляют вопросы к викторине по странам Бенилюкса; Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. -описывают достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; -выполняют задания электронного приложения к учебнику; -используя дополнительную литературу, находят интересные факты по изучаемым странам; -работают со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии,Голландии,Люксембурга | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Принимать мнение других членов группы. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. Коммуникативные УУД: -работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности. - Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы. |
61 | В центре Европы | -работают в группе: самостоятельно изучить материал о странах в центе Европы (каждой группе по одной стране) (Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; -выступают одному из представителей группы или распределяют материал на несколько сообщений; -узнают и описывают достопримечательности по фотографиям; -моделируют достопримечательности из пластилина; -выполняют задания по электронному приложению к учебнику; -работают со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать страны центра Европы. -Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. |
62 | Путешествие по Франции и Великобритании | -работают в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании, подготовят сообщение с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы; -выступают одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - описывают достопримечательности по фотографиям; -составляют вопросы для викторины о Франции и Великобритании; -выполняют задания по электронному приложению к учебнику; -в дополнительной литературе и Интернете находят интересные факты о Франции и Великобритании; -работают со взрослыми: выяснять, какие товары поступают из Франции и Великобритании | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. -Адекватно оценивать своих товарищей. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать достопримечательности Франции, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. |
63 | На юге Европы | - работают в группе: самостоятельно изучать материал учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; -описывают достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; -составляют вопросы к викторине по странам севера Европы; -выполняют задания электронного приложения к учебнику; -используя дополнительную литературу, находят интересные факты об изучаемых странах; -работают со взрослыми: выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии | Регулятивные УУД: -Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: -Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране .-Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. Коммуникативные УУД: Работать в группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности. |
64 | По знаменитым местам мира | -соотносят памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). -определяют цели международного туризма; -работают с картой; -описывают по фотографиям изучаемые достопримечательности; находят в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовият сообщения | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: -Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран. -Описывать по фотографиям памятники. Коммуникативные УУД: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. |
65 | Проверочная работа по разделу «Путешествие…» | -выполняют тесты с выбором ответа; -оценивают правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами. | Регулятивные УУД: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа. - сотрудничать со взрослыми |
66 | Подготовка к итоговому тестированию. (Резервный урок) | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - отвечать на вопросы, выделять область своего незнания, определять на что необходимо обратить внимание, при подготовке к контрольной работе. | Регулятивные УУД:формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, - осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, график, иллюстрация, интерактивная модель); - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные УУД: - участвовать в работе группы, распределять роли, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учитывать разные мнения и интересы, формулировать собственное мнение и позицию. |
67 | Итоговый контрольный тест. | - применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; - выполнять задания итогового контрольного теста. | Регулятивные УУД: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа. - сотрудничать со взрослыми |
68 | Заключительный урок. | - обсуждать результаты итоговых работ, -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. - отмечать успехи одноклассников, -знакомиться с учебным планом по предмету на следующий учебный год. | Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,- осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;- извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, график, иллюстрация, интерактивная модель); - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций; - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; - участвовать в работе группы, распределять роли, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);- учитывать разные мнения . |
III. Планируемые результаты учебного предмета
К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:
понимать:- возможность познаваемости мира, принципы причинности природных процессов;
- смысл понятий: живая и неживая природа, вещество, физические состояния вещества, молекула, температура, теплопроводность;
- о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
- основные свойства воды в разных состояниях;
- о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;
- способы очистки воды от нерастворимых и растворимых примесей;
- основные свойства воздуха;
- о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
- необходимость охраны воздушной среды от загрязнения;
- свойства звука;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы и человека;
- основные проблемы воздействия человека на природу;
- необходимость охраны окружающей среды в целом.
уметь:
- приводить примеры веществ, описывать их;
- выделять и характеризовать основные отличительные свойства веществ и объектов неживой природы;
- сравнивать, обобщать, классифицировать (группировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам;
- наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воды;
- характеризовать легко определяемые свойства воды (4-6);
- характеризовать круговорот воды в природе;
- наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха;
- характеризовать свойства воздуха (4-6);
- фиксировать результаты наблюдений и опытов;
- наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра;
- устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о природе родного края, страны, нашей планеты в целом, обогащения жизненного опыта, решения практических задач;
- объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
- пользоваться различной справочной литературой;
- получать информацию из разных источников, используя тексты, таблицы рисунки, схемы;
- анализировать результаты наблюдений и опытов и делать выводы;
- оценивать чистоту воды в водоемах и в системе водоснабжения своего края;
- оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных в своем городе;
- выбирать подходящие варианты одежды и поведения в быту в соответствии с температурными условиями среды;
- оценивать степень шумового загрязнения среды;
- выбирать и регулировать комфортный уровень звукового воздействия в быту и при непосредственном общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.
Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова во 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, соответствует Стандарту второго поколения...
Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.
Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.
Рабочая программа по окружающему мирудля 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А....
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...