Программа по окружающему миру 3 класс по Плешакову
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Полякова Виктория Александровна

Программа разработана совместными усилиями Поляковой В.А. и Кривопаловой С.А. Основой для проектирования  данной рабочей программы явились:

1.      Основная образовательная программа  начального общего образования СГОАН, утвержденная  приказами ректора №443-к от 27.08.2013 года, №318-к от 26.08.2015 года;

2.      Авторская программа А. А. Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России») // Плешаков А. А. Рабочие программы по курсу Окружающий мир. 1- 4 класс -  Издательство «Дрофа»,2011;

3.      примерных программ начального образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. //Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.– М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Программа используется на ступени начального образования в 3 классе СГОАН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

Утверждаю:

Декан ФОО

Проверено:

специалист по учебно-методической работе

        

Рассмотрено на заседании кафедры

Начального образования

протокол   №1  от  26.08.2016

А.Л. Вышкин

И.А.Горшенева

Зав. кафедрой  

Л.Е.Ненашева

  

 

        Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»        

 Класс: 3 «А», «Б», «В», «Г»

Учебный год:  2016 - 2017

Разработала:

Полякова Виктория Александровна,

преподаватель кафедры биологии

         

2016 год

Основой для проектирования  данной рабочей программы явились:

  1. Основная образовательная программа  начального общего образования СГОАН, утвержденная  приказами ректора №443-к от 27.08.2013 года, №318-к от 26.08.2015 года;
  2. Авторская программа А. А. Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России») // Плешаков А. А. Рабочие программы по курсу Окружающий мир. 1- 4 класс -  Издательство «Дрофа»,2011;
  3. примерных программ начального образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. //Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.– М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  1. Содержание учебного предмета

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.   Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (23ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.).   Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (9 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.  Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.  Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.  Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.  Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.  Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.  Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

Чему учит экономика (11ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.  Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.  Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Перечень обязательных практических работ

3 класс

Тела, вещества, частицы.

Состав и свойства воздуха.

Свойства воды.

Круговорот воды.

Состав почвы.

Размножение и развитие растений.

Знакомство с внешним строением кожи.

Подсчет ударов пульса.

Полезные ископаемые.

Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

Знакомство с культурными растениями.

Знакомство с различными монетами.

Наименование  раздела

Кол-во часов

(всего)

Из них (количество часов)

Практические работы

Проверочные

работы

1

Как устроен мир

6

1

2

Эта удивительная природа

23

6

1

3

Мы и наше здоровье

9

2

1

4

Наша безопасность

7

1

1

5

Чему учит экономика  

11

3

1

6

Путешествия по городам и странам

12

1

Итого                                                    

    68

12

    6

II. Тематический план

№ урока

Наименование темы, раздела

Основные характеристики деятельности обучающихся

УУД

Раздел I. Как устроен мир (6ч)

1

Природа. Ценность природы для человека

Знакомятся с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

-понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывают,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

- анализируют текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку,

- работают в паре,

- формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять целевые установки урока.

Познавательные УУД:

-научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой;

-сравнивать объекты природы по известным признакам;

-доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

2

Человек

- понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находят сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различают внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- работают в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждают,  как возникает  богатство внутреннего мира человека,

-моделируют ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять целевые установки урока;

Познавательные УУД:

- извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию;

-моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички;

-анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

3

Общество

-определяют место человека в мире,

-характеризуют семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставляют формы правления  в государствах мира,

- работают в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывают по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять целевые установки урока;

Познавательные УУД:

-сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире;

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

-формулировать выводы из изученного материала.

4

Мир глазами эколога

- понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- анализируют текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,

- работают в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять целевые установки урока;

Познавательные УУД:

-сравнивать окружающую среду разных организмов;

-анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком;

-классифицировать экологические связи.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

5

Природа в опасности

- понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливают причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,

- сравнивают  заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

-работают в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; -моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

-обсуждают, как каждый может помочь природе;

-работают с взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе; участвовать в природоохранительной деятельности.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять целевые установки урока;

- овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

-сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;

-использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

6

Проверочная работа. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

-выполняют тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы;

-оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами.

Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях;- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД: - определять круг своего незнания; отвечать на вопросы учителя, самим формулировать вопросы;  - выполнять  задания с целью поиска ответа на вопрос;- находить нужную информацию в разных источниках; - осуществлять анализ объектов, обобщать; сравнивать  и группировать объекты  по нескольким основаниям; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы Коммуникативные УУД:- читать вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимать прочитанное; - выполняя различные роли в группе, распределять роли, договариваться друг с другом, сотрудничать в совместном решении задачи;- участвовать в диалоге: слушать и понимать других, строить понятные для партнёра высказывания;- отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения другого; Личностные: -формирование личного отношения к окружающему миру- освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу

- делать выбор, какой поступок совершить в обсуждаемых ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения и полученные знания.

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;- способность к самооценке достижений на уроке.

Раздел II. Эта удивительная природа (23ч)

7

Тела, вещества, частицы

-характеризуют понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицируют тела и вещества,

- приводят примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдают опыт с растворением вещества

-высказывают предположения  объясняющие результат опыта

-доказывают на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,

- работают в группе, проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

- формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

Регулятивные УУД:

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять.

Познавательные УУД:

- классифицировать тела  и вещества;

-выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их;

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

8

Разнообразие веществ

наблюдают и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

- практическая работа: ставят опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работают в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану: использовать информацию в тексте учебника для объяснения содержания рисунков;

-работают со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные УУД:

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять.

Познавательные УУД:

-различать вещества по характерным признакам;

-использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков.

Коммуникативные УУД:

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

Воздух и его охрана

- анализируют схему(диаграмму) с целью определения состава  воздуха;

- исследуют с помощью опытов свойств воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работают в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

-работают со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

- извлекать из текста информацию в соответствии с заданием.

Коммуникативные УУД:

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

-высказывать предложения, делать выводы.

10

Вода. Свойства воды.

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и называть цель каждого опыта, устно описывают его ход, формулируют выводы  и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради,

-работают в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию в тексте; анализировать схемы учебника  и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой опыт с  ответами одноклассников, обобщать информацию.

- работают со взрослыми:  проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды;

-доказывать предложения

Коммуникативные УУД:

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

11

Превращение и круговорот воды

-высказывают предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

 -наблюдают в ходе учебного  эксперимента образование капель при охлаждении пара;

-формулируют на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

-работают в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-различать три состояния воды;

- моделировать круговорот воды в природе;

-анализировать рисунок-схему

Коммуникативные УУД:

-высказывать предложения о состояниях воды в природе;

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

12

Берегите воду!

-высказывают предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные из учебника;

-работают в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономии использования воды;

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-извлекать из текста информацию в соответствии с заданием;

-моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды;

-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели

Коммуникативные УУД:

- высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

13

Как разрушаются камни

-смотрят видеофильм «Разрушение горных пород под действием ветра и воды». Устанавливают причинно-следственные связи, объясняют наблюдаемые процессы, используя знания о свойствах воды.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-моделировать в  виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение –при охлаждении;

Коммуникативные УУД:

-высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе;

-готовить рассказ на основе наблюдений;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

14

Что такое почва

высказывают предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

-практическая работа: исследователь состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

-анализируют схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

-обсуждают вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

-анализировать  схему связей почвы и растения;

-на основе схемы моделировать связи почвы и растений.

Коммуникативные УУД:

-высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

15

Образование и разрушение почвы

-характеризуют процессы образования и разрушения почвы; меры по охране почвы от разрушений (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева)

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-анализировать текст учебника по предложенным заданиям и вопросам;

-анализировать  схему образования почвы;

-на основе схемы моделировать связи почвы и растений.

Коммуникативные УУД:

-высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва разрушается;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

16

Разнообразие растений

-знакомятся с группами растений по материалам учебника;

-работают в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа- определителя, осуществлять взаимопроверку;

-приводят примеры растений разных групп и видов с помощью атласа – определителя;

-используют книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны;

-классифицировать растения из предложенного списка.

Коммуникативные УУД:

- подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

17

Солнце, растения и мы с вами

-выявляют с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений;

- моделируют процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

-выявляют роль листьев, стебля и корня в питании растений;

-доказывают, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Познавательные УУД:

-выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений;

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

Коммуникативные УУД:

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

18

Размножение и развитие растений

- характеризуют условия, необходимые для размножения растений и  их распространения;

- характеризуют с помощью схем стадии развития растений из семени;

- работают с терминологическим словариком;

Регулятивные УУД:

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные УУД:

-наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

-выявлять роль животных в размножении и развитии растений

Коммуникативные УУД:

- Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

19

Распространение семян растений.

-наблюдают в природе, как распространяются семена деревьев;

- выявляют роль животных в размножении  развитии растений;

Регулятивные УУД:

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные УУД:

- актуализировать сведения, полученные в  1-2 кассах и собственных наблюдений, об способах распространения семян в  природе.

Коммуникативные УУД:

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

20

Охрана растений

- актуализируют сведения. полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

-характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

-обсуждают  материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

-оформляют памятку (книжку) «Берегите растения»

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в течение урока.

Познавательные УУД:

- актуализировать сведения, полученные в  1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе.

Коммуникативные УУД:

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

21

Разнообразие животных

-актуализируют знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;

-классифицируют животных  из списка, предложенного одноклассниками;

приводить примеры животных разных групп;

с помощью атласа – определителя «О земли до неба» определяют животных, изображённых на рисунках, и соотносить их к определённой группе;

- обсуждают рассказ «История с пиявкой» из книги « Великан на поляне»

- работают с электронным приложением к учебнику

Регулятивные УУД:

-умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ;

-оценивать достижения на уроке;

- Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять,

Познавательные УУД:

Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп.

-Работать с электронным приложением к учебнику.

Коммуникативные УУД:

-Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному  сообщению.

22

Разнообразие природы родного края

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-определяют цель и этапы работы;

-распределяют обязанности;

-совместно со взрослыми определяют с помощью атласа – определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

-находят в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

-составляют и презентовать «Книгу природы родного края»

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

- Определять цель и этапы работы.

Познавательные УУД:

-Анализировать схемы ,

работать с терминологическим словариком.

 - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края

- контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; Выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами.

23

Кто что ест

-характеризуют животных по типу питания,

 - приводят примеры животных по типу питания;

- анализируют схемы цепей питания;

-характеризуют защитные приспособления растений и животных;

- обсуждают материал книги « Зелёные страницы» о божьих коровках;

-обсуждают роль хищников в поддержании равновесия в природе

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

- Определять цель и этапы работы.

Познавательные УУД:

-Анализировать схемы питания,

работать с терминологическим словариком.

- контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию

Коммуникативные УУД:

- Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках,

распределять обязанности в работе над проектом

24

Размножение и развитие животных

-характеризуют животных разных групп  по способу размножения.

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

 - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Познавательные УУД:

-Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов.

- Находить дополнительную информацию из различных источников.

Коммуникативные УУД:

-Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве.

-Давать характеристику разным группам по способам размножения.

25

Охрана животных

актуализируют знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 кл;

-характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

-с помощью атласа – определителяют и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу;

-обсуждают меры по охране животных;

- обсуждают материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

-формулируют с помощью экологических знаков правил поведения в природе;

- с помощью дополнительной литературы готовят сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее

Регулятивные УУД:

-Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

- Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные УУД:

-Осуществлять поиск информации с помощью атласа-определителя и электронного приложения. Используя  Красную книгу, создать  книжку- малышку « Береги животных».

- формулировать  правила поведения в природе

Коммуникативные УУД:

- Рассказывать о факторах отрицательного воздействия  человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу.

26

В царстве грибов

-характеризуют понятия строение шляпочных грибов;

-приводят примеры и характеризовать другие группы грибов: плесневые грибы, грибы – паразиты.

-понимают роль грибов в экосистемах.

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

-Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные УУД:

-Выявлять различие грибов, находить дополнительный материал о грибах.

- узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнёра высказывания.

27

Грибы съедобные и несъедобные

-с помощью иллюстраций учебника и атласа определителяют различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы;

- обсуждают материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

- выделяют различия грибов-двойников

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

-Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные УУД:

-Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах.

- узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности.

Коммуникативные УУД:

-обсуждать  материал рассказа «Кому нужен мухомор».

- строить понятные для партнёра высказывания.

28

Великий круговорот жизни

-характеризуют понятия организмы-производители, потребители, разрушители;

-обсуждают опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ в природе;

- моделируют круговорот веществ в природе;

-рассказывают о круговороте веществ на земле

Регулятивные УУД:

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Познавательные УУД:Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником.

Коммуникативные УУД:

-Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.

29

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

- выполняют тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

Раздел III. Мы и наше здоровье (9 ч)

30

Организм человека

-актуализируют знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

-характеризуют  системы органов тела( их части и назначения);

-обсуждают взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены;

-анализируют схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

- практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

-Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу.

-характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём

Коммуникативные УУД:

- Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела.

- отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе  

31

Органы чувств

-работают в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

-распознают предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

-формулируют правила гигиены органов чувств

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные УУД:

-самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по  предложенному плану;

-работать с терминологическим словарём.

-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы.

Коммуникативные УУД:

Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану.

32

Надежная защита организма

-практическая работа: изучить свойства кожи;

-характеризуют средства гигиены и уход за кожей;

-характеризуют меры первой помощи при повреждениях кожи;

-работают в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи

-готовят рассказ об уходе за кожей

Регулятивные УУД:

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные УУД:

-Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал  о правилах гигиены.

-Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи.

Коммуникативные УУД:

Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи.

Подготовит рассказ об уходе за кожей.

33

Опора тела и движение

-характеризуют роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

-раскрывают роль правильной осанки для здоровья человека;

-следят за правильной осанкой на уроке и вне его

Регулятивные УУД:

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его.

Познавательные УУД:

-Находить упражнения для формирования правильной осанки.

-Работать с терминологическим словарем.

Коммуникативные УУД:

работать со взрослыми, слушать собеседника.

34

Наше питание

-практическая работа: определяют наличие питательных веществ в продуктах питания;

-характеризуют изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения;

- моделируют строение пищеварительной системы;

- обсуждают правила рационального питания;

-составляют меню здорового питания

Регулятивные УУД:

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

- отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем;

- извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, иллюстрация, интерактивная модель); - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- представлять информацию в виде таблицы, схемы

-Моделировать строение пищеварительной системы.

-практически определять наличие питательных веществ  в продуктах.

- составлять меню здорового питания;

-контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

-  участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;

-Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания.

-Готовиться  к выполнению проекта.

35

Дыхание и кровообращение

-характеризуют строение дыхательной системы и ее роль в организме;

-моделируют строение дыхательной системы;

-характеризуют строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

-обсуждают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем;

-практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и просчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

-формулировать выводы по теме урока.

-отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

- Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи.

Коммуникативные УУД:

Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме.

36

Умей предупреждать болезни

-характеризуют факторы закаливания;

- формируют  правила закаливания;

 -составляют памятку по закаливанию;

-составляют инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

-работают с терминологическим словарём;

-регулярно проводить закаливание своего организма

Регулятивные УУД:

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные УУД:

-Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней.

-находить дополнительный материал о профилактике заболеваний.

- осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера;

Коммуникативные УУД:

Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.

37

Здоровый образ жизни

-различают факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- обсуждают и формулируют правила ЗОЖ и стараться их соблюдать

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

- оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Познавательные УУД:

-Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье.

- работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные УУД:

-Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни.

-Работать в паре, составлять памятку.

38

Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа

-выполняют тесты с выбором ответа,

оценивают правильность/неправильность предложенных  ответов;

-адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами

Регулятивные УУД:

-Оценивать правильность и неправильность ответов. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Познавательные УУД:

Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. обобщать информацию, формулировать правила.

Коммуникативные УУД:

-Выполнять тесты с выбором ответа.

-сотрудничать со взрослыми

  -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Раздел IV. Наша безопасность (7ч)

39

Огонь, вода и газ

-актуализируют знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах;

-характеризуют действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,

-моделируют действия при этих ситуациях в виде схем и  ролевой игры;

- называют наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

- работают с терминологическим словарём;

-анализируют схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

-моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры.

-работать с терминологическим словариком.

Коммуникативные УУД:

-Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода.

-Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр.

40

Чтобы путь был счастливым

актуализируют правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;

- работают в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте готовить сообщения;

-обсуждают предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

-выполняют тесты с выбором варианта ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

-моделируют свои действия в ходе ролевой игры

Регулятивные УУД:

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные УУД:

-Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- изучать материалы учебника.

-выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях;

-готовить сообщения

Коммуникативные УУД:

Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил.

41

Дорожные знаки

-анализируют разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

-выполняют тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков;

-моделируют в виде схемы безопасный путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

-работают с терминологическим словарём

Регулятивные УУД:

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные УУД:

-Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.

-моделировать в виде схемы путь от школы домой.

Коммуникативные УУД:

Обсуждать, как помогают  знаки пешеходам.

42

Опасные места

-обсуждают потенциально опасные места в доме и вне его;

-работают со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестности с указанием опасных мест;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные УУД: -самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные УУД:

Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест.

Коммуникативные УУД:

обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать  о мерах предосторожности.

43

Природа и наша безопасность (О молниях, змеях, собаках и прочем)

-характеризуют опасности природного характера;

-находят в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах;

-обсуждают рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»;

-характеризуют правила гигиены при общении с домашними животными;

-отличают гадюку от ужа

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

-Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.

Коммуникативные УУД:

Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными

44

Экологическая безопасность

-анализируют по схеме цепь загрязнения;

-приводят примеры цепей загрязнения;

-моделируют пути поступления загрязнения веществ в  организм;

-обсуждают проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

-практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

Регулятивные УУД:

Отвечать на  вопросы и оценивать достижения.

Познавательные УУД:

-Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра.

- анализировать по схеме загрязнения;

- приводить примеры цепей загрязнения;

-работать с терминологическим словарём.

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Коммуникативные УУД:

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры  по  охране природы.

45

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

-понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные УУД:

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. - самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях;

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, модели, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- приводить примеры цепей загрязнения;

-работать с терминологическим словарём.

-воспроизводить пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Коммуникативные УУД:

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры  по  охране природы.

 - отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения другого, быть готовым изменить свою точку зрения.

Раздел V. Чему учит экономика (11ч)

46

Для чего нужна экономика

-раскрывают понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

-различают товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг;

-характеризуют роль труда в создании товаров и услуг;

-работают с терминологическим словарём;

-работают со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня

Регулятивные УУД:

-Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их.

-отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

-различать товары и услуги, приводить примеры;

-добывать информацию  об услугах в родном городе;

- Раскрывать понятия

« экономика», «потребности», «товары»;

Коммуникативные УУД:

-работать со взрослыми;

- рассказывать о роли труда в создании товаров;

-прослеживать , какие товары и услуги нужны семье.

47

Природные богатства и труд людей - основа экономики

-раскрывают роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

-приводят примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

-прослеживают  взаимосвязь труда людей разных профессий;

-раскрывают роль науки в экономическом развитии;

-работают со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные УУД:

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Познавательные УУД:

- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики.

Коммуникативные УУД:

Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города.

48

Полезные ископаемые

актуализируют знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;

-определяют полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»;

-выявляют, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

-характеризуют особенности добычи некоторых полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки)

-с помощью атласа – определителя готовят сообщение, о каком-либо  полезном ископаемом;

-работают с терминологическим словарём;

-работают со взрослыми в краеведческом музее, выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе.

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку.

Познавательные УУД:

-Определять полезные ископаемые с помощью атласа.

-рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание

49

Растениеводство

-актуализируют знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;

-практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

-обсуждают, зачем люди занимаются растениеводством;

-различают и классифицируют культурные растения;

-характеризуют роль выращивания культурных растений в экономике и труде растениеводов;

-выявляют связь растениеводства и промышленности;

-работают с терминологическим словарём;

-исследуют, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня.

Регулятивные УУД:

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные УУД:

-Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану.

-Выявить связь растениеводства и промышленности.

-Исследовать, какие продукты используются в семье.

Коммуникативные УУД:

-Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством.

-Рассказывать о роли выращивания культурных растений.

50

Животноводство

-классифицируют домашних сельскохозяйственных животных; -характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводства; -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

-работают с терминологическим словарём;

-исследуют, какие продукты животноводства использует семья в течение дня.

Регулятивные УУД:

-Актуализировать знания, полученные во  2 классе.

- принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Познавательные УУД:

-Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных.

-работать с терминологическим словарем.

-Выявлять связь животноводства и растениеводства.

Коммуникативные УУД:

-осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

- Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.

51

Какая бывает промышленность

- характеризуют отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

-соотносят продукцию и отрасли промышленности;

-выявляют взаимосвязь отраслей промышленности;

-характеризуют труд работников отрасли промышленности;

-работают с терминологическим словарём;

-работают со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Формировать адекватную самооценку.

Познавательные УУД:

Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей,

найти в музее данные об истории предприятий города.

Коммуникативные УУД:

Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

52

Что такое деньги

-понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризуют виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи;

-раскрывают роль денег в экономике;

-различают денежные единицы разных стран;

- практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

Регулятивные УУД:

-Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их.

-отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

-Раскрывать роль денег в экономике.

-Характеризовать виды обмена товарами.

 -Находить информацию  об истории денег в других источниках.

Коммуникативные УУД:

-Работа в паре, сравнение монет разных стран.

-практическая работа по различению денежных единиц.

53

Государственный бюджет

-характеризуют государственный бюджет, его доходы и расходы;

-определяют, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

-выявляют взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные УУД:

-Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока,  работать с терминологическим словарем.

- моделировать доходы  и расходы государства в виде математических задач

Коммуникативные УУД:

осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

54

Семейный бюджет

-характеризуют семейный бюджет, его доходы и расходы; -выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; -определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

-обсуждают, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;

-моделируют семейный бюджет.

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Формировать адекватную самооценку.

Познавательные УУД:

Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать  семейный бюджет.

Коммуникативные УУД:

Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные.

55

Экономика и экология

-актуализируют знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;

-характеризуют вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

-обсуждают, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

-приводят примеры изменения экономических проектов под  влиянием экологов;

-моделируют экологические прогнозы.

Регулятивные УУД:

Актуализировать знания, полученные во  2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Познавательные УУД:

-Раскрывать взаимосвязь экономики и  экологии.

-Моделировать экологические прогнозы.  

-Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе.

Коммуникативные УУД:

-Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза.

- осуществлять  сотрудничество со взрослыми

56

Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа

-понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные УУД:Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, график, иллюстрация, интерактивная модель);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Коммуникативные УУД:

 - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;.

Раздел VI. Путешествие по городам и странам (12ч)

57

Золотое кольцо России

-прослеживают маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов.

-рассказывают о достопримечательностях городов Золотого кольца;

-узнают достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

-составляют вопросы к викторине по Золотому кольцу;

-моделируют маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности, сувениры и т.д.

-выполняют задания из электронного приложения к учебнику;

--с помощью Интернета готовят сообщение о любом городе Золотого кольца.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

Познавательные УУД:

С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения.

- составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте;

-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры

Коммуникативные УУД:

-Рассказывать о достопримечательностях городов  Золотого кольца.

-прослеживать маршрут путешествия по карте.

58

Наши ближайшие соседи

-показывают на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

-обсуждают, почему с государствами соседями нужно иметь добрососедские отношения;

-выполняют задания из электронного приложения к учебнику;

-работают с терминологическим словарём;

-с помощью дополнительной литературы готовят сообщения о странах, граничащих с Россией

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

–Формировать адекватную самооценку.

Познавательные УУД:

-С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах.

- работать с терминологическим словарем.

Коммуникативные УУД:

-обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения.

59

На севере Европы

-понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работают в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределяют материал на несколько сообщений;

-соотносят государства и их флаги;

-узнают по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; их замечательных людей;

-работают со взрослыми: выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

- формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД:

Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран.

Коммуникативные УУД:

-Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника.

-Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города.

60

Что такое Бенилюкс

работают в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-составляют вопросы к викторине по странам Бенилюкса; Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

-описывают достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

-выполняют задания электронного приложения к учебнику;

-используя дополнительную литературу, находят интересные факты по изучаемым странам;

-работают со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии,Голландии,Люксембурга

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Принимать мнение других членов группы.

Познавательные УУД:

Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса.

Коммуникативные УУД:

-работать в группе,  договариваться о распределение функций  и ролей в совместной деятельности.

- Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

61

В центре Европы

-работают в группе: самостоятельно изучить материал о странах в центе Европы (каждой группе по одной стране) (Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;

-выступают одному из представителей группы или распределяют материал на несколько сообщений;

-узнают и описывают достопримечательности по фотографиям;

-моделируют достопримечательности из пластилина;

-выполняют задания по электронному приложению к учебнику;

-работают со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Формировать адекватную самооценку

Познавательные УУД:

Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы.

Коммуникативные УУД:

-Работать в группе, изучать страны центра Европы.  

-Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране.

-Выступать от группы.

-Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

62

Путешествие по Франции и Великобритании

-работают в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании, подготовят сообщение с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы;

-выступают одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

- описывают достопримечательности по фотографиям;

-составляют вопросы для викторины о Франции и Великобритании;

-выполняют задания по электронному приложению к учебнику;

-в дополнительной литературе и Интернете находят интересные факты о Франции и Великобритании;

-работают со взрослыми: выяснять, какие товары поступают из Франции и Великобритании

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

-Адекватно оценивать своих товарищей.

Познавательные УУД:

Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции.

Коммуникативные УУД:

-Работать в группе, изучать достопримечательности  Франции, готовить сообщения о стране.

-Выступать от группы.

-Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

63

На юге Европы

- работают в группе: самостоятельно изучать материал учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-описывают достопримечательности  Греции и Италии по фотографиям;

 -составляют вопросы к викторине по странам севера Европы;

-выполняют задания электронного приложения к учебнику;

-используя дополнительную литературу, находят интересные факты об изучаемых странах;

-работают со взрослыми: выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии

Регулятивные УУД:

-Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

Познавательные УУД:

-Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране .-Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран.

Коммуникативные УУД: Работать в  группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности.

64

По знаменитым местам мира

-соотносят памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

-определяют цели международного туризма;

-работают с картой;

-описывают по фотографиям изучаемые достопримечательности;

находят в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовият сообщения

Регулятивные УУД:

-Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные УУД:

-Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран.

-Описывать по фотографиям  памятники.

Коммуникативные УУД:

Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях.

65

Проверочная работа по разделу «Путешествие…»

-выполняют тесты с выбором ответа;

-оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами.

Регулятивные УУД:

формирование адекватной оценки своих достижений

Познавательные УУД:

Самостоятельно  выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.

Коммуникативные УУД:

Выполнять тесты с выбором ответа.

- сотрудничать со взрослыми  

66

Подготовка к итоговому тестированию. (Резервный урок)

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- отвечать на вопросы, выделять область своего незнания,

определять на что необходимо обратить внимание, при подготовке к контрольной работе.

Регулятивные УУД:формирование адекватной оценки своих достижений

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

- отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,

- осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, график, иллюстрация, интерактивная модель);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в работе группы, распределять роли, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учитывать разные мнения и интересы, формулировать собственное мнение и позицию. 

67

Итоговый контрольный тест.

- применять полученные знания и умения на уроках и в жизни;

- выполнять задания итогового контрольного теста.

Регулятивные УУД:

формирование адекватной оценки своих достижений

Познавательные УУД:

Самостоятельно  выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.

Коммуникативные УУД:

Выполнять тесты с выбором ответа.

- сотрудничать со взрослыми  

68

Заключительный урок.

- обсуждать результаты итоговых работ,

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

- отмечать успехи одноклассников,

-знакомиться с учебным планом по предмету на следующий учебный год.

Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

.Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  - самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;- отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,- осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;- извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, график, иллюстрация, интерактивная модель); - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные УУД: 

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;    - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;  - участвовать в работе группы, распределять роли, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);- учитывать разные мнения .

III. Планируемые результаты учебного предмета

К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:

  понимать:- возможность познаваемости мира, принципы причинности природных процессов;

- смысл понятий: живая и неживая природа, вещество, физические состояния вещества, молекула, температура, теплопроводность;

- о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния  в другое;

- основные свойства воды в разных состояниях;

- о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;

- способы очистки воды от нерастворимых и растворимых примесей;

- основные свойства воздуха;

- о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;

- необходимость охраны воздушной среды от загрязнения;

- свойства звука;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы и человека;

- основные проблемы воздействия человека на природу;

- необходимость охраны окружающей среды в целом.

            уметь:

- приводить примеры веществ, описывать их;

- выделять и характеризовать основные отличительные свойства веществ и объектов неживой природы;

- сравнивать, обобщать, классифицировать (группировать) объекты живой  или неживой природы по отличительным признакам;

- наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воды;

- характеризовать  легко определяемые свойства воды (4-6);

- характеризовать круговорот воды в природе;

- наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха;

- характеризовать свойства воздуха (4-6);

- фиксировать результаты наблюдений и опытов;

- наблюдать погоду и описывать ее состояние;

- измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра;

- устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о природе родного края, страны, нашей планеты в целом, обогащения жизненного опыта, решения практических задач;

- объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;

- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

- пользоваться различной справочной литературой;

- получать информацию из разных источников, используя тексты, таблицы рисунки, схемы;

- анализировать результаты наблюдений и опытов и делать выводы;

- оценивать чистоту воды в водоемах и в системе водоснабжения своего края;

- оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных в своем городе;

- выбирать подходящие варианты одежды и поведения в быту в соответствии с температурными условиями среды;

- оценивать степень шумового загрязнения среды;

- выбирать и регулировать комфортный уровень звукового воздействия в быту и при непосредственном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.

Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова во 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе Концепции духовно нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, соответствует Стандарту второго  поколения...

Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.

Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.

Рабочая программа по  окружающему мирудля  3 класса, составлена на основе авторской программы   Плешакова А.А....

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...