Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру
для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_3g.docx | 102.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______от « 31» 08. 2015г.
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования Протокол № ____от « » 2015г. Руководитель кафедры Терехина Н.А. / / | Согласовано Заместитель директора Зверева Е.А. / / « » 2015г. |
Рабочая программа по окружающему миру
для 3«Г » класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.
«Окружающий мир. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2011.» Реализация учебной программы обеспечивается учебником Окружающий мир, 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 частях, Плешакова А.А. М: Просвещение, 2014 год)
Составитель: Терехина Н.А.,
учитель начальных классов
2015 год
1. Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Для реализации программного содержания используются:
1. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плеша¬ков. -М.: Просвещение, 2014.
2. Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2015г.
1.1.Цели и задачи изучения курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1.2 Региональный компонент
Цели регионального компонента учебного курса «Окружающий мир» ( историко-обществоведческий аспект) заключается:
1) пробуждение интереса и накопление знаний о народах, проживающих в ХМАО-Югре, об историко-культурном наследии и традициях жителей многонационального региона; формирование элементарных представлений об историческом прошлом, современности и перспективах культурного развития региона;
2) воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межнационального и межличностного общения, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
3) создание педагогических условий для позитивной этнической, региональной и культурной самоидентификации младших школьников на основе акцентации многообразия и поликультурности историко-культурного наследия региона и современной социокультурной среды;
4) самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего школьного возраста социальных ролях: ребенка, творческой индивидуальности, школьника, товарища, жителя ХМАО-Югры;
5) формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени и пространстве, углубления знаний, оценочного отношения к фактам прошлого и настоящего, к проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала ХМАО-Югры;
2. Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
2.1.Особенности изучения курса
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базизного плана на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч: (34 учебные недели).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
4.1.Описание важности учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
4.2.Ценностные ориентиры учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
4.3.Особенности учащихся класса и процесса обучения
При планировании уроков необходимо учитывать особенности обучающихся 3 класса, обладающим разным уровнем развития умений и навыков
Учитываются особенности познавательных процессов у учащихся, необходимо использование на уроках различных форм и методов таких как:
-Методы наблюдения (экскурсии, целевые прогулки)
- Практические методы (опыты и эксперименты)
- Методы игры (дидактические учебно-ролевые).
- Творческие задания (рассказывание, задания с использованием музыки и живописи).
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Личностные УУД | |
| • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. |
Регулятивные УУД | |
|
|
Познавательные УУД | |
|
|
Коммуникативные УУД | |
|
|
6. Система оценки планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
* характеризовать глобус, карту, план и их условные обозначения;
* находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
* определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
* сравнивать и различать формы земной поверхности;
* моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
* называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);
* находить на географической карте разные водоемы и определять их название;
* характеризовать формы земной поверхности;
* ориентироваться на местности при помощи компаса;
* приводить примеры веществ;
* сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
* исследовать в группах свойства воздуха;
* сравнивать свойства воды и воздуха;
* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;
* характеризовать круговорот воды в природе;
* исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
* различать изученные полезные ископаемые;
* характеризовать природные сообщества;
* опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
* определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;
*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
* выполнять правила безопасного поведения в лесу.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
* описывать достопримечательности Московского Кремля;
* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;
* находить место изучаемого события на ленте времени;
* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт – Петербург;
* искать необходимую информацию из книг и других источников;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами
правления великих князей;
* находить на ленте времени место изученного исторического события;
* проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,
связанные с охраной природы;
*использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде;
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдать правила безопасности в гололед;
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Текущий опрос. Основная цель текущего опроса- проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Критерии оценивания
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы.Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Инструментарий для оценивания результатов
Для изучения сформированности личностных результатов учитель может использовать следующий инструментарий:
- типовые задания по оценке личностных результатов, представленные в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;
- проверочные работы 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;
- методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.
Для оценки сформированности метапредметных результатов персонифицированные мониторинговые исследования можно проводить с использованием следующего инструментария:
- рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» Т.В.Меркуловой, А.Г.Теплицкой и др., издательский дом «Фёдоров»;
- методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.;
- пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;
- проверочные работы 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;
инструменты оценивания предметных результатов
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложностипо чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
знавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение
Содержание учебного предмета |
Как устроен мир? (6 ч) |
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! |
Эта удивительная природа (18 ч) |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Растения нашего края. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. . Охрана растений в ХМАО-Югре. Разнообразие животных. Животные нашего края.Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. Охрана животных в ХМАО-Югры. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. |
Наша безопасность (7 ч) |
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. |
Чему учит экономика (12 ч) |
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые нашего округа.Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Промышленность ХМАО-Югры. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. |
Путешествия по городам и странам (15 ч) |
Золотое кольцо России. Города ХМАО-Югры Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. В курс окружающий мир интегрирован курс «Краеведение» (региональный компонент)(12ч) |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол - во часов | Виды учебной деятельности |
1 | Как устроен мир. Региональный компонент-2ч | 7ч | - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, - работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, |
2 | Эта удивительная природа. Региональный компонент-5 ч | 21 ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,. -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, - объяснять свойства воды, - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о причинах разрушения горных пород -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -высказывать предположения о плодородии почвы, -классифицировать группы растений -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. -характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп. характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания - приводить примеры цепей питания -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп - приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Характеризовать системы органов человека. Уметь показывать расположение внутренних органов. Практическая работа в паре- определять рост и вес человека. Работать с терминологическим словарём. Формулировать выводы,отвечать на вопросы, Оценивать достижения. Знать правила гигиены. Распознавать предметы на ощупь. Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. Характеризовать роль скелетаи мышц в жизни человека. Следить за осанкой,выполнять физкультминутки. Моделировать строение пищеварительной системы.Обсуждать процесс пищеварения. Составлять меню. Подготовиться к проекту «Школа кулинаров». Знать строение дыхательной системы и её роль.Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье. Характеризовать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. Выполнять тесты с выбором ответа.Обсуждать выступления учащихся. |
4 | Наша безопасность – | 8 ч | -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения, -классифицировать дорожные знаки -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, Актуализировать знания дорожных знаков. Моделировать путь от дома до школы. Находить из разных источников сведения о работе полиции,вооружённых силах, службы пожарной охраны ,МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов. Обсуждать опасные места вдоме и вне его. Работать со взрослыми: составлять схему своего двора. Характеризовать опасности природного характера. Отличать гадюку от ужа. соблюдать правила гигиены при общении с домашними животными. Приводить примеры цепей загрязнения. Обсуждать меры по охране окружающей среды .Знакомиться с устройством и работой фильтра по очистке воды. |
5 | Чему учит экономика Региональный компонент-2ч | 12 ч | Различать товары и услуги .Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по плану. Приводить примеры использования природных богатств ,прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Актуализировать знания о полезных ископаемых .Различать и классифицировать культурные растения. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать какие продукты животноводства использует семья в течении дня. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Собирать информацию об экономике своего края. Моделировать ситуацию бартера .Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Определять люди каких профессий получают зарплату из госуларственного бюджета. Характеризовать семейный бюджет. Раскрывать взаимосвязь между экономией и экологией. Моделировать экологические прогнозы. |
6 | Путешествия по городам и странам Региональный компонент-3ч | 10 ч | Прослеживать маршрут путешествия по карте России. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Собирать экспонаты для музея. Готовить сообщения. Показывать по карте границы России. Обсуждать почему с соседями нужно иметь добрые отношения. Соотносить государства и их флаги. Знать страны севера Европы. Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса. Выяснить какие товары поступают из Бельгии,Голландии,Люксембурга. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям и открыткам. Знать какие товары поступают из Германии, Австрии . Швейцарии. Подготовить сообщение о Франции. Составлять вопрсы для викторины о Великобритании. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Рассказывать о памятниках архитектуры и искусства. Обсуждать цели международного туризма.Работать с картой. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Всего: | 68 |
Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Эта цель определяет следующие задачи:
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
2. Наглядные пособия.
1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.
2. Глобус.
3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Компьютерная игра «Кузя и сила природы» (CD).
4. Технические средства обучения.
1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экспозиционный экран.
5. Компьютерный стол.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения
.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 3классе по два часа в неделю, 68 часов в год.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Основные виды учебной деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Как устроен мир (7ч) | ||||||||
1 | 1 | Природа, её разнообразие. Многообразие природы ЮгрыР.к. | 1 | Комбинированный | Знакомство с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. | - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - осуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, | ||
2 | 2 | Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. | 1 | Изучение нового материала | Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания. | |||
3 | 3 | Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. | 1 | Изучение нового материала | Представление о людях, населяющих планету Земля, проявление дружбы к любому народу. | |||
4 | 4 | Мир глазами эколога | 1 | Комбинированный | Понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой. | |||
5 | 5 | Природа в опасности. Охрана природы. . Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник « Малая Сосьва»Р.К. | 1 | Комбинированный | Как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. | |||
6 | 6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир» | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | ||||
7 | 7 | Проверочная работа на тему «Как устроен мир» | 1 | Проверить знания по разделу «Как устроен мир» | ||||
Эта удивительная природа-21ч | ||||||||
8 | 1 | Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с телами их составом | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
9 | 2 | Разнообразие веществ. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота | |||
10 | 3 | Воздух его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. | 1 | Изучение нового материала | Состав и свойства воздуха. Опыт «При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается» | |||
11 | 4 | Вода, её свойства. | 1 | Комбинированный | Свойства воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу. Практическое задание «Готовим воду для питья» | |||
12 | 5 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 | Изучение нового материала | Формировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении природы. Опыт «Круговорот воды в природе» | |||
13 | 6 | Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды. | 1 | Комбинированный | Причины загрязнения водоемов, меры охраны водоемов от загрязнения. | |||
14 | 7 | Разрушение твёрдых пород в природе. | 1 | Изучение нового материала | Формировать представление о разрушении в природе твердых пород под воздействием определенных факторов. | устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | ||
15 | 8 | Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Использование песка и глины Р.к. | 1 | Изучение нового материала | Представление о почве как о верхнем слое земли; основные свойства почвы. | |||
16 | 9 | Растения, их разнообразие. Ягоды нашего краяР.к. | 1 | Комбинированный | Основная классификация растений. | Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Использовать знания и умения для ухода за растениями; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | ||
17 | 10 | Дыхание и питание растений. | 1 | Комбинированный | Связь солнца, растений и людей. | |||
18 | 11 | Дыхание и питание растений.Растения в нашем классе | Комбинированный | |||||
19 | 12 | Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | Изучение нового материала | Расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени. | |||
20 | 13 | Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Красная книга Югры Р.к. | 1 | Комбинированный | Значение растений в жизни животных и человека. | |||
21 | 14 | Животные, их разнообразие. Приспособленность к условиям жизни Севера Р.К | 1 | Комбинированный | Классификация животных и их групповые признаки. | характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп. характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания - приводить примеры цепей питания -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп - приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве | ||
22 | 15 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. | 1 | Изучение нового материала | Классификация животных по типу пищи; цепи питания. | |||
23 | 16 | Сеть питания и экологическая пирамида. | 1 | Изучение нового материала | Невидимая пищевая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу. | |||
24 | 17 | Размножение и развитие животных. | 1 | Изучение нового материала | Размножение и развитие животных. | |||
25 | 18 | Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных. | 1 | Комбинированный | Знакомство с Красной книгой и животными, которые в нее внесены | |||
26 | 19 | Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего краяР.к. | 1 | Изучение нового материала | Классификация грибов, части гриба | Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | ||
27 | 20 | Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | 1 | Изучение нового материала | Круговорот жизни на Земле и основные звенья этого круговорота | Использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными | ||
28 | 21 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Тест «Эта удивительная природа» | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. Проверить знания по разделу | |||
Мы и наше здоровье. (10ч) | ||||||||
29 | 1 | Организм человека. Органы и системы органов. | 1 | Изучение нового материала | Организм человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | Характеризовать системы органов человека. Уметь показывать расположение внутренних органов. Практическая работа в паре- определять рост и вес человека. Работать с терминологическим словарём. Формулировать выводы,отвечать на вопросы, Оценивать достижения. Знать правила гигиены. | ||
30 | 2 | Органы чувств, их значение и гигиена | 1 | Комбинированный | Органы чувств и их значение для человека. | Распознавать предметы на ощупь. Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. | ||
31 | 3 | Кожа, её значение и гигиена. | 1 | Комбинированный | Понятие «кожа» и ее функции | |||
32 | 4 | Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. | 1 | Изучение нового материала | Строение тела; представление о здоровом образе жизни. | Характеризовать роль скелетаи мышц в жизни человека. Следить за осанкой,выполнять физкультминутки. | ||
33 | 5 | Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. | 1 | Комбинированный | Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой, правила правильного питания. | Моделировать строение пищеварительной системы.Обсуждать процесс пищеварения. Составлять меню. Подготовиться к проекту «Школа кулинаров». Знать строение дыхательной системы и её роль.Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье. Характеризовать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. Выполнять тесты с выбором ответа.Обсуждать выступления учащихся. | ||
34 | 6 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. | 1 | Изучение нового материала | Органы дыхания и выделения | |||
35 | 7 | Инфекционные болезни и способы их предупреждения. | 1 | Комбинированный | Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья. | |||
36 | 8 | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. | 1 | Комбинированный | Правила сохранения и укрепления здоровья. | |||
37 | 9 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |||
38 | 10 | Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье» | 1 | Комбинированный | Проверить знания по разделу | |||
Наша безопасность. (8ч) | ||||||||
39 | 1 | Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа. | 1 | Комбинированный | Как выглядит опасность и почему она возникает | -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения, | ||
40 | 2 | Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |||
41 | 3 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. | 1 | Комбинированный | Дорожные знаки, правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | классифицировать дорожные знаки -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, Актуализировать знания дорожных знаков. Моделировать путь от дома до школы. Находить из разных источников сведения о работе полиции,вооружённых силах, службы пожарной охраны ,МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов | ||
42 | 4 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. | 1 | Комбинированный | Выявить опасные места для человека, учить предвидеть и избегать опасность. | Характеризовать опасности природного характера. Отличать гадюку от ужа. соблюдать правила гигиены при общении с домашними животными. | ||
43 | 5 | Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. | 1 | Комбинированный | Научиться защищать от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека. | Характеризовать опасности природного характера. Отличать гадюку от ужа. соблюдать правила гигиены при общении с домашними животными. | ||
44 | 6 | Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды. | 1 | Комбинированный | Знакомство с терминами «Экологическая безопасность. «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог». | . Приводить примеры цепей загрязнения. Обсуждать меры по охране окружающей среды .Знакомиться с устройством и работой фильтра по очистке воды. | ||
45 | 7 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |||
46 | 8 | Тест «Наша безопасность». | 1 | Комбинированный | Проверить знания по разделу | |||
Чему учит экономика. (12ч) | ||||||||
47 | 1 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика | 1 | Изучение нового материала | Значение слова «экономика» | Различать товары и услуги .Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по плану. | ||
48 | 2 | Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение. | 1 | Изучение нового материала | Основа экономики. | |||
49 | 3 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО Р\к. | 1 | Изучение нового материала | Свойства полезных ископаемых. | . Приводить примеры использования природных богатств ,прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Актуализировать знания о полезных ископаемых) | ||
50 | 4 | Растениеводство - отрасль сельского хозяйства. | 1 | Изучение нового материала | Различать культурные растения | Различать и классифицировать культурные растения. | ||
51 | 5 | Животноводство - отрасль сельского хозяйства. | 1 | Изучение нового материала | Особенности разведения и содержания домашних животных. | Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать какие продукты животноводства использует семья в течении дня. | ||
52 | 6 | Промышленность и её основные отрасли. Нефть, газ, каменный уголь, торф-«земное тепло» Югры Р.к. | 1 | Изучение нового материала | Различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Выявлять связь растениеводства и промышленности. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. | ||
53 | 7 | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с монетами, денежными единицами, сбережениями. | Собирать информацию об экономике своего края. Моделировать ситуацию бартера .Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Определять люди каких профессий получают зарплату из госуларственного бюджета. | ||
54 | 8 | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с терминами бюджет, расходы, доходы, налоги. | |||
55 | 9 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | 1 | Изучение нового материала | Понятие «семейный бюджет» | Характеризовать семейный бюджет. | ||
56 | 10 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | 1 | Изучение нового материала | Задачи экологии и две стороны экономики. | Раскрывать взаимосвязь между экономией и экологией. Моделировать экологические прогнозы. | ||
57 | 11 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | ||
58 | 12 | Проверочная работа на тему «Чему учит экономика». | 1 | Комбинированный | Проверить знания по разделу | |||
Путешествие по городам и странам. (10ч) | ||||||||
59 | 1 | Города золотого кольца России - слава и гордость страны. | 1 | Изучение нового материала | Города нашей Родины и ее достопримечательности. | Прослеживать маршрут путешествия по карте России. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Собирать экспонаты для музея. Готовить сообщения. Показывать по карте границы России. | ||
60 | 2 | Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России. Практическая работа «Работа с картой» | |||
61 | 3 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны | 1 | Северные европейские государства. Практическая работа «Работа с картой» | ||||
62 | 4 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс. | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить со странами Бенилюкса. Практическая работа «Работа с картой» | |||
63 | 5 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной Европы. | 1 | Изучение нового материала | Страны, расположенные в центре Европы. Практическая работа «Работа с картой» | Соотносить государства и их флаги. Знать страны севера Европы. Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса. Выяснить какие товары поступают из Бельгии,Голландии,Люксембурга. | ||
64 | 6 | Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить с европейскими странами – Францией и Великобританией Практическая работа «Работа с картой» | Обсуждать почему с соседями нужно иметь добрые отношения. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям и открыткам. Знать какие товары поступают из Германии, Австрии . Швейцарии. Подготовить сообщение о Франции. Составлять вопрсы для викторины о Великобритании. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Рассказывать о памятниках архитектуры и искусства. Обсуждать цели международного туризма. | ||
65 | 7 | Страны на юге Европы. Греция и Италия | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить с европейскими странами – Грецией, Италией. Практическая работа «Работа с картой» | |||
66 | 8 | Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Современные архитектурные памятники югорского края Р.к. | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить со знаменитыми местами мира. Практическая работа «Работа с картой» | |||
67 | 9 | Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам» .История в названиях улиц твоего поселка. Р.к. | 1 | Повторениеобобщение изученного | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | Работать с картой. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
68 | 10 | Путешествие по городам нашего округа р.к | 1 | «Путешествие по городам | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)...