Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" 2016-2017 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_mir_vokrug_nas_avtor_terehova_m.n.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное
Питерского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______/Беляева Г.А./ Протокол №_____ от «____» ______________ 2016г. | «Согласованно» Зам. дир. по ВР _______/Байгалиева Ю.Ю./ Протокол №_____ от «____» ______________ 2016 г. | «Утверждено»» Директор МОУ «СОШ с. Запрудное» _________/Панфиленко А.Ю./ Приказ №______ от «____» ______________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ
Учитель: Терехова Марина Николаевна
высшая квалификационная категория
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МОУ СОШ с.Запрудное».
1. Цели и задачи программы:
Цель кружка «Мир вокруг нас» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Актуальность и новизна. Данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 45 минут. Срок реализации программы - 1 год.
Занятие по теме состоит из двух частей:
- теоретической - знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.
- практической - выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно - прикладного искусства.
Состав групп постоянный, количество учащихся –15 человек.
Основные принципы организации деятельности учащихся:
- Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
- Принцип научной организации
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
- Принцип целостности
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
- Принцип личностно-деятельностного подхода
- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
- Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
- Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
- Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
- Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
- Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.
Принципы отбора содержания.
- Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов | ||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа |
Второй уровень результатов | ||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематический диспут |
Третий уровень результатов | ||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Введение 1 час
Как нам жить в дружбе с природой.
Времена года. Осень. 11 часов
Экскурсия. Сбор природного материала. Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья» Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Осеннее оригами. Лесные великаны – лоси. Подружка осени – лиса. Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. Хлеб всему голова. Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. Лесные великаны-зубры. Золотая Хохлома краски осени взяла.
Времена года. Зимушка – зима. 11 часов
Здравствуй, зимушка-зима! Новый год петух несёт, гость с семьёю к нам идёт. Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. Ель. Сказочный лес. Еловая ветка. Совушка - мудрая головушка. Белка. Красногрудый снегирь. Морж. Кони - молодецкие, кони городецкие. Северное сияние. Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.
Времена года. Весна - красна. 11 часов
Уж тает снег, бегут ручьи. Весенний букет - для мамочки привет! Исследовательская работа «И это всё о радуге» В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай. Божьи коровки. Проект. Цветы для ветерана. Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года. Красавица Весна. Мы цветы сажаем планету украшаем. Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».
Тематическое планирование
№ | Название раздела (главы) кол-во часов | Название темы | Количество часов | Дата | |
По плану | фактически | ||||
1 | Введение 1 час | Как нам жить в дружбе с природой. | 1 | ||
2 | Времена года. Осень. 11 часов | Экскурсия. Сбор природного материала. | 1 | ||
3 | Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья» | 1 | |||
4 | Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. | 1 | |||
5 | Осеннее оригами. | 1 | |||
6 | Лесные великаны – лоси. | 1 | |||
7 | Подружка осени – лиса. | 1 | |||
8 | Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. | 1 | |||
9 | Хлеб всему голова. | 1 | |||
10 | Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. | 1 | |||
11 | Лесные великаны-зубры. | 1 | |||
12 | Золотая Хохлома краски осени взяла. | 1 | |||
13 | Времена года. Зимушка – зима. 11 часов | Здравствуй, зимушка-зима! | 1 | ||
14 | Новый год петух несёт, гость с семьёю к нам идёт. | 1 | |||
15 | Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. | 1 | |||
16 | Ель. Сказочный лес. Еловая ветка. | 1 | |||
17 | Совушка - мудрая головушка. | 1 | |||
18 | Белка. | 1 | |||
19 | Красногрудый снегирь. | 1 | |||
20 | Морж. | 1 | |||
21 | Кони - молодецкие, кони городецкие. | 1 | |||
22 | Северное сияние. | 1 | |||
23 | Мы зиму провожаем, солнышко встречаем. | 1 | |||
24 | Времена года. Весна-красна. 11 часов | Уж тает снег, бегут ручьи. | 1 | ||
25 | Весенний букет - для мамочки привет! | 1 | |||
26 | Исследовательская работа «И это всё о радуге» | 1 | |||
27 | В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. | 1 | |||
28 | Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай. | 1 | |||
29 | Божьи коровки. | 1 | |||
30 | Проект. Цветы для ветерана. | 1 | |||
31 | Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года. | 1 | |||
32 | Красавица Весна. | 1 | |||
33 | Мы цветы сажаем планету украшаем. | 1 | |||
34 | Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы». |
Утверждаю»
Директор МОУ
«СОШ с.Запрудное
Питерского района
Саратовской области »
__________/Панфиленко А.Ю./
ФИО
Список членов кружка « Мир вокруг нас»
на 2016-2017 уч.год
- Бозина Лиана
- Газизова Сабина
- Гнедюк Виктория
- Дадонова Кристина
- Джангалиев Нурлан
- Имангалиев Арман
- Исаков Дамир
- Крутько Кристина
- Леванов Владимир
- Манашев Кирилл
- Османова Анжелика
- Панкова Наталья
- Рахметов Владимир
- Рахметова Алина
- Сергиенко Диана
- Тельгариев Расул
- Харике Максим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс
Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...
«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
Программа ПНШ...
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
Календарно-тематическое планирование "Вокруг света", пояснительная записка к предмету по внеурочной деятельности "Вокруг света"
Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование "Вокруг света" (внеурочная деятельность)...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...