Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Дутковская Алина Александровна


Программа ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.03.17.doc69.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Школа:

Класс: 4

Урок:

Кабинет:

Учитель:

Методист:

Студентка: Дутковская Алина, 42 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ

И ЕЁ ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА».

Цель деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • закрепить знания о смене дня и ночи и о смене времён года;
  • познакомить учащихся с движениями Земли.

Личностные: 

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • прививать познавательный интерес;
  • развивать речь, мышление, умения делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа»; учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, автор О.Н. Федотова; рабочая тетрадь к учебнику; презентация; раздаточный материал (карточки) .

 Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала занятия

Словесный: слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!

- Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом».

- Что нам хотел сказать этим высказыванием  французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое)

Смотреть на слайд.

Читать высказывание.

Отвечать на поставленный вопрос.

К: настрой на урок

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: работа  с тестом

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

5 мин

-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему? (солнечная система)

Проверка домашнего задания

- На столах вы видите зеленые листочки по вопросам пройденной темы. Выполните задание на листочке, вставив пропущенные слова и числа. Читайте внимательно!

- Объединитесь в группы и проверьте ответы.

- Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку

- Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку

- Молодцы!

Слушать установку учителя

Анализировать информацию

П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить тест

П.: строить логическую схему размышлений

III.Постановка учебной задачи

2 мин

- Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.

- Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.

1)  Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)

Верно!

2)  Нет начала, нет конца,

Нет затылка, нет лица,

Только знает млад, да стар –

Что она огромный шар! (Земля)

3) ребус. Ответ – вращение

4) ребус. Ответ – ось.

- Вот такие 4 слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)

Вот такая вот точная формулировка темы. Прочитайте название на слайде (вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца)

- Какие цели мы поставим на урок? Что вы хотите узнать? Что вы хотите понять? Чему хотите научиться? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли)

- Верно!

Отгадывать загадки

Отгадывать ребусы

Определять тему урока

Ставить цели на урок.

Отвечать на вопросы учителя.

Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

IV.Открытие нового знания

Словесный:

беседа

Словесный:

работа по учебнику

Практический:

эксперимент

20 мин

Объяснение нового материала

- Солнце – источник тепла и света  для всего живого на земле. Что Солнце делает с нашей планетой? (Солнце освещает нашу планету)

- Верно! А что происходит на планете от освещения? (на Земле  сменяются день и ночь)

- Отлично! Прочитайте первый абзац.

- Что вы поняли? Что Земля вращается не только вокруг но Солнца, но и вокруг… (своей оси)

К доске вызываются два человека. Один – Солнце, второй – Земля. Задача: на практическом опыте показать вращение вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Чтение первого предложения.

- Про какую линию говорят? (земную ось)

Чтение второго абзаца.

- Ребята, вы представили себе земную ось? Посмотрите теперь на слайд. На слайде рисунок с земной осью

Чтение третьего абзаца – первого предложения.

Вращение Земли. Показать практически на глобусе и на слайде.

После прочтение третьего абзаца – опыт с фонарем и глобусом –«День-ночь».

-Ребята, давайте возьмем нашу страну – Россию и Соединенные Штаты Америки (США). Если в России – день, то что в США? (ночь)

- А если в России ночь, то в США? (день)

- Отлично!

После чтения первого предложения из 4 абзаца, показать картинку глобуса на слайде.

Далее чтение 4 абзаца.

После прочтения абзаца.

- т.е. как бы не менялся наклон земной оси, северный полюс всегда будет направлен на полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.

- Раньше, когда моряки были в северном полушарии, и не было компасов, они ориентировались по звездам. И основной ориентир в северном полушарии был на Полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север.

Чтение 5 абзаца с вопросом.

- ответ – ан северном полюсе идет смена времен года.

- Угол падения земной оси равен 66º. Сейчас я вам покажу небольшой фрагмент, а вы внимательно следите, и потом мне скажите,  что же происходит с земной осью за год.

Показ приложения.

- Что происходит с осью? (ось с 66º, меняется на 90º, затем на 66º и обратно на 90º)

- Что значит 90º? (значит день равен ночи)

- Верно! Такие дни называются равноденствием. Это 21 марта – день весеннего равноденствия и 23 сентября – день осеннего равноденствия.

- А еще есть дни солнцестояния. 22 июня – день летнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария освещена Солнцем, т. е. в эту дату день - самый длинный в году, а ночь – самая короткая на северном полушарии.  А 22 декабря – день зимнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария находится в тени, т. е. в эту дату ночь - самая длинная в году, а день - самый короткий на северном полушарии.

Слушать и отвечать на вопросы.

Читать параграф учебника

Выполнять практическую работу

Работать по учебнику.

Отвечать на вопросы

Описание иллюстраций.

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы

Видеть закономерность

Слушать учителя

П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт

П. Смысловое чтение учебника

Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе

П: Строить логическую цепь рассуждений;

Проводить сравнение;

Извлекать необходимую информацию из текста.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции

Л: Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Динамическая пауза

Практический:

Динамическая пауза

2 мин

- А сейчас давайте немного отдохнем и проведем с вами динамическую паузу

- 1. Сейчас мы быстро растираем руки и прикладываем к глазам

- 2. Массажировать мочки ушей

- 3. Сделать замок за спиной с переменой рук

- 4. Гимнастика для глаз
    1) вверх – вниз, влево – вправо

     2) круговые движения по часовой стрелке – против часовой

     3) зажмурить – открыть

Выполнять двигательные упражнения

Л: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

V. Решение частных задач

10 мин

Чтение 7 абзаца.

Показать практически.

Чтение 8 абзаца

Чтение 9 абзаца

- Ребята, знаете ли вы? (ответы детей)

- Так давайте узнаем. Переверните страницу.

Чтение 10 абзаца.

Показ иллюстрации на слайде.

- Верно! А теперь давайте немного попрактикуемся. Откройте рабочую тетрадь на странице 13. Найдите номер 20. Прочитайте задание (дополни текст. Впиши пропущенные слова и цифры)

- Внимательно выполняйте в своих тетрадях.

- Все! Заканчиваем! Сейчас мы проверим. Начинаем читать по предложению по цепочке. Если вы не согласны с учеником, то поднимайте руку.

- Молодцы! А теперь найдите номер 21. Прочитайте задание. (рассмотри рисунок. Определи, лето или зима в Южном полушарии?)

- Стоп. Ребята, лето или зима? (зима)

- Как вы это определили? (к солнцу обращено Северное полушарие, значит на Северном полушарии – лето, а в Южном – зима)  

- Совершенно верно! Прочитайте вторую часть задания. (используя одну из параллелей, покажи направление вращения Земли вокруг своей оси с запада на восток)

- Что такое параллель? (параллель – линия условно проведенная на поверхности Земли параллельно экватору)

- Правильно! А теперь выполняйте.

- Проведите самопроверку, т.е. проверьте сами себя по ответу на слайде.

- Сейчас закройте всё. И разделитесь на 4 подгруппы. ≈ по 6-7 человек. Я сейчас раздам задание. В задании написано название сезона. И также две колонки – северное и южное полушарие. Вам нужно записать в строчки месяца. Если в Северном полушарии – такой сезон, то в Южном – другой. И именно от сезонов отталкиваемся на месяца. Выполняйте! Время на работу – 2 минуты.

Работа с текстом учебника.

П. владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

П: Построение логической цепи рассуждений.

Осознанное построение речевого высказывания.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI.Рефлексия

5 мин

- Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня изучали? ( вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца)

- А какие цели вы ставили перед собой в начале урока? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли)

- Достигнуты они? (да).

- Я рада, что большинство из вас поняли материал сегодняшнего урока. На листочках, которые лежат у вас, оцените свою работу.

«Лесенка успеха»

1 ступень – не понял, не интересно

2 ступень – что-то было непонятно, но урок интересный

3 ступень – все понял, все сделал правильно

- До свидания! Спасибо за урок! Вы большие молодцы!

-Домашнее задание: 

Анализировать работу на уроке.

Отвечать на вопросы учителя

Оценивать свою работу на уроке

Записывать домашнее задание.

П: обобщать; классифицировать

Р: Оценивать деятельность

Л. Самоорганизация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом Ламартин

Слайд 2

1. Земля – одна из 8 планет Солнечной системы. 2. Солнце – звезда Вселенной 3. Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют Солнечную систему . 4. Воображаемая линия, по которой движется небесное тело, называется его орбитой .

Слайд 3

СОЛНЦЕ ЗЕМЛЯ

Слайд 4

‘‘‘ 4 = Щ

Слайд 5

СОЛНЦЕ ЗЕМЛЯ ВРАЩЕНИЕ

Слайд 7

СОЛНЦЕ ЗЕМЛЯ ВРАЩЕНИЕ ОСЬ

Слайд 8

Тема: «Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца» Цели:

Слайд 20

1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...

Конспект урока "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца" (Окружающий мир, 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Конспект урока во втором классе по УМК "Перспективная начальная школа" . Тема урока: "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца"...

урок окр. мира "Движение Земли вокруг Солнца"

Презентация к уроку окр. мира во 2 классе. УМК "Школа 2100..."...

Движение Земли вокруг Солнца 3 КЛАСС

Движение Земли вокруг Солнца  3 класс...

Планеты, движущиеся вокруг солнца

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по УМК "Гармония". Учебник "Окружающий мир" автор Поглазова О.Т. часть 2. На уроке используются исследовательская и проектная технологии....

Тема урока: Обучение бегу с вращением вокруг своей оси, зигзагом, с ускорением, с прыжками через условные рвы. Подвижная игра «Вороны и воробьи».

Задачи урока:1. Обучение бегу с вращением вокруг своей оси, зигзагом, с ускорением, с прыжками через условные рвы. Бег с ускорением от 10 до 20 м с высокого старта.2. Закрепление высокого старта, бега...