«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Низамова Альфия Тимергалиевна

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnaya_sistema.rar586.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе на тему:

«Солнечная система.

 Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

                                                                         

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

                         2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

                         3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

а) подготовка класса к уроку;

       б) эмоциональный настрой детей;

- Нас с вами ждёт интересный урок.

- Вы боитесь трудностей?

- К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

- Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

   1) Вступительное слово учителя.

 

-   Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.  

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

    Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются  и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

   Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

   2) – Как же образовалась Солнечная система?

  - Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, - звёздного вещества.

   Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.  

   3) Фильм «Образование Солнечной системы»

   4) Рассказ детей о планетах

- Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

   

  5) Презентация «Планеты»

   Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

   Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.  

   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

- Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера - 222  земных дня

Земля - …..     земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

3. Физкультминутка

  - Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

- Земля вращается вокруг Солнца (И)

- Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

- В високосном году 365 дней (Л)

- В Солнечной ситеме 9 планет (И)

- На Венере есть жизнь (Л)

- Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4.  Работа с частью текста на стр. 54-55.

    (Чтение текста по цепочке)

   Какие выводы можем сделать?

 

- Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

      Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

      По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

      Мы живём в Северном полушарии.

      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

      В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

- Чем это можно объяснить?

5.  Практическая работа

- Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

 6. Итог

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

Конспект урока "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца" (Окружающий мир, 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Конспект урока во втором классе по УМК "Перспективная начальная школа" . Тема урока: "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца"...

урок окр. мира "Движение Земли вокруг Солнца"

Презентация к уроку окр. мира во 2 классе. УМК "Школа 2100..."...

Движение Земли вокруг Солнца 3 КЛАСС

Движение Земли вокруг Солнца  3 класс...

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....

Тема урока: Обучение бегу с вращением вокруг своей оси, зигзагом, с ускорением, с прыжками через условные рвы. Подвижная игра «Вороны и воробьи».

Задачи урока:1. Обучение бегу с вращением вокруг своей оси, зигзагом, с ускорением, с прыжками через условные рвы. Бег с ускорением от 10 до 20 м с высокого старта.2. Закрепление высокого старта, бега...