Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Planirovanie_okruzhayushchiy_mir_1_klass_Pleshakov.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Автор: А.А.Плешаков
1 класс (1-4)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО.
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом», опубликованной в издательстве «Просвещение» в 2002 году.
Программа рассчитана на 1 класс по системе 1 – 4. временные рамки прохождения программы составляют 66 часов (в том числе 8 часов включены в курс «Введение в школьную жизнь»).
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества.
Данный учебный курс даёт возможность целенаправленно развивать мышление ученика, формируя приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Содержание курса направлено на формирование умений распознавать природные объекты и их практически исследовать; моделирование объектов и явлений окружающего мира; эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.
В основе методики обучения по курсу «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, который предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение учениками предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.
Учащимся не даются готовые знания, а организуется целенаправленная деятельность по их добыванию. В 1 классе темы всех уроков формулируются виде проблемных вопросов, ответы на которые ученики ищут сами с помощью учителя. Движение ученика от незнания к знанию поддерживается общей игровой канвой урока, что позволяет успешно реализовывать проблемно-поисковый подход при работе с первоклассниками.
В курс включена система практических работ с природными объектами, различными предметами, моделями, на которых первоклассники практическими методами исследуют окружающий мир. В этом процессе задействованы все органы чувств. Использование моделей и изготовление моделей самими учащимися, то есть деятельность моделирования, - необходимое дополнение к работе с натуральными природными объектами и предметами, позволяющее переходить от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактному, к формированию теоретических знаний. С помощью моделей ученики учатся классифицировать объекты, выделять их существенные признаки.
Формы организации детей групповая, парная, коллективное решение проблемных вопросов, индивидуальные задания, которые даются с учётом интересов и склонностей учеников, смена видов деятельности на уроке, которая является обязательным условием успешного обучения.
Для успешного изучения курса «Мир вокруг нас» важны экскурсии, учебные прогулки, уроки в природном окружении. Минимальное количество экскурсий с первоклассниками – две («Наша школа», «Дорога от дома до школы»).
Программа для 1 класса (1-4) представлена 4 темами:
- Что и кто? (19 ч.)
- Как, откуда и куда? (12 ч.)
- Где и куда? (9 ч.)
- Почему и зачем? (18 ч.)
Содержание, предусмотренное программой для изучения в 1 классе (1-4), приведено в соответствие с возрастными особенностями первоклассниками.
Программа является гимназической повышенного уровня сложности:
- Простроена система проверочных работ с заданиями, соответствующими содержанию учебника.
- Включён дополнительный материал во все темы для интеллектуального развития учащихся (логические задачи, загадки, шарады, ребусы, кроссворды).
- Широко используются творческие задания.
- В связи с реализацией в начальной школе проекта «Формирование основ информационной культуры в системе РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в начальной школе на интегрированных уроках», большое внимание на уроках уделяется работе с информацией (работа с учебной статьёй).
Уроки ведутся в технологии развивающего обучения. При организации работы используются принципы развивающего обучения:
- Идёт формирование компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование учебных действий.
- В центре внимания находится ученик как субъект своей деятельности.
- Преподавание ведётся на повышенном уровне сложности.
- Ведущей является коллективная мыслительная деятельность: диалог, полилог.
Программа написана с учётом календарных часов.
Учебно-методический комплект включает следующие издания:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1999.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Рабочая тетрадь к учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1999.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Вита-Пресс, 2001.
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты 1 кл. – М.: Просвещение, 2008.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас: Метод. пособие к учебнику для 1 кл. нач. шк. – М. Просвещение, 2002.
ПРОГРАММА
1 класс
(2ч x 33 нед. = 66 часов)
- Что и кто? (19 часов)
Содержание раздела | ФГОС НОО |
Формирование у учащихся представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, что доступно непосредственному опыту детей. | Использование человеком богатств природы. Солнце – источник света. Полезные ископаемые. Растения. Части растения, условия жизни растений. Культурные растения на местности, их роль в жизни человека. Рыбы, птицы, звери. Охрана природного богатства. Зоопарки. Правила противопожарной безопасности. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой, компьютером и другими опасными предметами. Моя Родина: название, государственный флаг, столица, гимн… Звезды и планеты. Водоемы, их разнообразие. |
- Как, откуда и куда? (12 часов)
Содержание раздела | ФГОС НОО |
Познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. | Животные, их разнообразие. Уход человека за одомашненными животными. Птицы, помощь птицам в зимний период. Средства связи: почта, телефон, телеграф. Охрана природы, роль человека в сохранении природных свойств. |
- Где и когда?(9 часов)
Содержание раздела | ФГОС НОО |
Развивает представления учеников о пространстве и времени. | Времена года. Дни недели. Природные зоны России, общее представление. Динозавры. Изобретения человека. Профессии людей. Природа живая и неживая: примеры явлений природы (дождь, ветер, радуга, листопад…) |
- Как, откуда и куда? (12 часов)
Содержание раздела | ФГОС НОО |
Обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определение целей и смысла той или иной человеческой деятельности. | Природа живая и неживая: примеры явлений природы (дождь, ветер, радуга, листопад…) Красная книга России, отдельные представители растений и животных. Правила поведения в лесу. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Транспорт (наземный, воздушный, водный) Экология. |
Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- освоение социальной роли ученика и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь, умение ориентироваться в мире профессий.
Метопредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений мира.
Предметными результатами являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- владение базовым понятийным аппаратом;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять особенности объектов, описывать и характеризовать факты и события;
- выявление причинно – следственных связей в мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, правил поведения в мире природы и людей;
- понимание роли и значения родного края в природе, истории России и в ее современной жизни;
- понимание места своей семьи в истории и культуре России.
- ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «МИР ВОКРУГ НАС»
1 КЛАСС
ПО ПРОГРАММЕ «ЗЕЛЁНЫЙ ДОМ»
66 ЧАСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ 8 ЧАСОВ СТУПЕНЧАТЫЙ РЕЖИМ)
№ | Дата | Тип урока | Тема урока | Учебные пособия | |||
учебник | рабочая тетрадь | тест | проверь себя | ||||
ТЕМА 1 «ЧТО И КТО» (19 ч) | |||||||
Задавайте вопросы. | 3-4 | ||||||
Что у нас над головой? | 6-7 | 3 | |||||
Что у нас над головой? | 6-7 | 3 | 3 | 3 | |||
Что у нас под ногами? | 8-9 | 4 | 4 | 4 | |||
Что растёт на подоконнике? | 10-11 | 5 | 5 | 5 | |||
Что растёт на клумбе? | 12-13 | 6 | 6 | 6 | |||
Что это за листья? | 14-15 | 6 | 7 | 7 | |||
Что такое хвоинки? | 16-17 | 7-8 | 8 | 8 | |||
Что общего у разных растений? | 18-19 | 8 | 9 | 9 | |||
Кто такие насекомые? Рефлексия четверти. | 20-21 | 9 | 10 | 10 | |||
Кто такие рыбы? | 22-23 | 10 | 11 | 11 | |||
Кто такие птицы? | 24-25 | 11 | 12 | 12 | |||
Кто такие звери? | 26-27 | 12 | 13 | 13 | |||
Что такое зоопарк? | 28-29 | 13 | 14 | ||||
Что окружает нас дома? | 30-31 | 14 | 15 | ||||
Что умеет компьютер? | 32-33 | 14 | 16 | ||||
Что вокруг нас может быть опасным? | 34-35 | 15 | 17 | 14 | |||
Что мы знаем о нашей стране и о своём городе? | 36-37 | 15-16 | 18 | 15-17 | |||
На что похожа наша планета? | 38-39 | 16 | 19 | 18 | |||
ТЕМА 2. «КАК, ОТКУДА И КУДА?» (12 ч.) | |||||||
Куда текут реки? | 40 -41 | 17-18 | 20 | 19 | |||
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 42-43 | 18 | 21 | ||||
Откуда в наш дом приходит электричество? | 44-45 | 19 | 22 | 20 | |||
Откуда берутся снег и лёд? | 46-47 | 20 | 23 | ||||
Как живут растения? Рефлексия четверти. | 48-49 | 21 | 24 | 21 | |||
Как живут животные? | 50-51 | 22-23 | 25 | 22 | |||
Как ухаживать за кошкой и собакой? | 52-53 | 22-23 | 26-27 | 23 | |||
Как зимой помочь птицам? | 54-55 | 23-24 | 28 | 24 | |||
Как путешествует письмо? | 56-57 | 24 | 29 | ||||
Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? | 58-59 | 25 | 30 | 25 | |||
Откуда берётся и куда девается мусор? | 60-61 | 26 | 31 | ||||
Откуда в снежках грязь? | 62-63 | 27-28 | 32 | ||||
ТЕМА 3. «Где и когда?» ( 9 ч.) | |||||||
Когда придёт суббота? | 4-5 | 29 | 33 | 26-27 | |||
Когда наступит лето? | 6-7 | 29-30 | 34 | 28 | |||
Где живут белые медведи? | 8-9 | 31 | 35 | 29 | |||
Где живут слоны? | 10-11 | 31 | 36-37 | 30-32 | |||
Где зимуют птицы? | 12-13 | 32 | 38 | 33 | |||
Когда жили динозавры? | 14-15 | 32-33 | 39 | ||||
Когда появилась одежда? | 16-17 | 33 | 40 | 34-35 | |||
Когда изобрели велосипед? | 18-19 | 34 | 41 | 36 | |||
Когда ты станешь взрослым? | 20-21 | 34 | 42 | ||||
ТЕМА 4. «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» ( 18 ч.) | |||||||
Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 22-23 | 35 | 43 | 37 | |||
Почему на Луне не живут люди? Рефлексия четверти. | 24-25 | 35-36 | 44 | 38 | |||
Почему идёт дождь и дует ветер? | 26-27 | 36-37 | 45 | 39 | |||
Почему звенит звонок? | 28-29 | 37-38 | 46 | ||||
Почему радуга разноцветная? | 30-31 | 38 | 47 | 40 | |||
Почему их так назвали? | 32-33 | 39 | 48 | 41 | |||
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? | 34-35 | 40-41 | 49 | 42 | |||
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 36-37 | 42 | 50 | ||||
Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 38-39 | 43 | 51 | 43 | |||
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 40-41 | 44 | 52 | ||||
Зачем мы спим ночью? | 42-43 | 44 | 53 | ||||
Зачем строят корабли? | 44-45 | 45 | 54 | 44 | |||
Зачем нужны автомобили? | 46-47 | 46 | 55 | 45 | |||
Почему поезда такие длинные? | 48-49 | 46 | 56 | 46 | |||
Зачем нужны самолёты? | 50-51 | 47 | 57 | ||||
Зачем летают в космос? | 52-53 | 48 | 58 | 47 | |||
Почему мы часто слышим слово «экология»? | 54-55 | 48 | 59 | 47 | |||
Как мы находили ответы на свои вопросы? Рефлексия года. | 56-58 |
ЛИТЕРАТУРА
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Часть 1-2. 1 класс, М., Просвещение, 2008.
- Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас», М., Просвещение, 2008.
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Тесты к учебнику «Мир вокруг нас», для 1 класса, М., Просвещение, 2007.
- Плешаков А.А. Проверим себя. 1 класс, «Вита- Пресс», М., 2008.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Методическое пособие. 1 класс, М., Просвещение, 2002
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» , 1 класс, М., ВАКО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по учебнику Биболетововй М.З. Enjoy English 2 класс
Данный файл - календарный план для работы по программе Enjoy English Биболетовой М.З. для второго класса...
Календарно-тематическое планирование к учебнику А.А. Плешакова 2 класс
Окружающий мир 2 классы «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование к учебнику О.В. Афанасьевой "Rainbow English" 3 класс
Календарно-тематическое планирование к учебнику О.В. Афанасьевой "Rainbow English" 3 класс...
Календарно-тематическое планирование к учебнику ,,Enjoy English\'\' М.З.Биболетовой, 3 класс
Рабочая учебная программа по предмету «Английский язык» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, прим...
Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс.Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема: Природа. Уро...
Примерное тематическое планирование к учебнику Литературного чтения Л.А.Ефросининой 3 класс ( издательство Просвещение 2021 год)
Примерное тематическое планирование к учебнику Литературного чтения Л.А.Ефросининой 3 класс ( издательство Просвещение 2021 год)В планировании к каждому уроку прописаны страницы учебника, хрестоматии ...