Урок - путешествие окружающий мир "История Воронежского края"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Из раздела "Родной край".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - путешествие окружающий мир 3класс История Воронжского края. | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
учитель начальных классов
МКОУ «Углянская ООШ»
Акулова Н.И.
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ .
Окружающий мир 3 класс
Тема:
История Воронежского края.
(Из раздела « Родной край»)
Цели и задачи:
1.Познакомить детей с историей Воронежского края.
2. Развивать мышление, творчество, представление, наблюдательность и умение обобщать факты.
3. Воспитывать бережное отношение к своей Родине, патриотические чувства, интерес к изучению её святынь.
Оборудование:
Слайды города Воронежа.
План.
1.Оргмомент.
2.Работа над новым материалом.
3. Подведение итогов.
4.Задание на дом.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Работа над новым материалом.
Мы с вами совершим сегодня путешествие на Машине времени, которая нам поможет перенестись в далёкое прошлое нашего края. Мимо наших окон промелькнули поля, леса, реки, бескрайние просторы нашей великой Родины и мы останавливаемся за 25 тысяч лет до нашего существования.
Кто же жил здесь тогда? Что делали, чем занимались люди, жившие в то время?
Главная забота древних людей – забота о пропитании, ведь что бы не болеть и не умереть, нужно хорошо питаться, поэтому охота и рыболовство были основным занятием мужчин, в то время как женщины занимались собирательством, искали съедобные растения, корешки, плоды, всё, что дала природа, ведь возделывать землю люди научились позже.
Одевались древние люди в шкуры убитых ими животных, которые сами обрабатывали и скрепляли чем – то вроде ниток из сухожилий этих животных.
Орудия труда у них так же изготавливались из подручных материалов. Например, из камня изготавливались скребки для выделки кож, примитивные топоры для обработки дерева и охоты, из костей животных – ножи, иглы, более лёгкие топоры и т.д.
Селились люди в основном на берегах рек, возле вековых лесов, так было легче жить – в реке водилась рыба, в лесу – дичь и съедобные растения, а что бы можно было защищаться от диких хищников и не всегда дружелюбных соседей, люди объединялись в общины, вместе ведь и вправду легче.
И вот теперь у многих из вас возник вопрос – а откуда мне всё это известно?
Всегда в среде учёных есть истинные патриоты своей Родины, которые стремятся сохранить историю в том первозданном виде, в котором она и должна быть. А что бы её сохранить, необходимо её знать.
И вот учёные собираются в экспедиции по родному краю, живут в палатках, готовят на костре, проводят раскопки. А по тем немногим находкам, которые сохранились в том или ином состоянии, по тем крупицам, которые всё таки удалось найти, восстанавливают естественный ход истории, с которым позже знакомят и нас.
Одним из таких учёных был Стефан Егорович Зверев, который, начиная с 1894 года преподавал в духовной семинарии, позже в кадетском корпусе, принял духовный сан, посвятив свою жизнь богу.
Стефан Егорович довольно серьёзно занимался археологией, в составе других учёных энтузиастов В 1910 – 1911 годах, проводил раскопки древних курганов в районе сёл Костёнки, Александровка и Борщёво Хохольского района, в ходе которых была обнаружена потрясающей красоты скифская ваза, которая позже перекочевала в особый зал Эрмитажа.
Современники характеризуют Зверева, как порядочного, отзывчивого и кристально честного учёного.
Но вернёмся в нашу Машину времени.
На этот раз Машина перенесла нас в девятый век нашей эры…
Мы видим, как сильно изменилась жизнь людей.
Люди научились возделывать землю , выращивать рожь, пшеницу, овес, ячмень, овощи, фрукты.
А что бы обрабатывать землю было легче, человек одомашнил некоторых диких животных, таких, как лошадь, корова. Мы уже видим на полях крестьян, пашущих землю деревянной сохой с помощью быков и лошадей .
К тому же домашние животные, а кроме коров и лошадей, в хозяйствах выращивались овцы, козы, домашняя птица, являлись так же источником свежего мяса.
Люди по-прежнему селятся по берегам крупных рек, таких, как Дон и Воронеж, так легче перевозить грузы на больших лодках и ездить друг к другу в гости. Кроме скотоводства и земледелия процветали охота, рыбалка, бортничество, развиваются различные ремёсла, как гончарное дело, выделка кож, другие.
Но самое главное то, что люди начинают понимать, что развитие их невозможно без помощи силы, о которой они ещё очень мало знают. А поскольку истинных знаний действительно очень мало, появляются языческие боги, такие, как Даждьбог, Стрибог, Ярило, другие боги.
У них люди просили хорошего урожая, защиты от стихийных бедствий и набегов кочевых племён, которые очень беспокоили стремившихся к мирной жизни крестьян и ремесленников, убивая их, угоняя в рабство, уничтожая посевы, хозяйства. Поневоле приходилось брать в руки оружие и просить помощи у высших сил, так как, конечно, боевая подготовка была хуже, чем у нападавших на них печенегов и половцев.
Переносимся в десятый век – один из самых значимых в нашей истории.
К этому времени уже окончательно сформировалось могучее государство, с успехом защищавшее своё право на существование, государство, с которым просто обязаны были считаться ближние и дальние соседи.
Государство это называлось – Киевская Русь. И правил в то время Киевской Русью Великий князь Владимир.
Был князь справедлив и мудр, умело и достойно правил. И решил князь и его советники – хватит жить в язычестве, пора прийти к настоящей, истинной вере, пора поклоняться истинному богу.
В 988 году князь Владимир, по прозвищу Красное Солнышко, принял таинство крещения, а за ним вся Киевская Русь пришла в лоно православия.
И вот мы уже в тринадцатом веке.
Цветёт и хорошеет русская земля. Плодородная почва даёт хороший урожай, в реках немыслимое изобилие всяческой рыбы, в лесах великое множество зверья, процветают ремёсла, повсюду растут новые сёла, деревни, города. И везде, где только собирались селиться, в первую очередь строили «божье место» - церквушку, где можно было пообщаться с богом.
Со временем строили уже большую, красивую церковь и ни одна из них не была похожа на другую. В тех местах, где было в достатке леса, строили деревянную церковь, где леса не было, возводилась каменная церковь. На таком строительстве работало много мастеров. Одни поднимали стены, другие возводили купола, третьи их золотили или красили, четвёртые расписывали стены. И каждый раз получался шедевр, равного которому нет в мире.
В каждом городе мы и сейчас можем увидеть такие церкви и храмы. В Москве, Новгороде, Рязани, Ярославле, Вологде, Архангельске, да в каждом городе России есть потрясающей красоты образцы церковного зодчества, которыми можно любоваться бесконечно.
И в нашем крае есть такие храмы. В 1800 году замечательный русский историк, археограф и библиограф Болховитинов Евфимий Алексеевич стал первым библиографом Воронежского края, издав свою работу «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», первые исследования церковной истории края.
И что замечательно, Евфимий Алексеевич, как и Зверев, так же посвятил жизнь богу и, став монахом, неустанно трудился на ниве просвещения и укрепления православия.
И вот пришла беда на нашу землю. Бесчисленное, хорошо вооружённое и прекрасно организованное татарское войско под началом Чингисхана вторглось в пределы славянских княжеств, порабощая славянские народы, заставляя платить дань, иногда и вовсе непосильную.
Всегда есть люди, не желающие жить собственным трудом, которые, подобно трутням, норовят за чужой счёт прожить жизнь.
Татаро – монголы были из этого числа. Огнём и мечём прошли они по нашей земле, сжигая непокорившиеся города, убивая мужчин, угоняя в полон женщин и детей
Русские князья тогда жили недружно, ссорились между собой, каждый хотел защищать только своё княжество, оттого и допустили порабощение земли русской Золотой Ордой (так называли тогда татарское ханство).
И только ценой огромных усилий удалось прогнать захватчиков с нашей территории.
Мы переносимся в век шестнадцатый. Наша машина остановилась в 1585 году. Этот год очень важен для нас. А знаете, почему?
В этот год был основан наш город. Для того, что бы защитить страну от посягательств захватчиков, на границах государства строились
пограничные крепости. Сторожевые первые узнавали о нарушении границы и извещали всех об этом. А пока подтягивались основные силы, старались сдержать агрессора. Наш город строился для охраны русских земель от крымских татар.
Поначалу в городе жили стрельцы, пушкари, казаки. Отразив нападение, защитники крепости, если была такая возможность, преследовали врага, освобождая взятых в плен.
Вот что писал поэт Гусев о Воронеже того времени:
Он русской родиной твоей
Для ратных подвигов основан.
Твой город встал Руси щитом
Пред кочевой ордой востока.
Но время движется вперёд, а вместе с ним и мы переносимся уже в семнадцатый век.
Царь Пётр Алексеевич (Пётр Первый) решает заложить в Воронеже верфи и строить флот. Реки Воронеж и Дон глубокие и широкие, по ним можно проводить новые корабли к морским путям. Вокруг в изобилии строевого корабельного леса, есть железная руда, в общем, были все условия для создания боевого флота. Руководил строительством сам царь.
Весной 1696 года в воды рек стали сходить первые корабли, с помощью которых была одержана первая победа – отбита у турок крепость Азов.
И сейчас русские боевые корабли несут боевую вахту во всех уголках Земли, охраняя мир, а мы помним, что начало этого положено в Воронеже.
И вот мы уже в двадцатом веке.
Перед нами Крым. Царская семья на отдыхе.
Здесь делегация Воронежских археологов во главе со Зверевым. Он вручает царю Николаю Второму скифскую вазу удивительной тонкой работы, найденную при раскопках могильника в урочище «Частые курганы». Радость царя неподдельная, Возраст вазы – более двух тысяч лет.
1941 год. Грозные годы Великой Отечественной войны.
Несметные полчища фашистских оккупантов без объявления войны, нарушив пакт о ненападении нарушили границу Советского Союза и вероломно напали на нас.
Дни и ночи на всех фронтах кипели ожесточённые бои за каждую пядь нашей родной земли, а в тылу люди засыпали у станком, стремясь дать фронту ещё один танк, самолёт, снаряд, патрон.
Каждый город защищали, как свой родной – до последней капли крови, до последнего вздоха.
Среди защитников нашей великой Родины, конечно, же были и жители нашего края. Около 300 воронежцев за годы войны были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за мужество, героизм и стойкость, проявленные в борьбе с немецко – фашистскими оккупантами.
Захватчики дошли и до нашего города. Но дальше они не прошли.
Более 200 дней и ночей жители Воронежа и бойцы Красной Армии защищали город и выстояли. 25 января 1943 года фашисты были отброшены от города.
В эти страшные дни поэт Безыменский обратился к защитникам города с пламенным призывом:
У берегов донских в бою
Столицу грудью ты заслонишь,
Что б защитить Москву свою
Ты должен отстоять Воронеж.
Итак, мы с вами возвращаемся в наше время.
Развитие нашего мира не стоит на месте. Уже регулярно летаем в космос, придумано множество бытовых приборов, значительно облегчающих нашу с вами жизнь. Многие из них действуют на основе лазерного луча, да и в промышленности лазерный луч практически незаменим.
А знаете, кто изобрёл лазер? Академик Басов Николай Геннадьевич, наш с вами соотечественник, уроженец Воронежа. В 1959 году вместе с группой других учёных он создал лазерную установку, за что и был удостоен Нобелевской премии.
3.Подведение итогов.
Мы с вами прошлись по некоторым этапам развития нашей страны и нашего края. Путешествие это нам наглядно показало, как важно любить свою родину, свой народ, как важно ценить своё прошлое, беречь настоящее и верить в будущее. Наша задача – не растерять даже малую крупицу тех духовных богатств, которые оставили нам наши предки.
Наше путешествие на сегодня закончилось, но это не значит, что оно закончилось вообще. Изучать, путешествовать, исследовать, познавать нашу Землю мы будем и дальше.
Надеюсь, вам понравилось наше путешествие во времени.
Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Какие учёные дали нам возможность узнать много нового, интересного о нашем Воронеже?
Продолжением нашего путешествия будет праздничное внеклассное мероприятие, посвящённое как защитникам Воронежа в годы Великой Отечественной войны так и современному Воронежу.
4.Задание на дом.
Узнать у своих родителей, бабушек, дедушек о том что им известно об истории Воронежского края, что им рассказывали их родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...
урок по окружающему миру "Родной край- частица Родины"
О родной республике...
Открытый урок по окружающему миру "Наш край"
Технологическая карта урока...
Конспект урока по окружающему миру "Родной край" 1 класс.
Цель урока:- расширить знания учащихся о родном крае;-формировать умение самостоятельно открывать новые знания: «что такое город-село?»;-способствовать развитию мон...
Урок по окружающему миру "Наш край" (4 класс)
Урок по окружающему миру "Наш край" (4 класс)...
Урок по окружающему миру «Родной край – часть России» Оренбургская область
Урок по окружающему миру «Родной край – часть России» Оренбургская область...
Конспект урока по окружающему миру "Родной край"
Конспект урока по окружающему миру, 4класс "Родной край. Знаменитые люди родного края"...