Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по ФГОС УМК "Школа России" Плешаков А.А.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2016г. № 26-3) на основании Примерной программы учебного предмета «Окружающий мир» //Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 75.84 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА /МБОУ Сещинская СОШ/
242760 Брянская область, Дубровский район, п.Сеща, ул.Военный городок, д.30
ОКПО 478801.03, ОГРН 1023201737492, ИНН/КПП 3210003331/321001001
Е-mail: Shkola201010@rambler.ru. Тел./Факс: 8-48332-9-72-12, 8-48332-9-72-62
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «26» 08. 2016г. Руководитель ШМО _______Е.Г. Коваленко | «СОГЛАСОВАНО» Замдиректора по УВР МБОУ Сещинской СОШ
__________О.М.Минина. 28.08.2016 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ Сещинской СОШ Протокол №1 от 30.08.16 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № 26-3 от 01.09.2016 г. Директор МБОУ Сещинской СОШ _________С.В.Романов |
Рабочая программа предмета
«Окружающий мир»
для 1 а класса
МБОУ Сещинской СОШ
на 2016-2017 учебный год.
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ Сещинской СОШ
Глуховская Т.П.
п. Сеща, 2016 г.
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 а класса МБОУ Сещинской СОШ на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2016г. № 26-3) на основании Примерной программы учебного предмета «Окружающий мир» //Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).- http://fgosreestr.ru/
Рабочая программа обеспечена УМК
- Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2011.-95с.:ил.-(Школа России).
- Плешаков А.А. «Окружающий мир.1 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2011.-95с.:ил.-(Школа России).
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащ. общеобразоват. учреждений. В 2
частях/ А.А. Плешаков.-М.: Просвещение, 2016г. 3.Тесты: Плешаков А.А. , Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2016.
- Авторская программа Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы:/Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Обучающийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
№ | Название раздела | Кол-во часов | Практические работы | Экскур-сии | Проекты |
1. | Раздел «Что и кто?» Знакомство с учебником и учебными пособиями Урок-экскурсия «Наша школа» Что такое Родина? Урок-экскурсия «Дорога от дома до школы». Правила безопасности в пути в разное время года. Многонациональный характер населения России. Урок-экскурсия «Родное село». Москва — столица России. Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина». Дневное и ночное небо. Солнце. Звёзды и созвездия. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков Практическая работа №1 «Определяем камни». Части растения. Представление о соцветиях. Практическая работа № 2 «Изучаем части растений». Комнатные растения. Распознавание комнатных растений в классе Практическая работа № 3 «Определяем комнатные растения». Урок-экскурсия «Природа вокруг нас». Растения цветника. Распознавание растений цветника. Практическая работа № 4 «Определяем растения клумбы» Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Деревья возле школы. Распознавание деревьев по листьям. Практическая работа № 5 «Определяем деревья по листьям» Лиственные и хвойные деревья. Практическая работа № 6 «Определяем хвойные деревья» Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых. Рыбы — водные животные. Морские и речные рыбы. Птицы как группа животных. Знакомство со строением пера птицы. Практическая работа № 7 «Исследуем перья птиц». Внешнее строение и разнообразие зверей. Практическая работа № 8 «Исследуем шерсть зверей» Предметы домашнего обихода. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Что вокруг нас может быть опасным? Форма Земли и её движение вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. Проверочная работа по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 21 | 8 | 4 | 1 |
2. | Раздел «Как, откуда и куда?» Семья. Члены семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Практическая работа № 9 «Выполняем опыты с водой». Значение электроприборов в жизни современного человека. Практическая работа № 10 «Собираем электрическую цепь». Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Пресная и морская вода. Движение воды. Практическая работа № 11 «Готовим «морскую» воду» Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. Практическая работа № 12 «Выполняем опыты со снегом и льдом» Растение как живой организм. Уход за комнатными растениями. Практическая работа№ 13 «Учимся ухаживать за комнатными растениями». Животные как живые организмы. Уход за животными. Практическая работа № 14 «Учимся ухаживать за животными живого уголка». Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Практическая работа № 15 «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц» Источники мусора в быту. Чистота в доме, городе, природном окружении. Практическая работа № 16 «Учимся сортировать мусор» Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Практическая работа № 17 «Исследуем снежки и снеговую воду». Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 12 | 9 | 1 | |
3. | Раздел «Где и когда?» Условия интересной и успешной учебы. Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа» Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир. Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир. Зимующие и перелётные птицы. История появления одежды и развития моды. История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Выбор профессии. Проверочная работа № 3 по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 10 | 1 | ||
4. | Раздел «Почему и зачем?» Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли, её особенности. Причины возникновения дождя и ветра. Разнообразие звуков в окружающем мире. Практическая работа № 18 «Исследуем возникновение звуков» Радуга. Причины её возникновения. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы» Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие и красота. Правила поведения в лесу. Значение сна в жизни человека. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. Средства связи и массовой информации. Интернет. Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Поезда — наземный и подземный транспорт. Корабли (суда) — водный транспорт. Самолёты — воздушный транспорт. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Освоение человеком космоса. Итоговая комплексная работа на межпредметной основе. Проверочная работа № 4 по разделу «Почему и зачем?». Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. Итоговый тест. Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Обобщающий урок по разделу «Почему и зачем?». | 23 | 1 | 1 |
В адаптационный период 4 урока пройдут в нетрадиционной форме.
Тематическое планирование по окружающему миру
№ урока | № урока в теме | Дата проведения | Наименование разделов и тем отдельных уроков | Кол-во часов | Примечания | |
по плану | фактически | |||||
Раздел «Что и кто?» | 21 ч. | I четверть | ||||
1 | 1 | 1.09 | Знакомство с учебником и учебными пособиями Урок-экскурсия «Наша школа» | 1 | Экскурсия | |
2 | 2 | 6.09 | Что такое Родина? | 1 | ||
3 | 3 | 8.09 | Урок-экскурсия «Дорога от дома до школы». Правила безопасности в пути в разное время года. | 1 | Экскурсия | |
4 | 4 | 13.09 | Многонациональный характер населения России. | 1 | ||
5 | 5 | 15.09 | Урок-экскурсия «Родное село». | 1 | Экскурсия | |
6 | 6 | 20.09 | Москва — столица России. Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина». | 1 | Проект 1 | |
7 | 7 | 22.09 | Дневное и ночное небо. Солнце. Звёзды и созвездия. | 1 | ||
8 | 8 | 27.09 | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков Практическая работа №1 «Определяем камни». | 1 | Практическая работа №1 | |
9 | 9 | 29.09 | Части растения. Представление о соцветиях. Практическая работа № 2 «Изучаем части растений». | 1 | Практическая работа № 2 | |
10 | 10 | 4.10 | Комнатные растения. Распознавание комнатных растений в классе Практическая работа № 3 «Определяем комнатные растения». | 1 | Практическая работа № 3 | |
11 | 11 | 6.10 | Урок-экскурсия «Природа вокруг нас». Растения цветника. Распознавание растений цветника. Практическая работа № 4 «Определяем растения клумбы» | 1 | Экскурсия Практическая работа № 4 | |
12 | 12 | 11.10 | Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Деревья возле школы. Распознавание деревьев по листьям. Практическая работа № 5 «Определяем деревья по листьям» | 1 | Практическая работа № 5 | |
13 | 13 | 13.10 | Лиственные и хвойные деревья. Практическая работа № 6 «Определяем хвойные деревья» | 1 | Практическая работа № 6 | |
14 | 14 | 18.10 | Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых. | 1 | ||
15 | 15 | 20.10 | Рыбы — водные животные. Морские и речные рыбы. | 1 | ||
16 | 16 | 25.10 | Птицы как группа животных. Знакомство со строением пера птицы. Практическая работа № 7 «Исследуем перья птиц». | 1 | Практическая работа № 7 | |
17 | 17 | 27.10 | Внешнее строение и разнообразие зверей. Практическая работа № 8 «Исследуем шерсть зверей» | 1 | Практическая работа № 8 | |
18 | 18 | 8.11 | Предметы домашнего обихода. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | 1 | II четверть ТБ | |
19 | 19 | 10.11 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ПДД Знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | |
20 | 20 | 15.11 | Форма Земли и её движение вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. | 1 | ||
21 | 21 | 17.11 | Проверочная работа по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | Проверочная работа № 1 Презентация проекта 1 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 ч. | |||||
22 | 1 | 22.11 | Семья. Члены семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». | 1 | ||
23 | 2 | 24.11 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Практическая работа № 9 «Выполняем опыты с водой». | 1 | Практическая работа № 9 | |
24 | 3 | 29.11 | Значение электроприборов в жизни современного человека. Практическая работа № 10 «Собираем электрическую цепь». | 1 | Практическая работ № 10 | |
25 | 4 | 1.12 | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. | 1 | ||
26 | 5 | 6.12 | Пресная и морская вода. Движение воды. Практическая работа № 11 «Готовим «морскую» воду» | 1 | Практическая работа № 11 | |
27 | 6 | 8.12 | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. Практическая работа № 12 «Выполняем опыты со снегом и льдом» | 1 | Практическая работа № 12 | |
28 | 7 | 13.12 | Растение как живой организм. Уход за комнатными растениями. Практическая работа№ 13 «Учимся ухаживать за комнатными растениями». | 1 | Практическая работа № 13 | |
29 | 8 | 15.12 | Животные как живые организмы. Уход за животными. Практическая работа № 14 «Учимся ухаживать за животными живого уголка». | 1 | Практическая работа № 14 | |
30 | 9 | 20.12 | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Практическая работа № 15 «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц» | 1 | Практическая работа № 15 | |
31 | 10 | 22.12 | Источники мусора в быту. Чистота в доме, городе, природном окружении. Практическая работа № 16 «Учимся сортировать мусор» | 1 | Практическая работа № 16 | |
32 | 11 | 27.12 | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Практическая работа № 17 «Исследуем снежки и снеговую воду». | 1 | Практическая работа № 17 | |
33 | 12 | 10.01 | Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | III четверть Проверочная работа № 2, Презентация проекта 2 | |
Раздел «Где и когда?» | 10 ч. | |||||
34 | 1 | 12.01 | Условия интересной и успешной учебы. Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Проект 3 | |
35 | 2 | 17.01 | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. | 1 | ||
36 | 3 | 19.01 | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. | 1 | ||
37 | 4 | 24.01 | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир. | 1 | ||
38 | 5 | 26.01 | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир. | 1 | ||
39 | 6 | 31.01 | Зимующие и перелётные птицы. | 1 | ||
40 | 7 | 2.02 | История появления одежды и развития моды. | 1 | ||
41 | 8 | 7.02 | История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | 1 | ПДД | |
42 | 9 | 9.02 | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Выбор профессии. | 1 | ||
43 | 10 | 21.02 | Проверочная работа № 3 по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Проверочная работа №3 Презентация проекта 3 | |
Раздел «Почему и зачем?» | 23 ч | |||||
44 | 1 | 28.02 | Солнце — ближайшая к Земле звезда. | 1 | ||
45 | 2 | 2.03 | Луна — спутник Земли, её особенности. | 1 | ||
46 | 3 | 7.03 | Причины возникновения дождя и ветра. | 1 | ||
47 | 4 | 9.03 | Разнообразие звуков в окружающем мире. Практическая работа № 18 «Исследуем возникновение звуков» | 1 | Практическая работа № 18 | |
48 | 5 | 14.03 | Радуга. Причины её возникновения. | 1 | ||
49 | 6 | 16.03 | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | Проект 4 | |
50 | 7 | 30.03 | Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу. | 1 | ||
51 | 8 | 4.04 | Звуки леса, их разнообразие и красота. Правила поведения в лесу. | 1 | IV четверть | |
52 | 9 | 6.04 | Значение сна в жизни человека. | 1 | ||
53 | 10 | 11.04 | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов | 1 | ||
54 | 11 | 13.04 | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. | 1 | ||
55 | 12 | 18.04 | Средства связи и массовой информации. Интернет. | 1 | ||
56 | 13 | 20.04 | Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. | 1 | ||
57 | 14 | 25.04 | Поезда — наземный и подземный транспорт. | 1 | ||
58 | 15 | 27.04 | Корабли (суда) — водный транспорт. | 1 | ||
59 | 16 | 2.05 | Самолёты — воздушный транспорт. | 1 | ||
60 | 17 | 4.05 | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. | 1 | ||
61 | 18 | 9.05 | Освоение человеком космоса. | 1 | ||
62 | 19 | 11.05 | Итоговая комплексная работа на межпредметной основе. | 1 | ||
63 | 20 | 16.05 | Проверочная работа № 4 по разделу «Почему и зачем?». Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. | 1 | Проверочная работа 4 | |
64 | 21 | 18.05 | Итоговый тест. | 1 | Итоговый тест | |
65 | 22 | 23.05 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | Презентация проекта 4 | |
66 | 23 | 25.05 | Обобщающий урок по разделу «Почему и зачем?». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой, по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС.
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС
Рабочая программа предназначена для 4 класса обучающихся по ФГОС. программа разработана в соответствии с новыми требования. указанны все УУД....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по ФГОС Школа России
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа России"...
рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс с УУД...