Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по ФГОС Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Горшкова Полина Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа адресована для учащихся 3 класса, администрации МБОУ « Гашейская СОШ»

Основная идея программы

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

        Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Новизна и значимость программы

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира

в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культур сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия

«Окружающий мир» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год.

Предполагаемые результаты:

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Система оценки достижений учащихся:

  • Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
  • Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
  • Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
  • Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
  • Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
  • Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.

Р е к о м е н д а ц и и   п о   о ц е н и в а н и ю   р е з у л ь т а т о в тестирования

Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл,

уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.

13–16 баллов (80–100%) – оценка «5»;

10–13 баллов (60–80%) – оценка «4»;

6–10 баллов (40–60%) – оценка «3»;

0–6 баллов (0–40%) – оценка «2».

Раздел №1

Общая характеристика учебного предмета:

     Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе:

       1.  Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

      2. Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Окружающий мир 1 – 4  классы» методического комплекта «Школа России». М.: Просвещение 2013г    и основной образовательной программы школы.

Общие цели и задачи Н ООО  с учетом специфики курса

        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы ,приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Цели:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Задачи :

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного процесса:

основные технологии, методы, формы обучения:

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

5. Технологии системно-деятельностного подхода в учебном процессе.

Типы урока по образовательной цели:

1.урок усвоения новых знаний.

2.урок усвоения навыков и умений

3.урок применения ЗУН

4.урок обобщения и систематизации знаний

5. урок контроля

6. комбинированный урок.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу; фронтальный опрос;

- индивидуальный устный опрос;

- выборочная проверка ;

- взаимопроверка;

- самоконтроль

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи; уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровье-сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

  • Виды и формы контроля: тестирование, итоговая контрольная работа, проекты, викторины, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), 2-4 кл. на   68 часов   (2 часа в неделю    в соответствии с УП МБОУ «Гашейская СОШ» на 2015– 2016 г

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения курса «Окружающий мир»

Личностные

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Раздел №2.

                    Календарно – тематическое планирование по окружающему миру за курс 3 класса.  К учебнику Плешакова  А А.

№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

Как устроен мир (6 часов)

1

Природа. Значение природы для людей

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Знакомство с учебником.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Классифицировать объекты природы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Беседа по вопросам

2

Человек.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

 Понимать учебную задачу урока и ее выполнять

Находить сходство  человека  от других объектов живой природы.

 Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

Оценивать богатсво внутреннего мира человека, работать в паре.

 Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Проект

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности,

-собирать материал в дополнительной литературе.

-презентовать проект,

- оценивать результаты работы.

3

Общество

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство.

Работать в группе.

Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

тест

4

Что такое экология

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.

Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.

 Отличать экологию от других похожих наук. Учиться  определять экологические связи.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Беседа по вопросам

5

Природа в опасности. Охрана природы.

Экскурсия.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой.

Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Сравнивать заповедники и национальные парки.

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе.

Обсуждать  правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить  некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Экскурсия.

6

Проверочная  работа по теме «Как устроен мир

Проверочная работа

Эта удивительная природа (18 час)

7

Тела, вещества, частицы.»

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план  учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица.

Приводить примеры тел, веществ.

Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа  

8

Разнообразие веществ

Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

Описывать вещества по плану.

Фиксировать результаты исследований в тетрадь.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа

9

Воздух и его охрана.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать  состав и свойства воздуха.

Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Беседа по вопросам

10

Вода и свойства воды

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять основные свойства воды.  значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Понимать и анализировать  причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Проводить мини-исследование об использовании воды в семье.

Практическая работа

11

Превращения и  круговорот  воды

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды.

Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.

Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку.

Фронтальный

опрос

12

Берегите воду

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.

Находить и использовать цифровые данные из учебника.

Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе.

тест

13

Что такое почва.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы.  Определять наличие разных компонентов в почве.

Исследовать состав почвы.

Анализировать схему связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве.

Характеризовать меры по охране почвы.

Практическая работа  

14

Разнообразие растений. Растения нашего края..

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой.

 Анализировать основную классификацию растений.

Классифицировать растения из предложенного списка.

Приводить примеры с помощью атласа-определителя.

Подготавливать сообщения о растениях.

Фронтальный

опрос

15

Солнце, растения и мы с вами.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Понимать и  устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.  

Моделировать процессы дыхания и питания растений.

Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

тест

16

Размножение и развитие растений.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Наблюдать, как распространяются семена деревьев.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

экскурсия

17

Охрана растений.

Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими.

Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оформлять памятку «Берегите растения!»

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа

18

Разнообразие животных.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе.

Работать со словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

тест

19

Кто что ест.

Проект «Разнообразие природы родного края»

Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания.

Характеризовать защитные приспособления животных и растений.

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

В ходе проекта дети:

-определяют цель и этапы работы,

- распределяют обязанности.

- находят материалы о природе.

- составляют «Книгу природы родного края»

Проект

20

Размножение и развитие животных.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать способы размножения животных.

Моделировать стадии размножения.

Обсуждать материалы книг.

Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Фронтальный

опрос

21

Охрана животных.

Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных.

Готовить сообщения о животных.

Создавать книжку- малышку «Береги животных»

Фронтальный

опрос

22

В царстве грибов.

С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы.  Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Моделировать различие грибов-двойников.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Беседа по вопросам

23

Великий круговорот жизни.

Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи.  Устанавливать взаимосвязь между ними.

Рассказывать о круговороте веществ на земле.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

тест

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа»  

Проверочная работа

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

Организм человека

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и  показывать внутренние органы на модели человека.

Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.

Практическая работа в паре.

Работа со словариком.

Практическая работа

26

Органы чувств

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств.

Формулировать правила гигиены.

Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы.

Фронтальный

опрос

27

Надежная защита организма

Характеризовать  функции кожи.

 Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях.

Подготовить рассказ о об уходе за кожей.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Сообщения

28

Опора тела и движение

Характеризовать роль скелета.  Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом.

Выполнять физкультминутки.

Работать со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Самостоятельная работа

29

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»

Моделировать строение  пищеварительной системы.  Обсуждать  правила рационального питания.

 Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Составлять меню здорового питания.

Готовиться к выполнению проекта.

Проект

Практическая работа  

30

Дыхание и кровообращение

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь данных систем.

Практическая работа в парах: измерение пульса.

Измерение пульса у членов семьи.

Заботиться о своём здоровье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа

31

Умей предупреждать болезни

Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.

Формулировать правила закаливания.

Составлять памятку.

Регулярно проводить закаливание своего организма.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Составление памятки

32

Здоровый образ жизни.

Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Различать факторы, укрепляющие здоровье.

Викторина «Тело человека и охрана здоровья»

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Проверочная работа

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и других учащихся.

Проект

Раздел «Наша безопасность»  (7 часов)

35

Огонь, вода и газ

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

 Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем.

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Фронтальный

опрос

36

Чтобы путь был счастливым

 Анализировать  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Обсуждать предложенные ситуации.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Фронтальный

опрос

37

Дорожные знаки

Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге.

Моделировать в виде схемы путь от дома до школы.

Работа со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Тест

38

Проект «Кто нас защищает»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить информацию,

- интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов.

- оформлять собранные материалы.

- презентовать и оценивать результаты

Проект

39

Опасные места

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать  опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Составлять схему своего двора с указанием опасных мест.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Составление схемы-проекта

40

Природа и наша безопасность.

Характеризовать опасности природного характера.

 Обсуждать  правила безопасности при общении с природой.

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ежа.

Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах.

Фронтальный

опрос

41

Экологическая безопасность.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»

Анализировать по схеме цепь загрязнения.

 Выполнять правила личной экологической безопасности.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Проверочная работа

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

Для чего нужна экономика

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики.

Различать товары и услуги.

Характеризовать роль труда.

Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели.

Фронтальный

опрос

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Характеризовать основные составляющие экономики.

Раскрывать роль природных богатств.

Прослеживать взаимосвязь труда  людей разных профессий.

Выяснять роль профессии родителей в экономике.

Фронтальный

опрос

44

Полезные ископаемые.

Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Определять ископаемые с помощью атласа-определителя.

Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых.

Готовить сообщения.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа

45

Растениеводство

Отличать культурные растения от дикорастущих.

Различать культурные растения по атласу- определителю.

Исследовать растение и описать его по плану.

Характеризовать роль выращивания растений.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье.

Практическая работа:  Описание растения по плану

46

Животноводство

Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных.

Выявлять взаимосвязь.

Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Самостоятельная работа

47

Какая бывает промышленность.

Характеризовать  отрасли промышленности.  Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Характеризовать труд работников промышленности.

Фронтальный

опрос

48

Проект «Экономика родного края»

В ходе проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике края.

- оформлять собранные материалы,

-презентовать и оценивать свою работу.

Проект

49

Что такое деньги.

Определять роль денег в экономике.

Различать современные российские монеты.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа  тест

50

Государственный бюджет

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделировать доходы и расходы в виде математических задач.

Работать со словарем.

Отвечать на итоговые вопросы.

Беседа по вопросам

51

Семейный бюджет.

Выявлять основы семейного бюджета.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Моделировать семейный бюджет.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Беседа по вопросам

52

Экономика и экология.

Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики.

Анализировать и  составлять простейшие экологические прогнозы.

Раскрывать связь между экономикой и экологией.

Моделировать экологические прогнозы.

Фронтальный

опрос

53

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Проверочная работа

Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)

54

Золотое кольцо России

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,  показывать их на карте.

Прослеживать маршрут путешествия по карте.

Узнавать города по фото.

Моделировать маршрут.

Готовить сообщения о любом городе.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Сообщение

55

Золотое кольцо России

Сообщение

56

Золотое кольцо России

Сообщение

57

Проект «Музей путешествий»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты,

- готовить сообщения,

- презентовать свои сообщения.

Проект

58

Наши ближайшие соседи

Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения.

Готовить сообщения о странах.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

тест

59

На севере Европы

Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте.

Соотносить государства и их флаги.

Составлять вопросы к викторине.

Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Составление вопросов квикторине

60

Что такое Бенилюкс

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Выступать одному из группы.

Составлять вопросы к викторине.

Описывать достопримечательности по фото.

Используя литературу находить интересные факты.

Составление вопросов  к викторине

61

В центре Европы

Анализировать  страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего.

Моделировать достопримечательности из пластилина.

Выяснять, какие товары поступают из стран с Европы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Самостоятельная работа

62

 По Франции и Великобритании (Франция)

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Франции.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

Фронтальный

опрос

63

 По Франции и Великобритании (Великобритания)

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Великобритании

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

Сообщение

64

На юге Европы

Анализировать  страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Составлять вопросы к викторине.

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

Сообщение

65

По знаменитым местам мира

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать изучаемые достопримечательности.

Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы.

Экскурсия

Сообщение

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:  « Путешествие по  городам  и странам»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои и другие выступления.

Проверочная работа

67

68

Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения.

Презентация

Раздел №3.

Описание     материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература для учащихся

  • Плешаков А.А,    Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2013).  Плешаков А.А,  Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение,  2015г
  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений:  М.: Просвещение, 2014
  • Плешаков А.А. Зеленые страницы:     , «От неба до земли.» книга  для уч-ся нач. классов, М: Просвещение
  • Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Литература для учителя

  • Примерные программы начального общего образования.  – М.: Просвещение,  (Стандарты второго поколения)
  • Поурочные разработки к учебнику для 3  класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «ВАКО»,2013). А. А. Плешаков. «Просвещение»,2013.
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.          Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

Электронные ресурсы

  1. Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/
  2. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ ;  http://www.zavuch.info/
  3. Официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
  4. Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
  5. Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.
  6. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

Приложение 1

Национально – региональный компонент

Богатая история Республики Бурятия  - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.

Данная авторская программа разработана на основе материала учебника А. А Плешакова  “Окружающий мир” для  3 класса. При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики бурятия  и мухоршибирского  района, растительным и животным миром РБ, Красной книгой РБ и Мухоршибирского района, с реками Республики, природными памятниками нашей республики и т.д.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология.

В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии . При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, Республики Бурятия ; Красную книгу РБ и Мухоршибирского района.

Основные цели программы:

  1. Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
  2. Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.

Использование НРК на уроках способствует:

  1. Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
  2. Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
  3. Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

  • экологическую ситуацию в своем селе;
  • исчезающие растения и животные своей местности;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся будут уметь:

  • подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
  • работать в библиотеке;
  • работать в семейных архивах совместно с родителями;
  • вести наблюдения в природе;
  • выполнять правила поведения в природе;

Учащиеся будут воспитывать в себе:

  • бережное отношение к своему селу, к школе, к природе;
  • чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков;

3 класс

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Раздел

Тема урока по программе

НРК на уроке

1.

Человек  и природа.

От рождения до старости.

Исследовательская работа: “Долгожители в моём роду.”

ЗОЖ в моей семье.

2.

Человек и общество.

1.Как человек открывал новые земли.

2.О первых школах.

3.Человек и культура.

4.Человек – защитник своего Отечества.

5.Гражданин и государство.

Проект  “История нашего села.”

Современная школы  РБ.

Памятники архитектуры РБ.

Национальная одежда семейских и бурят народа. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, художники РБ и Мухоршибирского  района.

Встреча с участниками локальных войн. (Афганистан, Чечня.)

Исследовательская работа совместно с родителями: “Мой дедушка (моя бабушка) - участник ВОВ.”

Повторение: государственная символика и государственные праздники РБ и города(района).

Президент РБ.

Глава администрации Мухоршибирского района.

Игровое занятие. Урок-диспут “Чтобы я сделал для села и района, если бы я был главой администрации”.

Литература

  1. Плешаков А.А,    Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2013).  

Приложение 2

Итоговая диагностическая работа

Вариант 2

          В работе тебе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбрать ответы из нескольких предложенных, в других – записать несколько слов. Обрати внимание: в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один! Правильный ответ в заданиях 1 – 8 отметь крестиком, в заданиях 9 -  14 запиши ответ, в задании 12 проведи линии, в 15 задании нужно из текста выделить явные факты и по ним определить объект, записать ответ.

Если ошибся, то зачеркни ошибку и выбери другой ответ.

Желаем успехов!

  1. Укажи объект природы.

   □ катер                                  □ маяк

   □ дождь                                 □ дельтаплан

2.     Каких веществ не бывает?

        □ твёрдые вещества                            

        □ жидкие вещества

        □ свободные вещества    

        □ газообразные вещества

3.     Что происходит с воздухом при нагревании?

□ растворяется                     □ окрашивается

□ расширяется                       □ сжимается

4.     Укажи растение, которое относится к группе водорослей.

         □ камыш                           □ морская капуста

         □ василёк                          □ ива

5.     Укажи животное, которое может жить только в воде.

□ бобёр

□ дельфин

□ лягушка

□ гагара

6.     Что такое осязание человека?

□ Способность человека слышать различные звуки.

□ Способность человека чувствовать запахи.

□ Способность человека чувствовать различные вкусы.

□ Способность человека чувствовать прикосновения.

7.     Укажи место, где детям младшего возраста запрещается  

        ездить на велосипедах?

□ на стадионе

□ во дворе

□ по обочине дороги

□ на закрытой площадке

8.     Какое полезное ископаемое имеет следующие свойства:  

        твёрдое, сыпучее, тяжелее вода, жёлтого цвета?

□ нефть                                □ глина

□ каменный уголь              □ песок

  1. Как называется план доходов и расходов?

      __________________________________________

10.    Напиши названия 3 – 5 городов Золотого кольца России.

     __________________________________________

11.    Напиши названия 2 – 3 стран, которые имеют границы с  

         Россией.

        ________________________________________

       12.    Соедини линиями названия стран с их столицами.

           Швеция                                  Стокгольм

           Исландия                                Осло

           Норвегия                                 Рейкьявик

13.    Назови страны Бенилюкса.

       _________________________________________

     14.   Отметь флаг Германии?

             

                                             

15.    Определи, о каком животном идет речь.

               Это самый высокий зверь на всей Земле. Даже новорождённый детёныш ростом в 2 метра! А от земли до рожек взрослого животного – 6 метров, из них половина приходится на шею. Хотя язык у этого животного очень длинный, но он постоянно молчит.

     __________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 ФГОС Школа России Плешаков

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...

Рабочая программа по математике миру 1-4 ФГОС Школа России Моро

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл. ШКОЛА РОССИИ

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы  «Окружа...

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 УМК Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 УМК Школа России....