Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Нетесина Наталия Владимировна

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okr_mir_1_kl.docx108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образование

Департамента образования города Москвы

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 718

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                                                  «Утверждено»

На заседании методического                Заместитель директора                                             Директор ГБОУ СОШ №718

Объединения учителей                         по УВР___________________                                   ________________________

__________________________                        Грицай Л.А.                                                       Коржова О.Н.

Руководитель МО                                   «___»_______________2012г                                    Протокол №_____________

__________________________                                                                                                  от «___»___________2012г

Матвеева Т.В.

«___»_______________2012г

                                                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

В 1 «Б» классе

(64 часов, 2 раза в неделю)

Составитель:учитель начальных классов Нетесина Н.В.

2012 -2013 учебный год

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный ин-тегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса - помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностеи - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема и вид

урока

(страницы

учебника,

тетради)

Количество часов

Решаемые проблемы (цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные результаты

1

Введение. Задавайте вопросы. Учебник, с. 3-4

1

Как работать с учебно-методическим комплектом для 1 класса? Цель: познакомить с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью, с тетрадью «Проверим себя», атласом-определителем «От земли до неба»

Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель

Знания: познакомятся с основными задачами курса.

Умения: научатся задавать вопросы об окружающем мире. Навыки: правила пользования книгой

Регулятивные: знать основные правила поведения в окружающей среде.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: правила ориентирования в УМК. Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю

Мотивация учебной деятельности

2

Мир вокруг нас, его многообразие. (Экскурсия)

1

Что собою представляет ближайшее природное окружение? Цель: познакомить с ближайшим природным окружением

Живая и неживая природа, изделия

Знания: познакомятся с объектами природы и изделиями. Умения: научатся определять признаки разных объектов природы.

Навыки: правила поведения в окружающем мире

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: наглядный способ определения принадлежности объекта к природе или изделиям. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: алгоритм определения признаков разных объектов природы. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье-сберегающего поведения

3

Мир вокруг нас, его многообразие. (Экскурсия)

1

Чем отличаются объекты природы от изделий? Цель: научить разделять объекты живой и неживой природы и изделия

Живая и неживая природа, изделия

Знания: познакомятся с объектами живой и неживой природы. Умения: научатся разделять объекты живой и неживой природы и изделия. Навыки: правила поведения в окружающем мире

Регулятивные: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные и изделия). Познавательные: распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

4.

Учимся задавать вопросы об окружающем мире. (Экскурсия)

1

Что нужно знать о правилах безопасного поведения в окружающей среде?

Цели: познакомить обучаемых с основными правилами поведения в школе, с режимом дня, с правилами безопасного поведения в окружающей среде (на водоёмах, дорогах, в школе)

Режим дня,

безопасное поведение

Знания: познакомятся с режимом дня. Умения: научатся правильно вести себя в школе и в окружающей среде. Навыки: использовать приобретённые знания и умения для выполнения изученных правил безопасного поведения

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения.

Познавательные: рефлексировать способы и условия действий: составлять личный (индивидуальный) режим дня. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

5

Учимся задавать вопросы об окружающем мире. (Экскурсия)

1

Как руководствоваться правилами безопасного поведения в окружающей среде? Цели: проверить на практике знания, полученные на предыдущем уроке

Окружающая среда, опасность, безопасность

Знания: продолжат знакомство с правилами безопасного поведения в окружающей среде.

Умения: научатся применять эти правила на практике. Навыки: применять умения использовать приобретённые знания для выполнения изученных правил безопасного поведения

Регулятивные: составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения; адекватно использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: применение составленного перечня правил безопасного поведения; использовать знаково-символичес-кие средства (дорожные знаки, знаки пожарной безопасности). Коммуникативные: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику

Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

6

Наша школа. (Комбинированный)

1

Как уяснили обучаемые правила поведения в школе?

Цели: проверить умение ориентироваться в школьном здании, обсуждать в группах и объяснять правила поведения в школе, на уроке

Взаимная помощь, культура поведения, гигиена, внешний вид

Знания: узнают об основных правилах поведения в школе, о требованиях к организации учебной работы школьника, санитарно-гигиенических нормах к помещению, внешнему виду ученика. Умения: научатся соблюдать этические нормы поведения в школе. Навыки: использовать основные правила поведения в школе

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: разбор конкретных школьных ситуаций. Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

7

Дорога от дома до школы. Правила

безопасности в пути. (Экскурсия)

1

Каковы правила безопасности в пути? Цели: познакомить детей с территорией

школы и ближайшими окрестностями, с наиболее удобной и безопасной дорогой в школу и из школы, с правилами безопасности в пути

Территория, окрестность

Знания: научатся ориентироваться на школьной территории и в окрестностях школы.

Умения: узнают наиболее безопасную дорогу до школы, основные правила безопасности в пути.

Навыки: использовать основные правила поведения в школе

Регулятивные: самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей

и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные маршруты безопасного пути от школы до дома. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

8

Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути. (Экскурсия)

1

Как применять полученные знания на практике?

Цели: закрепить полученные знания о правилах безопасности в пути; познакомить с правилами противопожарной безопасности, основными правилами обращения с газом, электричеством, водой

Правила поведения

Знания: узнают правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года, правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Умения: научатся определять признаки разных объектов природы. Навыки: использовать основные правила поведения в школе

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций (ранее рассмотренных на предыдущих уроках). Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: «Как остаться живым и здоровым?» Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

9

Что у нас над головой? (Комбинированный, экскурсия.) Учебник, с. 6-7.

1

Что у нас над головой? Цели: уточнить знания детей о дневном и ночном небе; сообщить элементарные сведения о солнце и облаках; дать представление о форме и размерах

предметов; начать освоение деятельности моделирования

Небо,

солнце,

облака,

звёзды,

луна

Знания: усвоят, что солнце - огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды. Умения: научатся основам моделирования.

Навыки: повторят основные правила работы на уроке

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя (побуждающий и подводящий диалоги).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования

Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности

Р/т, с. 3

10

Что у нас над головой? (Комбинированный.) Учебник, с. 6 -7. Р/т, с. 3. Тесты, с. 3

1

Каково ночное небо? Цели: показать детям красоту ночного неба, познакомить с созвездием Большой Медведицы; учить распознавать природные объекты

Созвездие, природные объекты

Знания: познакомятся с наиболее узнаваемыми созвездиями. Умения: научатся узнавать ковш Большой Медведицы. Навыки: разделять объекты живой и неживой природы и изделия

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: алгоритм нахождения созвездия на ночном небе.

Коммуникативные: работать в группах, ставить вопросы участникам группы

Ценностное отношение к природному миру

11

Что у нас под ногами? (Комбинированный.) Учебник, с. 8-9. Р/т, с. 4. Тесты, с. 4

1

Каковы форма, размеры, цвет предметов? Как распознавать природные объекты?

Цели: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; учить распознавать природные объекты; познакомить с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком), учить пользоваться увеличительным прибором - лупой

Лупа, атлас-определитель, гранит, кремень, известняк

Знания: познакомятся с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). Умения: научатся сортировать камешки по форме, размеру, цвету; различать виды камней.

Навыки: различать объекты неживой и живой природы, работать с лупой

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: алгоритм определения вида камня.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру

11

Что растёт на подоконнике? (Изучение нового материала.)

1

Какие комнатные растения считаются наиболее распространёнными? Цели: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями; показать их красоту; учить распознавать природные объекты

Комнатные растения, уход, почва, горшок, поддон

Знания: познакомятся с наиболее распространёнными комнатными растениями. Умения: научатся различать изученные на уроке комнатные растения.

Навыки: повторят основные правила ухода за комнатными растениями

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: комнатные растения (название и краткое описание внешнего вида).

Коммуникативные: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Ценностное отношение к природному миру

12

Что растёт на клумбе?

1

Какие декоративные растения клумбы, цветника наиболее распространены? Цели: познакомить с распространёнными декоративными растениями клумбы, цветника; показать их красоту; продолжить обучение распознаванию растений

Клумба, цветник

Знания: познакомятся с некоторыми декоративными растениями клумбы, цветника. Умения: научатся различать изученные растения клумбы, цветника. Навыки: использовать приобретённые знания для ухода за растениями

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности

13

Что это за листья?

(экскурсия)

1

Как различать листья наиболее распространённых пород деревьев? Цели: учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространённых пород деревьев

Черешок, листовая пластинка, форма листовой пластинки

Знания: познакомятся со строением листьев. Умения: научатся узнавать листья нескольких пород деревьев, используя сравнения. Навыки: правила поведения на природе

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

Ценностное отношение к природному миру

14

Что такое хвоинки? (Экскурсия.)

1

По каким признакам распознавать хвойные деревья?

Цели: познакомить с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам

Знания: познакомятся с группой хвойных деревьев, узнают их характерное отличие от лиственных деревьев. Умения: научатся наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание. Навыки: различать объекты неживой и живой природы

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

15

Что общего у разных растений?

1

Из каких частей состоят растения? Какова роль растений в природе и жизни людей? Цели: познакомить с частями растений; показать на примерах роль растений в природе и жизни человека

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, соцветие

Знания: познакомятся с ролью растений в природе и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части.

Умения: научатся их находить.

Навыки: различать объекты неживой и живой природы

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. Познавательные: развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

16

Кто такие насекомые?

1

Каково многообразие насекомых? Каковы важнейшие признаки их? Цели: познакомить с насекомыми, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе

Животные, их разнообразие. Насекомые, их отличия

Знания: усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. Умения: научатся приводить примеры насекомых. Навыки: повторят правила бережного отношения к природным объектам

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

17

Кто такие рыбы?

1

Каковы важнейшие признаки рыб? Каково их многообразие? Цели: познакомить с рыбами, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак рыб и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе

Среда

обитания,

виды рыб,

части тела

рыбы,

речная

рыба,

морская

рыба

Знания: усвоят, что рыбы - водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; узнают о разнообразии подводного мира. Умения: научатся приводить примеры видов речных и морских рыб. Навыки: отличать рыб от других видов животных

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: изучение видов рыб. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать собеседника

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

18.

 

Кто такие птицы?

1

Каковы важнейшие признаки птиц? Каково их многообразие? Цели: познакомить с птицами, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак птиц и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе

Воздушное пространство, части тела птицы, перелётные птицы, нелетающие птицы

Знания: усвоят, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц. Умения: научатся приводить примеры видов перелётных и зимующих птиц. Навыки: отличать птиц от других животных

Регулятивные: применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: отличие птиц от других видов животных. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание птицы по готовому плану. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам

19.

 

Кто такие звери? (экскурсия)

1

Каковы важнейшие признаки зверей? Каково их многообразие? Цели: познакомить со зверями, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак зверей и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе

Среда обитания, млекопитающие, части тела зверя, дикие и домашние звери, животные родного края

Знания: усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей.

Умения: научатся приводить примеры видов зверей.

Навыки: отличать зверей от других животных

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: самостоятельное составление плана описания животного. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщеннофиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой. Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам

20.

 

Что такое зоопарк? (Обобщение)

1

Для чего нужен зоопарк? Цели: познакомить детей с Московским зоопарком, показать многообразие и уникальность животных, содержащихся в неволе; вместе с детьми выяснить причины создания зоопарков; изучить правила безопасного поведения в зоопарке

Зоопарк, зоосад, вольер, полувольно, среда обитания, смотритель, редкие и исчезающие виды

Знания: усвоят, что зоопарк - это музей живой природы, в котором можно познакомиться с представителями животного мира нашей планеты, в котором содержатся в неволе или полувольно дикие животные, где изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. Умения: научатся правильному поведению в зоопарке при знакомстве с различными животными.

Навыки: различать животных различных видов

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: экскурсия в зоопарк. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из различных источников (книга, экскурсовод, личные знания) в разных формах; классифицировать по заданным критериям: одно семейство, редкие и исчезающие виды, среда обитания, географические места обитания и т. п.; устанавливать аналогии. Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам

21.

 

Что окружает нас дома?

1

Каковы правила безопасного пребывания дома? Цели: учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению, объяснить правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда, электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение

Знания: познакомятся с группами предметов домашнего обихода. Умения: научатся группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой.

Навыки: повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять плани последовательность действий при возникновении опасной ситуации. Познавательные: моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. Коммуникативные: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

22

 

Что умеет компьютер?

(Экскурсия в кабинет информатики)

1

Как компьютер помогает человеку? Цели: познакомить с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями; объяснить правила безопасной работы на компьютере

Персональный компьютер, информация, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер, звуковые колонки,

ДИСК,

флэшка

Знания: познакомятся с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями.

Умения: научатся правилам безопасной работы на компьютере. Навыки: повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

23

 

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Как правильно вести себя дома и на улице, чтобы ты был в безопасности? Цели: учить видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними; повторить правила перехода улицы

Опасность, опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход

Знание: узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов. Умение: научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами. Навыки: закрепят правила безопасного перехода улицы

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретныхжизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

24

 

Что мы знаем о своём городе, о своей стране?

1

С чего начинается Родина?

Цели: систематизировать знания о родной стране, о столице России - Москве, о своём городе; познакомить с флагом, гербом и гимном России; воспитывать чувство патриотизма

Россия, Родина, столица, Москва, Кремль, флаг, герб, гимн, президент, национальность, национальные русские костюмы

Знания: узнают о государственных символах России (флаге, гимне, гербе); о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. Умения: научатся отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой. Навыки: составлять текст по картинке

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

25

 

На что похожа наша планета?

1

Что вы знаете о нашей

планете?

Цели: познакомить

с формой и движением

Земли, с глобусом как

моделью Земли

Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь

Знания: узнают о форме Земли, познакомятся с глобусом. Умения: научатся различать на карте(глобусе) материки и моря, океаны.

Навыки: правильно формулировать свои высказывания

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник).

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика»

26

 

Куда текут реки?

1

Как отличить реку от моря?

Цели: расширять знания о реках и морях, о движении из реки в море; воспитывать бережное отношение к природным водоёмам

Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина, гидроэлектростанция

Знания: узнают, что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, познакомятся с речным и морским транспортом, гидроэлектростанцией.

Умения: научатся отличать реку от моря, речную воду от морской. Навыки: повторят правила безопасного поведения на водоёмах

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения

Осознание ответственности человека за общее благополучие, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере-гающего поведения

27.

 

Откуда в наш дом приходит вода ?

1

Как сделать, чтобы Злючка-Грязючка не поселилась в реке и не попала в наш дом? Цели: познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; показать процесс загрязнения и очистки воды; воспитывать бережное отношение к природным водоёмам

Водопровод, станция очистки воды, очистные сооружения, подземная вода, фильтр

Знания: проследят путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма.

Умения: научатся очищать воду с помощью фильтра.

Навыки: пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков). Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

28.

 

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Как нам помогает электричество? Цели: познакомить с тем, как электричество поступает в наш дом; учить собирать простейшую электрическую цепь; соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами

Электростанция, аккумулятор, батарея, электричество, электроприборы, электрическая цепь

Знания: узнают, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома. Умения: научатся собирать простейшую электрическую цепь. Навыки: безопасное пользование электроприборами

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий. Познавательные: строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях

29

 

Откуда берутся снег и лед?

1

Что такое снег и лёд? Цели: познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности

Снег, лёд, вода, состояния воды, свойства воды, твёрдые и жидкие вещества

Знания: узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда. Умения: научатся отличать снег ото льда по их свойствам. Навыки: оформлять творческие работы (рисунки)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

30

 

Как живут растения?

1

Каковы необходимые условия для жизни растений?

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширить представления детей о жизни растений; воспитывать бережное отношение к растениям

Части растений, свет, тепло, комнатные растения

Знания: узнают общие условия, необходимые для жизни растений. Умения: научатся грамотно строить свои высказывания. Навыки: соблюдать правила ухода за комнатными растениями

Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

31

Как живут растения?

(закрепление)

1

Каковы необходимые условия для жизни растений?

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширить представления детей о жизни растений; воспитывать бережное отношение к растениям

Части растений, свет, тепло, комнатные растения

Знания: узнают общие условия, необходимые для жизни растений. Умения: научатся грамотно строить свои высказывания. Навыки: соблюдать правила ухода за комнатными растениями

Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

взаимодействия; строить монологическое высказывание

32

Как живут животные?

1

Каковы необходимые условия для жизни животных?

Цели: познакомить с условиями жизни животных; расширять представления о жизни животных и птиц; воспитывать бережное отношение к животным

Жилища животных, детёныши животных, части тела животных, среда обитания

Знания: познакомятся с условиями жизни животных.

Умения: научатся правильно называть детёнышей животных. Навыки: определять среду обитания животного по его внешнему виду

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»). Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»

33

Как зимой помочь птицам?

1

Как зимой помочь птицам?

Цели: познакомить с зимующими птицами, учить различать их, раскрыть важность заботы о птицах зимой; учить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц

Синица, поползень, снегирь, воробей, свиристель, зимующие птицы, кормушка, корм

Знания: научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц.

Умения: научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц. Навыки: повторят правила бережного отношения к окружающей среде

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: изготовление кормушки. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика»

34

Как путешествует письмо?

1

Как поделиться информацией с другом, живущим в другом городе, другой стране? Цели: познакомить с работой почты, видами

Письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты,

Знания: усвоят этапы путешествия письма. Умения: научатся правильно подписывать конверт.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий: этапы «путешествия» письма, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетические

почтовых отправлений, раскрыть роль почтовой связи в жизни людей

почтовые марки, почтовый ящик

Навыки: закрепят умение оформлять поздравительную открытку

(подписывание конверта). Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач (виды почтовых отправлений), сравнивать.

Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

потребности, ценности и чувства

35

Откуда берутся шоколад, изюм, мёд?

1

Откуда берутся шоколад, изюм, мёд?

Цели: познакомить детей с производством хорошо известных им сладостей (шоколад, изюм, мед), показать их природное происхождение

Шоколад, изюм, мёд, какао-бобы, кондитерская фабрика, кондитер, улей, соты, пчеловод

Знания: усвоить, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм - благодаря винограду, а мед - благодаря цветкам и пчелам. Умения: научатся распознавать различные виды шоколада (по внешнему виду и вкусу). Навыки: основы правильного питания

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (экскурсия на кондитерскую фабрику), предвосхищать результат.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из различных источников (энциклопедия, доклад, видеоматериалы); оценивать информацию, классифицировать по заданным критериям. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

36

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Как сделать так, чтобы было меньше мусора? Цели: сформировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора; убедить учащихся в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении; обеспечить элементарный

Бытовой мусор, мусорные контейнеры, мусо-роперера-батыва-ющий завод, вторичное сырьё

Знания: усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. Умения: научатся сортировать мусор из разного материала. Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе,

на природе, в школе

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач:

экологически сообразные правила поведения в природе. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,

здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

опыт анализа учащимися экологической проблемы, ориентации в экологически значимой ситуа-' ции

37

Откуда в снежках грязь?

1

Как сделать Землю чище? Цели: познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений; учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; продолжать обучение практическому исследованию природных объектов

Окружающая среда, загрязнения, очистка фильтром, очистные сооружения

Знания: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений. Умения: научатся использовать различные фильтры.

Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, моделировать. Коммуникативные: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, не-расточйтель-ного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

38

Когда придёт суббота?

1

Откуда и куда бежит время?

Цели: формировать представления о времени и его составляющих - настоящем, прошлом и будущем; познакомить с днями недели, учить

Дни недели, их последовательность, рабочие и выходные дни,

Знания: усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. Умения: научатся определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

ориентироваться в их последовательности

прошлое, настоящее, будущее

Навыки: знать по порядку все дни недели

Познавательные: оценивать информацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». Коммуникативные: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

39

Когда наступит лето?

1

Как определить, какое сейчас время года? Цели: формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года

Времена года, месяцы

Знания: усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. Умения: научатся узнавать время года по характерным признакам. Навыки: творческое оформление ответа (рисунок, стишок и т. п.)

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать аналогии: старорусские названия месяцев. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика»

40

Где живут белые медведи?

1

Могут ли белые медведи охотиться на пингвинов? Цели: формировать представления о разнообразии природы Земли, познакомить детей с холодными районами планеты, показать связь между природными условиями и животным миром; учить

элементарным приемам работы с глобусом

Северный и Южный полюс, обитатели полюсов, Арктика, Антарктида

Знания: усвоят, что на Земле есть очень холодные районы -Северный Ледовитый океан и Антарктида. Умения: научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

Навыки: находить отличия двух похожих объектов

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

в соответствии с темой урока. Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,

нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения

41

Где живут слоны?

1

Как отличить саванну и тропический лес от холодных районов Земли? Цели: продолжить формирование представлений о разнообразии природы Земли, познакомить с жаркими районами планеты, показать связь между природными условиями и животным миром; учить элементарным приемам работы с глобусом

Саванна, тропический лес, экватор

Знания: усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. Умения: научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Навыки: элементарные приемы работы с глобусом

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения

42

Где зимуют птицы?

1

Куда птицы исчезают зимой?

Цели: закрепить и расширить знания о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых

Перелётные, оседлые птицы

Знания: усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края.

Умения: научатся приводить примеры птиц каждой группы. Навыки: бережное отношение к животному миру

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

43

Когда появилась одежда?

1

Для чего люди придумали одежду?

Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды; показать, что с помощью одежды человек может проявлять уважение к себе и окружающим; учить внимательно относиться к своей одежде

Виды одежды, доспехи, ткань, кожа, материал, назначение одежды (деловая, спортивная и т. п.)

Знания: усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. Умения: научатся подбирать одежду по размеру. Навыки: внимательно относиться к своей одежде

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды). Познавательные: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

44

Когда изобрели велосипед?

1

           

Как устроен велосипед? Цели: уточнять знания об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием велосипедов; учить правилам безопасной езды на велосипеде

Устройство велосипеда, название деталей (частей)

Знания: усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки

Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное

велосипеда

«Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Умения: научатся называть и показывать части велосипеда. Навыки: повторить правила безопасной езды на велосипеде

для велосипедистов). Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника

отношение к иному мнению

45

Когда ты станешь взрослым?

1

Каким бы вы хотели видеть окружающий мир в будущем? Как нам нужно себя вести, чтобы он таким стал? Цели: развивать представления о времени, об изменениях, происходящих с человеком и окружающим миром; познакомить с некоторыми профессиями; учить устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира, задумываться об экологических последствиях собственных поступков

Возраст, профессия

Знания: усвоят, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира. Умения: определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.).

Навыки: бережное отношение к окружающему миру

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального.

Познавательные: осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие

46

Почему солнце светит днём, звёзды ночью?

1

Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?

Цели: формировать представления о звездах и Солнце, показать, что Солнце - ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва; развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; учить распознавать природные объекты

Звезда, Солнце, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь, созвездие

Знания: усвоят, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце -ближайшая к Земле звезда.

Умения: научатся узнавать созвездие Льва. Навыки: правильная, аккуратная работа с пластилином

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином).

Познавательные: моделировать, т. е. вьщелять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

47

Почему  Луна бывает разной?

Как люди изучают Луну? Цели: формировать представления о Луне как естественном спутнике Земли, о способах изучения Луны учеными, обеспечить опыт объяснения природных явлений

Луна, естественный и искусственный спутник, отражение света, луноход, телескоп, поверхность Луны, форма Луны

Знания: усвоят, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди. Умения: научатся объяснять изменения формы Луны. Навыки: правильная, аккуратная работа с пластилином

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля - Луна); осуществлять сбор информации из всех доступных источников.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы,

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир

необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

48

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Почему идет дождь и дует ветер? Кто из вас, ребята, может это объяснить?

Цели: расширить и уточнить представления о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для человека, растений, животных; объяснить причины их возникновения

Дождь, ветер, капли, облака, туча, воздух, колебания воздуха, движения воздуха

Знания: научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра.

Умения: научатся различать виды дождя и ветра.

Навыки: выбирать одежду по погоде

Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль

Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

49

Почему звенит звонок?

1

Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рев быка?

Цели: формировать первоначальные представления о звуке, его возникновении и распространении, показать разнообразие звуков окружающего мира, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений

Звук, тишина, шум, эхо

Знания: усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.

Умения: использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов.

Навыки: соблюдать правила гигиены

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука).

Познавательные: осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие

50

Почему радуга разноцветная?

1

Почему солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная? Цели: формировать первоначальные

Радуга, цвета радуги, распад на цвета, спектр

Знания: усвоят, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад. Познавательные: выбирать

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,

представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений

на разноцветные лучики. Умения: научатся воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу-подсказку.

Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

наиболее эффективные способы решения задач по исследованию и объяснению природных явлений (радуга); обработка информации, полученной в процессе исследования.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы

мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

51

Почему их так назвали?

1

Откуда произошли названия некоторых растений, грибов, насекомых? Цели: показать, как интересно и важно знать названия природных объектов, раскрыть связь между названиями ряда растений, грибов, животных и их особенностями

Мухомор, подорожник, медуница, недотрога, жук-олень, жук-носорог

Знания: научатся объяснять названия некоторых растений, грибов, животных. Умения: узнавать несколько изученных природных объектов. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: разбор конкретных названий животных и растений. Познавательные: осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников).

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения

52

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

1

Как сохранить приятные воспоминания о прогулке по цветущему лугу? Цели: познакомить с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить

Луговые цветы, бабочки, правила поведения

Знания: познакомятся с представителями сообщества «луг». Умения: узнают изученные природные объекты; сумеют объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,

опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм

беззащитные живые существа и исчезает красота природы). Навыки: правила поведения на природе

нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

53

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

Как услышать лесные голоса?

Цели: учить слушать звуки природы; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки»

Лесные голоса, тишина, правила поведения

Знания: познакомятся с голосами лесных жителей.

Умения: научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше). Навыки: правила поведения на природе

Регулятивные: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу). Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере-гающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

54

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Цели: систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой

Овощи, фрукты, витамины

Знания: усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

Умения: научатся приводить примеры овощей и фруктов.

Навыки: правила мытья фруктов и овощей перед едой

Регулятивные: предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни). Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека). Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

55

Почему надо чистить зубы и мыть руки?

1

Как оставаться здоровым?

Цели: осознать необходимость гигиенических процедур - чистки зубов и мытья рук; учить правильно чистить зубы и мыть руки

Зубная

паста,

зубная

щётка,

мыло,

гигиена

Знания: усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются. Умения: научатся правильно чистить зубы и мыть руки. Навыки: закрепят правила сохранения и укрепления здоровья

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок-(правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Здоровьесбе-регающее поведение, установка на здоровый образ жизни

56

Зачем мы спим ночью?

1

Как правильно готовиться ко сну? Все ли люди спят ночью?

Цели: помочь понять значение сна в жизни человека, совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну, показать, что спят не только люди, но и животные, познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью

Сон, ночной от-   . дых, ночные животные, ночные дежурства

Знания: усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Умения: научатся правильно вести себя перед сном. Навыки: закрепят правила сохранения и укрепления здоровья

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Здоровьесбе-регающее поведение, установка на здоровый образ жизни

57

Зачем строят корабли?

1

Почему корабль не тонет?

Цели: познакомить детей с назначением и устройством кораблей, со спасательными средствами на корабле

Виды кораблей, устройство корабля

Зияния: познакомятся с основными группами судов.

Умения: научатся различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля).

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

58

Зачем нужны автомобили?

1

Как автомобиль помогает людям?

Цели: познакомить с назначением и устройством

Виды автомобилей, устройство

Знания: научатся объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня

Регулятивные: использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

автомобилей; сформировать представления о прошлом и будущем автомобильной техники

автомобиля

безопасности. Умения: научатся различать по внешнего виду основные группы автомобилей. Навыки: запомнить, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

59

Почему поезда такие длинные?

1

Для чего нужны поезда? Цели: познакомить с назначением и устройством поездов и железных дорог; учить классифицировать объекты техники по их назначению

Железная дорога, метро, пассажирский поезд, товарный поезд

Знания: усвоят различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро. Умения: научатся соблюдать правила поведения вблизи железной дороги.

Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат.

Познавательные: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

60

Зачем нужны самолёты?

1

Зачем нужны самолеты? Цели: познакомить с назначением и устройством самолетов, учить находить связь между назначением техники и ее устройством

Воздушный транспорт, виды самолётов, устройство самолёта

Знания: познакомятся с устройством самолёта. Умения: научатся классифицировать самолеты по их назначению. Навыки: уметь использовать приобретённые

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт).

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев

знания для удовлетворения познавательных интересов

(назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

успешности учебной деятельности

61

Зачем летают в космос?

1

Зачем космонавты летают в космос? Зачем в космос запускают спутники? Цели: систематизировать и расширить элементарные представления о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; продолжать обучение работе в группах (бригадах)

Искусственные спутники Земли, космонавт, ракета, космическая научно-исследовательская станция

Знания: запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Умения: научатся различать естественный и искусственные спутники Земли. Навыки: уметь работать в группах

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

62

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Почему нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле? Цели: формировать первоначальные представления об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом», повторить и обобщить экологический материал курса, продолжить

Экология, эколог, цепи питания, «Зелёный дом»

Знания: усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли. Умения: повторят правила поведения на природе.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы); ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости). Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-

обучение работе в группах (бригадах)

Навыки: уметь работать в группах

для решения задач (плакаты экологической направленности); осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

63

Как мы находили ответы на свои вопросы? (Обобщение изученного.)

1

Как изменился за год наш учебник? Цели: обобщить представления о способах познания окружающего мира, источниках информации о нем

Окружающий мир

Знания: обобщат полученные за год знания. Умения: научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог

Внутренняя позиция ученика на основе положительно-го,отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 ФГОС Школа России Плешаков

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...

Рабочая программа по окружающему миру (А.Плешаков) ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Человек. Природа. Общество) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 3 (специального) коррекционного  класса 7 вида ...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. Программа Школа России. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...